Темы статей
Выбрать темы

Недостача при приеме товаров: что делать

Влада КАРПОВА, налоговый эксперт, канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)
На практике нередко встречаются ситуации, когда при приеме товаров от поставщика покупатель выявляет недостачу. А в нынешних «неспокойных» условиях такие случаи участились. Сегодня мы расскажем о том, что следует делать при выявлении такого факта.

Правовые аспекты

Согласно ч. 1 ст. 670 ГКУ, если продавец передал покупателю меньшее количество товара, чем это установлено договором купли-продажи, покупатель имеет право:

- требовать передачи недостающего количества товара или

- отказаться от передачи товара и его оплаты,

- если товар оплачен — требовать возврата уплаченной за него денежной суммы.

Но не все претензии сводятся к поставщику, поскольку обычно в перевозке товара участвуют три стороны: продавец (поставщик), перевозчик и покупатель (ч. 2 ст. 306 ХКУ), что влияет на ответственность сторон.

Перевозка груза осуществляется по договору перевозки (ч. 1 ст. 908 ГКУ), в соответствии с которым одна сторона (перевозчик) обязуется доставить доверенный ей второй стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, которое имеет право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ч. 1 ст. 909 ГКУ).

Внимание: договор перевозки груза заключается в письменной форме (ч. 2 ст. 909 ГКУ). В то же время отдельного договора перевозки может и не быть, поскольку согласно ч. 3 ст. 909 ГКУ и ч. 2
ст. 307 ХКУ
заключение такого договора подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или другого документа, установленного транспортными кодексами (уставами)).

Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю, если не докажет, что потеря, недостача, порча или повреждение груза случились в результате обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ч. 1 ст. 924 ГКУ, ч. 1 ст. 314 ХКУ). При этом перевозчик несет ответственность в размере фактического ущерба, если не докажет, что это случилось не по его вине (ч. 2 ст. 924 ГКУ).

Согласно ч. 3 ст. 314 ХКУ за ущерб, причиненный при перевозке груза, перевозчик отвечает:

- в случае потери или недостачи груза — в размере стоимости груза, который потерян или которого не хватает;

- в случае повреждения груза — в размере суммы, на которую уменьшилась его стоимость.

По нормам ч. 1 ст. 925 ГКУ до предъявления перевозчику иска, который следует из договора перевозки груза, возможно (но не обязательно!) предъявить ему претензию в порядке, установленном законом, транспортными кодексами (уставами).

Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или получателем груза в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию или неполучения от перевозчика ответа в месячный срок (ч. 2 ст. 925 ГКУ).

Важно: по общим правилам право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено договором или законом (ч. 1 ст. 334 ГКУ). При этом передачей имущества считается вручение его приобретателю или перевозчику для отправки приобретателю имущества, а к передаче имущества приравнивается вручение коносамента или другого товарно-распорядительного документа на имущество (ч. 1 ст. 334 ГКУ).

На эту же дату к покупателю переходит, как правило, и риск случайного уничтожения или случайного повреждения товара (ст. 668 ГКУ), хотя здесь могут быть разные варианты, которые оговариваются правилами Инкотермс.

Итак, по общим правилам с момента передачи товара перевозчику поставщик не несет ответственности за недостачу товара, она возлагается на перевозчика. Причем доставленный товар (если договором не предусмотрено иное) является собственностью покупателя с момента передачи его перевозчику.

Поэтому иск о взыскании убытков с перевозчика вследствие недостачи товара подает именно покупатель, хотя договор перевозки заключает поставщик. Об этом говорится в ст. 130 Устава железных дорог и в <ст. 160 Устава автотранспорта.

Учтите: в соответствии с ч. 3 ст. 925 ГКУ к требованиям, которые следуют из договора перевозки груза, применяется исковая давность в один год с момента, который определяется в соответствии с транспортными кодексами (уставами).

Однако в ч. 5 ст. 315 ХКУ предусмотрен иной срок, а именно: шестимесячный. Этот же срок для предъявления претензии к перевозчику установлен и в ст. 165 Устава автотранспорта, ст. 134, 136 Устава железных дорог.

Документальное оформление

Общие правила документального оформления факта недостачи полученного товара изложены в Инструкции № П-6, которая действует и сейчас*.

* Это неоднократно подтверждали официальные органы (см., в частности, письма ВАСУ от 18.01.01 г. № 05-3/48, Минэкономики Украины от 11.10.05 г. № 81-16/71, от 17.11.06 г. № 91-22/389).

В соответствии с п. 16 Инструкции № П-6, если при приемке продукции будет обнаружена недостача, получатель обязан приостановить дальнейшую приемку, обеспечить сохранность продукции, а также принять меры к предотвращению ее смешения с другой однородной продукцией. О выявленной недостаче продукции составляют акт за подписями лиц, производивших приемку продукции.

Далее вызывают представителя поставщика. Если при приемке продукции с участием представителя поставщика будет выявлена недостача продукции против данных, указанных в транспортных и сопроводительных документах (счете-фактуре, спецификации, описи, в упаковочных ярлыках и др.), результаты приемки продукции по количеству оформляют актом. Акт должен быть составлен в тот же день, когда недостача выявлена. Обязательные реквизиты такого акта перечислены в п. 25 Инструкции № П-6.

Акт приемки продукции утверждает руководитель или заместитель руководителя предприятия-получателя не позднее чем на следующий день после его составления ( п. 26 Инструкции № П-6).

Нюанс: для оформления взаимоотношений по выявленной недостаче с целью предъявления претензии к перевозчику оформляют также специальные документы.

Применительно к железнодорожным перевозкам в таких случаях составляют коммерческий акт по форме ГУ-22 ( приложение 1к Правилам № 334).

Коммерческие акты оформляют в трех экземплярах и заполняют на пишущей машинке или чернилами четко, без любых исправлений. На каждом акте проставляют штемпель станции. Второй экземпляр акта выдают получателю по его требованию ( п. 8 Правил № 334).

Важная деталь: в тех случаях, когда разница в массе груза, определенной на станции отправления, в сравнении с массой, которая оказалась на станции назначения, не превышает нормы естественной потери массы груза и предельного расхождения определения его массы нетто, коммерческий акт не составляют, а оформление выдачи груза осуществляют в порядке, предусмотренном Правилами № 644. В п. 27 названных Правил приведены нормы отклонений от массы, при которых груз считается доставленным без потери.

О выдаче груза, который прибыл на станцию назначения в исправном вагоне без признаков потери и выдан без проверки железной дорогой в порядке ст. 52 Устава железных дорог, станция по требованию получателя обязана сделать в накладной соответствующую отметку, содержание которой определено п. 31 Правил № 644. Если такой отметки не будет, грузополучатель не сможет предъявить претензию железной дороге (п. 4 Информационного письма ВХСУ от 02.02.10 г. № 01-08/71).

При автомобильных перевозках в случае порчи или повреждения груза, а также в случае расхождений между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) оформляют акт по форме, приведенной в приложении 4 к Правилам № 363.

В соответствии с п. 13.5 Правил № 363 при определении количества груза с помощью взвешивания перевозчик не несет материальной ответственности в случаях расхождения между массой груза, которая указана в товарно-транспортных документах, и фактической массой груза, если разница массы не превышает:

а) соответствующих нормативов естественных потерь массы груза, определенных в соответствии с действующим законодательством**;

б) технических норм точности весов.

** Документы, которыми установлены нормы естественной убыли (потерь), в частности, упоминались в письмах Минэкономики Украины от 19.10.2000 г. № 55-25/324, от 19.09.03 г. № 83-22/605, от 27.09.07 г. № 58-24/222.

Поэтому при выявлении недостачи в пределах норм естественной убыли претензии к поставщику и перевозчику не предъявляют, и покупатель может оформить самостоятельно акт наличия расхождений, выявленных при приемке товаров в произвольной форме. Для этих целей можно использовать Акт о приеме материалов (форма № М-7)*.

* Приказ Министерства статистики Украины от 21.06.96 г. № 193.

Порядок действий покупателя

Итак, после выявления недостачи товара стороны составляют соответствующий документ, подтверждающий этот факт.

Далее действия покупателя зависят от того, соглашается ли продавец (перевозчик) компенсировать недостачу товара сверх норм естественной убыли.

В самом благоприятном варианте для покупателя виновная сторона соглашается урегулировать эти вопросы в добровольном порядке.

Если недостачу компенсирует поставщик, то он может допоставить недостающий товар или же возвратить оплату за недопоставленный товар. Тогда все просто — допоставленные товары приходуют в обычном порядке в счет погашения задолженности поставщика за недопоставленный товар. А на возвращенную сумму уменьшают задолженность поставщика за недопоставленный товар.

В ситуации, когда убытки возмещает перевозчик, покупатель отражает факт получения компенсации понесенных убытков от перевозчика.

Если виновная сторона отказывается компенсировать выявленную недостачу покупателю, ему остается обращаться за отстаиванием своих интересов в суд. Судебная практика свидетельствует о том, что обычно такие дела для покупателя решаются положительно (см., к примеру, решения Хозяйственного суда Запорожской области от 13.05.15 г. по делу № 908/1658/15-г**, Хозяйственного суда Днепропетровской области от 06.07.15 г. по делу № 904/3873/15***).

** http://reyestr.court.gov.ua/Review/44211791.

*** http://reyestr.court.gov.ua/Review/46180842.

В ситуации, когда никто не компенсирует выявленную недостачу, она представляет собой убыток покупателя и включается в его расходы.

Отражаем недостачу в учете

Недостача в пределах норм естественной убыли. В соответствии с п. 5.7 Методрекомендаций № 2 недостачи и потери запасов в пределах установленных норм естественной убыли во время транспортировки относятся на увеличение первоначальной стоимости оприходованных запасов такого наименования, группы, видов.

Иными словами, на сумму такой недостачи увеличивают первоначальную стоимость тех товаров, которые были фактически получены.

В учете по налогу на прибыль никаких корректировок в связи с выявленной недостачей делать не нужно, поскольку это не предусмотрено нормами НКУ.

Применительно к учету по НДС следует исходить из того, что итоговая стоимость приобретенных товаров остается прежней (просто уменьшается количество товара с одновременным увеличением его цены), поэтому начислять налоговые обязательства при таком оприходовании не нужно.

Поскольку поставщик не задействован в приеме товаров, принятых с недостачей в пределах норм естественной убыли, то оформлять расчет корректировки к ранее выписанной налоговой накладной он не обязан. Нет оснований для оформления такой корректировки и покупателем, поскольку она не предусмотрена в ст. 192 НКУ.

Вместе с тем покупателю в таких случаях желательно оформить бухгалтерскую справку, в которой будут поясняться причины отклонений стоимости и количества товаров, указанных в налоговой накладной, от первоначальной стоимости и количества оприходованных товаров. К такой бухсправке нужно приложить соответствующий акт.

Пример 1. Покупатель получил от поставщика стеклянную посуду украинского производства, перевезенную автотранспортом в количестве 100 ед. на сумму 12000 грн. (в том числе НДС 2000 грн.). При приеме товара был выявлен бой в размере
1 ед. на сумму 120 грн. (в том числе НДС
20 грн.). Норма естественной убыли при транспортировке такой посуды составляет 1,5 % от стоимости партии товара**** (180 грн. = 12000 грн. х 1,5 %).

**** См. приказ Министерства торговли СССР от 04.01.88 г. № 2, а также письмо Минэкономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 19.09.03 г. № 83-22/605.

Операции отразим в учете так, как показано в табл. 1 (см. с. 15).

Таблица 1. Учет выявленной недостачи в пределах норм естественной убыли

Хозяйственная операция

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

дебет

кредит

1. Перечислена предварительная оплата поставщику за посуду

371

311

12000,00

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641/НДС

644

2000,00

3. Оприходована посуда от поставщика (1)

281

631

10000,00

4. Отражен НДС

644

631

2000,00

5. Осуществлен взаимозачет задолженностей

631

371

12000,00

(1) Посуда приходуется в количестве 99 шт., себестоимость 1 шт. составляет: 10000 грн. : 99 ед = 101,01 грн. без НДС.

Сверхнормативная недостача товаров. В соответствии с п. 14 П(С)БУ 9 «Запасы» и п. 2.3 Методрекомендаций № 2 сверхнормативные потери и недостачи запасов не включаются в первоначальную стоимость запасов и относятся к расходам того периода, в котором они были осуществлены (установлены).

Если на сумму таких потерь предъявляется претензия к поставщику или перевозчику, это отражается корреспонденцией с дебетом субсчета 374 «Расчеты по претензиям».

Если лицо удовлетворяет претензию, делаются соответствующие корреспонденции с кредитом субсчета 374.

В ситуации, когда есть основания считать, что претензия не будет удовлетворена и возмещение убытков не состоится, их сумму включают в расходы и списывают на субсчет 944 «Сомнительные и безнадежные долги».

Если же претензия не будет предъявлена, сумму недостачи списывают на субсчет 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (см. п. 5.7 Методрекомендаций № 2).

В учете по налогу на прибыль указанные операции отражают по бухгалтерским правилам и никаких корректировок не делают.

В учете по НДС покупатель на общих основаниях показывает налоговый кредит исходя из общей стоимости товаров, указанной в налоговой накладной ( пп. 198.1 — 198.3 НКУ).

Далее в периоде выявления недостачи покупатель обязан начислить налоговые обязательства по НДС, поскольку приобретенные товары не будут использованы в его хозяйственной деятельности на основании абз. «г» п. 198.5 НКУ. Об этом говорится и в письме ГФСУ от 09.07.15 г. № 24876/7/99-99-19-03-02-17.

Исключение составляет случай, когда недостача произошла по вине поставщика, товары были ранее оплачены (на эту дату возник налоговый кредит по НДС) и есть уверенность в том, что поставщик допоставит товар. Тогда начислять налоговые обязательства на основании абз. «г» п. 198.5 НКУ, по нашему мнению, не нужно, поскольку допоставленные товары будут использоваться в облагаемых НДС операциях.

А вот если предоплаты не было, то покупатель (в случае признания вины поставщиком) должен оформить расчет корректировки к оформленной на дату поставки налоговой накладной, в котором уменьшить сумму налоговых обязательств. Тогда в периоде допоставки товара поставщик оформляет новую налоговую накладную (на допоставленную часть).

Пример 2. Покупатель получил от поставщика стеклянную посуду украинского производства, перевезенную автотранспортом, в количестве 100 ед. на сумму 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн.). При приеме товара был выявлен бой в размере
10 ед. на сумму 1200 грн. (в том числе НДС — 200 грн.). Норма естественной убыли при транспортировке такой посуды составляет 1,5 % от стоимости партии товара (180 грн.= 12000 грн. х 1,5 :

: 100). В эту норму «вписывается» только 1 ед. посуды на сумму 120 грн. с НДС.

При этом выяснилось, что в бое посуды виноваты:

1) поставщик, который допустил нарушения в упаковке
товара (покупатель предъявил претензию и она была удовлетворена);

2) перевозчик (покупатель предъявил претензию и она не была удовлетворена). Иск в суд покупатель не предъявляет.

Операции будут учтены следующим образом (см. табл. 2 на с.16).

Таблица 2. Учет выявленной сверхнормативной недостачи

Хозяйственная операция

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

дебет

кредит

Вариант 1. Претензия предъявляется поставщику

1. Оприходована посуда от поставщика (1)

281

631

9100,00

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641/НДС

631

1820,00(2)

3. Предъявлена претензия поставщику в части сверхнормативного боя посуды

374

631

1080,00

4. Поставщик допоставил посуду

281

374

900,00

5. Отражен налоговый кредит по НДС

641/НДС

374

180,00

6. Осуществлена оплата за посуду поставщику

631

311

12000,00

Вариант 2. Претензия предъявляется перевозчику

1. Оприходована посуда от поставщика(1)

281

631

9100,00

2. Отражен налоговый кредит по НДС (на основании налоговой накладной)

641/НДС

631

2000,00

3. Начислены налоговые обязательства по НДС исходя из стоимости недопоставленной продукции

949

641/НДС

180,00(3)

4. Осуществлена оплата за посуду поставщику

631

311

12000,00

5. Предъявлена претензия перевозчику в части сверхнормативного боя посуды

374

685

1080,00

6. Осуществлен зачет задолженности (задолженность за недопоставленный товар перенесена на перевозчика)

685

631

900,00

7. Отражены доходы в части суммы НДС, относящейся к недопоставленному товару, которую пришлось включить в расходы, и предъявленной к возмещению перевозчиком

685

719

180,00

8. Получен отказ в удовлетворении претензии

944

374

1080,00

(1) Посуду приходуем в количестве 90 шт., себестоимость 1 шт. составляет: (10000 грн. - (1200 грн. - 120 грн. ) / 1,2) : 90 ед = 101,11 грн. без НДС.

(2) Покупатель получил налоговую накладную на сумму 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн.). Но после выявления факта недостачи продавец оформил расчет корректировки к налоговой накладной на сумму 120 грн. х 9 ед. = 1080 грн. с НДС (в том числе НДС — 180 грн.), а зарегистрировал его в Едином реестре налоговых накладных покупатель. Эти суммы НДС в бухучете «сворачиваем»,
а в НДС-декларации показываем «развернуто» (в стр. 10.1.1 и 16.1).

(3) Определяем так: 120 грн. х 9 ед : 6 = 180 грн.

Выводы

  • С момента передачи товара перевозчику поставщик не несет ответственности за недостачу товара.
  • Выявленная недостача товара фиксируется в акте соответствующей формы.
  • На сумму недостачи в пределах норм естественной убыли (потерь) увеличивают первоначальную стоимость тех товаров, которые были фактически получены.
  • Сверхнормативные потери и недостачи запасов не включают в первоначальную стоимость запасов и относят к расходам того периода, в котором они были осуществлены (установлены).
  • В периоде выявления недостачи покупатель обязан начислить налоговые обязательства по НДС, поскольку недополученные товары не будут использованы в его хозяйственной деятельности.

Документы статьи

Инструкция № П-6 — Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденная постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.65 г. № П-6.

Правила № 334 — Правила составления актов (статья 129 устава), утвержденные приказом Минтранса Украины от 28.05.02 г. № 334.

Правила № 363 — Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса Украины от 14.10.97 г. № 363.

Правила № 644 — Правила выдачи грузов, утвержденные приказом Минтранса Украины от 21.11.2000 г. № 644.

Устав железных дорог — Устав железных дорог Украины, утвержденный постановлением КМУ от 06.04.98 г. № 457.

Устав автотранспорта — Устав автомобильного транспорта УССР, утвержденный постановлением Совета Министров УССР от 27.06.69 г. № 401.

Методрекомендации № 2 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов, утвержденные приказом Минфина Украины от 10.01.07 г. № 2.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше