Нормативний акт О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

Раздел VIII. Заключительные и переходные положения

Автор : Верховная Рада Украины

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, кроме подпункта 8 части первой статьи 1, подпунктов 7 и 8 (в части предъявления удостоверения застрахованного лица), 9 части второй статьи 6, абзаца второго подпункта 1 части третьей статьи 20, статьи 22 настоящего Закона, которые вступают в силу с 1 января 2014 года.

11. Остановить действие подпункта 8 части первой статьи 1, подпунктов 7, 8 (в части предъявления удостоверения застрахованного лица) и 9 части второй статьи 6, абзаца второго подпункта 1 части третьей статьи 20, статьи 22 настоящего Закона до 1 января 2020 года.

12. Установить, что выплата резидентом Украины дохода физическим лицам — нерезидентам, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере кинематографии не на территории Украины, не является объектом начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона субъекты предпринимательской деятельности, которые избрали упрощенную систему налогообложения в соответствии с Указом Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», разделом IV Декрета Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года № 13-92 «О прибыльном налоге с граждан» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 р., № 10, ст. 77), начисляют, исчисляют и уплачивают единый взнос в соответствии с настоящим Законом.

3. Со дня вступления в силу настоящего Закона плательщики страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы, общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности, считаются плательщиками единого взноса.

Перерегистрация плательщиков страховых взносов и застрахованных лиц не осуществляется. Пенсионный фонд совместно с фондами общеобязательного государственного социального страхования и центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, проводит сверку плательщиков страховых взносов в порядке, установленном Пенсионным фондом совместно с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики, по согласованию с фондами общеобязательного государственного социального страхования.

4. В период до преобразования Пенсионного фонда в неприбыльную самоуправляемую организацию в соответствии с пунктом 12 раздела XV «Заключительные положения» Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» задачи и функции Пенсионного фонда и его территориальных органов по сбору и ведению учета единого взноса выполняют соответственно Пенсионный фонд и главные управления Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, управления Пенсионного фонда Украины в районах, городах, районах в городах.

5. До внедрения представления в Пенсионный фонд отчетности относительно персонифицированных сведений о заработной плате (доходе, денежном обеспечении) застрахованных лиц, на которую начислен и из которой уплачен единый взнос, и других сведений в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Закона относительно всех застрахованных лиц работодатели, физические лица — предприниматели и лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, обязаны подавать в территориальные органы Пенсионного фонда персонифицированные сведения о застрахованных лицах, с которыми произошел несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, а также лицах, которые уволены с работы за период после представления последнего отчета относительно персонифицированного учета, в порядке, установленном Пенсионным фондом по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере социальной защиты населения.

6. В случае погашения до 1 января 2011 года задолженности по уплате взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы, в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности, которая возникла до 1 июля 2010 года, задолженность по уплате финансовых санкций (пени и штрафов) подлежит списанию.

Суммы задолженности государственных предприятий угольной отрасли по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности, которая образовалась на 1 января 2011 года, и по уплате штрафных санкций (пени), начисленных на сумму задолженности по уплате страховых взносов, подлежат рассрочке не более чем на 60 календарных месяцев в порядке и на условиях, установленных Законом Украины «О погашении задолженности государственных предприятий угольной отрасли по уплате страховых взносов и штрафных санкций (пени) в Фонд социального страхования Украины».

7. Задолженность по уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, начисленного до 1 января 2004 года, не погашенная по состоянию на 1 января 2011 года, по возмещению фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий, по уплате финансовых санкций и пени, которая возникла до 1 января 2011 года, подлежит рассрочке не более чем на 60 календарных месяцев начиная с 1 января 2011 года.

Рассроченная сумма подлежит уплате (в том числе пеня и штрафные санкции) равными долями ежеквартально не позже 20 числа месяца, следующего после указанного периода, независимо от факта выплаты заработной платы за этот период.

Уведомление о рассрочке суммы задолженности, пени и штрафных санкций направляется плательщикам в установленном Пенсионным фондом порядке.

Суммы взносов, начисленных на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы, общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности, срок уплаты которых не наступил на 1 января 2011 года, и суммы начисленного сбора на обязательное государственное пенсионное страхование до 1 января 2004 года, срок уплаты которых не наступил на 1 января 2011 года, не уплаченные по состоянию на 1 января 2011 года, подлежат уплате в порядке, который действовал до 1 января 2011 года.

Взыскание задолженности по уплате страховых взносов по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования и сумм штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных в период до 1 января 2011 года, в том числе страховых взносов, срок уплаты которых на 1 января 2011 года не наступил, осуществляется фондами общеобязательного государственного социального страхования в соответствии с законодательством, которое действовало на момент возникновения такой задолженности или применения штрафных санкций. Погашение задолженности с использованием средств, которые поступают в счет уплаты единого взноса, запрещается.

На период до полного взыскания задолженности по уплате страховых взносов по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования и сумм штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных в период до 1 января 2011 года, в том числе начисленных взносов, срок уплаты которых на 1 января 2011 года не наступил, и соответствующих штрафных санкций за фондами общеобязательного государственного социального страхования сохраняются полномочия относительно контроля за правильностью начисления, своевременностью уплаты страховых взносов, применения финансовых санкций, которыми они были наделены до вступления в силу настоящего Закона.

71. Плательщикам, которые в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона Украины «О внесении изменения в раздел VIII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» относительно стимулирования уплаты текущих платежей по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и погашения задолженности в Пенсионный фонд Украины» подали заявление в соответствующий орган Пенсионного фонда Украины, предоставляется право на рассрочку сумм задолженности по уплате страховых взносов, которые не погашены на день заключения договора о рассрочке сумм задолженности по уплате страховых взносов, за период до 31 декабря 2010 года, в случае если на день подачи заявления у плательщика нет задолженности по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

Суммы задолженности по уплате страховых взносов, которые не погашены на день заключения указанного договора, рассрочиваются и подлежат уплате равными частями в течение 24 календарных месяцев начиная с месяца подачи плательщиком заявления в соответствующий орган Пенсионного фонда Украины.

Заявления, поданные плательщиком, которые поступили позже шестимесячного срока со дня вступления в силу Закона Украины «О внесении изменения в раздел VIII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» относительно стимулирования уплаты текущих платежей по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и погашения задолженности в Пенсионный фонд Украины», не рассматриваются.

Орган Пенсионного фонда Украины в десятидневный срок со дня получения заявления принимает решение о рассрочке сумм задолженности и заключает с плательщиком договор о рассрочке сумм задолженности по уплате страховых взносов по форме, утвержденной Пенсионным фондом Украины.

Указанный договор подлежит досрочному расторжению, если плательщик не уплачивает в полном объеме рассроченные платежи по уплате страховых взносов и/или текущие платежи по единому взносу.

Плательщику, который в соответствии с заключенным договором в полном объеме погасит задолженность по страховым взносам и не допустит возникновения новой задолженности по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за период действия такого договора, штраф и пеня, связанные с этой задолженностью, начисленные и не уплаченные или те, которые подлежат начислению в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», списываются в порядке, установленном Пенсионным фондом Украины.

8. Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования формируется на базе системы персонифицированного учета взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

9. Принятие законов о внедрении общеобязательного государственного социального медицинского страхования и накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования осуществляется одновременно с внесением соответствующих изменений в настоящий Закон.

91. Установить, что период, за который списана задолженность, определенная в статье 1 Закона Украины «О некоторых вопросах задолженности предприятий оборонно-промышленного комплекса ― участников Государственного концерна «Укроборонпром» и обеспечения их стабильного развития», учитывается в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования как период, за который уплачены страховые взносы в полном объеме.

92. Во время особого периода, определенного Законом Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации», плательщики единого взноса, определенные статьей 4 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», призванные на военную службу во время мобилизации или привлеченные к выполнению обязанностей относительно мобилизации по должностям, предусмотренным штатами военного времени, на весь срок их военной службы освобождаются от выполнения своих обязанностей, определенных пунктом 2 статьи 6 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», если они не являются работодателями.

Основанием для такого освобождения является заявление физического лица — предпринимателя и копия военного билета или копия другого документа, выданного соответствующим государственным органом, с указанием данных о призыве такого лица на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, которые подаются в налоговый орган физическим лицом — предпринимателем в течение 10 дней после его демобилизации. Если демобилизованное физическое лицо — предприниматель находится на лечении (реабилитации) в связи с выполнением обязанностей во время мобилизации, заявление и копия военного билета или копия другого документа, выданного соответствующим государственным органом, подаются в течение 10 дней после окончания его лечения (реабилитации).

Если плательщик единого взноса имеет наемных работников и на срок своей военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, уполномочивает другое лицо на выплату наемным работникам заработной платы и/или других доходов, его обязательства, определенные подпунктами 1 (кроме уплаты единого взноса), 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12 части второй статьи 6 настоящего Закона, осуществляет такое уполномоченное лицо.

Единый взнос, который был начислен уполномоченным лицом из таких выплат, уплачивается в бюджет демобилизованным физическим лицом — предпринимателем в течение 180 календарных дней с первого дня его демобилизации без начисления штрафных и финансовых санкций. При этом демобилизованное физическое лицо — предприниматель в заявлении, предусмотренном в настоящем пункте, указывает данные о начисленном едином взносе на сумму таких выплат уполномоченным лицом в течение срока военной службы физического лица — предпринимателя.

Отчетность о начисленном едином взносе в течение срока военной службы физического лица — предпринимателя уполномоченным лицом на суммы выплат наемным работникам и другим лицам подается демобилизованным физическим лицом — предпринимателем в порядке и сроки, установленные настоящим Законом, без начисления штрафных и финансовых санкций, предусмотренных настоящим Законом.

Настоящий пункт применяется с первого дня мобилизации, объявленной Указом Президента Украины от 17 марта 2014 года № 303 «О частичной мобилизации», утвержденным Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «О частичной мобилизации», и в течение всего особого периода.

Во время особого периода, определенного Законом Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» для плательщиков единого взноса, определенных в статье 4 настоящего Закона, призванных на военную службу во время мобилизации или привлеченных к выполнению обязанностей относительно мобилизации по должностям, предусмотренным штатами военного времени, на весь срок их военной службы останавливается применение норм статьи 25 настоящего Закона.

Основанием для такого приостановления является копия военного билета или копия документа, выданного соответствующим государственным органом, с указанием данных о призыве такого лица на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, которая подается в налоговые органы этим государственным органом в течение десяти дней после его мобилизации.

93. Временно на период действия особого правового режима, определенного Законом Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины», останавливается применение к плательщикам единого взноса с местонахождением (местом проживания) на временно оккупированной территории Украины норм статей 25 и 26 настоящего Закона.

Налоговая информация о суммах недоимки плательщиков единого взноса, определенных абзацем первым настоящего пункта, сохраняется и обрабатывается в информационных базах контролирующих органов в отдельном (забалансовом) порядке.

94. Пункт 94 раздела VIII исключен.

95. По 31 декабря 2015 года при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам и/или при начислении вознаграждения по гражданско-правовым договорам, пособия по временной нетрудоспособности и пособия в связи с беременностью и родами размер единого взноса, установленный частью пятой и абзацем вторым части шестой статьи 8 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» для плательщиков единого взноса, определенных в абзацах втором, третьем, четвертом и седьмом пункта 1 части первой статьи 4 настоящего Закона, применяется с понижающим коэффициентом (далее — коэффициент), если плательщиком выполняются одновременно следующие условия:

а) база начисления единого взноса в расчете на одно застрахованное лицо в отчетном месяце (далее — БН(зо)) увеличилась на 20 и больше процентов по сравнению со среднемесячной базой начисления единого взноса плательщика за 2014 год в расчете на одно застрахованное лицо (далее — СмБН(зо)2014);

б) после применения коэффициента средний платеж на одно застрахованное лицо в отчетном месяце (далее — СП(зо)м) составит не меньше чем среднемесячный платеж на одно застрахованное лицо плательщика за 2014 год (далее — СмП(зо)2014);

в) количество застрахованных лиц в отчетном месяце, которым начислены выплаты, не превышает 200 процентов среднемесячного количества застрахованных лиц плательщика за 2014 год (далее — СмК(зо)2014). Это условие не применяется к плательщикам единого взноса, определенным в абзацах третьем и четвертом пункта 1 части первой статьи 4 настоящего Закона.

Коэффициент ежемесячно исчисляется плательщиками самостоятельно, по следующей формуле:

коэффициент = СмБН(зо)2014 / БН(зо), где:

СмБН(зо)2014 — среднемесячная база начисления единого взноса для плательщика в 2014 году в расчете на одно застрахованное лицо — это сумма начисленной заработной платы, вознаграждений за выполненную работу (предоставленные услуги) по гражданско-правовым договорам, пособия по временной нетрудоспособности и пособия в связи с беременностью и родами, на которую начисляется единый взнос / количество отчетных месяцев плательщика в 2014 году / СмК(зо)2014;

БН(зо) — база начисления единого взноса на одно застрахованное лицо за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение по гражданско-правовому договору, — это сумма начисленной заработной платы, вознаграждений за выполненную работу (предоставленные услуги) по гражданско-правовым договорам, пособия по временной нетрудоспособности и пособия в связи с беременностью и родами, на которую начисляется единый взнос в отчетном месяце в 2015 году / количество застрахованных лиц плательщика в отчетном месяце 2015 года, которым начислены выплаты;

СмК(зо)2014 — среднемесячное количество застрахованных лиц плательщика за 2014 год — это суммарное количество застрахованных лиц, которым начислены выплаты в каждом месяце в 2014 году / количество отчетных месяцев плательщика в 2014 году;

СмП(зо)2014 — среднемесячный платеж на одно застрахованное лицо в 2014 году — это сумма начисленного единого взноса за 2014 год / количество отчетных месяцев плательщика в 2014 году / СмК(зо)2014;

СП(зо)м — средний платеж на одно застрахованное лицо в отчетном месяце — это сумма начисленного единого взноса в отчетном месяце в 2015 году / количество застрахованных лиц в отчетном месяце 2015 года, которым начислены выплаты.

Если в результате расчета коэффициента его значение составляет меньше 0,4, то плательщик применяет коэффициент 0,4.

Коэффициент применяется в том числе при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам из источников не по основному месту работы.

Коэффициент не применяется плательщиками единого взноса, указанными в абзаце седьмом пункта 1 части первой статьи 4 настоящего Закона, которые выплачивают денежное обеспечение.

Рассчитанный коэффициент и размер единого взноса указываются с тремя знаками после запятой.

При расчете коэффициента показатели за 2014 год определяются на основании отчетности плательщика единого взноса, которая подается в соответствии с требованиями настоящего Закона.

В случае применения коэффициента плательщик единого взноса указывает об этом в отчете.

Плательщик единого взноса, который применил коэффициент и не уплатил начисленный единый взнос в установленные Законом сроки, лишается права в будущем применить коэффициент до полной уплаты такой недоимки (долга). Право на применение коэффициента возобновляется с месяца, в котором была уплачена такая недоимка (долг).

Абзац девятнадцатый пункта 95 раздела VIII исключен.

96. Временно, на период реализации проекта модернизации Бортнической станции очистки сточных вод в рамках реализации проекта «Реконструкция сооружений очистки сточных канализационных вод и строительство технологической линии по обработке и утилизации осадков Бортнической станции аэрации», утвержденного Кабинетом Министров Украины (далее — Проект):

указанные в пункте 2 части первой статьи 4 настоящего Закона работники, которые являются гражданами Японии и работают в рамках реализации Проекта, не являются плательщиками единого взноса с доходов, указанных в абзаце первом пункта 9 подраздела 1 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины;

японский субъект по реализации Проекта, определенный подпунктами «а» — «г» и абзацем восьмым пункта 9 подраздела 1 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, освобождается от выполнения обязанностей, определенных пунктом 2 части второй статьи 6 настоящего Закона относительно доходов, начисленных (выплаченных, предоставленных) гражданам Японии, определенным в абзаце втором настоящего пункта.

97. Ежегодно в законе о Государственном бюджете Украины на соответствующий год утверждаются расходы на покрытие Пенсионному фонду недополученной суммы средств от применения размера единого взноса, предусмотренного частями тринадцатой и четырнадцатой статьи 8 настоящего Закона.

При этом для определения недополученной Пенсионным фондом суммы средств плательщик единого взноса рассчитывает и отражает в отчетности сумму единого взноса в размерах, предусмотренных частями пятой и четырнадцатой статьи 8 настоящего Закона, не изменяя при этом суммы уплаты единого взноса.

Расчет недополученных Пенсионным фондом сумм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном Пенсионным фондом по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

98. Плательщики единого взноса, определенные статьей 4 настоящего Закона, если они не являются работодателями, освобождаются от выполнения обязанностей, определенных частью второй статьи 6 настоящего Закона, на весь период их незаконного лишения свободы в районах проведения антитеррористической операции и/или операции Объединенных сил и осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях по заявлению члена семьи или плательщика единого взноса, после его освобождения и/или после окончания его лечения (реабилитации), что подтверждается данными государственного органа специального назначения с правоохранительными функциями, который обеспечивает государственную безопасность Украины, о незаконном лишении свободы такого плательщика.

Заявление плательщиком единого взноса подается в течение 90 дней после его освобождения.

Если плательщик единого взноса находится на лечении (реабилитации) после освобождения, заявление подается в течение 90 дней после окончания его лечения (реабилитации).

Срок нахождения на лечении (реабилитации) подтверждается соответствующей справкой (выпиской) учреждения, в котором проводилось лечение (реабилитация) такого лица.

99. Временно, до 1 июня 2018 года, не являются объектом начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование выплаты, которые осуществляются за выполнение работ и/или предоставление услуг на территории Украины или за ее пределами в период подготовки и проведения в Украине финальных матчей Лиги чемпионов УЕФА и Лиги чемпионов УЕФА среди женщин сезона 2017/2018, в частности, но не исключительно, в виде заработной платы, возмещения расходов и суточных, оплаты проживания, обеспечения медицинского страхования и/или страхования жизни таким лицам или третьим лицам в пользу таких лиц (кроме резидентов Украины в понимании подпункта 14.1.213 пункта 14.1 статьи 14 раздела I Налогового кодекса), независимо от их участия в проведении указанных финальных матчей:

представителям или должностным лицам ассоциаций — членов УЕФА;

членам делегаций, которые принимают участие в финальных матчах, в том числе членам команд, которые получили право на участие в финальных матчах;

физическим лицам, аккредитованным УЕФА, в частности работникам и временным работникам, представителям средств массовой информации, партнерам УЕФА, представителям спонсоров.

Доход других нерезидентов, полученный в период подготовки и проведения финальных матчей, является объектом начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на общих основаниях.

Для целей настоящего пункта термин «УЕФА» употребляется в значении «Союз европейских футбольных ассоциаций».

910. Временно освобождаются от начисления, исчисления и уплаты единого взноса лица, указанные в пунктах 4, 5 и 51 части первой статьи 4 настоящего Закона, в части сумм, которые подлежат начислению, исчислению и уплате такими лицами за периоды с 1 по 31 марта, с 1 по 30 апреля и с 1 по 31 мая 2020 года за себя. При этом положения абзаца второго пункта 2 части первой статьи 7 настоящего Закона относительно таких периодов для таких лиц не применяются.

Такие лица могут принять решение о начислении, исчислении и уплате единого взноса за периоды с 1 по 31 марта, с 1 по 30 апреля и с 1 по 31 мая 2020 года в размерах и порядке, определенных настоящим Законом. В таком случае информация об уплаченных суммах указывается в отчетности о начислении единого взноса за отчетный период, определенный для таких лиц настоящим Законом.

910.1. Временно освобождаются от начисления, исчисления и уплаты единого взноса физические лица — предприниматели, которые избрали упрощенную систему налогообложения и относятся к первой группе плательщиков единого налога, в части сумм, которые подлежат начислению, исчислению и уплате такими лицами за периоды с 1 по 31 декабря 2020 года, с 1 по 31 января, с 1 по 28 февраля, с 1 по 31 марта, с 1 по 30 апреля и с 1 по 31 мая 2021 года за себя.

Такие лица могут принять решение о начислении, исчислении и уплате единого взноса за указанные в абзаце первом настоящего подпункта периоды в размерах и порядке, определенных настоящим Законом. В таком случае информация об уплаченных суммах указывается в отчетности о начислении единого взноса за отчетный период, определенный для таких лиц настоящим Законом.

911.1. Временно штрафные санкции, определенные частью одиннадцатой статьи 25 настоящего Закона, не применяются за следующие нарушения, совершенные в период с 1 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором заканчивается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19):

несвоевременная уплата (несвоевременное перечисление) единого взноса;

неполная уплата или несвоевременная уплата суммы единого взноса одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется единый взнос (авансовых платежей);

несвоевременное представление отчетности, предусмотренной настоящим Законом, в налоговые органы. При этом абзацы второй и третий пункта 7 части одиннадцатой статьи 25 настоящего Закона относительно такого нарушения, совершенного в период с 1 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором заканчивается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), не применяется.

911.2. В течение периода с 1 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором заканчивается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), плательщикам единого взноса не начисляется пеня, а начисленная пеня за эти периоды подлежит списанию.

912. Установить мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты единого взноса на период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором заканчивается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19).

Документальные проверки правильности начисления, исчисления и уплаты единого взноса, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены, останавливаются по последний календарный день месяца (включительно), в котором заканчивается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19).

913. Временно, на период до 31 мая 2020 года (включительно), останавливается установленный настоящим Законом срок рассмотрения жалоб плательщиков налогов единого взноса, которые поступили/поступят до 31 мая 2020 года и/или которые не рассмотрены по состоянию на 18 марта 2020 года. Такая остановка не порождает каких-либо последствий, предусмотренных частью четвертой статьи 25 настоящего Закона.

Налоговый орган, который рассматривает жалобу плательщика единого взноса, обязан принять мотивированное решение и направить его плательщику единого взноса по адресу плательщика единого взноса по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку.

914. Временно, до 31 мая 2020 года (включительно), продлевается срок подачи жалоб плательщиков единого взноса, срок подачи которых приходится на период с 18 марта до 31 мая 2020 года.

915. Подлежат списанию по заявлению плательщика и в порядке, определенном настоящим Законом, неуплаченные по состоянию на 1 декабря 2020 года с учетом особенностей, определенных настоящим пунктом, суммы недоимки, начисленные плательщикам единого взноса, указанным в пунктах 4 (кроме физических лиц — предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения) и 5 части первой статьи 4 настоящего Закона, за период с 1 января 2017 года до 1 декабря 2020 года, а также штрафы и пеня, начисленные на эти суммы недоимки включительно до даты подачи заявления о списании недоимки, в случае если такими плательщиками не получен доход (прибыль) от их деятельности, которая подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, и при условии подачи до 1 марта 2021 года:

а) лицами, которые по состоянию на дату подачи заявления о списании недоимки являются плательщиками, или в период с 1 января 2017 года до даты подачи заявления считались плательщиками, указанными в пункте 4 части первой статьи 4 настоящего Закона (кроме физических лиц — предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения), — государственному регистратору по месту нахождения регистрационного дела физического лица — предпринимателя заявления о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности и в налоговый орган — отчетности в соответствии с требованиями части второй статьи 6 настоящего Закона за период с 1 января 2017 года до 1 декабря 2020 года. Такие документы подаются плательщиком (лицом) исключительно в случае, если они не были поданы ранее;

б) лицами, которые по состоянию на дату подачи заявления о списании недоимки являются плательщиками, или в период с 1 января 2017 года до даты подачи заявления считались плательщиками, указанными в пункте 5 части первой статьи 4 настоящего Закона, — в налоговый орган по основному месту учета заявления о снятии с учета как плательщика единого взноса и отчетности в соответствии с требованиями части второй статьи 6 настоящего Закона за период с 1 января 2017 года до 1 декабря 2020 года. Такие документы подаются плательщиком (лицом) исключительно в случае, если они не были поданы ранее.

После получения в установленном законом порядке соответствующих сведений от государственного регистратора или заявления о снятии с учета как плательщика единого взноса и при условии подачи плательщиком единого взноса (лицом) указанных документов (если соответствующие документы не были поданы ранее) налоговый орган в течение 15 рабочих дней проводит камеральную проверку, по результатам которой принимает решение о списании суммы недоимки, штрафных санкций и пени или мотивированное решение об отказе списания суммы недоимки, штрафных санкций и пени.

Налоговым органом может быть принято решение об отказе списания суммы недоимки, штрафных санкций и пени, при условии если по результатам проверки будет установлено, что:

1) плательщик налогов получил доход (прибыль) от осуществления предпринимательской и/или независимой профессиональной деятельности в течение периода с 1 января 2017 года до 1 декабря 2020 года;

2) суммы недоимки, а также штрафы и пеня, начисленные на суммы недоимки, были в полном объеме самостоятельно уплачены плательщиком (лицом) или взысканы в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

В случае если суммы недоимки, а также штрафы и пеня, начисленные на суммы недоимки, были частично самостоятельно уплачены плательщиком (лицом) и/или взысканы в порядке, предусмотренном настоящим Законом, налоговый орган принимает решение о списании суммы недоимки, штрафных санкций и пени в части, которая осталась неуплаченной.

Штрафные санкции к плательщику единого взноса, предусмотренные пунктом 7 части одиннадцатой статьи 25 настоящего Закона, при приведенных условиях не применяются.

Требование об уплате суммы недоимки, штрафных санкций и пени считается отозванным в день принятия налоговым органом решения о списании суммы недоимки, штрафных санкций и пени.

Начисленные и уплаченные или взысканные за указанный период суммы недоимки, штрафных санкций и пени в соответствии с настоящим Законом не подлежат возврату.

Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о списании недоимки по единому взносу, а также штрафов и пени, начисленных на эти суммы, предоставляет территориальным подразделениям государственной исполнительной службы информацию о таких списанных суммах недоимки по единому взносу в разрезе плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

Со дня вынесения налоговым органом решения о списании недоимки по единому взносу, а также штрафов и пени, начисленных на эти суммы недоимки, на основании предоставленной налоговым органом информации подлежат окончанию открытые государственной исполнительной службой исполнительные производства и прекращаются меры принудительного исполнения решений относительно взыскания таких сумм с плательщиков единого взноса, которым осуществляется списание сумм недоимки, а также штрафов и пени, начисленных на эти суммы недоимки, в соответствии с настоящим пунктом в порядке, определенном Законом Украины «Об исполнительном производстве».

916. Временно, за период с 1 по 31 декабря 2020 года, к плательщикам, на которых распространяется действие Закона Украины «О социальной поддержке застрахованных лиц и субъектов хозяйствования на период осуществления ограничительных противоэпидемических мероприятий, введенных с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2», положения абзаца второго пункта 2 части первой статьи 7 настоящего Закона в части уплаты единого взноса за себя не применяются.

Такие лица могут принять решение о начислении, исчислении и уплате единого взноса за период, указанный в абзаце первом настоящего пункта, в размерах, определенных настоящим Законом. В таком случае информация об уплаченных суммах указывается в отчетности о начислении единого взноса за отчетный период, определенный для таких лиц настоящим Законом.

917. Не являются объектом начисления и уплаты единого взноса выплаты застрахованным лицам в виде единоразовой материальной помощи застрахованным лицам, а также те, которые осуществляются за счет единоразовой материальной помощи субъектам хозяйствования, которые выплачиваются за счет средств государственного бюджета в соответствии с Законом Украины «О социальной поддержке застрахованных лиц и субъектов хозяйствования на период осуществления ограничительных противоэпидемических мероприятий, введенных с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2».

10. Признать такими, которые утратили силу с 1 января 2011 года:

Закон Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., № 11, ст. 47 с последующими изменениями);

статьи 1–6, пункт 2 статьи 7 Закона Украины «О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., № 17, ст. 80; 2002 г., № 17, ст. 124; 2003 г., № 26, ст. 192; 2008 г., № 27–28, ст. 253; 2009 г., № 18, ст. 247);

пункты 3 и 4 статьи 1, абзацы первый и второй пункта 1, пункты 2 и 3 статьи 2, части четвертая — шестая статьи 3, абзацы второй, четвертый — седьмой пункта 1, пункты 2–5 статьи 4, статья 5 Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., № 37, ст. 237 с последующими изменениями).

11. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1) подпункт 1 пункта 11 раздела VIII утратил силу;

2) в Кодексе Украины об административных правонарушениях (Ведомости Верховной Рады УССР, 1984 г., приложение к № 51, ст. 1122):

а) название и абзац первый части первой статьи 1651 изложить в следующей редакции:

«Статья 1651. Нарушение законодательства о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и общеобязательное государственное пенсионное страхование

Нарушение порядка начисления, исчисления и сроков уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности относительно единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование или представление недостоверных сведений, которые используются в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, другой отчетности и сведений, предусмотренных законами Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» и «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», нарушение установленного порядка использования и осуществления операций со средствами Пенсионного фонда Украины и Накопительного фонда»;

б) название и абзац первый части первой статьи 1653 изложить в следующей редакции:

«Статья 1653. Нарушение законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы

Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, физическими лицами, которые используют наемный труд, порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, несвоевременный или неполный их возврат; несвоевременное представление или непредставление определенных Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» сведений, представление недостоверных сведений об использовании средств общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы»;

в) статью 1654 изложить в следующей редакции:

«Статья 1654. Нарушение законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности

Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, физическими лицами — предпринимателями, которые используют наемный труд, физическими лицами, которые не имеют статуса предпринимателей и используют наемный труд, порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, которые повлекли потерю трудоспособности, несвоевременный или неполный их возврат, несвоевременное представление или непредставление установленной отчетности, представление недостоверной отчетности относительно страховых средств, несвоевременное информирование Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины о годовом фактическом объеме реализованной продукции (работ, услуг), несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, которые произошли на предприятии, об изменениях технологии работ или вида деятельности предприятия —

влекут наложение штрафа от восьми до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, —

влекут наложение штрафа от десяти до двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан»;

г) название и абзац первый части первой статьи 1655 изложить в следующей редакции:

«Статья 1655. Нарушение законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением

Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, физическими лицами, которые используют наемный труд, порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, несвоевременный или неполный их возврат, несвоевременное представление или непредставление установленной отчетности, представление недостоверной отчетности относительно использования страховых средств»;

ґ) название и абзац первый части первой статьи 18823 изложить в следующей редакции:

«Статья 18823. Препятствование уполномоченным лицам Пенсионного фонда Украины, фондов общеобязательного государственного социального страхования в проведении проверок

Совершение действий, которые препятствуют уполномоченным лицам Пенсионного фонда Украины в проведении проверок, связанных с начислением, исчислением и уплатой единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, а также совершение действий, которые препятствуют уполномоченным лицам Пенсионного фонда Украины, Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности в проведении проверок относительно использования страховых средств в случаях, предусмотренных законом»;

д) статью 18824 исключить;

е) часть первую статьи 2442 изложить в следующей редакции:

«Органы Пенсионного фонда Украины рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и общеобязательное государственное пенсионное страхование (статья 1651) и с препятствованием уполномоченным лицам Пенсионного фонда Украины в проведении проверок (статья 18823)»;

є) текст статьи 2449 изложить в следующей редакции:

«Органы Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы (статья 1653) и препятствованием уполномоченным лицам органов Фонда в проведении проверок (статья 18823).

От имени Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право руководитель исполнительной дирекции Фонда, его заместители, руководители рабочих органов исполнительной дирекции Фонда — центра занятости Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских, районных, горрайонных, городских и районных в городах центров занятости и их заместители»;

ж) в части первой статьи 24410 цифры «18824» заменить цифрами «18823»;

з) в статье 24411:

в части первой слова и цифры «уклонением от регистрации как плательщика страховых взносов в Фонд, несвоевременной или неполной уплатой страховых взносов, а также нарушением порядка использования страховых средств (статья 1655)» заменить словами и цифрами «нарушением законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением (статья 1655), и препятствованием уполномоченным лицам органов Фонда в проведении проверок (статья 18823)»;

часть вторую дополнить словами «руководители районных, межрайонных, городских, районных в городах исполнительных дирекций отделений Фонда»;

3) статью 2121 Уголовного кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., № 25–26, ст. 131) изложить в следующей редакции:

«Статья 2121. Уклонение от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование

1. Умышленное уклонение от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности или лицом, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, или любым другим лицом, которое обязано его уплачивать, если такое деяние привело к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в значительных размерах, —

наказывается штрафом от трехсот до пятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные по предварительному сговору группой лиц, или если они привели к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в крупных размерах, —

наказываются штрафом от пятисот до двух тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, либо если они привели к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в особо крупных размерах, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

4. Лицо, которое впервые совершило деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно до привлечения к уголовной ответственности уплатило единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование или страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а также возместило ущерб, нанесенный фондам общеобязательного государственного социального страхования их несвоевременной уплатой (штрафные санкции, пеня).

Примечание. Под значительным размером средств следует понимать суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, которые в тысячу и больше раз превышают установленный законом не облагаемый налогом минимум доходов граждан, под крупным размером средств следует понимать суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, которые в три тысячи и больше раз превышают установленный законом не облагаемый налогом минимум доходов граждан, под особо крупным размером средств следует понимать суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, которые в пять тысяч и больше раз превышают установленный законом не облагаемый налогом минимум доходов граждан»;

4) подпункт 4 пункта 11 раздела VIII утратил силу;

5) в Основах законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании (Ведомости Верховной Рады Украины, 1998 г., № 23, ст. 121; 2008 г., №№ 5–8, ст. 78; 2009 г., № 18, ст. 247):

а) в части шестой статьи 6 слова «сбора страховых взносов и» исключить;

б) статью 9 дополнить частью третьей следующего содержания:

«Страховой стаж исчисляется по данным, которые содержатся в системе персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, а за периоды до внедрения системы персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах — в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, которое действовало раньше»;

в) в статье 14:

в части первой слова «сбор и» исключить;

после части первой дополнить новой частью следующего содержания:

«Постановку на учет страхователей, обеспечение сбора и учета страховых средств, контроль за полнотой и своевременностью их уплаты, ведение Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, в том числе персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах, осуществляет Пенсионный фонд Украины в соответствии с законодательством».

В связи с этим части вторую — шестую считать соответственно частями третьей — седьмой;

г) статью 21 изложить в следующей редакции:

«Статья 21. Единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование и определение его размера

Единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование — это консолидированный страховой взнос на пенсионное страхование, страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, медицинское страхование, страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности, страхование на случай безработицы, который в обязательном порядке уплачивается страхователями с целью обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страховых выплат (услуг) по социальному страхованию.

Размер единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и пропорции его распределения по видам общеобязательного государственного социального страхования устанавливаются Верховной Радой Украины.

Размер единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование должен обеспечивать застрахованным лицам выплаты и предоставление социальных услуг, предусмотренных законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании; финансирование мероприятий, направленных на профилактику страховых случаев; создание резерва средств для осуществления выплат и предоставления социальных услуг застрахованным лицам; компенсацию административных расходов на обеспечение функционирования системы общеобязательного государственного социального страхования.

Размер единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование для страхователей, которые используют наемный труд, определяется в зависимости от класса профессионального риска производства, установленного в соответствии с законодательством»;

г) текст статьи 22 изложить в следующей редакции:

«Порядок осуществления платежей, сроки уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование определяются Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», порядок резервирования средств на общеобязательное государственное социальное страхование — законами Украины по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования»;

д) часть первую статьи 24 заменить двумя частями следующего содержания:

«Страховщики составляют отчеты о результатах своей деятельности, подают их Кабинету Министров Украины и обнародуют в средствах массовой информации.

Страховщики осуществляют публичное обнародование указанных в части первой настоящей статьи отчетов в разрезе доходов и расходов. Информация о времени и месте такого обнародования публикуется вместе с отчетом».

В связи с этим часть вторую считать частью третьей;

е) статью 25 дополнить частью четвертой следующего содержания:

«Назначение материального обеспечения и предоставление социальных услуг осуществляются на основании сведений, которые содержатся в системе персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, а до внедрения такой системы — в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, которое действовало раньше»;

6) подпункт 6 пункта 11 раздела VIII утратил силу с 21.10.2019 г. (в связи с утратой силы Законом Украины от 14.05.92 г. № 2343-XII согласно Кодексу Украины по процедурам банкротства от 18.10.2018 г. № 2597-VIII);

7) в Законе Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г., № 46–47, ст. 403 с последующими изменениями):

а) пункт 1 статьи 8 дополнить словами «или на других основаниях, предусмотренных законодательством о труде»;

б) в статье 10:

в названии слова «и постановка на учет страхователей страховщиком» исключить;

части третью — седьмую исключить;

в) статью 11 изложить в следующей редакции:

«Статья 11. Добровольное страхование от несчастного случая

Добровольно от несчастного случая могут застраховаться:

1) лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно, — занимаются адвокатской, нотариальной, творческой и другой деятельностью, связанной с получением дохода непосредственно от этой деятельности, члены фермерского хозяйства, личного сельского хозяйства, если они не являются наемными работниками;

2) граждане — субъекты предпринимательской деятельности»;

г) в абзаце тринадцатом пункта 7 части седьмой статьи 17 слова «Инструкцию о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств, согласованную с Национальным банком Украины и специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, другие» исключить;

ґ) название раздела III изложить в следующей редакции:

«Раздел III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ»;

д) в статье 21:

пункт 11 части первой исключить;

в части второй слова «в Фонде социального страхования от несчастных случаев» заменить словами «как плательщик страховых взносов»;

е) в статье 24:

пункт 1 исключить;

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) вести учет показателей для определения класса профессионального риска производства»;

є) дополнить статьей 241 следующего содержания:

«Статья 241. Права Фонда социального страхования от несчастных случаев

Фонд социального страхования от несчастных случаев имеет право:

1) пользоваться в установленном порядке сведениями Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, необходимыми для обеспечения выполнения возложенных на него функций;

2) относить страхователя к классу профессионального риска производства с учетом вида его экономической деятельности;

3) проводить проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, вида экономической деятельности и хозяйствования порядка использования страховых средств, перечисленных Фондом на финансирование мероприятий, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона;

4) проводить проверки достоверности поданных страхователями сведений о видах экономической деятельности (в том числе основной) предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования для отнесения страхователя к классу профессионального риска производства с учетом вида его экономической деятельности;

5) получать необходимые объяснения (в том числе в письменной форме) по вопросам, которые возникают во время проверки;

6) применять финансовые санкции и налагать административные штрафы в соответствии с законом»;

ж) в статье 34:

часть четвертую после абзаца третьего дополнить новым абзацем следующего содержания:

«Пособие в связи с временной нетрудоспособностью, страховая выплата в случае перевода пострадавшего на более легкую нижеоплачиваемую работу, возмещение стоимости погребения пострадавшего и связанных с этим ритуальных услуг предоставляются в порядке, установленном правлением Фонда социального страхования от несчастных случаев».

В связи с этим абзацы четвертый — двенадцатый считать соответственно абзацами пятым — тринадцатым;

часть одиннадцатую изложить в следующей редакции:

«11. Во время исчисления среднемесячного заработка учитываются все виды выплат, на которые начислялись страховые взносы»;

з) в статье 45:

пункт 4 части первой исключить;

в части второй:

пункт 2 исключить;

в пункте 4 слова «численность работников, сумму заработной платы» исключить;

часть четвертую исключить;

и) в статье 46:

в части первой слова «сбор и» исключить;

абзац пятый части второй изложить в следующей редакции:

«средств, которые поступили от взыскания штрафов и пени со страхователей и их должностных лиц в соответствии с законом»;

і) статью 47 изложить в следующей редакции:

«Статья 47. Порядок определения класса профессионального риска

Определение класса профессионального риска производства по видам экономической деятельности осуществляется Фондом социального страхования от несчастных случаев в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Размер страхового взноса предприятия зависит от класса профессионального риска производства, к которому относится предприятие по виду экономической деятельности. Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, отнесение предприятия к классу профессионального риска производства осуществляется по основному виду его экономической деятельности.

В случае изменения вида экономической деятельности предприятия Фонд социального страхования от несчастных случаев соответственно изменяет принадлежность этого предприятия к классу профессионального риска производства. Изменение класса профессионального риска осуществляется один раз в год по результатам работы страхователя за прошлый календарный год. Новый класс профессионального риска устанавливается с начала текущего года.

В случае систематического нарушения нормативно-правовых актов по охране труда, вследствие чего повышается риск наступления несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также в случае непроведения аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с законодательством предприятие в любое время по решению соответствующего рабочего органа исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев может быть отнесено на основании соответствующего представления страхового эксперта, который обслуживает это предприятие, к другому, более высокому классу профессионального риска производства. Такое мероприятие может иметь и обратное действие с начала финансового года, в частности, в случае проведения аттестации и утверждения мероприятий относительно улучшения условий труда»;

ї) часть первую статьи 48 исключить;

й) статью 49 исключить;

к) в статье 52:

часть вторую исключить;

часть третью изложить в следующей редакции:

«За нарушение порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, которые повлекли потерю трудоспособности, несвоевременный или неполный их возврат, несвоевременное представление или непредставление установленной отчетности, представление недостоверной отчетности относительно страховых средств, несвоевременное информирование Фонда социального страхования от несчастных случаев о годовом фактическом объеме реализованной продукции (работ, услуг), несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, которые произошли на предприятии, об изменениях технологии работ или вида деятельности предприятия страхователь привлекается к ответственности согласно закону»;

л) в первом предложении части первой статьи 55 слова «суммы страховых взносов» заменить словами «определение класса профессионального риска производства»;

последний абзац пункта 4 раздела XI «Заключительные положения» исключить;

8) в Законе Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2000 г., № 22, ст. 171 с последующими изменениями):

а) статью 1 дополнить пунктами 14 и 15 следующего содержания:

«14) страховые взносы — средства отчислений на страхование на случай безработицы, уплаченные согласно законодательству, которое действовало до вступления в силу Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», средства единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, направленные на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы в соответствии с пропорциями, определенными законом;

15) минимальный страховой взнос — сумма средств, которая определяется расчетно как произведение размера минимальной заработной платы и размера единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, установленных законом, на месяц, за который начисляется заработная плата (доход)»;

б) абзац третий статьи 2 изложить в следующей редакции:

«обязательности страхования на случай безработицы всех работающих на условиях трудового договора (контракта) и на других основаниях, предусмотренных законодательством о труде, по гражданско-правовому договору, военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), лиц, которые обеспечивают себя работой самостоятельно, физических лиц — предпринимателей, а также добровольности такого страхования гражданами Украины, которые работают за пределами Украины, членами личного сельского и фермерского хозяйства, если они не являются наемными работниками»;

в) в статье 4:

часть первую дополнить словами «лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно, и физические лица — предприниматели»;

часть вторую исключить;

г) статью 5 исключить;

ґ) в статье 6:

часть третью изложить в следующей редакции:

«3. Члены личного сельского и фермерского хозяйства, если они не являются наемными работниками, граждане Украины, которые работают за пределами Украины и не застрахованы в системе социального страхования на случай безработицы страны, в которой они находятся, имеют право на обеспечение по настоящему Закону при условии уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины»;

часть четвертую исключить;

часть пятую дополнить словами и цифрами «профилактические мероприятия в соответствии со статьей 71 настоящего Закона»;

д) в статье 8:

в части первой слова «осуществление сбора и» исключить;

часть третью после слов «настоящим Законом» дополнить словами «другими законами в сфере общеобязательного государственного социального страхования»;

е) абзац одиннадцатый части первой статьи 11 изложить в следующей редакции:

«вносит центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, предложения относительно размера части единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, которая направляется на страхование на случай безработицы»;

є) в части второй статьи 12:

пункты 1 и 2 исключить;

в абзаце первом пункта 5 слова «начисление, своевременность уплаты страховых взносов, а также» исключить;

ж) абзац второй части первой статьи 16 дополнить словами «в сфере общеобязательного государственного социального страхования»;

з) в статье 17:

название и абзац первый части первой изложить в следующей редакции:

«Статья 17. Страховые взносы

1. Средства, которые поступают на страхование на случай безработицы от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, должны обеспечивать»;

части вторую — шестую исключить;

и) статьи 18 и 19 исключить;

і) в абзаце первом части первой статьи 20 слова «в выполнении функций сбора страховых взносов и контроля за их уплатой, относительно формирования и ведения информационной системы плательщиков страховых взносов путем обмена информацией о застрахованных лицах» исключить;

ї) в статье 21:

части первую и вторую изложить в следующей редакции:

«1. Страховой стаж — период (срок), в течение которого лицо подлежало страхованию на случай безработицы и за который ежемесячно уплачены им и работодателем страховые взносы в сумме не меньше минимального страхового взноса, кроме случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящей части.

Период отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, получения выплат по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования, кроме пенсий (за исключением пенсии по инвалидности) и выплат по страхованию на случай безработицы, включается в страховой стаж как период, за который уплачены страховые взносы исходя из размера минимального страхового взноса.

2. Страховой стаж исчисляется по данным персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, а за периоды до его внедрения — в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, которое действовало раньше»;

после части второй дополнить новой частью следующего содержания:

«3. Страховой стаж исчисляется в месяцах. Если сумма уплаченных за соответствующий месяц страховых взносов меньше, чем минимальный страховой взнос, этот период зачисляется в страховой стаж по формуле:

ТП = Св : В,

где ТП — продолжительность периода, который зачисляется в страховой стаж и определяется в месяцах;

Св — сумма единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, уплаченного за соответствующий месяц;

В — минимальный размер страхового взноса за соответствующий месяц».

В связи с этим части третью и четвертую считать соответственно частями четвертой и пятой;

й) в статье 34:

часть первую изложить в следующей редакции:

«1. Фонд имеет право:

пользоваться в установленном порядке сведениями Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, необходимыми для обеспечения выполнения возложенных на него функций;

проверять достоверность сведений, поданных работодателем для получения средств Фонда, соблюдение порядка использования работодателем выделенных ему средств Фонда и останавливать выплаты из Фонда в случае отказа или препятствования со стороны работодателя в проведении проверки, выявления фактов представления им Фонду недостоверных сведений или нарушения порядка использования работодателем средств Фонда;

получать необходимые объяснения (в том числе в письменной форме) по вопросам, которые возникают во время проверки;

взыскивать финансовые санкции и административные штрафы, предусмотренные законом за нарушение требований настоящего Закона;

взыскивать в соответствии с законом средства Фонда, выплаченные лицам, зарегистрированным как безработные, в виде материального обеспечения на случай безработицы и израсходованные на предоставление социальных услуг безработным в случае установления факта их получения на основании недостоверных сведений, поданных лицом;

взыскивать с работодателя сумму страховых средств и стоимость социальных услуг, предоставленных безработному в случае восстановления его на работе по решению суда, а также незаконно выплаченные безработному суммы материального обеспечения в случае неуведомления работодателем Фонда о приеме его на работу;

требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также от физических лиц устранения выявленных фактов нарушения законодательства о страховании на случай безработицы»;

в части второй:

абзац второй исключить;

в абзаце пятом слова «начисление, своевременность уплаты страховых взносов, а также» исключить;

к) в статье 35:

часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. Работодатель обязан:

1) во время проверки правильности использования средств Фонда и достоверности поданных работодателем данных, указанных в пункте 2 настоящей части, предоставлять должностным лицам органов Фонда необходимые документы и объяснения по вопросам, которые возникают во время проверки;

2) подавать исполнительной дирекции Фонда в установленном порядке в соответствии с законодательством сведения о:

приеме на работу работников;

размере заработной платы, использовании рабочего времени работников, в том числе принятых по направлению государственной службы занятости с предоставлением работодателю дотации за счет средств Фонда на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных;

выплате застрахованным лицам пособия по частичной безработице;

использовании средств Фонда по другим определенным настоящим Законом направлениям»;

второе предложение абзаца первого части третьей изложить в следующей редакции: «В случае представления недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 части второй настоящей статьи, использования работодателем средств Фонда с нарушением установленного порядка работодатель добровольно или на основании решения суда должен возместить страховщику причиненный ущерб»;

л) статью 38 изложить в следующей редакции:

«Статья 38. Ответственность за нарушение настоящего Закона

1. Работодатель несет ответственность за:

нарушение порядка использования средств Фонда, несвоевременный или неполный их возврат;

несвоевременное представление или непредставление сведений, установленных настоящим Законом;

представление недостоверных сведений об использовании средств Фонда.

2. За нарушение порядка использования работодателем средств Фонда налагается штраф в размере предоставленной Фондом суммы, использованной с нарушением.

3. Своевременно не уплаченные финансовые санкции взыскиваются со страхователя в доход Фонда в порядке, установленном законом.

4. Срок давности в случае взыскания штрафных санкций, предусмотренных настоящим Законом и Законом Украины «О занятости населения», не применяется.

5. Право применять финансовые санкции и налагать административные штрафы от имени Фонда имеют руководитель исполнительной дирекции Фонда, его заместители, руководители рабочих органов исполнительной дирекции Фонда — центра занятости Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских, районных, горрайонных, городских и районных в городах центров занятости и их заместители»;

м) абзац пятый пункта 3 раздела VIII «Заключительные положения» изложить в следующей редакции:

«До стабилизации экономического положения в Украине минимальный размер выплат, предусмотренных частями второй и четвертой статьи 23, частью первой статьи 26, частью первой статьи 33 настоящего Закона, определяется правлением Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы во время утверждения бюджета Фонда исходя из его реальных возможностей»;

9) подпункт 9 пункта 11 раздела VIII утратил силу;

10) в Законе Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г., № 31–32, ст. 263; 2005 г., № 16, ст. 257; 2006 г., № 27, ст. 234, № 37, ст. 310; 2010 г., № 18, ст. 140):

а) абзац одиннадцатый части первой статьи 1, абзац восьмой части первой статьи 36, абзац десятый части первой статьи 37, абзац шестой части девятой статьи 47 исключить;

б) в тексте Закона слова «фонды социального страхования» во всех падежах и «и фондов социального страхования» исключить;

11) подпункт 11 пункта 11 раздела VIII утратил силу;

12) в Законе Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г., №№ 49–51, ст. 376 с последующими изменениями):

а) абзацы девятый, двадцать первый, тридцать четвертый и тридцать шестой статьи 1 изложить в следующей редакции:

«минимальный страховой взнос — сумма средств, которая определяется расчетно как произведение размера минимальной заработной платы и размера единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, установленных законом, на месяц, за который начисляется заработная плата (доход)»;

«персонифицированный учет в системе общеобязательного государственного социального страхования (далее — персонифицированный учет) — организация и ведение учета сведений о застрахованном лице, который осуществляется в соответствии с законодательством и используется в системе общеобязательного государственного социального страхования в установленном законодательством порядке»;

«страховые взносы — средства отчислений на социальное страхование, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, уплаченные (которые подлежат уплате) согласно законодательству, которое действовало ранее; поступления от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, которые направляются на общеобязательное государственное пенсионное страхование»;

«страхователи — работодатели и другие лица, которые в соответствии с законом уплачивают единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование и/или являются плательщиками в соответствии с настоящим Законом»;

б) абзацы четвертый и пятый части второй статьи 5 исключить;

в) в части третьей статьи 8 слова «установленных настоящим Законом» заменить словами «установленных законом»;

г) в пункте 2 части первой статьи 11 слова «и фермерских хозяйств» исключить;

ґ) в абзаце третьем пункта 1 статьи 14 слова «и фермерские хозяйства» исключить;

д) пункты 4 и 5 части первой, пункты 2 и 3 части второй статьи 16 после слов «в системе персонифицированного учета» дополнить словами «и Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования»;

е) статьи 17–19 исключить;

є) в части первой статьи 21:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. Учет всех застрахованных лиц и персонифицированный учет поступлений от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, а также персонифицированный учет средств накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования осуществляются в порядке, определенном Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»;

после абзаца первого дополнить новым абзацем следующего содержания:

«Персонифицированный учет в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования является составной частью Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, порядок ведения которого устанавливается Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

В связи с этим абзацы второй — тринадцатый считать соответственно абзацами третьим — четырнадцатым;

ж) часть вторую статьи 40 дополнить новым абзацем следующего содержания:

«При исчислении коэффициента заработной платы (дохода) за периоды уплаты страховых взносов за застрахованных лиц, указанных в пунктах 8, 13 и 14 статьи 11 настоящего Закона, учитывается минимальный размер заработной платы»;

з) пункт 1 статьи 41 изложить в следующей редакции:

«1) суммы выплат (дохода), получаемых застрахованным лицом после вступления в силу настоящего Закона, из которых согласно настоящему Закону были фактически начислены (исчислены) и уплачены страховые взносы в пределах установленной законодательством максимальной величины заработной платы (дохода), из которой уплачиваются страховые взносы, а после вступления в силу Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» — максимальной величины базы начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, определенной в соответствии с законом»;

и) в части первой статьи 61:

в пункте 11 слова «настоящего Закона» заменить словом «закона»;

пункт 12 изложить в следующей редакции:

«12) подает на рассмотрение центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, предложения относительно размера страховых взносов, средств от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, которые направляются на общеобязательное государственное пенсионное страхование, размера повышения пенсии, предусмотренного частью второй статьи 42 настоящего Закона»;

і) в статье 64:

в части первой:

пункт 1 дополнить словами «и другими законами Украины»;

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) проводить плановые и внеплановые проверки в порядке, предусмотренном законом»;

пункты 3 и 5 исключить;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) изымать в установленном законодательством порядке у предприятий, учреждений, организаций и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности документы, которые свидетельствуют о нарушении порядка использования средств Пенсионного фонда и Накопительного фонда»;

в пункте 10 слова «начисления, исчисления и уплаты страховых взносов» исключить;

в части второй:

пункт 8 после слова «обеспечивать» дополнить словами «в соответствии с законом»;

пункт 9 после слова «осуществлять» дополнить словами «в соответствии с законом»;

пункт 10 после слова «предоставлять» дополнить словами «в соответствии с законом»;

пункты 15 и 19 изложить в следующей редакции:

«15) подавать центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, актуарные расчеты с предложенным на следующий год размером страховых взносов, средств единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, которые направляются на общеобязательное государственное пенсионное страхование, в том числе части страховых взносов, которая направляется в Накопительный фонд»;

«19) вести в соответствии с законодательством общий реестр плательщиков страховых взносов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и в составе этого реестра — реестр плательщиков страховых взносов в солидарную систему и накопительную систему пенсионного страхования»;

ї) пункт 1 части первой статьи 72 изложить в следующей редакции:

«1) поступления от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, которые направляются на общеобязательное государственное пенсионное страхование, в размерах, определенных законом, кроме части страховых взносов, которая направляется в накопительную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования»;

й) части первую — девятую статьи 106 исключить;

к) в разделе XV «Заключительные положения»:

в пункте 8:

в подпункте 1 слова и цифры «страховые взносы, которые перечисляются в солидарную систему (кроме страховых взносов, которые перечисляются лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 11 и в статье 12 настоящего Закона, а также страховых взносов, уплачиваемых за лиц, указанных в пунктах 8, 13, 14, 17 статьи 11 настоящего Закона), уплачиваются страхователями и застрахованными лицами на условиях и в порядке, определенных настоящим Законом, и в размерах, предусмотренных Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» для соответствующих плательщиков сбора» исключить;

подпункты 2–5 исключить.

12. Кабинету Министров Украины:

1) в шестимесячный срок со дня опубликования настоящего Закона:

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти своих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом и принятие актов, необходимых для его реализации;

2) в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона обеспечить внедрение удостоверения застрахованного лица, предусмотренного настоящим Законом.

Президент Украины В. Янукович

Реклама
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше