Нормативний акт Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

VII. Финансовые санкции

Редакции
Изменения документа по годам
Печать
Автор : Министерство финансов Украины

1. За нарушение норм законодательства о едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование к плательщикам, на которых согласно Закону возложена обязанность начислять, исчислять и уплачивать единый взнос, применяются финансовые санкции (штрафы и пеня) в соответствии с Законом.

2. Согласно части одиннадцатой статьи 25 Закона к плательщикам, определенным подпунктами 1–4 и 6 пункта 1 раздела II настоящей Инструкции, органы доходов и сборов применяют штрафные санкции в следующих размерах:

1) в случае уклонения от постановки на учет или несвоевременной подачи заявления о постановке на учет плательщиками единого взноса, на которых не распространяется действие Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований», налагается штраф в размере десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций за уклонение от постановки на учет или несвоевременную подачу заявления о постановке на учет плательщиками единого взноса, на которых не распространяется действие Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований», по форме согласно приложению 11 к настоящей Инструкции.

Основанием для принятия этого решения является акт об указанном нарушении, который составляется в произвольной форме;

2) за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса на плательщиков, которые допустили указанное нарушение в период до 01 января 2015 года, налагается штраф в размере 10 процентов своевременно не уплаченных сумм.

За неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса на плательщиков, которые допустили указанное нарушение, начиная с 01 января 2015 года, налагается штраф в размере 20 процентов своевременно не уплаченных сумм.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса по форме согласно приложению 12 к настоящей Инструкции.

Расчет этой финансовой санкции осуществляется на основании данных информационной системы органа доходов и сборов.

При применении штрафов, указанных в настоящем подпункте, принимается одно решение на всю сумму уплаченной (погашенной) недоимки независимо от периодов и количества случаев уплаты за указанные периоды.

Для плательщиков, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 раздела II настоящей Инструкции, таким периодом является календарный месяц, для плательщиков, указанных в подпунктах 3, 4, 6 пункта 1 раздела II настоящей Инструкции, — календарный квартал;

3) за доначисление органом доходов и сборов или плательщиком своевременно не начисленного единого взноса до 01 января 2015 года налагается штраф в размере 5 процентов указанной суммы, а после 01 января 2015 года — 10 процентов указанной суммы за каждый полный или неполный отчетный период, за который доначислена такая сумма, но не больше 50 процентов суммы доначисленного единого взноса.

Для расчета указанного штрафа количество отчетных периодов рассчитывается начиная с месяца, на который приходится срок представления отчетности за период, за который доначислены (исчислены) суммы единого взноса, и заканчивая месяцем, на который приходится получение таким плательщиком акта проверки от органа доходов и сборов или в котором он подал отчетность, где указаны такие доначисленные суммы.

Если по результатам проверки выявлены в отдельных месяцах суммы доначисленного (своевременно не исчисленного) единого взноса, за каждое такое доначисление (каждый месяц) в соответствии с Законом налагается штраф в порядке и размерах, определенных в абзацах первом и втором настоящего подпункта.

Для соблюдения требований относительно максимального размера (50 процентов) штрафа:

определяется совокупно сумма доначислений по всем отчетным периодам, в которых они выявлены;

определяется совокупно сумма штрафа по всем отчетным периодам, в которых выявлены доначисления и по которым начислены такие штрафы;

осуществляется исчисление максимального размера штрафа от совокупной суммы доначислений и сравнивается с фактически начисленной суммой штрафов, определенной совокупно за все отчетные периоды, в которых доначислены суммы единого взноса.

К уплате определяются суммы штрафов, которые не превышают максимальный их размер, определенный настоящим подпунктом.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций за доначисление соответствующим органом доходов и сборов или плательщиком своевременно не начисленного единого взноса по форме согласно приложению 13 к настоящей Инструкции.

Основанием для принятия соответствующего решения является акт проверки плательщика единого взноса;

4) за ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется единый взнос, налагается штраф в размере от восьми до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций за ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется единый взнос, по форме согласно приложению 14 к настоящей Инструкции.

Основанием для принятия соответствующего решения является акт документальной проверки плательщика единого взноса;

5) за неуплату, неполную уплату или несвоевременную уплату суммы единого взноса одновременно с выдачей сумм выплат (авансовых платежей), на которые начисляется единый взнос, налагается штраф в размере 10 процентов таких неуплаченных или несвоевременно уплаченных сумм.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций за неуплату, неполную или несвоевременную уплату суммы единого взноса одновременно с выдачей сумм выплат (авансовых платежей), на которые начисляется единый взнос, по форме согласно приложению 15 к настоящей Инструкции.

Расчет указанной штрафной санкции осуществляется по данным акта документальной проверки плательщика единого взноса;

6) за непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности, предусмотренной Законом, органом доходов и сборов осуществляется наложение штрафа в размере десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за каждое такое непредставление, несвоевременное представление или представление не по установленной форме.

Те же действия, совершенные плательщиком единого взноса, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, влекут наложение штрафа в размере шестидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за каждое такое непредставление, несвоевременное представление или представление не по установленной форме отчетности.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций за непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности, предусмотренной Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», по форме согласно приложению 16 к настоящей Инструкции.

3. Органы доходов и сборов в соответствии с частью двенадцатой статьи 25 Закона применяют к банкам следующие финансовые санкции:

1) за несвоевременное перечисление или несвоевременное зачисление на счета органов доходов и сборов сумм единого взноса, финансовых санкций, указанных в подпунктах 1–5 пункта 2 настоящего раздела, налагается штраф в размере 10 процентов своевременно не зачисленных (не перечисленных) сумм.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций и начислении пени за несвоевременное перечисление или несвоевременное зачисление на счета органов доходов и сборов сумм единого взноса, финансовых санкций по форме согласно приложению 17 к настоящей Инструкции. Расчет указанной штрафной санкции осуществляется по данным акта о нарушении, который составляется в произвольной форме, на основании акта документальной проверки плательщика единого взноса;

2) в случае если банки принимают от плательщиков единого взноса, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 раздела II настоящей Инструкции, платежные поручения и другие расчетные документы на выдачу (перечисление) средств для выплаты заработной платы, на которые в соответствии с Законом начисляется единый взнос, и осуществляют выдачу (перечисление) указанных средств без одновременного представления плательщиком расчетных документов о перечислении средств для уплаты соответствующих сумм единого взноса или документов, которые подтверждают фактическую уплату таких сумм, налагается штраф в размере суммы единого взноса, которая подлежит уплате плательщиками.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций за нарушение требований, предусмотренных частью второй статьи 24 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», по форме согласно приложению 18 к настоящей Инструкции.

Расчет указанной штрафной санкции осуществляется по данным акта о нарушении, который составляется в произвольной форме, на основании акта документальной проверки плательщика единого взноса.

4. Факты нарушений законодательства, кроме тех, которые являются предметом акта документальной проверки, и тех, которые указаны в подпункте 2 пункта 2 настоящего раздела, должностное лицо органа доходов и сборов оформляет актом произвольной формы, в котором четко излагается содержание нарушения с обоснованием нарушенных норм законодательных актов. Такой акт о нарушении направляется (вручается) плательщику вместе с решением о применении штрафных санкций.

5. На сумму недоимки плательщику единого взноса начисляется пеня из расчета 0,1 процента на сумму фактически уплаченной недоимки за каждый день просрочки платежа.

Начисление пени начинается с первого календарного дня, следующего за днем окончания срока внесения соответствующего платежа, до дня его фактической уплаты (перечисления) включительно.

Документы, которые являются основанием для начисления пени:

документы, которые подтверждают сумму единого взноса и срок его уплаты, — отчет плательщика относительно начисления единого взноса (с положительным значением);

требование о доначисленных суммах единого взноса по актам документальных проверок или уведомлению-расчету;

решение суда.

Пример начисления пени:

сумма недоимки плательщика по состоянию на 20 декабря 2017 года составляет 7000 гривень.

Плательщик 09 января 2018 года осуществляет уплату платежа в сумме 3000 гривень. На фактически уплаченную сумму недоимки (3000 грн) начисляется пеня.

Сумма пени рассчитывается по следующей формуле:

Y = S х K х 0,1 %,

где Y — сумма пени, которая начисляется на фактически уплаченную сумму недоимки по уплате единого взноса (округляется до второго десятичного знака);

S — фактически уплаченная сумма недоимки по уплате единого взноса;

K — количество дней просрочки платежа;

0,1% — ставка для начисления пени согласно части десятой статьи 25 Закона.

Пример:

Y = 3000 х 20 х 0,1 %, Y = 60,00.

Таким образом, начисленная плательщику пеня составляет 60 грн. 00 коп.

6. За несвоевременное перечисление или несвоевременное зачисление на счета органов доходов и сборов сумм единого взноса, финансовых санкций, указанных в подпунктах 1–5 пункта 2 настоящего раздела, банкам начисляется пеня из расчета 0,1 процента указанных сумм, рассчитанная за каждый день просрочки их перечисления (зачисления).

Начисление пени начинается с первого календарного дня, следующего за днем списания со счета плательщика соответствующих средств (внесения соответствующего платежа наличными), до дня его фактического перечисления (зачисления) банками на счета органов доходов и сборов с соблюдением сроков, предусмотренных Законом Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине».

7. Решение о начислении пени и применении штрафов, предусмотренных пунктами 2, 3, 5, 6 настоящего раздела, по последствиям рассмотрения акта и других материалов о нарушении принимает должностное лицо органа доходов и сборов.

По результатам рассмотрения акта документальной проверки решение о начислении пени и применении штрафов принимается в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения плательщику акта проверки, а при наличии возражений плательщика единого взноса к акту проверки — принимается с учетом заключения о результатах рассмотрения возражений к акту проверки.

Решение принимается по установленной форме в двух экземплярах.

Первый экземпляр решения в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется плательщику в порядке, установленном для направления требований, либо вручается под подпись руководителю или главному бухгалтеру плательщика, банку или физическому лицу — плательщику единого взноса. Второй экземпляр остается в органе доходов и сборов. Направленные (врученные) решения о применении финансовых санкций регистрируются в журнале учета решений о применении финансовых санкций по форме согласно приложению 19 к настоящей Инструкции.

Нумерация решений в журнале — в порядке возрастания в пределах календарного года.

Решение о начислении пени и применении штрафов считается направленным (врученным) юридическому лицу или обособленному подразделению, если оно передано должностному лицу такого плательщика единого взноса под подпись или направлено письмом с уведомлением о вручении.

Решение о начислении пени и применении штрафов считается направленным (врученным) физическому лицу, если оно вручено лично такому физическому лицу или его законному представителю либо направлено письмом по его адресу по месту проживания или последнему известному месту его пребывания с уведомлением о вручении.

Дата направления (вручения) проставляется в решении о начислении пени и применении штрафов:

служебным (должностным) лицом юридического лица, физическим лицом или их законным либо уполномоченным представителем — в случае вручения решения о начислении пени и применении штрафов под подпись;

работником структурного подразделения, к функциям которого относятся прием, регистрация и обработка входящей и исходящей корреспонденции, — в случае направления рекомендованным письмом с уведомлением о вручении. При этом уведомление о вручении прикрепляется к решению о начислении пени и применении штрафов;

информационно-телекоммуникационной системой контролирующего органа — в случае направления решения о начислении пени и применении штрафов в электронный кабинет плательщика (для плательщиков, которые прошли идентификацию в электронном кабинете и избрали способ взаимодействия с контролирующим органом в электронной форме).

Если плательщик на день направления ему органом доходов и сборов решения о начислении пени и применении штрафов не сообщил в установленном порядке об изменении местонахождения (места проживания), решение считается надлежащим образом врученным даже в случае его возвращения как такого, которое не нашло адресата.

В случае если невозможно вручить плательщику единого взноса решение о начислении пени и применении штрафов по почте в связи с его отсутствием по местонахождению (должностных лиц плательщика единого взноса по его местонахождению), отказом должностных лиц плательщика единого взноса принять решение, решение о начислении пени и применении штрафов считается врученным плательщику единого взноса в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.

8. Суммы штрафов и пени, предусмотренные пунктами 2, 3, 5, 6 настоящего раздела, подлежат уплате плательщиком единого взноса или банком в течение 10 календарных дней после поступления соответствующего решения или могут быть обжалованы в этот же срок в орган доходов и сборов высшего уровня или в суд с одновременным обязательным письменным уведомлением об этом соответствующего органа доходов и сборов, должностными лицами которого принято это решение.

9. Обжалование решения органа доходов и сборов о применении финансовых санкций останавливает течение срока их уплаты до вынесения высшим органом доходов и сборов или судом решения по делу.

Срок уплаты финансовых санкций также останавливается до принятия судом решения в случае обжалования плательщиком единого взноса требования об уплате долга (недоимки), если применение финансовых санкций связано с возникновением или несвоевременной уплатой суммы долга (недоимки).

10. Решение органа доходов и сборов о начислении пени и/или применении штрафов является исполнительным документом.

11. В случае если плательщик единого взноса или банк получили решение о начислении пени и/или применении штрафов и не уплатили указанные в них суммы в течение 10 календарных дней, а также не обжаловали это решение или не уведомили в этот срок соответствующий орган доходов и сборов о его обжалования, то такое решение орган доходов и сборов:

вносит в Единый государственный реестр исполнительных документов и предъявляет его к исполнению в порядке, установленном законом (после начала функционирования Единого государственного реестра исполнительных документов);

направляет его в порядке, установленном законом, в орган государственной исполнительной службы или в орган Казначейства (до начала функционирования Единого государственного реестра исполнительных документов).

12. Суммы штрафов и начисленной пени, примененные за нарушение порядка и сроков начисления, исчисления и уплаты единого взноса, взимаются в том же порядке, что и суммы недоимки по уплате единого взноса.

Суммы штрафов и начисленной пени включаются в требование об уплате долга (недоимки), если их применение связано с возникновением и уплатой недоимки.

13. Срок давности относительно начисления, применения и взыскания сумм недоимки, штрафов и начисленной пени не применяется.

14. Временно на период действия особого правового режима, определенного Законом Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины», останавливается применение к плательщикам единого взноса с местонахождением (местом проживания) на временно оккупированной территории Украины в соответствии с нормами статей 25, 26 Закона.

15. Положения настоящего раздела применяются с особенностями, определенными пунктом 92 раздела VIII «Заключительные и переходные положения» Закона.

16. Положения настоящего раздела останавливаются для плательщиков, определенных подпунктами 3, 4, если они не являются работодателями, и подпунктом 6 пункта 1 раздела II настоящей Инструкции, на весь срок их незаконного лишения свободы на территории проведения антитеррористической операции.

Основанием для такого приостановления является заявление члена семьи (в определении, приведенном в подпункте 14.1.263 пункта 14 статьи 14 Налогового кодекса Украины), которое подтверждается данными государственного правоохранительного органа специального назначения, который обеспечивает государственную безопасность Украины, о незаконном лишении свободы такого плательщика, которое подается в органы доходов и сборов.

И. о. директора Департамента налоговой политики В. П. Овчаренко

Реклама
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше