(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
7/10
Бухгалтер 911
Бухгалтер 911
Октябрь , 2014/№ 3

Ставим зимние шины, меняем аккумулятор

http://tinyurl.com/y3laqoys
Наступили холода. А значит, пора готовить автомобиль к зиме. В этой статье вы узнаете, как отразить в учете расходы на замену шин и аккумуляторных батарей и, что важно, не привлечь при этом внимания налоговиков.
готовимся к зиме,
 автомобильные вопросы

Замена шин на автомобиле может происходить по следующим причинам:

сезонная необходимость (при переходе с летних шин на зимние и наоборот);

— полный износ (выработана норма пробега);

— в результате повреждения, не подлежащего ремонту (до достижения нормативного пробега).

Налоговики расценивают такую замену как техобслуживание, но только в том случае, если она происходит согласно нормам эксплуатационного пробега. Если же вы будете менять шины, не выработавшие свою норму (в частности, из-за повреждения), то, по мнению ГФСУ, — это ремонт (см. подкатегорию 102.07.20 ЗІР).

Что касается именно сезонной замены шин, то запомните: сама по себе данная операция на учет практически не влияет (максимум, что потребуется, показать их передачу со склада в эксплуатацию — см. далее).

Рассмотрим каждый случай.

Замена шин, выработавших норму

После того, как шина установлена на автомобиль, — она должна отработать свой ресурс. Он установлен Нормами № 488*. Если шина такой ресурс преодолела, то, по общему правилу, ее нужно заменить.

* Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи от 20.05.2006 г. № 488.

Условно этот процесс можно разбить на операции по покупке новой шины / ее установке и по списанию изношенной шины.

Покупка новой шины, ее установка. Приобретенные автошины считаются запасами и учитываются на субсчете 207 (на это прямо указывает Инструкция № 291). На каждую такую шину заводят Карточку учета пробега (наработки) пневматической шины, приведенную в приложении 5 к Нормам № 488 (далее — Карточка). В дальнейшем она послужит основанием для списания шины.

Если шины поступили на предприятие вместе с автомобилем (учтены в его цене), то они учитываются в составе стоимости такого автомобиля (без выделения на субсчете 207). На них также заводится Карточка.

Существует два подхода к тому, когда признавать расходы по шинам (это справедливо как для бухгалтерского, так и для налогового учета):

Первый подход — стоимость шины списывают на расходы сразу же после ее установки на автомобиль. А в дальнейшем учет шин (в том числе и их сезонную замену) ведут только в аналитическом учете.

Второй подход — стоимость шины списывают на расходы только после того, как она «отбегала» отведенные нормами километры (или же списывается по другой причине, в частности, из-за повреждения — об этом читайте в следующем разделе). Этот подход ближе Инструкции № 291 (в ней сказано, что на субсчете 207 учитываются и шины в обороте), да и налоговикам, ведь, по их мнению, чтобы отразить расходы, вам нужно знать, выработала шина норму или нет (см. выше).

Именно поэтому рекомендуем как в бухгалтерском, так и в налоговом учете использовать второй подход и списывать стоимость шин на расходы лишь после того, как они отработают свой ресурс (или станут непригодными по другой причине).

Как мы уже говорили, налоговики признают такие расходы техобслуживанием. Поэтому они отражаются в полном объеме. При этом, в зависимости от направления использования, такие расходы осядут в составе общепроизводственных, административных, сбытовых или прочих.

Что касается работ по установке шины, то они могут выполняться как внутренними силами предприятия, так и, в частности, СТО. Отражаются такие расходы в зависимости от направления использования автомобиля как:

— общепроизводственные (п.п. «г» п.п. 138.8.5 НКУ; стр. 05.1 декларации по налогу на прибыль);

— административные (п.п. «в» п.п. 138.10.2 НКУ; стр. 06.1 декларации);

— сбытовые (п.п. «д» п.п. 138.10.3 НКУ; стр. 06.2 декларации);

— прочие (пп. 138.10.4 и 138.12.1 НКУ; стр. 06.4 декларации).

Списываем старые шины, отработавшие норму. При списании автошин в Карточке указывают:

1) суммарный пробег до списания;

2) информацию о дальнейшем использовании шины: восстановление изношенного протектора, ремонт или ее переработка (утилизация).

Причем такая Карточка имеет статус акта ее списания (п. 7.1 Норм № 488).

Отражение расходов по таким шинам зависит от подхода, который вы избрали к их учету (см. выше). Если вы применяете первый подход (расходы уже отразили при передаче шин в эксплуатацию), то при списании шин после окончания их использования ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете расходы не отражаются.

А вот при втором подходе (рекомендуемом) стоимость непригодной шины списывают в состав расходов (в зависимости от направления использования автомобиля это будут общепроизводственные, административные, сбытовые или прочие расходы). Поскольку в этом случае списываются шины, выработавшие норму, то, учитывая мнение налоговиков, такие расходы считаются техобслуживанием. Так что отразить их можно в полном объеме, т. е. без применения 10 %-го «ремонтного лимита».

Списанные шины расцениваются как отходы. Поэтому их необходимо:

— или передать на утилизацию уполномоченному предприятию, имеющему соответствующую лицензию (услуги по утилизации относят к административным расходам): Дт 92 — Кт 631 (685),

— или продать как вторсырье тому же специализированному предприятию: Дт 209 — Кт 746, Дт 377 — Кт 712.

Замена шин, не выработавших норму

Позиция налоговиков, как мы уже говорили, такова: замену шин, ставших непригодными для эксплуатации, но не выработавших норму пробега, нужно отражать как ремонт/улучшение (см. подкатегорию 102.07.20 ЗІР). Это значит, что стоимость таких шин:

1) в пределах 10 %-го «ремонтного лимита» попадает в налоговые расходы (п. 146.12 НКУ);

2) в сумме, превышающей указанный 10 %-й лимит, увеличивает первоначальную стоимость автомобиля (п. 146.11 НКУ).

Что касается работ по замене таких шин, то их стоимость, по идее, также стоит пропускать через 10 %-й лимит.

Сезонная замена шин

В зимний период летние шины возвращаются на склад или в гараж. Все эти перемещения отражают в Карточке.

Возврат летних шин на склад / в гараж и установка зимних налоговый учет не затрагивает. А вот в бухгалтерском учете он отражается так:

1) если вы применяете первый подход к учету шин — только в аналитическом учете с указанием информации в Карточке;

2) при втором подходе (рекомендуемом) записью: Дт 2071 — Кт 2072. Когда весной летние шины опять будут установлены на автомобиль, сделаете обратную запись: Дт 2072— Кт 2071.

Работы по сезонной замене шин являются сезонным техническим обслуживанием (пп. 1.3 и 3.19 Положения № 102*). Их вы вправе отразить в полном объеме в зависимости от направления использования автомобиля. То есть как общепроизводственные, административные, сбытовые или прочие. Причем, считаем, что подход налоговиков по части ремонта в этом случае не применяется.

* Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102.

 

Бухгалтерский и налоговый учет сезонной замены шин
(второй подход)

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

Приобретение шин

1

Получены зимние шины от поставщика

2500,00

2071

631

2

Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии налоговой накладной)

500,00

641

631

3

Перечислена оплата поставщику

3000,00

631

311

Установка шин на автомобиль

4

Переданы со склада зимние шины для установки на автомобиль (летние возвращаются на склад)

2500,00

2072

2071

5

Предоставлены СТО услуги по замене шин (автомобиль используется в сбытовых целях)

2000,00

93

685

2000,00
(стр. 06.2)

6

Отражен налоговый кредит по НДС со стоимости полученных услуг (при наличии налоговой накладной)

400,00

641

685

7

Оплачены услуги СТО по замене шин

2400,00

685

311

Списание шин
(после достижения нормы пробега)

8

Списаны шины, отработавшие свой ресурс
(основанием для списания является Карточка)

2500,00

93

2071

2500,00*
(стр. 06.2)

* Налоговики согласны, что такие расходы отражаются в полном объеме, без применения 10 %-го «ремонтного лимита».

 

Восстановление шин

После того как шина исчерпала свой пробег, в Карточке делается отметка о дальнейшей ее судьбе: будет она утилизирована либо передана ремонтной организации для восстановления.

Восстановление шины предполагает замену изношенного протектора новым (п. 2.1 Норм № 488).

Если принято решение о восстановлении шины, ее списывают по величине фактического пробега на момент принятия решения о списании шины (п. 7.4 Норм № 488). Пробег восстановленной шины учитывают в новой Карточке.

Расходы на восстановление шины следует рассматривать как расходы, связанные с техобслуживанием автомобиля. В зависимости от направления использования автомобиля они будут отражаться в составе общепроизводственных, административных, сбытовых или прочих расходов.

При этом возникает вопрос: как считать нормы пробега после восстановления шин? Прямого ответа в Нормах № 488 не найти. Но, по идее, в таком случае нужно обратиться в ведущую организацию по вопросам разработки эксплуатационных норм среднего ресурса пневматических шин для разработки временных норм (п. 3.7 и разд. 5 Норм № 488).

Замена аккумуляторов

Замена аккумуляторных батарей согласно Положению № 102 не относится ни к реконструкции, ни к модернизации, ни к техническому перевооружению и другим видам улучшения транспортных средств (п. 3.19).

При этом налоговики признают такую операцию техобслуживанием (см. подкатегорию 102.07.20 ЗІР). Так что расходы на замену аккумулятора отражаются, по сути, в том же порядке, что и при замене шин. Но, правда, с одной существенной особенностью. В отличие от шин, если аккумулятор не отработал свой ресурс (а списывается в связи с непригодностью), то налоговики все равно относят его замену к техобслуживанию (а не к ремонту, как они требуют для шин). Другими словами, при отражении подобных расходов в налоговом учете 10 %-й «ремонтный лимит» не применяется. Это подтверждает и консультация в газете «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 37, с. 5.

Выводы
  • Сезонная замена шин сама по себе на учет не влияет.

  • Стоимость шин безопаснее всего относить на расходы после того, как она стала непригодной для использования: в частности, выработала норму или повреждена.

  • Стоимость работ по замене шин отражается в зависимости от функционального назначения автомобиля в составе общепроизводственных, административных, сбытовых или прочих расходов.

  • Замену шин, не выработавших норму, налоговики считают ремонтом и требуют пропускать такие расходы через 10 %-й «ремонтный лимит».

  • Замену аккумулятора налоговики признают техобслуживанием и соглашаются с отражением таких расходов без применения 10 %-го лимита (даже если аккумулятор не выработал ресурс).

m.kazanova@buhgalter911.com

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
зимние шины, аккумулятор добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье