После того, как ГФСУ в своем письме от 17.01.17 г. № 1005/7/99-99-14-03-03-17// «БН», 2017, № 5, с. 7 рассказала о том, кто будет проводить проверки, кого будут проверять, а также о нюансах внеплановых проверок в 2017 году, пришло время уделить внимание и другим «проверочным» нюансам.
Сроки давности для проверок. В комментируемом письме налоговики первым делом обратили внимание на сроки давности при организации и проведении документальных проверок.
Так, начиная с 01.01.17 г. на период, который может быть охвачен проверкой, распространяются сроки давности, предусмотренные п. 102.1 НКУ*. То есть те самые 1095 дней (2555 дней — при проведении проверки контролируемой операции в соответствии со ст. 39 НКУ), которые следуют:
* Ранее в этой норме ограничивался срок доначисления налоговых обязательств. То есть формально налоговики могли провести проверку, но без доначисления налогов.
• либо за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации — если такая декларация была подана вовремя;
• либо за днем фактической подачи налоговой декларации — если таковая подана позднее;
• либо за днем предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом.
Причем, уже при составлении приказа о проведении документальной проверки и определении периода ее проведения налоговикам придется учитывать ограничения, установленные п. 102.1 НКУ.
То есть, в целях соблюдения сроков давности, предусмотренных ст. 102 НКУ, период, который может быть охвачен проверкой, теперь исчисляется с учетом даты начала проверки, указанной в приказе о проведении проверки.
«Уточняющие» нюансы. При подаче уточняющего расчета к налоговой декларации ситуация немного меняется.
Дело в том, что с момента подачи уточняющего расчета к налоговой декларации начинают отсчитываться те «заветные» 1095 дней, в течение которых контролеры могут провести проверку уточняемой декларации.
А это приводит к неприятным результатам. Так, если налогоплательщик подаст уточняющий расчет к налоговой декларации через 2 года после ее подачи, то налоговики получат возможность проверить такую декларацию в течение 5 лет (2 года + 1095 дней). Такое право дает им абзац второй п. 102.1 НКУ.
Внимание! Если в течение указанного срока налоговики не определят сумму налоговых обязательств, налогоплательщик считается свободным от такого денежного обязательства (в том числе от начисленной пени), а спор относительно такой декларации и/или налогового уведомления не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.
Исключения из правил. К сожалению, как и в любом правиле, в п. 102.1 НКУ есть исключения. И о них контролеры не преминули напомнить в комментируемом письме.
Обратите внимание: денежное обязательство может быть начислено без соблюдения срока давности, определенного в п. 102.1 НКУ, в случаях:
• когда имеются обстоятельства, предусмотренные п. 102.2 НКУ (плательщик не подал налоговую декларацию за период, в течение которого возникло налоговое обязательство, либо должностное лицо плательщика или сам плательщик осужден за уклонение от уплаты такого денежного обязательства);
• проверки соблюдения законодательства по вопросам уплаты ЕСВ ( часть шестнадцатая ст. 25 Закона о ЕСВ);
• проверок, проводимых в соответствии с судебными решениями суда (следственного судьи) о назначении проверки, вынесенными ими по уголовным делам (за период, указанный в решении).
А если декларация не предусмотрена? При проведении налоговых проверок в случаях, когда НКУ не предусмотрено представление декларации (например, при уплате физлицами налога на недвижимость или земналога), применение сроков давности должно осуществляться также с учетом срока давности (1095 дней).