Темы статей
Выбрать темы

Выездная (выносная) торговля: организуем правильно

Децюра Сергей, налоговый эксперт
На улицах городов, небольших городков и поселков обычный прохожий на каждом шагу встречается с передвижными пунктами продажи товаров. В них можно на ходу приобрести продукты быстрого питания (пирожки, хот-доги, чебуреки, мороженое и т. п.) или разные напитки (например, кофе). С началом летней жары таких пунктов продажи становится больше в несколько раз. О том, как правильно организовать торговлю через такие пункты продажи, чтобы и прибыль получить, и закон не нарушить, мы расскажем в этой статье.

Основные моменты

К сожалению, на сегодня четкого определения выездной (выносной) торговли нормативно-правовые акты не дают. Поэтому, чтобы понять, что собой представляет такой вид торговли, обратимся к классификации объектов, через которые она проводится.

Вообще-то осуществлять розничную торговую деятельность субъект хозяйствования может через стационарные и полустационарные объекты, а также через средства передвижной сети, или, как их еще называют, объекты внемагазинной торговли (разд. 3 Инструкции № 327). Каждый вид упомянутых объектов имеет свои характеристики. Приведем их в таблице.

Объекты розничной торговли

Объект

Характеристика

1. Стационарные

Размещены в капитальных зданиях, имеют систему специальных помещений, оснащенных торгово-технологическим оборудованием. Стационарная сеть функционирует в виде магазинов (п. 3.1 Инструкции № 327)

2. Полустационарные

Объекты розничной торговли, занимающие обособленное помещение, которое соответствует, как правило, таким требованиям (п. 3.2 Инструкции № 327):

1) имеет вид легкой конструкции без больших капитальных расходов;

2) не имеет торгового зала для осуществления торгово-технологических операций с покупателями.

Полустационарные объекты функционируют в виде киосков, палаток, автозаправочных станций и т. п.

3. Передвижные

Нестационарные, передвижные пункты по продаже товаров приспособлены для длительной розничной торговли товарами (п. 3.3 Инструкции № 327):

на развоз или разнос (лотки, раскладки, стенды, палатки, автомагазины, автофургоны и т. п.);

• через торговые автоматы

Из приведенного перечня объектов выездную (выносную) торговлю можно осуществлять или через полустационарную сеть розничной торговли (киоски), или через нестационарные передвижные пункты (лотки, раскладки, стенды, палатки, автомагазины, автофургоны и т. п.).

То есть выездная (выносная) торговля напоминает торговлю через мелкорозничную торговую сеть, поскольку осуществляется через объекты, которые не имеют торгового зала для потребителей (п. 3 Правил № 369).

На это, в частности, указывает перечень объектов, которые можно использовать при осуществлении такой торговли. Она проводится через:

• пункты некапитальной застройки — киоски, лари, ларьки, палатки, павильоны для сезонной продажи товаров, торговые автоматы;

• средства передвижной сети — автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и т. п.

Итак, можем с уверенностью сказать: при осуществлении выездной (выносной) торговли нужно ориентироваться на правила осуществления мелкорозничной торговли (Правила № 369), а также на общие правила осуществления торговой деятельности определенными группами товаров (Порядок № 833).

Но перед тем как осуществлять торговлю по этим правилам, вам следует организовать само место торговли. Что для этого нужно — читайте дальше.

Разрешение на размещение объектов торговли

Чтобы торговать через киоски, лари, ларьки, палатки, прежде всего следует получить разрешение на их размещение. Такие торговые объекты отнесены к категории временных сооружений (ВС). Это одноэтажное сооружение, которое изготовляется из облегченных конструкций с учетом основных требований к сооружениям, определенным техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений, и устанавливается временно, без устройства фундамента. Такое сооружение может иметь закрытое помещение для временного пребывания людей (павильон площадью не больше 30 м2 по внешнему контуру) или не иметь такого помещения (п. 2 ст. 28 Закона № 3038).

Для размещения ВС субъект хозяйствования должен получить паспорт привязки — комплект документов, в которых определено место установления временного сооружения на топографо-геодезической основе М 1:500 и схема благоустройства прилегающей территории (пп. 1.4 и 2.1 Порядка № 244). Для этого нужно осуществить несколько шагов (см. рисунок ниже).

img 1

Механизм получения разрешения на размещение ВС

Внимание! Получать разрешение на размещение холодильного и другого оборудования, которое используется при торговле (например, холодильник для хранения продуктов), не нужно. Но при условии, что такое оборудование (п. 1.8 Порядка № 244):

1) установлено для обеспечения санитарных мероприятий или соблюдения требований санитарных норм;

2) имеет общую площадь, которая не превышает 25 % площади вашего объекта;

3) размещено рядом с вашим объектом торговли.

К сведению. Размещение ВС во время проведения ярмарки, государственных и местных праздничных, торжественных массовых мероприятий на срок проведения таких мероприятий осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления (п. 1.11 Порядка № 244).

Земельные вопросы

Лицу, которое хочет осуществлять торговлю в ВС, нужно узаконить (если оно ему не принадлежит) право использования земельного участка, на котором будет находиться такой объект.

Заключать договор аренды земли не всегда целесообразно. Ведь ВС будет расположено только определенный небольшой период времени на протяжении года. В другое время земля не будет использоваться. Учитывая правила получения земли в аренду и размер арендной платы, немногие выразят желание арендовать такой земельный участок.

Поэтому, чтобы субъекты хозяйствования могли без препятствий использовать определенный период времени земли государственной и коммунальной собственности и избежали заключения договоров аренды, органы местного самоуправления часто устанавливают свои правила выделения земли в пользование на такие цели.

Например, в г. Харькове правила выделения земли под объекты, через которые осуществляется мелкорозничная торговля, прописаны в Положении о временном пользовании отдельными элементами благоустройства коммунальной собственности для размещения малых архитектурных форм и временных сооружений торгового, бытового, социально-культурного и другого назначения на территории города Харькова, утвержденном решением Харьковского городского совета от 21.06.17 г. № 688/17. В нем, в частности, указано, что для торговли через ВС (киоски или ларьки), а также через элементы уличной торговли (автомагазины, автокафе, автокофейни, авторазвозки, лавки-автоприцепы, лотки и т. п.), достаточно получить право временного пользования отдельным элементом благоустройства коммунальной собственности.

Чтобы это сделать в г. Харькове, нужно заключить с органом местного самоуправления в лице определенного коммунального предприятия договор временного пользования отдельным элементом благоустройства коммунальной собственности. Типовой договор вы можете отыскать в вышеупомянутом Положении.

Правила заключения такого договора такие же, как и в случае открытия летней площадки. Подробно об этом читайте в статье «Летние торговые площадки: инструкция для начинающих» // «БН», 2018, № 21.

Конечно, каждый орган местного самоуправления может устанавливать свои местные правила получения такого разрешения. Чтобы узнать о них, обращайтесь в свои органы местного самоуправления.

Обратите внимание! Госземинспекция (см. письмо от 11.07.08 г. № 6-8-2111) считает, что оформлять право пользования нужно не путем заключения договора аренды твердого покрытия (асфальта, тротуарной плитки и т. п.), а заключать договор аренды земельного участка, на котором вы планируете разместить такое ВС.

Мнение Госземинспекции о необходимости оформления права пользования землей под ВС поддерживают и фискалы в письме от 22.04.15 г. № 1842/99-99-17-04-02-18 (ср. ). Они настаивают, что оформить договор аренды земли нужно до получения паспорта привязки. Аргументируют это тем, что в паспорте привязки должны быть данные относительно размера земельных участков, которые вносятся на основании полученных субъектом хозяйствования документов на право пользования земельным участком. Их позицию поддерживают и суды (см. определение Киевского апелляционного админсуда от 30.07.12 г. по делу № 2а-3088/12/2670).

Правила размещения объектов торговли

При осуществлении выездной торговли необходимо соблюдать как специфические мелкорозничные, так и общие торговые правила (Правила № 369, Порядок № 833 и т. п.), а также законодательство о защите прав потребителей.

Перед тем как размещать объект торговли, следует учитывать правила его пространственного размещения. А именно:

1) при торговле продовольственными товарами размещение объекта торговли должно согласовываться с местными учреждениями Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей* (ст. 15 Закона № 4004);

* На эту службу сейчас возложены функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы (постановление КМУ от 10.09.14 г. № 442).

2) лотки, столы, емкости с напитками и другие передвижные элементы уличной торговли можно размещать на тротуарах шириной не менее 5 м за пределами пешеходной части. Товар и освобожденная от него тара должны складироваться на тротуаре рядом с указанными передвижными элементами и за пределами его пешеходной части (п. 32 Правил № 198);

3) нельзя размещать объекты торговли (п. 35 Правил № 198):

• около фасадов административных и культовых зданий, непосредственно около памятников, фонтанов, клумб, обзорных и панорамных площадок, скульптурных и других элементов отделки зданий и декоративного благоустройства территории;

• ближе 20 м до перекрестков улиц;

• в охранных зонах инженерных коммуникаций;

• на остановках общественного транспорта на расстоянии ближе 20 м в обе стороны по тротуару от установленного дорожного знака, который их обозначает (кроме объектов торговли, блокируемых с киосками для продажи проездных билетов);

• на искусственных сооружениях (кроме случаев, когда размещение этих сооружений предусмотрено проектом строительства или реконструкции, согласованным и утвержденным в установленном порядке);

• ближе 100 м до железнодорожных переездов.

В каждом населенном пункте могут быть установлены дополнительные правила размещения объектов мелкорозничной сети.

Требования к объекту торговли

Чтобы торговать через мелкорозничную сеть, нужно учитывать также требования к оформлению объектов, через которые осуществляется такая торговля.

Кратко приведем такие правила (пп. 20 — 27 Правил № 369):

1) на видном месте любого объекта торговли следует разместить свидетельство о государственной регистрации, информацию об адресе и номере телефона субъекта хозяйствования, которому принадлежит этот пункт, фамилию, имя и отчество продавца, а также информацию о режиме работы.

Кроме того, в каждом стационарном ВС (киоске, ларьке) должны быть санитарные правила и санитарный журнал, а также Книга отзывов и предложений установленного образца, которая предоставляется потребителю по первому его требованию;

2) если вы торгуете через средства передвижной сети, то на кузовах таких объектов должна быть нанесена краской четкая надпись, которая указывает наименование, адрес субъекта хозяйствования, номер точки передвижной торговой сети и номер телефона субъекта хозяйствования. Все сведения оформляются в соответствии с законодательством о языках;

3) каждый пункт мелкорозничной торговой сети должен быть:

• обеспечен соответствующим инвентарем и оборудованием, а в случае осуществления продажи скоропортящихся продовольственных товаров — холодильным оборудованием;

• средства измерения, используемые при продаже товаров, должны быть в исправном состоянии, иметь четкое государственное поверочное клеймо и в установленном порядке периодически проверяться;

4) все пункты мелкорозничной торговой сети, которые торгуют напитками на разлив, продовольственными товарами и продукцией ресторанного хозяйства без упаковки, должны быть подключены к водопроводной и канализационной сети, иметь места для мытья рук, оборудования, инвентаря (или посуду одноразового использования), комплект моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных МОЗ, бачки с крышками для сбора отходов. Прилавки должны быть закрыты водонепроницаемыми материалами.

Также около таких объектов должны быть установлены емкости для сбора и дальнейшей утилизации посуды одноразового использования, в которой продаются пищевые продукты или напитки.

Требования к работникам

Торговать в объектах выездной торговли имеют право специально нанятые для этого работники (продавцы) или сам предприниматель.

Кто бы ни осуществлял торговлю в таких объектах, он должен придерживаться определенных правил. А именно (п. 10 Правил № 369):

• проходить обязательное систематическое медицинское обследование, результаты которого заносятся в его личную медицинскую книжку, которая хранится на рабочем месте. Лица, которые не прошли своевременно очередное медицинское обследование, к работе не допускаются;

• одеты такие работники должны быть в форменную или другую одежду, которая отвечает санитарным требованиям, и должны иметь головные уборы;

• все работники должны соблюдать правила личной гигиены, держать рабочее место, помещение и окружающую территорию в надлежащем санитарном состоянии, не курить на рабочем месте, быть с потребителями вежливыми;

• все продавцы должны иметь при себе паспорт, который предъявляется по требованию служебных лиц органов государственного контроля и надзора и правоохранительных органов.

Требования к товару

Торгуя через пункты выездной торговли, не нужно забывать и о требованиях к продаваемому товару. Так, в частности, в п. 28 Правил № 369 приведен перечень документов на товар, которые должен иметь работник (если это предусмотрено законодательством):

• товарно-транспортные накладные, приходно-расходные накладные, приемные акты, заборные листы и т. п. с указанием наименования, сорта, количества, цены и общей стоимости товара;

• документы, на основании которых поступили товары, подлежащие сертификации, с обозначением регистрационных номеров сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом с подтверждением соответствия на определенный товар;

• копии гигиенических заключений, заверенных печатью хозяйствующего субъекта, от которого получены эти товары, относительно товаров, не подлежащих обязательной сертификации в соответствии с перечнем, утвержденным МОЗ;

• документы, которые удостоверяют соответствие качества товаров требованиям нормативных документов (для импортных товаров — копии сертификатов, изложенные на языке страны-экспортера и украинском или русском языке и заверенные печатью хозяйствующего субъекта, от которого получены эти товары).

Кроме того, если вы реализуете продовольственное сырье (мясо и мясопродукты, молоко, рыбу и рыбопродукты) в пределах административного района, то, кроме документа, подтверждающего их качество и безопасность, должна быть ветеринарная справка на каждую партию (тушу) товара. А если реализуете эти товары в пределах Украины — ветеринарное свидетельство.

Отдельные требования выдвигаются к реализуемой продукции. Так, например:

• каждая партия продукции ресторанного хозяйства, которая реализуется в объектах выездной торговли (или в стационарном, или в передвижном), должна иметь удостоверение о качестве (п. 29 Правил № 369);

• можно торговать лишь товарами, которые имеют соответствующую маркировку, надлежащий товарный вид и относительно которых не истек срок годности, а также если у субъекта хозяйствования есть документы, удостоверяющие их качество и безопасность;

• для реализации алкогольных напитков и табачных изделий нужно получить соответствующие лицензии.

Кроме того, реализуя алкогольные напитки, пиво и табачные изделия, вы должны соблюдать правила их реализации, которые приведены в ст. 153 Закона № 481, а именно запрещается продажа алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых и табачных изделий, а также пива (кроме безалкогольного) :

1) лицами, не достигшими 18 лет;

2) лицам, не достигшим 18 лет;

3) в помещениях и на территории учебных заведений, заведений здравоохранения, кроме ресторанов, которые находятся на территории санаториев;

4) поштучно (для табачных изделий, кроме сигар);

5) в не определенных для этого местах торговли.

Наличные расчеты

При осуществлении выездной торговли расчеты обычно осуществляются в наличной форме. А потому у всех лиц, которые осуществляют такую торговлю, возникает вопрос: нужно ли им использовать РРО?

Да, нужно!

В то же время есть некоторые исключения. РРО и РК не применяются (ст. 9 Закона об РРО):

1) при продаже (исключительно) воды, молока, кваса, масла и живой рыбы из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов;

2) при продаже в киосках, из лотков и разносок газет, журналов и других изданий, открыток, конвертов, знаков почтовой оплаты, если удельный вес такой продукции составляет свыше 50 % общего товарооборота при отсутствии продажи алкогольных напитков и подакцизных непродовольственных товаров.

3) предпринимателями-единоналожниками (кроме торговли технически сложными бытовыми товарами, которые подлежат гарантийному ремонту):

• группы 1 через объекты мелкорозничной торговли на рынке. При этом объем полученного дохода на право продавать товары без РРО не влияет;

• групп 2 и 3 при условии, что объем дохода в течение календарного года не превышает 1 млн грн. В случае превышения миллионного предела РРО начинают применять с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения (п. 296.10 НКУ).

Факт приема наличности (по требованию покупателя) в этом случае оформляется обычным расчетным документом (квитанцией, товарным чеком и т. п.).

Также в отдельных случаях субъект хозяйствования может осуществлять наличные расчеты с покупателями без РРО, но с применением РК (ст. 10 Закона об РРО). Речь идет о тех случаях, когда осуществляется торговля (Перечень № 1336):

• в розницу через средства передвижной торговой сети (автомагазины, авторазвозки, автоцистерны, цистерны, бочки, бидоны, низкотемпературные лотки-прилавки, тележки, разноски, лотки, столики и т. п.), расположенные за пределами стационарных помещений. При этом годовой объем продажи через такие пункты не должен превышать 500 тыс. грн. на одного субъекта хозяйственной деятельности. Для определения этого предела выручка от реализации суммируется по всем объектам торговли.

К сведению! При превышении предельного годового объема таких операций (500 тыс. грн.) применение РРО является обязательным;

• в розницу на рынках, ярмарках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа). Ограничение по объему выручки такое, как и в вышеприведенном случае, — не больше 500 тыс. грн. в год на одного субъекта хозяйствования;

• в розницу на территории села. Но это освобождение касается только предприятий потребительской кооперации, а также сельхозтоваропроизводителей, которые используют продукцию собственного производства. Ограничение по объему выручки — 250 тыс. грн. на одно структурное (обособленное) подразделение (пункт продажи товаров (предоставления услуг)).

В случае проведения расчетов с помощью РК субъекту хозяйствования необходимо приобрести и зарегистрировать в налоговом органе КУРО и РК*. В общем случае КУРО регистрируют по основному месту учета хозсубъекта как налогоплательщика (п. 3 гл. 1 разд. II Порядка № 547).

* Подробности вы найдете в консультации «РРО для начинающих: правила регистрации и использования» // «БН», 2017, № 16.

Если закон позволяет проводить расчеты без применения РРО, то КУРО регистрируют на хозяйственную единицу — стационарный или передвижной объект, в том числе транспортное средство, где реализуются товары или оказываются услуги и осуществляются расчетные операции.

Если вы торгуете в объектах мелкорозничной торговли другими товарами, чем вышеуказанные, то проводить расчеты с покупателями следует через РРО.

В то же время, если вы торгуете через объекты передвижной сети, то соответственно у субъекта хозяйствования может не быть должным образом оформленного помещения, в котором он осуществляет свою деятельность и проводит расчеты. В этом случае налоговики (см. письмо ГФСУ от 11.12.17 г. № 2918/В/99-99-14-05-01-14/ІПК**) рекомендуют зарегистрировать РРО на передвижной объект, например на транспортное средство (передвижная торговля). При этом, чтобы таким РРО можно было пользоваться, они советуют использовать при осуществлении расчетов именно портативный РРО, который позволит проводить расчетные операции непосредственно на месте реализации товара или предоставления услуги (в месте проведения расчетов) и дает возможность избежать штрафов за неиспользование РРО.

** См. консультацию «У плательщика ЕН доход перевалил за 1 млн грн.: когда начинать использовать РРО» // «БН», 2018, № 3.

Документы и сокращения статьи

Закон № 3038 — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.11 г. № 3038-VI.

Закон № 4004 — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Инструкция № 327 — Инструкция по заполнению форм государственных статистических наблюдений относительно торговой сети и сети ресторанного хозяйства, утвержденная приказом Госкомстата от 24.10.05 г. № 327.

Правила № 369 — Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом Минторговли от 08.07.96 г. № 369.

Порядок № 833 — Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.06 г. № 833.

Порядок № 244 — Порядок размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденный приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 21.10.11 г. № 244.

Перечень № 1336 Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

Правила № 198 — Единые правила ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правила пользования ими и охраны, утвержденные постановлением КМУ от 30.03.94 г. № 198.

Порядок № 547 — Порядок регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденный приказом Минфина от 14.06.16 г. № 547.

РРО — регистраторы расчетных операций.

РК — расчетная квитанция.

ВС — временное сооружение.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше