Темы статей
Выбрать темы

Расчет средней заработной платы работников сельских и поселковых советов после повышения окладов

Редакция ББ
Статья

РАСЧЕТ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКИХ И ПОСЕЛКОВЫХ СОВЕТОВ ПОСЛЕ ПОВЫШЕНИЯ ОКЛАДОВ

 

Дарья ДАВЫДЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Постановлением № 504 повышены должностные оклады руководящих работников и специалистов аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов и снята надбавка за высокие достижения в труде и выполнение особо важной работы. В связи с этим произошли изменения в расчете средней заработной платы для выплаты отпускных и материальной помощи. С чем это связано и как правильно рассчитать среднюю заработную плату — мы расскажем в данной статье

 

С 1 июня 2009 года изменилась структура заработной платы работников сельских и поселковых советов

Итак,

согласно постановлению № 504:

должностные оклады руководящих работников и специалистов аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов, утвержденные приложением 54 к постановлению № 268, увеличены на 50 %;

— снята надбавка за высокие достижения в труде и за выполнение особо важной работы

.

Поскольку

постановление № 504 вступило в силу 30 мая 2009 года (30 и 31 мая выходные дни), то должностные оклады работников сельских и поселковых советов пересмотрены (увеличены на 50 %) с июня 2009 года, а надбавка за высокие достижения в труде или выполнение особо важной работы снята.

Обратите внимание: как разъяснило Минтруда (см. консультацию в «Бюджетной бухгалтерии», 2009, № 28, с. 30),

постановлением № 504 были повышены должностные оклады работников органов местного самоуправления с одновременным изменением структуры заработной платы. Это значит, что при расчете средней заработной платы для выплаты отпускных и материальной помощи (если она выплачивается в размере среднемесячной зарплаты) необходимо соблюдать требования абз. 7 и 8 п. 2 Порядка № 100. Расскажем, в чем они заключаются.

 

Расчетный период — с июня 2009 года

Как известно,

исчисление средней заработной платы для оплаты времени отпусков и выплаты материальной помощи производится согласно Порядку № 100.

Расчет отпускных.

Пунктом 2 Порядка № 100 установлено, что исчисление средней заработной платы для оплаты времени отпусков или для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск осуществляется исходя из выплат за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу предоставления отпуска или выплаты компенсации за неиспользованный отпуск.

Расчет средней заработной платы производят путем деления суммарного заработка за последние перед предоставлением отпуска 12 месяцев (или за меньший фактически отработанный период) на количество календарных дней расчетного периода (за исключением праздничных и нерабочих дней). Полученное значение умножается на число календарных дней отпуска (

п. 7 Порядка № 100).

Расчет матпомощи

. Согласно п.п. 3 п. 2 постановления № 268 материальная помощь на оздоровление к ежегодному отпуску может предоставляться в размере, не превышающем среднемесячную заработную плату работника.

Среднемесячную заработную плату рассчитывают согласно

п. 8 Порядка № 100 путем умножения среднедневной заработной платы на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде.

Среднедневная заработная плата

определяется путем деления заработной платы за фактически отработанные рабочие дни на протяжении двух месяцев на число отработанных рабочих дней за этот период.

Среднемесячное число

рабочих дней определяется путем деления на два суммарного числа рабочих дней за последние два календарных месяца согласно утвержденному графику работы учреждения, организации.

При определении суммарного заработка за расчетный период

учитываются выплаты, приведенные в п. 3 Порядка № 100, и не учитываются выплаты, перечисленные в п. 4 Порядка № 100.

Таким образом, в общем случае расчетным периодом для исчисления отпускных являются 12 календарных месяцев*, для исчисления материальной помощи — 2 календарных месяца.

* Если работником отработано менее года, то средняя заработная плата рассчитывается за фактически отработанный период (полные отработанные месяцы с 1-го по 1-ое число).

При этом следует иметь в виду, что

подлежит исключению из расчетного периода время, в течение которого работник в соответствии с действующим законодательством или по другим уважительным причинам не работал и за ним не сохранялся заработок или сохранялся частично. Это время отпуска для ухода за ребенком; отпуска без сохранения заработной платы; простоя (п. 2 Порядка № 100).

Порядком № 100

предусмотрен еще один случай, когда определенный период исключается из расчетного периода (абз. 7 и 8 п. 2). Касается он работников органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Так, согласно

абз. 7 п. 2 Порядка № 100 в случае изменения структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работникам органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с актами законодательства период до изменения структуры заработной платы исключается из расчетного периода.

Таким образом, поскольку

постановлением № 504 должностные оклады руководящих работников и специалистов аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов повышены с 1 июня 2009 года с одновременным изменением структуры, то расчетным периодом для проведения начислений исходя из средней заработной платы будет период начиная с июня 2009 года.

Кроме того,

абз. 8 п. 2 Порядка № 100 установлено, что в случае, когда изменение структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работников органов государственной власти и органов местного самоуправления состоялось в периоде, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата, а также когда заработная плата в расчетном периоде не сохраняется, исчисление средней заработной платы осуществляется с учетом выплат, предусмотренных работнику согласно условиям оплаты труда, которые установлены после повышения должностных окладов.

Напомним, что последний раз должностные оклады

с одновременным изменением структуры заработной платы были повышены 1 января 2006 года согласно постановлению № 268.

Еще один вопрос, который возникает в связи с этим: если до вступления в силу

постановления № 504 отдельным работникам надбавка за высокие достижения в труде и выполнение особо важной работы не устанавливалась и не выплачивалась, необходимо ли применять к таким работникам положения абз. 7 и 8 п. 2 Порядка № 100? Отвечаем — да. Постановление № 504 изменило структуру заработной платы с одновременным повышением окладов всех (а не отдельных) руководящих работников и специалистов аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов. Поэтому вне зависимости от того, выплачивалась до вступления в силу постановления № 504 надбавка за высокие достижения в труде и выполнение особо важной работы или нет, необходимо соблюдать требования абз. 7 и 8 п. 2 Порядка № 100.

Обратите внимание:

п. 10 Порядка № 100 о проведении корректировки заработной платы, участвующей в расчете средней заработной платы, в случае повышения должностных окладов на коэффициент их повышения не применяется.

Покажем вышесказанное на примерах. Заметим, что после принятия

постановления № 268 разъяснения о применении норм Порядка № 100 при изменении структуры заработной платы с одновременным повышением заработной платы были даны в совместном письме Минтруда и Минфина Украины от 04.04.2006 г. № 2300/0/14-06/13-15, 31-18040-02-5/6826 с конкретными примерами расчета среднего заработка с учетом требований п. 2 Порядка № 100 .

Поскольку на сегодняшний день аналогичных разъяснений не появилось, то при проведении расчетов будем руководствоваться вышеуказанным

письмом.

 

Расчет средней заработной платы

Как следует из вышесказанного, порядок расчета средней заработной платы будет зависеть от времени выхода работника в отпуск. Поэтому далее на условном примере рассмотрим порядок расчета средней заработной платы для выплаты отпускных и материальной помощи специалисту сельского совета, если он уходит в отпуск с:

— 8 июня;

— 10 августа.

Данные о заработной плате работника:

 

Вид выплаты

До изменений, грн.(до 1 июня 2009 года)

После изменений, грн.(после 1 июня 2009 года)

Должностной оклад

642,00

963,00

Доплата за ранг

50,00

50,00

надбавка за выслугу лет (20 %)

138,40

202,60

надбавка за высокие достижения в труде (50 %)

415,20

Всего

1245,60

1215,60

 

Пример 1.

Специалист сельского совета уходит в ежегодный отпуск с 8 июня 2009 года на 30 календарных дней. К отпуску ему предоставляется материальная помощь в размере среднемесячной заработной платы.

Согласно

абз. 7 п. 2 Порядка № 100 в случае изменения структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работникам органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с актами законодательства период до изменения структуры заработной платы исключается из расчетного периода. Исчисление средней заработной платы для выплаты отпускных должно осуществляется с учетом выплат, которые установлены после повышения должностных окладов.

Расчет отпускных

. Исчисление средней зарплаты осуществляется с учетом выплат, которые установлены после повышения должностных окладов, т. е. расчетная заработная плата составит 1215,60 грн. (963,00 грн. + 50,00 грн. + 202,60 грн.).

Далее согласно п. 7 Порядка № 100 определяем среднюю заработную плату:

41,09 грн.

(1215,60 грн. х 12 мес. : 355 к. дн.),

где 1215,60 грн. — расчетная заработная плата;

355 к. дн. — количество календарных дней в году (365) за исключением праздничных и нерабочих дней (10);

12 мес. — количество месяцев в году.

Сумма отпускных составит 1232,70 грн. (41,09 грн. х 30 к. дн.).

Расчет матпомощи.

Исходя из положений абз. 7 и 8 п. 2 Порядка № 100 сумма материальной помощи составит 1215,60 грн. (963,00 грн. + 50,00 грн. +  202,60 грн.).

Пример 2.

Специалист сельского совета уходит в ежегодный отпуск с 20 августа 2009 года на 30 календарных дней.

Согласно

абз. 7 п. 2 Порядка № 100 в случае изменения структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов период до изменения структуры заработной платы исключается из расчетного периода. В связи с этим расчетным периодом для проведения начислений исходя из средней заработной платы будет период начиная с июня 2009 года.

Таким образом, расчетный период для исчисления средней заработной платы для оплаты времени отпуска и выплаты материальной помощи: июнь — июль 2009 года.

Остальные данные приведены в табл.:

 

Месяц расчетного периода

Вид выплаты

Информация об участии в расчете отпускных

Июнь (20 р. дн.)

1. Пособие по временной нетрудоспособности в размере 300 грн. (за 7 рабочих дней болезни)

Включается в расчет отпускных (п. 3 Порядка № 100).

Не включается в расчет материальной помощи (абз. 2 п. 4 Порядка № 100)

2. Зарплата за отработанные дни — 800 грн.

Включается (п. 3 Порядка № 100)

3. Сумма индексации — 151,19 грн.

Включается (п. 3 Порядка № 100)

Июль (23 р. дн.)

1. Заработная плата за отработанные дни — 1215,60 грн.

Включается (п. 3 Порядка № 100)

2. Сумма индексации — 162,57 грн.

Включается (п. 3 Порядка № 100)

 

Расчет отпускных

. Заработная плата за расчетный период 2629,36 грн. (300,00 грн. + 800,00 грн. + 151,19 грн. + 1215,60 грн. + 162,57 грн.).

Среднедневная заработная плата составит

44,57 грн. (2629,36 грн. : (31 к. дн. + 30 к. дн. - 2 пр. и нераб. дн.)),

где

— 31 к. дн. и 30 к. дн. — количество календарных дней в июне и июле соответственно;

— 2 пр. и нераб. дн. — количество праздничных и нерабочих дней в июне.

Сумма заработной платы за время отпуска составит:

1337,10 грн. (44,57 грн. х 30 к. дн.).

Расчет матпомощи.

Сумма дохода, принимающая участие в расчете средней заработной платы, составит 2329,36 грн. (800,00 грн. + 151,19 грн. + 1215,60 грн. + 162,57 грн.).

Среднедневная заработная плата для расчета материальной помощи равна

64,70 грн. (2329,36 грн. :: 36 р. дн.), где 36 р. дн. — количество отработанных рабочих дней в расчетном периоде.

Среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде равно

21,50 р. дн. ((20 р. дн. + 23 р. дн.) : 2).

Сумма материальной помощи составит

1391,05 грн.(64,70 грн. х 21,50 р. дн.).

Обращаем внимание, что начисленную сумму больничного за июнь 2006 года не нужно пересчитывать. Это связано с тем, что пособие по временной нетрудоспособности рассчитывается не согласно

Порядку № 100, а согласно другому документу — постановлению КМУ «Об исчислении средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию» от 26.09.2001 г. № 1266,  — которым не предусмотрены специальные правила расчета средней заработной платы в случае повышения заработной платы (вместе с изменением ее структуры) работникам органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Постановление № 504

— постановлением КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» от 27.05.2009 г. № 504.

Постановление № 268 —

постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Порядок № 100

— Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше