46.1. Налоговая декларация, расчет, отчет (далее — налоговая декларация) — документ, который подается плательщиком налогов (в том числе обособленным подразделением в случаях, определенных настоящим Кодексом) контролирующим органам в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата денежного обязательства, в том числе налогового обязательства или отражаются объемы операции (операций), доходов (прибыли), относительно которых налоговым и таможенным законодательством предусмотрено освобождение плательщика налога от обязанности начисления и уплаты налога и сбора, либо документ, который свидетельствует о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов — физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога.
Таможенные декларации приравниваются к налоговым декларациям для целей начисления и/или уплаты налоговых обязательств.
Расчеты (в том числе расчет части чистой прибыли (дохода), дивидендов на государственную долю), которые подаются в контролирующие органы в соответствии с другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, приравниваются к налоговой декларации.
Приложения к налоговой декларации являются ее неотъемлемой частью.
46.2. Плательщик налога на прибыль (кроме плательщиков налога на прибыль, которые в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским отчетом) подает вместе с соответствующей налоговой декларацией квартальную или годовую финансовую отчетность в порядке, предусмотренном для представления налоговой декларации с учетом требований статьи 137 настоящего Кодекса.
Плательщики налога на прибыль, которые в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским отчетом, подают вместе с налоговой декларацией за соответствующий налоговый (отчетный) период отчет о финансовом состоянии (баланс) и отчет о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе (отчет о финансовых результатах), составленные до проверки финансовой отчетности аудитором. Отчет о финансовом состоянии (баланс) и отчет о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе (отчет о финансовых результатах) подаются плательщиками налогов согласно настоящему абзацу по форме, определенной в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», в порядке, предусмотренном для представления налоговой декларации с учетом требований статьи 137 настоящего Кодекса.
Финансовая отчетность или отчет о финансовом состоянии (баланс) и отчет о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе (отчет о финансовых результатах), которые подаются в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта, является приложением к налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий (отчету об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации, расчету части чистой прибыли (дохода), дивидендов на государственную долю) и ее неотъемлемой частью.
Плательщики налога на прибыль, которые в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским отчетом, подают контролирующему органу годовую финансовую отчетность, которая подлежит обнародованию вместе с аудиторским отчетом в срок не позже 10 июня года, следующего за отчетным. В случае непредставления (несвоевременного представления) годовой финансовой отчетности, которая подлежит обнародованию вместе с аудиторским отчетом, применяется ответственность, предусмотренная пунктом 120.1 статьи 120 настоящего Кодекса, для представления налоговых деклараций (расчетов).
Для части чистой прибыли (дохода) налоговыми (отчетными) периодами являются календарные: квартал, полугодие, три квартала, год. Для хозяйственных обществ, корпоративные права которых частично принадлежат государству, и хозяйственных обществ, 50 и больше процентов акций (долей, паев) которых принадлежат хозяйственным обществам, доля государства в которых составляет 100 процентов, которые не приняли решение о начислении дивидендов до 1 мая года, который наступает за отчетным, налоговым (отчетным) периодом является календарный год.
При этом расчет части чистой прибыли (дохода), дивидендов на государственную долю составляется нарастающим итогом и подается в контролирующие органы вместе с финансовой отчетностью в сроки, предусмотренные статьей 49 настоящего Кодекса.
Плательщики налога на прибыль — производители сельскохозяйственной продукции, которые избрали годовой налоговый (отчетный) период в соответствии с подпунктом 137.4.1 пункта 137.4 статьи 137 настоящего Кодекса, составляют и подают с соответствующей налоговой декларацией финансовую отчетность за первое полугодие прошлого отчетного года, за прошлый отчетный год и за первое полугодие текущего отчетного года.
Плательщики части чистой прибыли (дохода) и/или дивидендов на государственную долю, определенные Законом Украины «Об управлении объектами государственной собственности», подают расчет части чистой прибыли (дохода), дивидендов на государственную долю по форме, утвержденной центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, и финансовую отчетность.
Неприбыльные предприятия, учреждения и организации, определенные пунктом 133.4 статьи 133 настоящего Кодекса, подают отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации по форме, утвержденной центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, и годовую финансовую отчетность.
46.3. Если согласно правилам, определенным настоящим Кодексом, налоговая отчетность по отдельному налогу составляется нарастающим итогом, налоговая декларация по результатам последнего налогового периода года приравнивается к годовой налоговой декларации. В таком случае годовая налоговая декларация не подается.
46.4. Если плательщик налогов считает, что форма налоговой декларации, определенная центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства, вопреки нормам настоящего Кодекса по такому налогу или сбору, он имеет право указать этот факт в специально отведенном месте в налоговой декларации.
В случае необходимости плательщик налогов может подать вместе с такой налоговой декларацией дополнения к такой декларации, составленные в произвольной форме, которые будут считаться неотъемлемой частью налоговой декларации. Такое дополнение подается с объяснением мотивов его представления. Плательщик налогов, который подает отчетность в электронной форме, подает такое дополнение в электронной форме.
46.5. Форма налоговой декларации устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.
В таком же порядке устанавливаются формы налоговых деклараций по местным налогам и сборам, которые являются обязательными для применения их плательщиками (налоговыми агентами).
Форма декларации об имущественном положении и доходах (налоговой декларации) устанавливается с учетом особенностей, определенных пунктом 179.9 статьи 179 настоящего Кодекса.
Форма упрощенной налоговой декларации, предусмотренная пунктом 49.2 статьи 49 настоящего Кодекса, и порядок перехода плательщиков налогов на подачу такой декларации устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Форма, порядок и сроки подачи таможенной декларации, а также порядок принятия контролирующим органом таможенной декларации определяются с учетом требований таможенного законодательства Украины.
Государственные органы, устанавливающие в соответствии с настоящим пунктом формы налоговых деклараций, обязаны обнародовать такие формы для использования их плательщиками налогов.
46.6. Если в результате введения нового налога или изменения правил налогообложения изменяются формы налоговой отчетности, центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, который утвердил такие формы, обязан обнародовать новые формы отчетности.
До определения новых форм деклараций (расчетов), которые вступают в силу для составления отчетности за налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором произошло их обнародование, действуют формы деклараций (расчетов), действовавшие до такого определения.
После внесения изменений в нормативно-правовые акты по вопросам налогообложения центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, должен осуществить мероприятия, связанные с обнародованием и применением таких изменений.
Требования статей 46–50 настоящего Кодекса не распространяются на декларирование товаров (продукции), ввезенных на таможенную территорию Украины или вывезенных с нее в соответствии с таможенным законодательством Украины (кроме случаев, определенных в этих статьях), а также на декларирование отчислений в социальные фонды и другое информационное декларирование, содержащее экономические сведения о субъектах налогообложения, не касающихся исчисления налогов.