Темы статей
Выбрать темы

Должностные обязанности работников бухгалтерской службы

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ

 

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Какие существуют должностные обязанности работников централизованной бухгалтерии учреждения здравоохранения, а именно: главного бухгалтера, бухгалтеров отдела по начислению заработной платы, материального отдела, экономистов? Согласно какому нормативному документу можно составить должностные обязанности указанных работников?

Имеет ли право главный бухгалтер регистрировать приказы на премию в книге регистрации приказов и устанавливать размер премии бухгалтерам?

 

(г. Одесса)

 

Должностные обязанности указанных вами в вопросе работников изложены в

Справочнике квалификационных характеристик профессий работников, утвержденном приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 29.12.2004 г. № 336.

Рассмотрим их по порядку.

Главный бухгалтер:

1) обеспечивает ведение бухгалтерского учета, соблюдая единые методологические принципы, установленные

Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV, с учетом особенностей деятельности предприятия (учреждения, организации) и технологии обработки учетных данных;

2) организует работу бухгалтерской службы, контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;

3) требует от подразделений, служб и работников обеспечения неуклонного соблюдения порядка оформления и представления к учету первичных документов;

4) принимает все необходимые меры для предотвращения несанкционированного и незаметного исправления записей в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета и сохранности обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока;

5) обеспечивает составление на основе данных бухгалтерского учета финансовой отчетности предприятия (учреждения, организации), подписание ее и представление в установленные сроки пользователям;

6) осуществляет мероприятия по предоставлению полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении средств предприятия (учреждения, организации);

7) принимает участие в подготовке и подаче других видов периодической отчетности, предусматривающих подпись главного бухгалтера, в органы вышестоящего уровня в соответствии с нормативными актами, утвержденными формами и инструкциями. По согласованию с собственником (руководителем) предприятия (учреждения, организации) обеспечивает перечисление налогов и сборов, предусмотренных законодательством, производит расчеты с другими кредиторами в соответствии с договорными обязательствами;

8) осуществляет контроль за ведением кассовых операций, рациональным и эффективным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

9) принимает участие в проведении инвентаризационной работы на предприятии (в учреждении, организации), оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи, хищения и порчи активов предприятия (учреждения, организации);

10) обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях;

11) организует работу по подготовке предложений для собственника (руководителя) предприятия (учреждения, организации) по:

— определению учетной политики предприятия (учреждения, организации), внесению изменений в выбранную учетную политику, выбору формы бухгалтерского учета с учетом деятельности предприятия (учреждения, организации) и технологии обработки учетных данных;

— разработке систем и форм внутрихозяйственного (управленческого) учета и правил документооборота, дополнительной системы счетов и регистров аналитического учета, отчетности и контроля хозяйственных операций;

— определению прав работников на подписание первичных и сводных учетных документов;

— выбору оптимальной структуры бухгалтерской службы и численности ее работников, повышению профессионального уровня бухгалтеров, обеспечению их справочными материалами;

— улучшению системы информационного обеспечения управления и путей прохождения обработанной информации к исполнителям;

— внедрению автоматизированной системы обработки данных бухгалтерского учета с учетом особенностей деятельности предприятия (учреждения, организации) или усовершенствованию действующей;

— обеспечению сохранности имущества, рациональному и эффективному использованию материалов, трудовых и финансовых ресурсов, привлечению кредитов и их погашению;

— выделению на отдельный баланс филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений предприятия (учреждения, организации) и включению их показателей в финансовую отчетность.

Кроме того, главный бухгалтер руководит работниками бухгалтерского учета и распределяет между ними должностные задачи и обязанности. Ознакомляет этих работников с нормативно-методическими документами и информационными материалами, касающимися их деятельности, а также с изменениями в действующем законодательстве.

Бухгалтер (с дипломом специалиста):

1) самостоятельно и в полном объеме ведет учет необоротных активов, запасов, средств, расчетов и других активов, собственного капитала и обязательств, доходов и расходов по принятой на предприятии (в учреждении, организации) форме бухгалтерского учета с соблюдением единых методологических принципов бухгалтерского учета и с учетом особенностей деятельности предприятия (учреждения, организации) и технологии обработки данных;

2) обеспечивает полное и достоверное отражение информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, на счетах бухгалтерского учета;

3) по согласованию с собственником (руководителем) предприятия (учреждения, организации) и руководителем подразделения бухгалтерского учета подает в банковские учреждения документы для перечисления средств согласно определенным налогам и платежам, а также для расчетов с другими кредиторами в соответствии с договорными обязательствами;

4) принимает участие в проведении инвентаризации активов и обязательств, оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи, хищения и порчи активов предприятия (учреждения, организации), в проверках состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях предприятия (учреждения, организации);

5) готовит данные для включения их в финансовую отчетность, осуществляет составление отдельных ее форм, а также форм другой периодической отчетности, которая основывается на данных бухгалтерского учета;

6) обеспечивает подготовку обработанных документов, реестров и отчетности для хранения их в течение установленного срока;

7) принимает участие в подготовке предложений по:

— внесению изменений в выбранную учетную политику, усовершенствованию внутрихозяйственного (управленческого) учета и правил документооборота;

— разработке дополнительной системы счетов и регистров аналитического учета, отчетности и контроля хозяйственных операций:

— обеспечению сохранности имущества, рациональному и эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, привлечению кредитов и их погашению, регулированию деятельности предприятия (учреждения, организации) и решению других вопросов, связанных с информацией о финансовом положении предприятия (учреждения, организации) и результатах его деятельности.

Также бухгалтер должен постоянно ознакомляться и изучать новые нормативно-методические и справочные документы по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета и вносить предложения по их внедрению на предприятии.

Бухгалтер:

1) самостоятельно составляет или принимает к учету первичные документы, систематизирует информацию, отраженную в этих документах, готовит промежуточные расчеты для учета хозяйственных операций и подает их на рассмотрение;

2) осуществляет накопление и обобщение информации в необходимом разрезе (детализации) о:

— наличии и движении денежных средств и денежных документов в кассе предприятия (учреждения, организации), денежных средств, находящихся на текущих счетах в национальной валюте, других счетах в банке в иностранной валюте, а также денежных средств в пути;

— получении и погашении задолженности по долгосрочным и краткосрочным займам;

— расчетах с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, различными дебиторами и кредиторами;

— выданных и полученных краткосрочных или долгосрочных векселях, долгосрочных и текущих обязательствах;

— наличии и движении основных средств, других необоротных материальных активов, нематериальных активов, износе необоротных активов, а также капитальных и финансовых инвестициях;

— наличии и движении производственных запасов;

— расходах на производство;

— доходах от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия (учреждения, организации);

— собственном капитале и обеспечении обязательств;

3) начисляет заработную плату, выполняет другие расчеты с работниками, гражданами и юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством;

4) принимает участие в проведении инвентаризации активов и обязательств;

5) ведет аналитический учет в разрезе объектов внебалансового учета.

Экономист:

1) выполняет работу по осуществлению экономической деятельности предприятия (учреждения, организации), направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции и освоение новых видов продукции, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

2) готовит исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия (учреждения, организации) с целью обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли;

3) выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым расходам, необходимым для производства и реализации продукции, освоения новых видов продукции, прогрессивной техники и технологии;

4) осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия (учреждения, организации) и его подразделений, выявляет резервы производства, разрабатывает меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности продукции, производительности труда, уменьшению расходов на производство и реализацию продукции, устранению потерь и непроизводительных расходов, а также выявлению возможностей дополнительного выпуска продукции;

5) определяет экономическую эффективность организации труда и производства, внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений;

6) принимает участие в рассмотрении разработанных производственно-хозяйственных планов, проведении работ по ресурсосбережению, во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета, усовершенствовании прогрессивных форм организации труда и управления, а также плановой и учетной документации;

7) оформляет материалы для заключения договоров, следит за сроками выполнения договорных обязательств;

8) осуществляет контроль за ходом выполнения плановых заданий предприятием (учреждением, организацией) и его подразделениями, использованием внутрихозяйственных резервов. Принимает участие в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития предприятия;

9) выполняет работу, связанную с нерегламентированными расчетами и контролем за правильным осуществлением расчетных операций. Ведет учет экономических показателей результатов производственной деятельности предприятия (учреждения, организации) и его подразделений, а также учет заключенных договоров;

10) готовит периодическую отчетность в установленные сроки. Выполняет работу по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных;

11) принимает участие в формировании экономической постановке задач или отдельных их этапов, которые решаются с помощью вычислительной техники, определяет возможности использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, дающих возможность создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации.

Приведенные должностные обязанности являются, так сказать, «базовыми», и в каждой организации они могут изменяться в соответствии со спецификой ее деятельности. Кроме того, вышеуказанные должностные обязанности бухгалтера являются общими, т. е. если бухгалтер занимается конкретным вопросом — начислением заработной платы, ведением учета товарно-материальных ценностей и т. п., то это должно быть прописано в его должностных обязанностях.

Что касается регистрации приказов о премировании в книге регистрации приказов, то исходя из приведенных выше должностных обязанностей главного бухгалтера регистрировать приказы о премировании он

не обязан. Но если в вашем учреждении сложилось так, что такие должностные обязанности возложены именно на главного бухгалтера или главный бухгалтер исполняет обязанности временно отсутствующего работника, который должен это делать, то главный бухгалтер может зарегистрировать такой приказ в книге регистрации приказов.

В соответствии с

п. 5.11 Условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденных совместным приказом Министерства труда и социальной политики Украины и Министерства здравоохранения Украины от 05.10.2005 г. № 308/519, премирование работников проводится в пределах фонда заработной платы.

Размер премии работника

зависит от личного вклада в общие результаты работы подразделения, заведения и предельными размерами не ограничивается.

Размер личного вклада бухгалтеров в общие результаты работы бухгалтерии объективно может определить их

непосредственный руководитель, т. е. главный бухгалтер.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше