Нормативний акт Налоговый кодекс Украины

Статья 86. Оформление результатов проверок

Редакции
Изменения документа по годам
Печать
Автор : Верховная Рада Украины

86.1. Результаты проверок (кроме камеральных и электронных проверок) оформляются в форме акта или справки, которые подписываются должностными лицами контролирующего органа и плательщиками налогов или их законными представителями (в случае наличия). В случае установления во время проверки нарушений составляется акт. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка.

Акт (справка), составленный по результатам проверки и подписанный должностными лицами, которые проводили проверку, или лицами, уполномоченными на это в установленном порядке, в сроки, определенные настоящим Кодексом, предоставляется плательщику налогов или его законному представителю, который обязан его подписать.

Акт проверки — документ, который составляется в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, подтверждает факт проведения проверки и отражает ее результаты.

Акт проверки не может рассматриваться как заявление или уведомление о совершении уголовного преступления относительно уклонения от уплаты налогов.

Справка проверки — документ, который составляется в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, подтверждает факт проведения проверки и отражает ее результаты и является носителем доказательной информации о неустановлении фактов нарушений требований налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Срок составления акта (справки) о результатах проверки не засчитывается в срок проведения проверки, установленный настоящим Кодексом (с учетом его продления).

В случае несогласия плательщика налогов с выводами акта (справки) такой плательщик обязан подписать такой акт (справку) проверки с возражениями, которые он имеет право предоставить вместе с подписанным экземпляром акта (справки) или отдельно в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом.

Материалы проверки — это:

акт (справка) проверки с информативными приложениями, которые являются его неотъемлемой частью;

возражения, предоставленные плательщиком налогов к акту (справке) проверки (в случае их наличия на время рассмотрении);

объяснения и их документальное подтверждение, которые предоставлены плательщиком налогов в соответствии с подпунктом 16.1.15 пункта 16.1 статьи 16 и в соответствии с абзацем вторым подпункта 17.1.6 пункта 17.1 статьи 17 раздела I настоящего Кодекса.

Порядок оформления результатов проверок, которые проводятся контролирующими органами, определенными подпунктом 41.1.2 пункта 41.1 статьи 41 настоящего Кодекса, и предоставления возражений к ним определяется Таможенным кодексом Украины.

86.2. По результатам камеральной проверки в случае установления нарушений составляется акт в двух экземплярах, который подписывается должностными лицами такого органа, проводившими проверку, и после регистрации в контролирующем органе вручается или направляется для подписания в течение трех рабочих дней плательщику налогов в порядке, определенном статьей 42 настоящего Кодекса.

86.3. Акт (справка) документальной выездной проверки, определенный статьями 77 и 78 настоящего Кодекса, составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами контролирующего органа, проводившими проверку, и регистрируется в контролирующем органе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем окончания установленного для проведения проверки срока (для плательщиков налогов, которые имеют филиалы и/или находятся на консолидированной уплате, — в течение 10 рабочих дней).

В случае отказа плательщика налогов или его законных представителей от подписания акта (справки) должностными лицами контролирующего органа составляется соответствующий акт, удостоверяющий факт такого отказа. Один экземпляр акта или справки о результатах выездной плановой или внеплановой документальной проверки в день его подписания или отказа от подписания вручается или направляется плательщику налогов или его законному представителю в порядке, определенном статьей 42 настоящего Кодекса.

Отказ плательщика налогов или его законных представителей от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает плательщика налогов от обязанности уплатить определенные контролирующим органом по результатам проверки денежные обязательства.

В случае отказа плательщика налогов или его законных представителей от получения экземпляра акта или справки о результатах проверки или невозможности его вручения и подписания в связи с отсутствием плательщика налогов или его законных представителей по местонахождению такой акт или справка направляется плательщику налогов в порядке, определенном статьей 42 настоящего Кодекса. В указанных в настоящем абзаце случаях контролирующим органом составляется соответствующий акт.

86.4. Акт (справка) документальной невыездной проверки составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами контролирующего органа, проводившими проверку, и регистрируется в контролирующем органе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем окончания установленного для проведения проверки срока (для плательщиков налогов, которые имеют филиалы и/или находятся на консолидированной уплате, — в течение 10 рабочих дней).

Акт (справка) документальной невыездной проверки не позже следующего рабочего дня после его регистрации вручается лично плательщику налогов либо его представителям или направляется в порядке, определенном статьей 42 настоящего Кодекса. В случае отказа плательщика налогов или его представителей от подписания акта (справки) проверки должностными лицами контролирующего органа составляется соответствующий акт, удостоверяющий факт такого отказа. Отказ плательщика налогов или его представителей от подписания акта проверки не освобождает такого плательщика налогов от обязанности уплатить определенные контролирующим органом по результатам проверки денежные обязательства. Возражения по акту проверки рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 86.7 настоящей статьи. Налоговое уведомление-решение принимается в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 86.8 настоящей статьи.

86.5. Акт (справка) о результатах фактических проверок, определенных статьей 80 настоящего Кодекса, составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами контролирующих органов, проводившими проверку, регистрируется не позже следующего рабочего дня после окончания проверки. Акт (справка) о результатах указанных проверок подписывается лицом, осуществлявшим расчетные операции, плательщиком налогов и его законными представителями (в случае наличия).

Абзац второй исключен.

Подписание акта (справки) таких проверок лицом, осуществлявшим расчетные операции, плательщиком налогов и/или его представителями и должностными лицами контролирующего органа, которые проводили проверку, осуществляется по месту проведения проверки или в помещении контролирующего органа.

В случае отказа плательщика налогов, его законных представителей или лица, осуществлявшего расчетные операции, от подписания акта (справки), должностными лицами контролирующего органа составляется акт, удостоверяющий факт такого отказа. Один экземпляр акта или справки о результатах проверки не позже следующего рабочего дня после его составления регистрируется в журнале регистрации актов контролирующего органа и не позже следующего дня после его регистрации вручается или направляется плательщику налогов, его законному представителю или лицу, осуществлявшему расчетные операции.

В случае отказа плательщика налогов или его законных представителей от получения экземпляра акта (справки) проверки или невозможности его вручения плательщику налогов или его законным представителям либо лицу, осуществлявшему расчетные операции по каким-либо причинам, такой акт или справка направляется плательщику налогов в порядке, определенном статьей 58 настоящего Кодекса для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений. В указанных в настоящем абзаце случаях контролирующим органом составляется соответствующий акт или делается отметка в акте или справке о результатах проверки.

86.6. Отказ плательщика налогов или его законных представителей или лица, осуществлявшего расчетные операции, от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает плательщика налогов от обязанности уплатить определенные контролирующим органом по результатам проверки денежные обязательства.

86.7. В случае несогласия плательщика налогов или его представителей с выводами проверки либо фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки (кроме документальной внеплановой проверки, проведенной в порядке, установленном подпунктом 78.1.5 пункта 78.1 статьи 78 настоящего Кодекса), они имеют право подать свои возражения и дополнительные документы и пояснения, в частности, но не исключительно, документы, подтверждающие отсутствие вины, наличие смягчающих обстоятельств или обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, в контролирующий орган, который проводил проверку плательщика налогов, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки).

Такие возражения, документы и пояснения являются неотъемлемой частью материалов проверки.

86.7.1. Акт проверки, возражения к акту проверки и/или дополнительные документы и пояснения, в случае их предоставления плательщиком налогов в установленном настоящим пунктом порядке (далее — материалы проверки), рассматриваются комиссией такого контролирующего органа по рассмотрению возражений и пояснений к актам проверок (далее — комиссия по вопросам рассмотрения возражений), которая является постоянно действующим коллегиальным органом контролирующего органа. Состав комиссии и порядок ее работы утверждаются приказом руководителя контролирующего органа.

Рассмотрение материалов проверки осуществляется комиссией по вопросам рассмотрения возражений контролирующего органа в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения возражений к акту проверки и/или дополнительных документов и пояснений в соответствии с настоящим пунктом (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и указаны в возражениях, дополнительных документах и пояснениях), и плательщику налогов направляется ответ в порядке, определенном статьей 42 настоящего Кодекса.

86.7.2. В случае получения от плательщика налогов в определенном настоящим пунктом порядка возражений к акту проверки и/или дополнительных документов и пояснений, контролирующий орган обязан уведомить плательщика налогов о месте и времени проведения рассмотрения материалов проверки. Такое уведомление направляется плательщику налогов в течение двух рабочих дней со дня получения от него возражений и/или дополнительных документов и пояснений, но не позднее чем за четыре рабочих дня до дня их рассмотрения.

86.7.3. Плательщик налогов вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через своего представителя. Непосредственно при рассмотрении материалов проверки плательщик налогов имеет право предоставлять письменные и/или устные пояснения по поводу предмета рассмотрения.

Отсутствие плательщика налогов или его представителя, уведомленного в предусмотренном настоящей статьей порядке о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки.

86.7.4. При рассмотрении материалов проверки комиссия по вопросам рассмотрения возражений:

устанавливает, совершил ли плательщик налогов, относительно которого был составлен акт проверки, нарушение налогового, валютного и/или другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы;

рассматривает обстоятельства совершенных правонарушений, которые отражены в акте проверки, а также установлены при рассмотрении предоставленных плательщиком налогов в соответствии с настоящим пунктом письменных пояснений и их документального подтверждения (в частности относительно обстоятельств, касающихся события правонарушения, и принятых плательщиком налогов мер относительно соблюдения правил и норм законодательства со ссылкой на документы и другие фактические данные, подтверждающие указанные обстоятельства);

исследует вопрос наличия или отсутствия обстоятельств, исключающих вину в совершении правонарушения (кроме правонарушений, ответственность за которые наступает независимо от наличия вины), смягчающих или освобождающих от ответственности;

исследует вопрос о необходимости проведения проверки в порядке, установленном подпунктом 78.1.5 пункта 78.1 статьи 78 настоящего Кодекса;

определяет размер денежных обязательств и/или сумму уменьшения бюджетного возмещения и/или уменьшения отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость, и/или сумму уменьшения налога на доходы физических лиц, задекларированного к возврату из бюджета, в частности при использовании права на налоговую скидку, и/или занижения или завышения суммы налоговых обязательств, заявленной в налоговой декларации, или суммы налогового кредита, заявленной в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, а также необходимость отправки (вручения) плательщику налогов соответствующего налогового уведомления-решения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

При рассмотрении материалов проверки контролирующим органом исследуются все имеющиеся фактические данные, касающиеся предмета рассмотрения, в том числе документы, предоставленные плательщиком налогов или истребованные у него, письменные и устные пояснения плательщика налогов, другие фактические данные, имеющиеся или доступные контролирующему органу.

По результатам рассмотрения материалов проверки комиссия по рассмотрению возражений принимает вывод, что является неотъемлемой частью материалов проверки.

В случае установления необходимости проведения внеплановой документальной проверки в порядке, установленном подпунктом 78.1.5 пункта 78.1 статьи 78 настоящего Кодекса, вывод по результатам рассмотрения материалов проверки принимается комиссией по рассмотрению возражений после проведения такой проверки с учетом ее результатов.

В случае несогласия плательщика налогов или его представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, проведенной на основании подпункта 78.1.5 пункта 78.1 статьи 78 настоящего Кодекса в связи с рассмотрением предоставленных в порядке, определенном настоящим пунктом , возражений к акту (справке) проверки, или рассмотрением жалобы на принятое контролирующим органом налоговое уведомление-решение, они имеют право подать свои возражения в контролирующий орган, который проводил такую проверку, в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки). Рассмотрение таких возражений отдельно не осуществляется. Такие возражения прилагаются к материалам проверки или материалам по рассмотрению жалобы, а приведенные в них факты и данные учитываются контролирующим органом при формировании в предусмотренном настоящим подпунктом порядке вывода по результатам рассмотрения материалов проверки или при рассмотрении жалобы на принятое налоговое уведомление-решение в порядке, установленном статьей 56 настоящего Кодекса.

86.7.5. Налоговое уведомление-решение принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа на основании вывода комиссии контролирующего органа по рассмотрению возражений в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия такого вывода комиссией и предоставления (направления) письменного ответа плательщику налогов, в порядке, определенном подпунктом 86.7.1 настоящего пункта.

Контролирующим и другим государственным органам запрещается использовать акт проверки как основание для выводов относительно взаимоотношений плательщика налогов с его контрагентами, если по результатам составления акта проверки налоговое уведомление-решение не направлено (не вручено) плательщику налогов или оно считается отозванным в соответствии с подпунктами 60.1.2 и 60.1.4 пункта 60.1 статьи 60 настоящего Кодекса.

86.8. Налоговое уведомление-решение принимается в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса, руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа в течение пятнадцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения плательщику налогов, его представителю или лицу, которое осуществляло расчетные операции, акта проверки, и направляется (вручается) плательщику налогов в порядке, определенном статьей 42 настоящего Кодекса.

При наличии возражений должностных лиц плательщика налогов к акту проверки и дополнительным документам и пояснениям, в частности документам, подтверждающим отсутствие вины, наличие смягчающих обстоятельств или обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, поданных в порядке, установленном настоящей статьей, налоговое уведомление-решение принимается в порядке и сроки, определенные пунктом 86.7 настоящей статьи.

86.9. Исключен.

86.10. В акте проверки указываются как факты занижения, так и факты завышения налоговых обязательств плательщика.

86.11. По результатам электронной проверки составляется справка в двух экземплярах, которая подписывается должностными лицами контролирующего органа, проводившими проверку, и регистрируется в контролирующем органе в течение трех рабочих дней со дня окончания установленного для проведения проверки срока (для плательщиков налогов, имеющих филиалы и/или находящихся на консолидированной уплате, — в течение пяти рабочих дней).

Справка электронной проверки после ее регистрации вручается лично плательщику налогов или его законным представителям для ознакомления и подписания в течение пяти рабочих дней со дня вручения.

В случае несогласия плательщика налогов или его законных представителей с заключениями проверки или фактами и данными, изложенными в справке, составленной по результатам электронной проверки, они обязаны подписать такую справку и имеют право подать свои возражения, которые являются неотъемлемой частью такой справки, вместе с подписанным экземпляром справки.

Такие возражения рассматриваются контролирующим органом в течение пяти рабочих дней со дня их получения и плательщику налогов направляется ответ в порядке, определенном статьей 58 настоящего Кодекса для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений. Такой ответ является неотъемлемой частью справки о проведении электронной проверки. Плательщик налога (его уполномоченное лицо и/или представитель) имеет право участвовать в рассмотрении возражений, о чем он указывает в поданных возражениях.

86.12. Результаты проверок по вопросам соблюдения плательщиком налогов принципа «вытянутой руки» оформляются с учетом особенностей, определенных статьей 39 настоящего Кодекса.

86.13. Акт (справка) по результатам проверки деятельности нерезидента через обособленные подразделения, в том числе постоянное представительство в Украине без постановки на учет в контролирующем органе, направляется нерезиденту в порядке, определенном статьей 42 настоящего Кодекса, или предоставляется уполномоченному представителю нерезидента либо направляется в компетентный орган государства, резидентом которого является нерезидент. В случае получения от нерезидента письменных возражений на акт (справку) такие возражения рассматриваются в порядке, определенном настоящим Кодексом.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно