Учет дорожных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов, приведенных в форме процентов повышения или снижения базового значения нормы.
Для корректировки линейных норм могут применяться все приведенные в настоящем разделе корректирующие коэффициенты.
Для корректировки норм на транспортную работу могут применяться приведенные корректирующие коэффициенты за исключением 3.1.11 и 3.2.3.
Для корректировки норм на работу специального оборудования могут применяться только корректирующие коэффициенты 3.1.1, 3.1.2, 3.1.9 и 3.1.10.
Право установления конкретных величин коэффициентов в регламентированных пределах и срок их действия предоставляется руководителям предприятий и утверждается приказом (распоряжением) по предприятию.
3.1 Нормы расходов топлива повышаются в следующих случаях:
3.1.1 Работа в зимних условиях — в зависимости от фактической температуры воздуха:
от 0 °С до -10 °С — до 5 %;
от -10 °С до -20 °С — от 5 % до 10 %;
от -20 °С и ниже — от 10 % до 15 %.
Примечание 1. Надбавка вводится после установления в течение не менее трех дней в восемь часов утра температуры в пределах определенного диапазона (по сводке территориального подразделения государственной службы гидрометеорологии или по результатам собственных измерений, надлежащим образом задокументированных) с первого дня установления температуры или по решению руководства предприятия может пересматриваться каждый день.
Примечание 2. При осуществлении перевозок в другие климатические зоны, в т. ч. за пределы Украины, поправочный коэффициент устанавливается с учетом температурных условий начального и конечного (а при необходимости и промежуточных) пунктов следования.
3.1.2 Работа в горной местности при высоте над уровнем моря:
от 500 до 1500 метров — до 5 %;
от 1501 до 2000 метров — до 10 %.
3.1.3 Работа на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом меньше 40 м, то есть на 100 км пути не меньше 501 поворота) — до 10%.
3.1.4 Работа в условиях города:
с населением до 0,5 млн. чел. — до 5 %;
с населением от 0,5 до 1,0 млн. чел. — до 10 %;
с населением более 1,0 млн. чел. — до 15 %.
3.1.5 Работа, которая требует частых технологических остановок, связанных с загрузкой и разгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров и т. п. (в среднем больше, чем одна остановка на один километр пробега — маршрутные автобусы, обслуживание почтовых ящиков, инкассация денег, обслуживание инвалидов, больных и т. п.) — до 10%.
3.1.6 При выполнении работ, которые требуют пониженных скоростей (до 20 км/ч.) в удовлетворительных дорожных условиях (перевозка крупногабаритных, взрывоопасных, стеклянных, хрупких и т. п. грузов, при выполнении сельскохозяйственных работ, работа киносъемочных и аналогичных специальных автомобилей, движение в колоннах и т. п.) — до 10%.
3.1.7 Работа в тяжелых дорожных условиях (в карьерах, езда по полям, на лесных или степных участках, по пересеченной местности и т. п.) — до 20%.
3.1.8 Работа в сверхтяжелых дорожных условиях в период сезонного бездорожья, снежных или песчаных заносов, паводках и др. стихийных бедствиях — до 35%.
Примечание. Корректирующие коэффициенты 3.1.6, 3.1.7, 3.1.8 применять одновременно запрещено.
3.1.9 При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями и теми, которые вышли из капитального ремонта — до 10%.
3.1.10 Для автомобилей, которые эксплуатируются больше 8 лет — до 5%.
3.1.11 Почасовая работа грузовых автомобилей (кроме самосвалов) и грузопассажирских или их постоянная работа как технологического транспорта либо грузовых таксомоторов — до 10%.
3.1.12 При учебной езде — до 15 %.
3.1.13 При использовании кондиционера, установки «климат-контроль» или автономных систем обогрева (при условии отсутствия норм на работу указанного оборудования в приложении Г) — до 5%.
3.1.14 Для автомобилей-фургонов и при оборудовании бортовых автомобилей или автопоездов тентами — до 5% при езде за пределами пригородной зоны.
Примечание. Пригородной зоной считается зона за пределами города с численностью более 2,5 млн. чел. — до 50 км от черты города, для городов с населением от 0,5 до 2,5 млн. чел. — до 15 км от черты города и с населением менее 0,5 млн. чел. — до 5 км.
3.2 Нормы расходов топлива уменьшаются в следующих случаях:
3.2.1 Работа за пределами пригородной зоны на дорогах из цементобетона, асфальтобетона, брусчатки, мозаики — до -15%.
3.2.2 Работа за пределами пригородной зоны на дорогах из битумоминеральной смеси, дегтебетона, щебня (гравия) — до -5%.
3.2.3 Эксплуатация городских автобусов (помеченных в таблицах А.3, А.4 знаком (*)) в режиме «на заказ» или с другой целью, но не на постоянных маршрутах — до -10%.
Примечание. Если автомобиль эксплуатируется в пригородной зоне, поправочные коэффициенты 3.1.4, 3.2.1, 3.2.2 не применяются.
3.3 Суммарный коэффициент корректировки.
В случае применения одновременно нескольких корректирующих коэффициентов рассчитывается суммарный коэффициент корректировки, который равен сумме этих надбавок (уменьшающие корректирующие коэффициенты являются отрицательными):
K∑ = K1 + K2 + ... + Кn (2)
3.4 Дополнительное потребление топлива.
Кроме нормативных расходов топлива, разрешается дополнительное его потребление в следующих объемах:
— на внутригаражные разъезды и технические нужды (технические осмотры, регулировочные работы, приработок деталей двигателей и автомобилей после ремонта и т. п.) — не более 1% от общего количества топлива, потребленного предприятием;
— не более 10 л жидкого топлива в месяц на один газобаллонный (газодизельный) автомобиль для его запуска в холодное время года (температура окружающей среды ниже 0 °С). При эксплуатации газобаллонных (газодизельных) автомобилей на жидком топливе указанная надбавка не применяется;
— при длительных простоях автомобилей под загрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям пожарной безопасности запрещено выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады и т. п.), а также при длительных простоях автомобилей в зимнее и холодное время года с работающим двигателем (ожидание инвалидов, больных, клиентов и т. п.) или при перевозке специальных грузов, которые требуют постоянного обогрева салона (кузова) автомобиля, разрешается дополнительное потребление топлива из расчета: один час простоя соответствует расходу топлива по линейной норме на 5 км пробега автомобиля.