Перечень «оффшоров» худеет: что учесть

В избранном В избранное
Печать
Товстопят Юрий, налоговый эксперт
Бухгалтер 911 Июнь, 2018/№ 23
Перечень оффшорных зон*, вступивший в силу с 01.01.2018 г., уже успел измениться дважды: с 07.03.2018 г.** и с 25.04.2018 г.*** Какие последствия это будет иметь при определении того, является ли контролируемой операция с контрагентом из страны, покинувшей этот Перечень? Как быть с разницей из п.п. 140.5.4 НКУ? Для ответа на эти вопросы используем в том числе письмо ГФСУ от 02.05.2018 г. № 12908/7/99-99-15-02-01-17.

* Перечень государств (территорий), которые соответствуют критериям, установленным подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2017 г. № 1045 (далее — Перечень № 1045).

** Постановление КМУ «О внесении изменений в приложение к постановлению Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2017 № 1045» от 31.01.2018 г. № 108, которым были удалены из Перечня Грузия, Республика Эстония, Латвийская Республика, Республика Мальта и Венгрия.

*** Созвучное по названию предыдущему постановление КМУ от 11.04.2018 г. № 295, которым из Перечня удалена Республика Болгария.

В указанном письме ГФСУ рассмотрела, когда же операции с контрагентами из стран, покинувших Перечень № 1045, могут быть контролируемыми. Для этого необходимо, чтобы: (1) доход налогоплательщика за 2018 год от любой деятельности, определенный по правилам бухучета, превысил 150 млн грн.****; (2) объем хозяйственных операций налогоплательщика с таким контрагентом (определенный по правилам бухучета), осуществленных в период с 01.01.2018 г. по 06.03.2018 г., превышал 10 млн грн.****

**** За вычетом непрямых налогов.

Эти критерии названы в п.п. 39.2.1.7 НКУ.

Если перенести тот же принцип на Болгарию, покинувшую Перечень № 1045 с 25.04.2018 г., то контролируемыми могут стать операции с резидентами этой страны, только если их сумма превысила 10 млн грн. за период с 01.01.2018 г. по 24.04.2018 г.

Увеличивающая разница из п.п. 140.5.4 НКУ может иметь место, только если операции (совершенные с контрагентами из стран, выпавших из Перечня № 1045) указанным выше критериям не соответствуют, а значит, контролируемыми не являются. Внимание: опять-таки мониторить стоит лишь операции, осуществленные с 01.01.2018 г. по 06.03.2018 г. (или 24.04.2018 г. — если контрагент из Республики Болгария).

Примечательный факт: ГФСУ, соглашаясь с возможностью не применять разницу из п.п. 140.5.4 НКУ, если операция не является контролируемой и сумму расходов плательщик подтверждает по ценам, определенным по принципу «вытянутой руки», на этот раз не упоминает, что подобное право у плательщика возникает лишь по итогам года. Именно такого мнения главное налоговое ведомство ранее придерживалось в категории 102.13 ЗІР (разъяснение, действовавшее до 01.01.2018 г.) и ряде своих ИНК.

Очень хотелось бы надеяться, что это не просто невнимательность или же исключение конкретно для рассматриваемых операций, а изменение позиции ГФСУ. Ведь согласиться с тем, что проводить увеличивающую корректировку согласно п.п. 140.5.4 НКУ налогоплательщик обязан, даже если уже по итогам І квартала (полугодия или трех кварталов) он может подтвердить по принципу «вытянутой руки», мы не имеем морального права.

То же самое касается ситуации, если уже по итогам І квартала (полугодия или трех кварталов) понятно, что операция является контролируемой.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить