Темы статей
Выбрать темы

Вопросы индексации необоротных активов

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ВОПРОСЫ ИНДЕКСАЦИИ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Инструкцией по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64, предусмотрено ежегодное проведение индексации необоротных активов, числящихся на балансе бюджетных учреждений.

В связи с этим возникли следующие вопросы:

1) необходимо ли проводить индексацию малоценных необоротных материальных активов, учитываемых на субсчете 113?

2) как правильно рассчитать сумму индексации, если первоначальная стоимость здания — 25000 грн., износ — 6000 грн., экспертная оценка здания — 50000 грн.?

3) в 2008 году на баланс учреждения было зачислено помещение, первоначальная стоимость которого составила 10000 грн., износ — 10000 грн., т. е. износ начислен в размере 100 % и остаточная стоимость равняется нулю. Какова будет проиндексированная стоимость в этом случае?

(г. Харьков)

 

Вопросы, касающиеся проведения индексации необоротных активов, постоянно поступают от наших читателей, и поэтому на страницах издания мы часто уделяем внимание этой теме.

Рассмотрим вышеперечисленные вопросы по порядку.

1. Прежде всего напомним, что на сегодняшний день для бюджетных учреждений основным документом, определяющим порядок учета необоротных активов, в том числе и механизм проведения их индексации, является

Инструкция по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64).

Действительно, данным документом предусмотрено, что бюджетные учреждения проводят индексацию первоначальной (восстановительной) стоимости

групп необоротных активов.

По сути

Инструкция № 64 предусматривает проведение индексации всех необоротных активов, к числу которых относятся основные средства, прочие необоротные материальные активы и нематериальные активы. Из этого следует, что индексации подлежат объекты необоротных активов, учитываемые в бухгалтерском учете на счетах 10 «Основные средства», 11 «Прочие необоротные материальные активы» и 12 «Нематериальные активы».

При этом для таких объектов, как земельные участки и жилищный фонд, порядок проведения индексации регулируется отдельными документами.

Кроме того, в

Инструкции о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 10.07.2000 г. № 61, в разделе 1 «Учет необоротных активов» среди прочих хозяйственных операций приведена следующая: изменение стоимости необоротных активов после проведения индексации (п. 1.8), которая отражается в бухгалтерском учете записью по Дт субсчетов 101 — 122 и Кт субсчетов 401, 131 — 133.

Как видим, указанные документы не содержат никаких исключений для малоценных необоротных материальных активов, учитываемых на субсчете 113 «Малоценные необоротные материальные активы».

Таким образом, бюджетные учреждения, имеющие на балансе малоценные необоротные материальные активы, индексируют их в общем порядке. Подробнее с порядком проведения индексации можно ознакомиться в статье «Индексация необоротных активов»//«Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 5.

2. Индексация первоначальной (восстановительной) стоимости групп необоротных активов проводится согласно коэффициенту индексации, рассчитанному по формуле, указанной в

п.п. 8.3.3 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР (п. 1.7 Инструкции № 64). За 2008 год коэффициент индексации составил 1,123.

При проведении индексации происходит изменение первоначальной (восстановительной) стоимости необоротных активов и износа. В зависимости от размера начисленного износа применяются различные подходы к переоценке (

п. 1.10 Инструкции № 64).

Так, при индексации необоротных активов, которые имеют

остаточную стоимость, происходит изменение величины первоначальной стоимости и начисленного износа такого объекта.

Первоначальную стоимость такого объекта увеличивают на соответствующий коэффициент индексации, и такая величина представляет собой проиндексированную первоначальную стоимость.

Проиндексированная стоимость объекта = Первоначальная стоимость х Кі

В аналогичном порядке индексируют сумму начисленного износа.

Проиндексированная сумма износа == Сумма начисленного износа х Кі

Поэтому если первоначальная стоимость здания составляет 25000 грн., а сумма износа — 6000 грн., то расчет осуществляют следующим образом:

— проиндексированная первоначальная стоимость здания — 25000 грн. х 1,123 = 28075 грн.;

— проиндексированная сумма износа — 6000 грн. х 1,123 = 6738 грн.

Что касается экспертной оценки здания, то, как отмечало Государственное казначейство Украины в

письме от 23.04.2008 г. № 3.4-04/1153-6784 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 27), необходимость в привлечении субъектов оценочной деятельности в состав комиссии по переоценке возникает в случае проведения независимой оценки. Как правило, такая оценка проводится, если остаточная стоимость объекта равняется нулю*.

* Детально такая ситуация рассматривалась в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 35, с. 41.

3. В соответствии с

п. 1.10 Инструкции № 64 в случае, если остаточная стоимость объекта необоротных активов равняется нулю, его переоцененная остаточная стоимость добавляется к его первоначальной (переоцененной) стоимости без изменения суммы износа.

При переоценке объектов, остаточная стоимость которых равняется нулю, приходится применять механизм переоценки, который используют предприятия, учреждения и организации небюджетной сферы, руководствуясь

п. 17 П(С)БУ 7. В результате переоценки первоначальная стоимость таких объектов будет увеличена на переоцененную остаточную стоимость, а сумма износа останется без изменений.

В этом случае переоцененная остаточная стоимость представляет собой

справедливую стоимость, по которой может быть осуществлена продажа или обмен объекта, т. е. переоцененная остаточная стоимость будет равна справедливой стоимости.

Для определения справедливой стоимости объектов для бюджетных учреждений идеальным вариантом является привлечение субъектов оценочной деятельности*. Кстати, у руководителя бюджетного учреждения для этого есть все основания —

ст. 7 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III и п. 1.10 Инструкции № 64.

* Детально такая ситуация рассматривалась в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 35, с. 41.

Что касается порядка определения переоцененной остаточной стоимости, то такой расчет приводился в статье «Индексация необоротных активов» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 5).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше