КАК УЧИТЫВАТЬ ПРОЕКТНО-СМЕТНУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Как учитывать проектно-сметную документацию, изготовленную для строительства спортивного зала?
Необходимо ли такую документацию принимать на ответственное хранение кем-либо из материально ответственных лиц?
(г. Кировоград)
Состав, порядок разработки, оформления, согласования и утверждения проектной документации на
новое строительство и реконструкцию зданий и сооружений общественного назначения и новое строительство, реконструкцию и техническое переоснащение объектов производственного назначения должны соответствовать требованиям Государственных строительных норм Украины, утвержденных приказом Госстроя Украины от 20.01.2004 г. № 8 «Проектирование. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства. ДБН А.2.2-3-2004», а согласование и утверждение проектно-сметной документации на капитальный и текущий ремонт жилья, объектов социальной сферы, коммунального назначения и благоустройства осуществляются с учетом требований Порядка проведения ремонта и содержания объектов благоустройства населенных пунктов, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 23.09.2003 г. № 154, и письма Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре и Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 24.02.2005 г. № 7/8-134, № 4/3-260.Основные правила
определения стоимости нового строительства, а также ремонта жилья, объектов социальной сферы, коммунального назначения и благоустройства, имеющие обязательный характер при определении стоимости объектов, строительство которых осуществляется за бюджетные средства, определены Государственными строительными нормами Украины, утвержденными приказом Госстроя Украины от 27.08.2000 г. № 174 «Правила определения стоимости строительства. ДБН Д.1.1-1-2000».Утвержденная проектно-сметная документация принимается заказчиком (бюджетным учреждением) с обязательным составлением соответствующего акта, который является основанием для оплаты выполненных работ.
Согласно
Разъяснениям по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденным приказом Государственного казначейства Украины от 04.11.2004 г. № 194, изготовление проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, реставрацию и капитальный ремонт зданий, сооружений и объектов и выполнение сопутствующих работ, которые в соответствии с государственными строительными нормами являются составляющей частью общей стоимости указанных работ, должны осуществляться по тому коду экономической классификации расходов, по которому осуществляется оплата за выполнение основных работ.Госказначейство в
письмах от 07.02.2007 г. № 3.4-04/460-1581, от 07.09.2007 г. № 3.4-04/2017-10554, от 31.03.2009 г. № 15-04/917-5144 также обращало внимание на то, что если расходы на изготовление проектно-сметной документации являются составляющей частью стоимости строительства, то такие расходы необходимо осуществлять по коду выполнения таких работ.Расходы, связанные с изготовлением проектно-сметной документации, учреждения списывают
на фактические расходы, связанные с выполнением основных работ (КЭКР 2120 «Капитальное строительство (приобретение)»)*.* См. письмо Госказначейства от 10.05.2007 г. № 3.4-04/1276-5692// «Бюджетная бухгалтерия, 2008, № 18.
Поскольку расходы на изготовление проектно-сметной документации являются
составляющей частью расходов на строительство, то такие расходы должны учитываться в составе незавершенного капитального строительства.Напомним, что согласно
Инструкции по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64), незавершенным капитальным строительством считается объем фактически освоенных капитальных вложений на незаконченных и не введенных в эксплуатацию строениях и объектах строительства по состоянию на определенную дату.Учет незавершенного строительства и законченных строительством объектов осуществляется учреждением, в смете которого предусмотрены соответствующие ассигнования на проведение таких работ, в соответствии с
Инструкцией № 64.Так, в соответствии с
п. 5.3 и 5.4 указанной Инструкции выполненные строительно-монтажные работы относятся учреждением на фактические расходы для отражения накопления сумм по незавершенному капитальному строительству. Расходы по незаконченным или законченным, но не сданным в эксплуатацию объектам капитального строительства, которые были списаны на результаты исполнения сметы, учитываются на счете 14 «Незавершенное капитальное строительство».Все расходы на строительство, изготовление, создание и улучшение объектов группируются по следующим направлениям работ (расходов):
— проектно-изыскательские работы;
— строительные работы;
— работы по монтажу оборудования;
— приобретение оборудования, требующего монтажа;
— приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструментов и инвентаря;
— другие капитальные работы и расходы.
Аналитический учет незавершенного капитального строительства ведется в разрезе расходов на указанные работы (расходы) отдельно по каждому объекту в
Карточке аналитического учета капитальных расходов. Ее форма утверждена приказом Государственного казначейства Украины «Об утверждении форм карточек и книг аналитического учета бюджетных учреждений и порядка их составления» от 06.10.2000 г. № 100.Согласно этому
приказу такая карточка предназначена для отображения приобретения необоротных активов (в том числе основных средств, прочих необоротных материальных активов, нематериальных активов), изготовления проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, реставрацию и капитальный ремонт зданий, сооружений, объектов и сопроводительных работ, которые в соответствии с государственными строительными нормами являются составной частью общей стоимости указанных работ, расходов по найму транспорта для строительных работ и капитального ремонта зданий, которые принадлежат к капитальному строительству и капитальному ремонту.Карточка ведется ежемесячно в разрезе КЭКР 2000 «Капитальные расходы» по общему и специальному фондам. В централизованных бухгалтериях для обслуживаемых учреждений составляются отдельные карточки по каждому учреждению в разрезе указанных параметров и общая карточка по всем обслуживаемым учреждениям.
В графе 23 «Прочие» указываются суммы средств, которые не относятся на увеличение стоимости необоротных активов.
В бухгалтерском учете расходы, связанные с изготовлением проектно-сметной документации, отражаются следующими записями:
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | |
дебет | кредит | ||
1 | Расходы, связанные с изготовлением проектно-сметной документации, отнесены на фактические расходы учреждения (на основании акта выполненных работ) | 801, 802 | 675 |
2 | Оплачены работы, связанные с изготовлением проектно-сметной документации | 675 | 321 |
3 | Отнесены в состав незавершенного капитального строительства расходы, связанные с изготовлением проектно-сметной документации | 141 | 402 |
Как известно, все материальные ценности, в том числе и необоротные активы, должны находиться на
ответственном хранении у материально ответственных лиц, которые назначаются приказом руководителя учреждения (п. 6.7 Инструкции № 64). С должностными лицами, отвечающими за сохранность материальных ценностей, заключается письменный договор о полной материальной ответственности.Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности материальных ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозок или применения в процессе производства,
а также Типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Секретариатом ВЦСПС от 28.12.77 г. № 447/24.Поскольку расходы, связанные с разработкой проектно-сметной документации, учитываются в составе незавершенного капитального строительства, то они (в его составе) являются одной из разновидностей необоротных активов бюджетных учреждений.
Следовательно, проектно-сметная документация также должна находиться на ответственном хранении у материально ответственного лица, должность которого включена в вышеуказанный перечень.
Таким образом, проектно-сметная документация обязательно должна находиться на ответственном хранении у материально ответственного лица.