Отчитываешься удаленно? Подписывай электронно!

В избранном В избранное
Печать
Мирошниченко Виталина, налоговый эксперт, v.miroshnichenko@buhgalter911.com
Бухгалтер 911 Май, 2017/№ 18-19
Наш читатель решил подавать электронные отчеты и получил для этого в ПриватБанке две электронных подписи: одну — для физлица, вторую — для предпринимателя. Какой из них пользоваться? Сейчас и разберемся.
ЭЦП, предприниматель, отчетность

Не будем вдаваться в детали, что представляет собой электронная подпись. Важно вот что: аутентичность поданного вами электронного отчета и тот факт, что отчет подан именно вами, подтверждаются наличием на нем этой самой электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП).

Что касается предпринимателя, то его двойственный статус (одновременно и гражданин, и субъект хозяйствования) позволяет иметь сразу две ЭЦП: оформленную на него как на обычного гражданина и оформленную на него же как на предпринимателя.

В связи с чем предприниматели спрашивают:

— если у меня есть ЭЦП, оформленная на гражданина, могу ли я подписать ею «предпринимательские» отчеты (например, декларацию единоналожника, декларацию о доходах общесистемщика, форму № Д5 и т. п.)? Ответ: нет!

— если у меня есть ЭЦП, оформленная на предпринимателя, могу ли я подписать ею «гражданские» отчеты? Ответ: да!

А теперь подробнее. Что касается ЭЦП, оформленной на вас как на гражданина, то ею можно пользоваться только для «гражданских» целей (например, подписать декларацию о доходах гражданина, е-декларацию, зайти в электронный кабинет налогоплательщика, вести переписку и т. п.).

А вот для «предпринимательских» целей эта подпись не годится, так как при ее оформлении не указываются сведения о госрегистрации в качестве предпринимателя. А ведь прежде чем вы начнете подавать отчетность в электронном виде, вам нужно будет заключить с налоговиками договор о ее приеме. Такой договор «работает» лишь в отношении предпринимателей.

Итак, сомнений нет (и налоговики на «горячей линии», и работники ПриватБанка подтверждают ): для подписания «предпринимательских» отчетов должна использоваться именно ЭЦП, которая оформлена на предпринимателя.

Что же касается обратной ситуации, когда предприниматель намерен подписать какой-то «гражданский» документ своей «предпринимательской» ЭЦП, то Киевские налоговики это допускают (http://kyiv.sfs.gov.ua/okremi-storinki/arhiv1/274866.html).

«…предприниматель, который получил усиленные сертификаты открытых ключей, может воспользоваться этими ключами для предоставления отчетности в электронном виде, в том числе налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах, как физическое лицо.»

А все дело в том, что статус физлица-предпринимателя шире, чем просто статус физлица. Поэтому при оформлении ЭЦП на предпринимателя указывается вся информация, необходимая и для идентификации этого физлица как гражданина. Стало быть, «предпринимательская» ЭЦП годится как замена «гражданской».

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить