Темы статей
Выбрать темы

Отражение результатов инвентаризации в учете и отчетности

Редакция ББ
Статья

ОТРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ В УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ

 

Екатерина ЯРОСЛАВСКАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Каков порядок отражения в учете излишков и недостач, выявленных в ходе инвентаризации?

 

Порядок отражения в бухгалтерском учете выявленных в результате инвентаризации излишков и недостач основных средств и ТМЦ рассмотрим на следующем примере.

Пример.

В результате инвентаризации была обнаружена недостача материальных ценностей:

— принтера стоимостью 850 грн., который учитывается на субсчете 113 «Малоценные необоротные материальные активы») (износ на такие активы не начисляется);

— плафонов для люстры (3 шт.) общей стоимостью 180 грн.;

— строительных материалов на сумму 420 грн., приобретенных за счет средств общего фонда;

— 0,5 кг сахара (в пределах норм естественной убыли), приобретенного в текущем году за счет средств общего фонда по цене 5,40 грн. за кг.

Установлена недостача денежных средств в кассе — 75 грн.

Установлено лицо, виновное в недостаче принтера. Лица, виновные в недостаче строительных материалов и плафонов, не установлены.

Были обнаружены также излишки ТМЦ: 1 настольная лампа, 3 кг муки.

Инвентаризационной комиссией излишки выявленных материальных ценностей были оценены с учетом рыночных цен: настольная лампа — 120 грн., мука — 2,50 грн. за 1 кг.

Рассчитаем сумму ущерба от недостачи принтера, подлежащую возмещению виновным лицом:

Р = (850 x 1,02* + 850 x 20 %) x 2 = 2074 грн.

* Индекс инфляции принят условно.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие субсчета

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Оприходованы излишки МНМА (настольная лампа)

323

711

120

364

323

120

113

364

120

Одновременно вторая запись

811

401

120

2

Оприходованы излишки продуктов питания (муки)

323

711

7,50

364

323

7,50

232

364

7,50

Сумма излишков, выявленных в ходе инвентаризации, включается в Справку о поступлениях в натуральной форме, предоставляемую в органы Госказначейства до окончания отчетного периода.

3

Списана недостача продуктов питания (сахара) в пределах норм естественной убыли

801

232

2,70

4

Списаны малоценные необоротные материальные активы (принтер) вследствие недостачи, установленной при инвентаризации (виновное лицо выявлено):

— на сумму стоимости

401

113

850

— на сумму ущерба, причиненного виновным лицом учреждению

363

711

1037

— на сумму, подлежащую уплате в бюджет

363

642

1037

5

Списана недостача плафонов в эксплуатации (виновные лица не выявлены)

411

221/2

180

6

Списана недостача строительных материалов (виновные лица не выявлены)

801

204

420

7

Отнесена на виновное лицо (кассира) недостача денежных средств

363

301

75

8

Возмещены виновными лицами убытки от недостач принтера и денежных средств

301

363

2149

9

Сдана на регистрационный счет сумма средств, внесенных в кассу в счет погашения недостачи

323

301

2149

10

Перечислена часть средств, внесенных виновным лицом в счет погашения недостачи, подлежащая уплате в бюджет

642

323

1037

 

 

В каких формах финансовой отчетности бюджетные учреждения отражают результаты инвентаризации?

 

Задолженность по суммам недостач и хищений средств и материальных ценностей, суммам убытков от порчи материальных ценностей, отнесенных на счет виновных лиц, и другим суммам, подлежащим удержанию в установленном порядке, отражают:

— в строке 184 «Расчеты по возмещению нанесенных убытков»

формы № 1 «Баланс»;

— в строке 080 «Задолженность по недостачам и хищениям средств и материальных ценностей»

Справки о суммах дебиторской и кредиторской задолженности учреждения по операциям, которые не отражаются в форме № 7д, 7м «Отчет о задолженности по бюджетным средствам». При этом в самой форме № 7д, 7м «Отчет о задолженности по бюджетным средствам» такая задолженность не отражается.

Кроме того,

суммы выявленных недостач отражаются в формах годовой отчетности:

— № 9 «Отчет о результатах финансовой деятельности»;

— № 15 «Отчет о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях»;

— № 5 «Отчет о движении необоротных активов»;

— № 6 «Отчет о движении материалов и продуктов питания».

Информация о результатах проведенной инвентаризации в целом приводится также в

пояснительной записке к годовому отчету.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Порядок № 1314

— Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

Порядок № 116

— Порядок определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденный постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 116.

Инструкция № 90

— Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная совместным приказом Главного управления Государственного казначейства Украины и Министерства финансов Украины от 30.10.98 г. № 90.

Практические рекомендации

— Практические рекомендации по проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (по отдельным вопросам программы), одобренные протоколом заседания Методологического совета ГлавКРУ от 04.08.2009 г. № 9.

Инструкция № 142/181

— Типовая инструкция о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденная совместным приказом Государственного казначейства Украины, Министерства экономики Украины от 10.08.2001 г. № 142/181.

Инструкция № 64

— Инструкция по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64.

Методические рекомендации

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету библиотечных фондов, утвержденные приказом Министерства культуры и туризма Украины от 27.03.2008 г. № 321/0/16/-08.

Инструкция № 281

— Инструкция о порядке принятия, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и в организациях Украины, утвержденная совместным приказом Министерства топлива и энергетики Украины, Министерства экономики Украины, Министерства транспорта и связи Украины, Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики Украины от 20.05.2008 г. № 281/171/578/155.

Инструкция № 7

— Инструкция по учету молодняка животных, птицы и животных на откорме, утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Украины от 15.01.97 г. № 7.

Постановление № 241 — постановление Госкомстата СССР «Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций» от 28.12.89 г. № 241.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше