Отмена печатей: горько-сладкая пилюля от законодателя

В избранном В избранное
Печать
Смердов Виталий, шеф-редактор, buhgalter911@mail.ua
Бухгалтер 911 Май, 2017/№ 18-19
Первый шаг к отмене печатей законодатель сделал еще в 2014 году, когда зафиксировал добровольность их использования в большинстве сфер хозяйственной деятельности*. В свою очередь, Закон № 1982** продолжает данную реформу. О том, получилось это у нардепов или нет и как теперь с этим жить (с поправкой на украинские реалии), вы сможете узнать в данной статье.
дерегуляция, договорные отношения

* См. журнал «Бухгалтер 911», 2014, № 4.

** Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования печатей юридическими лицами и физическими лицами — предпринимателями» от 23.03.2017 г. № 1982-VIII.

Закон № 1982 вступит в силу 20 июля 2017 года. С этой даты вы сможете самостоятельно решать, проставлять на документе (договоре, отчетности, доверенности и т. п.) печать или нет. Причем ее наличие/отсутствие не будет создавать юридических последствий — даже в том случае, если использование печати предусмотрено уставом предприятия или прописано в договоре между сторонами. По сути, печать превратится в безделушку… Теперь обо всем этом подробнее.

Договорные отношения

Сегодня стороны все еще вправе прописать в договоре обязательность использования печати ( ч. 2 ст. 207 ГКУ). Для снижения коммерческих рисков (в частности, подписания договора неуполномоченным лицом) многие так и делают. При этом, если данное условие в договоре есть, его нарушение может повлечь признание такого договора незаключенным (см. письмо Минюста от 14.08.2014 г. № 6820-0-4-14/8.1).

Госпредпринимательства считает, что такой договор нельзя признать недействительным или расторгнуть в одностороннем порядке, но относительно признания его незаключенным умалчивает (см. письмо от 04.08.2014 г. № 6255). Поэтому с мнением Минюста лучше считаться.

С 20 июля 2017 года данное правило упразднят (в том числе и уберут из ч. 2 ст. 207 ГКУ). Так что, даже если договор будет по-прежнему ссылаться на печать (это касается и договоров, заключенных до 20 июля), правового значения это иметь не будет. Все будет решать подпись лица на договоре — если она есть, договор будет считаться заключенным (при условии, что он не требует нотариального удостоверения или подтверждения какими-либо действиями). Но как узнать, что данное лицо со стороны контрагента вправе его подписывать? Если договор подписывается директором предприятия или подписантом, внесенным в Единый госреестр, алгоритм может выглядеть так:

— запросить извлечение из устава с подтверждением полномочий;

— проверить запись о данном лице в Едином госреестре;

— запросить копию паспорта данного лица.

Что касается договоров, которые подписываются лицами, не включенными в Единый госреестр (например, по доверенности), то желательно также иметь на руках документальное подтверждение их полномочий и копии паспортов.

Также обращаем внимание на несколько моментов:

— указанный порядок проверки полномочий касается не только договоров, но и прочих сделок — в частности, доверенностей. Это может оказаться важным при передаче контрагенту материальных ценностей;

— указанный выше алгоритм — не догма. Если вы с этим контрагентом уже работали и не видите необходимости в проверке полномочий лица, данные действия (или отдельные этапы) могут не потребоваться;

Например, на практике контрагенты нередко обмениваются электронными формами договоров, после чего направляют подписанные руководителями экземпляры курьером / по почте — причем без какой-либо дополнительной проверки подписей.

— вы все равно сможете использовать печати в той мере, в которой вам это удобно, — например, с уже состоявшимися контрагентами наличие печати сможет подтвердить, что документ составлен уполномоченным лицом.

Прочее

Закон № 1982 исключает ссылки на печати в ряде других законодательных актов — в части доверенностей в рамках судебного процесса, оформления векселей, ОСМД и т. п. Но мы предлагаем посмотреть на случаи, которые в данном Законе прямо не упомянуты.

Подача налоговой/ЕСВ-отчетности. Со вступлением в силу Закона № 1982 отпадет необходимость проставления печатей на бумажной налоговой/ЕСВ-отчетности — даже если в уставе записано, что печать у вас есть. Что касается электронной отчетности, то накладывать ЭЦП должностных лиц точно нужно будет, а вот с ЭЦП — аналогом печати предприятия пока неясно (но формально по ст. 5 Закона об ЭЦП последняя не потребуется).

Не исключаем, что у лиц, которые будут подавать отчетность на бумаге без печати, контролеры начнут требовать подтверждения полномочий (практика показывает, что подобные требования встречаются и сейчас).

Запросы из налоговой. Такие запросы должны содержать ряд обязательных реквизитов, в том числе и печать ГФС. При этом Закон № 1982 данного требования не отменяет. Поэтому и после 20 июля при получении запроса из ГФС проверяйте наличие печати — если ее не будет, есть основания на такой запрос не отвечать.

Что касается ответа на запрос ГФС, то в нем проставлять печать необязательно (это не требуется и сегодня).

Отношения с банками. Сегодня банки обязаны проверять учредительные документы с целью выявления наличия/отсутствия печати. Если она есть, то счет открывается/используется/закрывается с ее использованием. Закон № 1982 этих норм не меняет, однако он приоритетнее их. Другое дело, что, как показывает практика, предсказать поведение банков невозможно.

Если чиновник незаконно требует оттиска печати. Эта проблема особенно характерна на местах. В таких случаях суд может наложить на чиновника штраф в размере 850 — 1700 грн. Протокол о таком нарушении составляет Госрегуляторная служба, поэтому и жаловаться нужно в нее.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить