Использование КУРО: обходим штрафоопасные зоны

В избранном В избранное
Печать
Шевчук Михаил, налоговый эксперт
Бухгалтер 911 Июнь, 2018/№ 23
С появлением нового Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине1 книга учета расчетных операций (далее — КУРО) перестала иметь хоть какое-то отношение к оприходованию наличности! И это, однозначно, ключевая новость в отношении использования КУРО. За какие же нарушения в части ее использования можно попасться на штрафы сейчас? Предлагаем разобраться с этим прямо сейчас!

1 Утверждено постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148 (далее — Положение № 148).

Оприходование наличности — новое звучание

Благодаря обновленным нормам Положения № 148 (а именно п.п. 19 п. 3) оприходование наличности с 05.01.2018 г. больше не привязывается к КУРО2. Соответственно, записи в КУРО (а вернее, их отсутствие, несвоевременное внесение) не могут стать причиной для наложения пятикратного штрафа согласно абз. 3 ст. 1 Указа № 436/953.

2 Подробнее ознакомиться с ситуацией вы могли благодаря статьям «Кассовые операции «по-новому»: пробежка по изменениям» в журнале «Бухгалтер 911», 2018, № 3, «Кассовые операции у предпринимателя: что нового?» в журнале «Бухгалтер 911», 2018, № 4.

3 Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95.

Обратная сторона медали — в связи с изменившимся определением оприходования наличности запись в КУРО теми обособленными подразделениями юрлиц, которые не ведут кассовую книгу и сдают наличную выручку в банк, не может считаться оприходованием. Соответственно, для того чтобы оприходование все-таки произошло, им придется обзавестись кассовой книгой4.

4 Подробности на тему вы могли узнать со статей «Кассовые операции «по-новому»: углубляемся в подробности» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 5) и «Порядок оприходования налички: готовая «рыба» для вас» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 10).

Причем мы советуем пользоваться таким подходом, даже несмотря на либеральные разъяснения налоговиков по этому поводу (категория 109.15 ЗІР).

Но не оприходованием единым… Далее предлагаем вам рассмотреть несколько «скользких» КУРО-ситуаций.

Отсутствие фискального отчетного чека (Z-отчета) в КУРО: как выйти из ситуации?

Вчера подклеивали чеки в КУРО и заметили, что одного нет (за 24.04.2018 г.). Можно повторить отчет за 24.04.2018 г. или как решить эту ситуацию?

Подробности ситуации: кассир случайно скомкала этот чек, а потом «распрямила» утюгом, в результате чего он стал черным.

Да, использование КУРО, зарегистрированной на РРО5, предусматривает в том числе подклеивание фискальных отчетных чеков к соответствующим страницам КУРО (согласно п. 6 подразд. 4 разд. ІІ Порядка № 547).

5 Ее форма утверждена приложением 1 к Порядку регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденному приказом Минфина от 14.06.2016 г. № 547 (далее — Порядок № 547).

В КУРО на РРО для этого предназначен раздел 1 «Фіскальні звітні чеки».

Но чем может быть чревато невыполнение такой обязанности? Ранее налоговики, уповая на то, что одной из составляющих оприходования наличности является запись в КУРО, а такую запись должны были делать на основании фискальных отчетных чеков, «притягивали за уши» штраф за не оприходование наличности .

До 23.07.2015 г. за невыполнение ежедневной печати Z-отчета / его несохранение п. 4 ст. 17 Закона об РРО был предусмотрен штраф в размере 340 грн. С указанной даты он отменен Законом № 5696.

6 Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно применения регистраторов расчетных операций» от 01.07.2015 г. № 569-VIII.

Теперь же особых шансов на это (ввиду описанных выше кассовых изменений) у налоговиков нет. Да, есть в Положении № 148 (а именно в абз. 2 п. 11) странная норма, которая дает возможность оприходовать наличность при использовании РРО или РК с КУРО (без применения РРО) в кассовой книге на основании фискальных отчетных чеков или расчетных квитанций. Но она противоречит п. 25 Положения № 148, который выдвигает требование принимать наличность в кассу только по приходному кассовому ордеру.

Поэтому норму п. 11 Положения № 148 мы считаем нерабочей (в этой части). Соответственно, и говорить о неоприходовании наличности в случае отсутствия фискального отчетного чека, считаем, неправомерно.

К слову, не посягают на наложение штрафа за неоприходование наличности в указанном случае сейчас и сами налоговики. Но «заходят с другой стороны».

В категории 109.20 ЗІР они приходят к выводу, что в случае отсутствия фискального отчетного чека к субъекту хозяйствования должен быть применен штраф согласно п. 121.1 НКУ за несохранение первичных документов, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов.

Первое нарушение влечет наложение штрафа в размере 510 грн., повторное, совершенное плательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое же нарушение, — 1020 грн.

Кроме того, на должностных лиц предприятия может быть наложен админштраф согласно ст. 1551 КУоАП в размере от 5 до 10 нмдг (85 — 170 грн.) — при первом нарушении и от 10 до 20 нмдг (170 — 340 грн.) — при повторном в течение года.

Немало . В то же время если рецептов избавления от админштрафа нет, то от штрафа согласно п. 121.1 НКУ рецепт прописан непосредственно в НКУ. Конкретно — в п. 44.5 НКУ. Плательщик обязан в пятидневный срок со дня потери, повреждения или досрочного уничтожения документов письменно уведомить контролирующий орган по месту учета и восстановить их в 90-дневный срок.

Дубликат документа в данном случае — не вариант. Потому остается только распечатка копии Z-отчета из контрольной ленты в электронной форме за 24.04.2018 г. или отчета из фискальной памяти РРО.

Те, кому предложенные способы не подходят, могут найти и другие варианты выхода из ситуации, но писать о таких «лайфхаках» мы не имеем права .

Несвоевременное обнуление оперативной памяти РРО: чем чревато?

Вчера оператор РРО не сделала Z-отчет. Сделала утром, ничего не сказала, запись в КУРО сделала вчерашним числом и подклеила отчет. … Понимаю, что ждать беды, к чему мне готовиться? Я так понимаю, это проверка?

Однозначного ответа на этот вопрос мы, к сожалению, дать не в силе. Дело в том, что фактическую проверку (правила проведения которой регулирует ст. 80 НКУ) могут провести на основании решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, оформленного приказом.

Одним из возможных оснований для ее проведения согласно п.п. 80.2.2 НКУ является наличие информации7, которая свидетельствует о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы, в частности относительно осуществления плательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций.

7 И/или ее получение от государственных органов или органов местного самоуправления.

Будет ли принято решение о назначении проверки? Одним лишь налоговикам известно. Но для того, чтобы оно было принято, как мы понимаем, для начала оно должно быть обнаружено специалистом, который анализирует д анные, поступающие налоговикам по «проводным или беспроводным каналам связи» от вашего РРО.

Но опять-таки возникает вопрос: какими санкциями такая ситуация может грозить субъекту хозяйствования и/или его должностным лицам?

С 05.01.2018 г. записи в КУРО, как мы выяснили, больше прямо не связаны с несвоевременным оприходованием наличности. Если есть запись в кассовой книге, то о такого рода нарушении (и соответственно, наказании за него) говорить не приходится.

Другой вопрос: «светит» ли в таком случае админштраф согласно ст. 1551 КоАП?

Связано его наложение может быть с не выполнением требования ежедневной распечатки Z-отчета, которое прописано в п. 9 ст. 3 Закона об РРО.

Обычно в таком случае апеллируют к пп. 7 и 10 Требований № 1998. Так, работа РРО блокируется лишь в случае превышения максимальной продолжительности смены, которая составляет 24 часа. И разблокируется лишь после распечатки Z-отчета. Следовательно, РРО должны обеспечивать печатание Z-отчетов не позже чем через 24 часа после начала работы, а не каждые сутки.

8 Требования относительно реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для разных сфер применения, утвержденные постановлением КМУ от 18.02.2002 г. № 199.

Но опять же этот вариант подходит к случаю с ночными сменами, переходящими из одних суток в другие. Плюс к этому налоговики имеют собственное мнение на этот счет: «если субъект хозяйствования работает круглосуточно, то фискальный отчетный чек (Z-отчет) должен распечатываться каждый день по окончании рабочей смены, но не позднее 24 часов этого дня».

Так что уповать здесь особо не на что. Разве что на истечение сроков давности для применения админштрафа из ст. 38 КоАП. В данном случае это 3-месячный срок.

Скажем еще о штрафе в размере 10 нмдг (170 грн.) согласно п. 9 ст. 17 Закона об РРО. В нем предусмотрена ответственность за непредставление в органы ГФСУ копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков из РРО по «проводным или беспроводным каналам связи». Поскольку в рассматриваемом случае предоставление хотя и с опозданием, но все-таки произошло, оснований для штрафа нет.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить