Темы статей
Выбрать темы

Госслужащий стал работником обслуживающего персонала: послесловие о дополнительном отпуске за госстаж

Елена УСЕНКО, главный специалист сектора режимов труда, отдыха и норм труда Департамента заработной платы и условий труда
На основании новой нормативной базы в сфере госслужбы некоторые должности госслужбы нашего госоргана перешли в категорию должностей обслуживающего персонала. Такие работники уведомлены об изменении существенных условий труда за два месяца. Теряют ли они право на дополнительный отпуск за стаж госслужбы? Войдет ли указанный двухмесячный срок предупреждения в стаж госслужбы, который учитывают при определении права на дополнительный отпуск за госстаж и его продолжительности? Если госслужащий не воспользуется своим правом на этот отпуск в период работы на должности госслужбы, то «сгорят» ли дни дополнительного отпуска за стаж? Отличается ли в этой ситуации определение права на ежегодный основной отпуск от определения права на ежегодный дополнительный отпуск за стаж госслужбы? (вопрос из электронной почты редакции: ot@id.factor.ua)

С 01.05.2016 г. введен новый механизм предоставления ежегодных дополнительных отпусков за стаж госслужбы. О нем идет речь в ст. 58 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон № 889) и в Порядке предоставления государственным служащим дополнительных оплачиваемых отпусков, утвержденном постановлением КМУ от 06.04.2016 г. № 270. Так, при наличии стажа госслужбы более 5 лет продолжительность ежегодного дополнительного отпуска для госслужащего составляет 1 календарный день. Далее за каждый год госслужбы ему добавляется еще по одному дню, пока продолжительность ежегодного дополнительного отпуска достигнет максимума 15 календарных дней*.

* Также читайте статью специалиста Минсоцполитики «Продолжительность дополнительного отпуска за стаж госслужбы: изучаем переходные моменты» // «ОТ», 2016, № 9, с. 23. — Примеч. ред.

Отметим, что при определении продолжительности ежегодного дополнительного отпуска за стаж госслужбы при переходе на новый механизм его предоставления следует учитывать норму п. 9 Заключительных и переходных положений Закона № 889: за госслужащими, которые в соответствии со ст. 35 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII приобрели право на получение дополнительных оплачиваемых отпусков большей продолжительности, нежели предусмотрена ст. 58 Закона № 889, такая продолжительность дополнительных отпусков сохраняется после вступления в силу Закона № 889.

Нюанс! Приведенная норма касается только тех госслужащих, которые не утратили этот статус после введения в действие нового законодательства в сфере госслужбы. Поэтому предписание п. 9 Заключительных и переходных положений Закона № 889 не распространяется на госслужащих, должности которых перешли в категорию должностей работников госорганов, выполняющих функции по обслуживанию.

Работник госоргана, для которого изменяется статус должности (должность госслужбы → должность работника госоргана, выполняющего функции по обслуживанию), теряет право на ежегодный дополнительный отпуск за стаж госслужбы с даты его перехода на должность обслуживающего персонала госоргана.

Внимание! Однако этот работник может воспользоваться днями дополнительного отпуска за госстаж, право на которые он приобрел до перевода на должность работника обслуживающего персонала госоргана. Причем этот отпуск должен быть ему предоставлен полной продолжительности, определенной согласно постановлению КМУ «О порядке и условиях предоставления государственным служащим, должностным лицам местного самоуправления дополнительных оплачиваемых отпусков» от 27.04.94 г. № 250.

Дело в том, что возникновение у госслужащих права на дополнительный оплачиваемый отпуск и его продолжительность зависят не от отработанного времени в рабочем году, а только от наличия соответствующего стажа госслужбы. При приведенных обстоятельствах стаж госслужбы будет определяться согласно Порядку исчисления стажа государственной службы, утвержденному постановлением КМУ от 03.05.94 г. № 283 ( п. 8 Заключительных и переходных положений Закона № 889).

При подсчете стажа госслужбы учитывайте нюанс: в течение двухмесячного срока уведомления об изменении существенных условий труда (изменение статуса должности: госслужащий → работник обслуживающего персонала госоргана) за работниками сохраняют предыдущие условия труда, а также гарантии и льготы. Таким образом, в течение этого срока за работниками госоргана, статус должностей которых изменяется, должен сохраняться статус госслужащего. Соответственно двухмесячный срок уведомления об изменении существенных условий труда следует включать в стаж госслужбы.

Например, в течение такого двухмесячного срока уведомления госслужащий достиг 11-летнего стажа госслужбы. Поскольку в течение указанного периода сохраняется статус должности госслужбы, госслужащий приобрел право на дополнительный отпуск за стаж госслужбы продолжительностью 7 календарных дней.

Обратите внимание! Работники госоргана, для которых происходит изменение статуса должности (должность госслужбы → должность работника обслуживающего персонала госоргана), имеют право реализовать приобретенное право на дополнительный отпуск за стаж госслужбы и после потери статуса госслужащего или получить за него денежную компенсацию.

Если работник не реализует это право до увольнения, то в обязательном порядке ему должна быть выплачена денежная компенсация за неиспользованные дни дополнительного отпуска за стаж госслужбы, право на которую он получил до изменения статуса должности (должность госслужбы → должность работника обслуживающего персонала госоргана).

Объясняются такие выводы тем, что действующим законодательством не предусмотрен срок давности, после которого работник теряет право на ежегодные отпуска.

В заключение поговорим о ежегодном основном отпуске. Так, продолжительность ежегодного основного отпуска в рабочем году, на который пришлось изменение статуса должности (должность госслужбы → должность работника обслуживающего персонала госоргана), должна рассчитываться пропорционально отработанному времени из расчета 30 календарных дней до окончания срока уведомления и 24 календарных дней после*.

* Детали по этому поводу узнайте из консультации специалиста Минсоцполитики «Госслужащий работник обслуживающего персонала госоргана: определяем продолжительность ежегодного основного отпуска» // «ОТ», 2016, № 11, с. 27. — Примеч. ред.

Теги отпуска
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше