Нормативний акт Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость

Общая часть

Редакции
Изменения документа по годам
Печать
Автор : Кабинет Министров Украины

1. Настоящий Порядок определяет механизм открытия и закрытия счетов в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость (далее — налог), особенности составления налоговых накладных и расчетов корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговым накладным (далее — расчеты корректировки) в такой системе, а также механизм проведения расчетов с бюджетом с использованием указанных счетов.

Система электронного администрирования налога вводится поэтапно:

на переходный период (до 1 июля 2015 г. или другой даты, определенной отдельным решением Верховной Рады Украины о сокращении такого периода) — в тестовом режиме;

с указанной даты — на постоянной основе.

2. В настоящем Порядке термины употребляются в следующем значении:

1) счет в системе электронного администрирования налога (далее — электронный счет) — счет, открытый плательщику налога в Казначействе, на который таким плательщиком перечисляются средства с собственного текущего счета в сумме, необходимой для достижения размера суммы, на которую плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее — Реестр), а также в сумме, необходимой для уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств. Средства с такого счета подлежат перечислению в бюджет и/или на специальный счет;

2) специальный счет — счет, открытый в банке и/или органе Казначейства сельскохозяйственными предприятиями — субъектами специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства, для аккумулирования сумм налога, которые начисляются на стоимость поставленных ими сельскохозяйственных товаров (услуг), в порядке, предусмотренном статьей 209 Налогового кодекса Украины.

3. Периодичность, структура и формат обмена информацией и реестрами плательщиков налога, необходимыми для функционирования системы электронного администрирования налога, определяются ГФС и Казначейством.

4. Электронный счет открывается плательщику налога Казначейством автоматически на безоплатной основе.

Плательщикам налога, которые применяют специальный режим налогообложения в соответствии со статьей 209 Налогового кодекса Украины, открывается единый электронный счет для учета сумм налога по результатам деятельности, предусмотренной указанной статьей, и другой деятельности.

5. Электронные счета открываются исключительно на основании реестра плательщиков налога, который ГФС после присвоения лицу индивидуального налогового номера плательщика налога направляет Казначейству. В таком реестре указываются наименование или фамилия, имя и отчество плательщика налога, налоговый номер или номер и серия паспорта (для физических лиц — предпринимателей, которые имеют отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта), индивидуальный налоговый номер плательщика налога и дата регистрации его плательщиком налога.

Датой начала осуществления плательщиком налога операций с использованием электронного счета является дата регистрации его плательщиком налога (для плательщиков налога, зарегистрированных до 1 февраля 2015 г., — 1 февраля 2015 года).

6. Казначейство в соответствии с требованиями статьи 69 Налогового кодекса Украины направляет ГФС уведомление об открытии электронного счета плательщика налога не позже следующего рабочего дня со дня его открытия. После поступления уведомления ГФС информирует плательщика налога о реквизитах его электронного счета.

7. В случае аннулирования регистрации плательщика налога остаток средств на его электронном счете перечисляется в бюджет, а такой счет закрывается.

Для закрытия электронных счетов ГФС направляет Казначейству реестр плательщиков налога, в котором указываются наименование или фамилия, имя и отчество плательщика налога, налоговый номер или номер и серия паспорта (для физических лиц — предпринимателей, которые имеют отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта), индивидуальный налоговый номер плательщика налога и сумма налога, которая подлежит перечислению в бюджет.

На основании такого реестра Казначейство перечисляет суммы налога в бюджет.

Уведомление о закрытии электронного счета Казначейство направляет ГФС не позже следующего рабочего дня со дня его закрытия.

8. В случае повторной регистрации лица плательщиком налога ему открывается новый электронный счет.

9. Плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Реестре на сумму налога (∑Накл), исчисленную по следующей формуле:

Накл = ∑НаклОтр + ∑Митн + ∑ПопРах – ∑НаклВид – ∑Відшкод – ∑Перевищ,

где ∑НаклОтр — общая сумма налога по полученным плательщиком налога налоговым накладным и расчетам корректировки, зарегистрированным в Реестре, которая определяется на основании данных таких налоговых накладных, составленных по операциям, дата возникновения налоговых обязательств по которым приходится на налоговый период начиная с 1 февраля 2015 г., а также расчетов корректировки к ним;

Митн — общая сумма налога, уплаченного плательщиком налога непосредственно или через уполномоченное лицо во время ввоза товаров на таможенную территорию Украины, которая определяется на основании данных таможенных деклараций с учетом изменений, внесенных в соответствии с листами корректировки и дополнительными декларациями, оформленными согласно статье 261 Таможенного кодекса Украины, исходя из сумм налога, уплаченных начиная с 1 февраля 2015 г. во время ввоза товаров на таможенную территорию Украины;

ПопРах — общая сумма пополнения электронного счета с текущего счета плательщика налога которая определяется на основании данных, которые поступили в ГФС от Казначейства, относительно сумм средств, перечисленных плательщиком налога с собственного текущего счета на электронный счет начиная с 1 февраля 2015 г.;

НаклВид — общая сумма налога по выданным плательщиком налога налоговым накладным и расчетам корректировки, зарегистрированным в Реестре, которая определяется на основании данных таких налоговых накладных по операциям, дата возникновения налоговых обязательств по которым приходится на налоговый период начиная с 1 февраля 2015 г., а также расчетов корректировки к ним;

Відшкод — общая сумма налога, заявленная плательщиком налога к бюджетному возмещению, которая определяется на основании задекларированных к возмещению на текущий счет плательщика налога сумм отрицательного значения налога, рассчитанных по операциям, осуществленным после 1 февраля 2015 г., согласно налоговым декларациям по налогу и уточняющим расчетам к ним, поданным контролирующему органу, начиная с налоговой отчетности за:

февраль 2015 г. — для плательщиков налога, которые применяют месячный отчетный период;

I квартал 2015 г. — для плательщиков налога, которые применяют квартальный отчетный период;

Перевищ — общая сумма превышения налоговых обязательств, указанных плательщиком налога в поданных контролирующему органу налоговых декларациях по налогу, суммы налога, указанной в составленных таким плательщиком налоговых накладных, зарегистрированных в Реестре, которая определяется как разница между:

суммами налоговых обязательств по операциям по поставке товаров (услуг) и получению услуг от нерезидента, местом поставки которых определена таможенная территория Украины, осуществленным после 1 февраля 2015 г., и их дальнейшей корректировки согласно статье 192 Налогового кодекса Украины, задекларированными плательщиком в налоговых декларациях по налогу (поданных контролирующему органу начиная с налоговой отчетности за февраль 2015 г. для плательщиков налога, которые применяют месячный отчетный период, за I квартал 2015 г. — для плательщиков налога, которые применяют квартальный отчетный период) с учетом поданных уточняющих расчетов к ним;

суммами налога, указанными плательщиком налога в налоговых накладных, которые составлены по таким операциям (в том числе налоговых накладных, которые не выдаются получателю, а также составленных во время получения услуг от нерезидента, местом поставки которых определена таможенная территория Украины), осуществленным после 1 февраля 2015 г., и расчетов корректировки к ним, зарегистрированных в Реестре.

В течение переходного периода, указанного в пункте 1 настоящего Порядка, регистрация налоговых накладных и/или расчетов корректировки осуществляется без ограничения суммой налога, исчисленной по формуле, которая приведена в настоящем пункте.

91. Сумма налога, на которую плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки, определенная в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, по решению плательщика налога может быть увеличена на сумму непогашенных остатков сумм налога, заявленных им к бюджетному возмещению за отчетные (налоговые) периоды до 1 февраля 2015 г., задекларированных к бюджетному возмещению за такие периоды в счет уменьшения налоговых обязательств по налогу следующих отчетных (налоговых) периодов, отрицательного значения суммы, рассчитанной согласно пункту 200.1 статьи 200 Налогового кодекса Украины, и остатка отрицательного значения предыдущих отчетных (налоговых) периодов после бюджетного возмещения, задекларированных плательщиком налога за отчетные (налоговые) периоды до 1 февраля 2015 года.

Такое решение плательщик налога отражает в заявлении, которое подается в составе налоговой декларации за отчетный (налоговый) период после 1 февраля 2015 г., в котором оно принято.

ГФС после проведения камеральной проверки указанной налоговой декларации автоматически увеличивает сумму налога, на которую плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки, на соответствующую сумму и на запрос плательщика налога информирует его о сумме увеличения путем направления электронного уведомления.

Сумма такого увеличения отражается плательщиком налога в составе налогового кредита налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, в котором оно осуществлено.

92. После окончания переходного периода, указанного в пункте 1 настоящего Порядка:

1) ГФС автоматически увеличивает размер суммы налога, на которую плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки, определенной в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, на сумму среднемесячного размера сумм налога, задекларированных плательщиком к уплате в бюджет и погашенных за последние 12 отчетных (налоговых) месяцев / четыре квартала, и на запрос плательщика налога информирует его о сумме увеличения путем направления электронного уведомления.

Сумма такого увеличения ежеквартально подлежит автоматическому пересчету ГФС путем вычитания суммы предыдущего увеличения и добавления суммы увеличения согласно текущему перерасчету с учетом среднемесячного размера сумм налога, задекларированных плательщиком к уплате в бюджет и погашенных за последние 12 отчетных (налоговых) месяцев / четыре квартала, по состоянию на дату пересчета.

На запрос плательщика налога ГФС информирует его о результатах такого перерасчета путем направления электронного уведомления;

2) сумма налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки, определенная в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, автоматически увеличивается на суммы ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств по налогу.

На сумму такого увеличения:

уменьшается сумма, задекларированная к уплате в бюджет в отчетном (налоговом) периоде, или увеличивается сумма отрицательного значения, задекларированная в отчетном (налоговом) периоде;

ошибочно и/или излишне уплаченные денежные обязательства по налогу считаются погашенными.

10. ГФС:

1) исчисляет сумму налога, на которую плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Реестре;

2) обнародует на официальном веб-сайте алгоритмы расчета показателей формулы исчисления указанной суммы и источники их формирования.

11. Показатели, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, учитываются в разрезе плательщиков налога нарастающим итогом:

с 1 февраля 2015 г. — для плательщиков, которые зарегистрированы плательщиками налога до 1 февраля 2015 г.;

с даты регистрации плательщиком налога, указанной в реестре плательщиков налога, — для плательщиков, которые зарегистрированы плательщиками налога после 1 февраля 2015 года.

12. Если сумма, исчисленная в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, является меньшей, чем сумма налога в налоговой накладной, которую плательщик налога должен зарегистрировать в Реестре, такой плательщик перечисляет необходимую сумму средств с текущего счета на электронный счет.

13. Плательщик налога имеет право получать в ГФС информацию о состоянии своего электронного счета, а также сумме налога, на которую он имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Реестре.

14. Казначейство подает ГФС в разрезе плательщиков налога информацию относительно сумм пополнения электронных счетов и остатков на таких счетах.

15. Если после поставки товаров (услуг) изменяется сумма компенсации их стоимости, включая следующий за поставкой пересмотр цен, перерасчет в случае возврата товаров (услуг) лицу, которое их предоставило, или во время возврата поставщиком суммы предварительной оплаты товаров (услуг), суммы налоговых обязательств и налогового кредита поставщика и получателя товаров (услуг) подлежат соответствующей корректировке на основании расчета корректировки, зарегистрированного в Реестре.

Расчет корректировки составляется поставщиком товаров (услуг) в порядке, установленном для налоговых накладных.

16. Расчет корректировки, составленный поставщиком товаров (услуг) к налоговой накладной, которая выданы их получателю — плательщику налога, подлежит регистрации в Реестре:

поставщиком (продавцом) товаров (услуг), если предполагается увеличение суммы компенсации их стоимости в пользу такого поставщика или если корректировка количественных и стоимостных показателей в итоге не изменяет сумму компенсации;

получателем (покупателем) товаров (услуг), если предполагается уменьшение суммы компенсации стоимости товаров (услуг) их поставщику, для чего поставщик направляет составленный расчет корректировки получателю. При этом поставщик товаров (услуг) имеет право уменьшить сумму налоговых обязательств по такому расчету корректировки после его регистрации в Реестре получателем.

Расчет корректировки, составленный плательщиком налога к налоговым накладным, которые не выдаются получателю, а также составленным во время получения услуг от нерезидента, местом поставки которых определена таможенная территория Украины, подлежат регистрации в Реестре таким плательщиком налога.

17. Отсутствие факта регистрации поставщиком товаров (услуг) расчета корректировки, который предусматривает увеличение суммы компенсации стоимости товаров (услуг), в Реестре не освобождает его от обязанности увеличить суммы налоговых обязательств за соответствующий отчетный период на сумму налога, указанную в таком расчете корректировки.

Отсутствие факта регистрации получателем товаров (услуг) расчета корректировки, который предусматривает уменьшение суммы компенсации стоимости товаров (услуг), в Реестре не освобождает его от обязанности уменьшить сумму налогового кредита за соответствующий отчетный период на сумму налога, указанную в таком расчете корректировки.

18. Расчет корректировки, который предусматривает увеличение суммы компенсации стоимости товаров (услуг), учитывается во время исчисления указанной в пункте 9 настоящего Порядка суммы налога для поставщика и получателя после его регистрации в Реестре таким поставщиком.

Расчет корректировки, который предусматривает уменьшение суммы компенсации стоимости товаров (услуг), учитывается во время исчисления указанной в пункте 9 настоящего Порядка суммы налога для поставщика и получателя после его регистрации в Реестре таким получателем.

19. Налоговые накладные, составленные до 1 февраля 2015 г., и расчеты корректировки к ним подлежат регистрации в Реестре в сроки, определенные пунктом 201.10 статьи 201 Налогового кодекса Украины, но не учитываются во время исчисления суммы налога, указанной в пункте 9 настоящего Порядка.

20. По итогам отчетного (налогового) периода в соответствии с задекларированными в налоговой декларации по налогу результатами деятельности плательщиком налога проводится расчет с бюджетом в порядке, определенном статьей 200 Налогового кодекса Украины, и/или осуществляется перечисление сумм налога на специальный счет.

Суммы налога, указанные в налоговых декларациях по налогу, перечисляются в бюджет и/или на специальный счет с электронного счета плательщика налога.

21. Для перечисления в бюджет и/или на специальный счет плательщика налога сумм согласованных налоговых обязательств в соответствии с поданными налоговыми декларациями по налогу ГФС не позже чем за три рабочих дня до окончания предельного срока, установленного Налоговым кодексом Украины для самостоятельной уплаты налоговых обязательств, направляет Казначейству реестр плательщиков налога, в котором указываются наименование или фамилия, имя и отчество плательщика налога, налоговый номер или номер и серия паспорта (для физических лиц — предпринимателей, которые имеют отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта), индивидуальный налоговый номер плательщика налога, отчетный период и сумма налога, которая подлежит перечислению в бюджет и/или на специальный счет.

На основании таких реестров Казначейство не позже последнего дня срока, установленного Налоговым кодексом Украины для самостоятельной уплаты налоговых обязательств, перечисляет суммы налога в бюджет и/или на специальные счета плательщиков налога с их электронных счетов.

211. Если на дату представления налоговой декларации по налогу сумма средств на счете плательщика налога в системе электронного администрирования налога превышает сумму, которая подлежит перечислению в бюджет в соответствии с поданной декларацией, плательщик налога имеет право подать в контролирующий орган в составе налоговой декларации заявление, в соответствии с которым такие средства подлежат перечислению на текущий счет плательщика налога, реквизиты которого указываются в заявлении, в сумме остатка средств, которая превышает сумму налогового долга по налогу и сумму согласованных налоговых обязательств по налогу, или в бюджет в счет уплаты налоговых обязательств по налогу.

Сумма налога, определенная в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, уменьшается на сумму налога, которая в соответствии с поданным заявлением подлежит перечислению в бюджет или на текущий счет плательщика на дату его подачи, путем уменьшения общей суммы пополнения счета в системе электронного администрирования налога с текущего счета плательщика.

Для соответствующего перечисления средств ГФС направляет Казначейству реестр, в котором указываются наименование плательщика налога, налоговый номер и индивидуальный налоговый номер, сумма налога, которая подлежит перечислению в бюджет или на текущий счет плательщика налога, и реквизиты такого счета (в случае подачи плательщиком налога заявления о возврате средств на его текущий счет).

Казначейство на основании указанного реестра в течение пяти рабочих дней после окончания предельного срока, установленного Налоговым кодексом Украины для самостоятельной уплаты плательщиком налога сумм налоговых обязательств, осуществляет соответствующее перечисление.

22. В случае недостаточности средств на электронном счете плательщика налога для уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств и/или для перечисления на специальный счет:

1) плательщик налога в сроки, установленные Налоговым кодексом Украины для самостоятельной уплаты налоговых обязательств, перечисляет на электронный счет необходимые средства с собственного текущего счета;

2) Казначейство перечисляет средства в пределах их остатка на таком счете. При этом остаток согласованных налоговых обязательств плательщика налога, не уплаченный в бюджет, учитывается Казначейством к выполнению в полном объеме путем перечисления в бюджет и/или на специальный счет средств, которые перечисляются плательщиком налога с текущего счета на электронный счет.

23. Если плательщиком налога, который применяет специальный режим налогообложения в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства, по результатам отчетного периода задекларированы суммы налога, которые подлежат уплате в бюджет и/или на его специальный счет, средства с электронного счета перечисляются в бюджет, а после расчета в полном объеме с бюджетом — на специальный счет такого плательщика.

24. Казначейство подает ГФС в разрезе плательщиков налога информацию относительно перечисленных с их электронных счетов средств в бюджет и на специальный счет в день, следующий за днем такого перечисления, и не перечисленных сумм в связи с отсутствием средств на таких счетах.

25. Расчет с бюджетом в связи с представлением уточняющего расчета в соответствии с пунктом 50.1 статьи 50 Налогового кодекса Украины, уплата налоговых обязательств, определенных контролирующим органом в соответствии с подпунктами 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4–54.3.6 пункта 54.3 статьи 54 указанного Кодекса, и уплата предусмотренных таким Кодексом штрафных санкций и пени осуществляются плательщиком налога с текущего счета в соответствующий бюджет.

26. Ошибочно и/или излишне зачисленные средства в бюджет возвращаются плательщику налога на текущий счет в порядке, определенном статьей 43 Налогового кодекса Украины.

27. В случае аннулирования регистрации плательщика налога:

1) налоговые обязательства определяются на основании налоговой декларации по налогу по итогам последнего отчетного (налогового) периода, определенного пунктом 184.6 статьи 184 Налогового кодекса Украины. После аннулирования такой регистрации остаток средств на электронном счете плательщика налога после расчетов с бюджетом по результатам последнего отчетного (налогового) периода перечисляется в бюджет;

2) если остаток средств на электронном счете недостаточен для уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств по налогу на основании поданных контролирующему органу налоговых деклараций по налогу, окончательный расчет с бюджетом таким плательщиком осуществляется с собственного текущего счета на электронный счет;

3) если остаток средств на электронном счете после перечисления в бюджет превышает суммы согласованных налоговых обязательств по налогу по итогам последнего отчетного (налогового) периода, такие суммы возвращаются из бюджета в порядке, предусмотренном статьей 43 Налогового кодекса Украины, по заявлению плательщика налога.

Реклама
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше