Темы статей
Выбрать темы

О внесении изменений в Типовые договоры аренды

Редакция ББ
Приказ от 05.03.2013 г. № 276

ФОНД ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА УКРАИНЫ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТИПОВЫЕ ДОГОВОРЫ АРЕНДЫ

Приказ от 05.03.2013 г. № 276

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 21 марта 2013 г. под № 458/22990

(извлечение)

 

В соответствии с частью второй статьи 10 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» и с целью приведения в соответствие с законодательством нормативно-правовых актов Фонда государственного имущества Украины, приказываю:

1. Утвердить:

Изменения к Типовому договору аренды целостного имущественного комплекса государственного предприятия (структурного подразделения предприятия), утвержденному приказом Фонда государственного имущества Украины от 23 августа 2000 года № 1774, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 21 декабря 2000 года под № 930/5151 (прилагаются*);

* Изменения не публикуются. — Примеч. ред.

Изменения к Типовому договору аренды индивидуально определенного (недвижимого или другого) имущества, относящегося к государственной собственности, утвержденному приказом Фонда государственного имущества Украины от 23 августа 2000 года № 1774 (в редакции приказа Фонда государственного имущества Украины от 9 августа 2007 года № 1329), зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 21 декабря 2000 года под № 931/5152 (прилагаются*).

* Типовой договор аренды индивидуально определенного (недвижимого или другого) имущества приведен в кодифицированном виде с учетом внесенных изменений. Изменения по тексту выделены полужирным курсивом. — Примеч. ред.

2. Управлению по вопросам управления государственным имуществом и арендных отношений подать настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины в установленном порядке.

3. Управлению взаимодействия с Верховной Радой Украины и коммуникационного обеспечения обеспечить в установленном порядке размещение настоящего приказа на веб-странице Фонда государственного имущества Украины.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Фонда государственного имущества Украины согласно распределению функциональных обязанностей.

5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Председатель Фонда А. Рябченко

СОГЛАСОВАН:
Председатель Государственной службы Украины
 по вопросам регуляторной политики
 и развития предпринимательства
 М. Бродский

 

img 1
img 2
img 3
img 4
img 5
img 6
img 7

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

ПОДКОРРЕКТИРОВАНЫ ТИПОВЫЕ ФОРМЫ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ГОСИМУЩЕСТВА

Как определено в ст. 10 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.1992 г. № 2269-XII, заключенный сторонами договор аренды госимущества в части существенных условий должен соответствовать типовому договору аренды. Напомним, что типовые договоры аренды государственного имущества утверждены приказом Фонда госимущества от 23.08.2000 г. № 1774.

Комментируемым приказом внесены изменения в типовые договоры аренды, а именно в:

— Типовой договор аренды целостного имущественного комплекса государственного предприятия (структурного подразделения предприятия);

— Типовой договор аренды индивидуально определенного (недвижимого или иного) имущества, относящегося к государственной собственности (далее — Типовой договор).

Данные изменения направлены на усовершенствование процедур администрирования арендной платы за государственное имущество и усиление текущего контроля за ее уплатой, а также на приведение типовых договоров аренды госимущества в соответствие с требованиями законодательства и состоят в следующем.

1. Приведены в соответствие ссылки на Методику расчета арендной платы за государственное имущество и пропорции ее распределения, утвержденную постановлением КМУ от 04.11.95 г. № 786 (далее — Методика № 786), название которой было изменено.

Также в п. 3.1 Типового договора уточнено, что в случае если арендатор был определен по результатам конкурса на право аренды государственного имущества, то арендная плата за базовый месяц расчета определяется по результатам конкурса на право аренды государственного имущества.

Отметим, что порядок принятия решения о предоставлении имущества в аренду и определения арендаторов на конкурсных началах определен ст. 9 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-XII (далее — Закон), а порядок проведения конкурса определяется:

— для объектов, находящихся в государственной собственности, — Кабмином. Напомним: в настоящий момент действует Порядок проведения конкурса на право аренды государственного имущества, утвержденный постановлением КМУ от 31.08.2011 г. № 906;

— для объектов, принадлежащих АР Крым, — органами, определенными Верховной Радой АР Крым;

— для объектов, находящихся в коммунальной собственности, — органами местного самоуправления.

2. В соответствии с п. 13 Методики № 786 размер арендной платы за каждый следующий месяц определяется путем корректировки размера месячной арендной оплаты за предыдущий месяц на индекс инфляции за текущий месяц.

Следовательно, чтобы определить размер арендной платы за каждый следующий месяц аренды, нужно размер арендной платы за предыдущий месяц умножить на индекс инфляции за текущий месяц. При этом заметим, что такой механизм расчета применяется независимо от размера индекса инфляции, т. е. независимо от того, превышает эта величина 100 % или нет.

Изменениями уточнено, где арендаторы могут найти оперативную информацию об индексах инфляции, рассчитанных Государственной службой статистики, на веб-сайте ФГИУ.

Что касается бюджетных учреждений, которые в соответствии с п. 10 Методики № 786 уплачивают арендную плату в размере 1 грн. в год, то эта плата, как правило, уплачивается в течение месяца после заключения договора аренды, а в дальнейшем индексируется за каждый год аренды недвижимого государственного имущества (см. письмо Фонда госимущества от 10.05.2011 г. № 10-16-6393 // «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 25).

3. Уточнен порядок зачисления и возврата сумм арендной платы, излишне уплаченных арендатором в бюджет. Отметим, что предыдущей редакцией п. 3.9 Типового договора предусматривалось, что излишняя сумма арендной платы, поступившая в государственный бюджет и балансодержателю, подлежала зачету в счет следующих платежей.

Тогда как обновленной редакцией п. 3.9 Типового договора предусмотрено, что излишне уплаченная сумма арендной платы, поступившая в бюджет, подлежит в установленном порядке зачету в счет будущих платежей, а в случае невозможности такого зачета в связи с прекращением арендных отношений — возврату арендатору. Для обеспечения возврата указанных средств сторонам следует руководствоваться требованиями Порядка возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местные бюджеты, утвержденного приказом Госказначейства от 10.12.2002 г. № 226, и постановления КМУ «Некоторые вопросы ведения учета налогов и сборов (обязательных платежей) и других доходов бюджета» от 16.02.2011 г. № 106.

4. В соответствии со ст. 10 Закона одним из существенных условий договора аренды является, в частности, обеспечение выполнения обязательств — неустойка (штраф, пеня), поручительство, задаток, гарантия и т. п.

На основании этой нормы Закона в п. 3.10 Типового договора предусмотрено, что обязательства арендатора по уплате арендной платы обеспечиваются в виде задатка, а также определен размер обеспечения (задатка) арендатора относительно уплаты арендной платы. Благодаря комментируемым изменениям этот пункт Типового договора несколько откорректирован. Так, если договор аренды заключен на срок менее одного месяца, вносится задаток в размере арендной платы за этот срок.

5. В обновленной редакции п. 5.4 Типового договора установлена норма о предоставлении арендодателем арендатору при заключении договора аренды образца заполнения в платежных поручениях реквизита «Назначение платежа». По этому вопросу арендодатели могут руководствоваться письмом Фонда госимущества от 07.03.2013 г. № 10-16-2975 «Рекомендации по заполнению расчетных документов при уплате средств за аренду государственного имущества в бюджет, в случае, если арендодателем выступает государственное предприятие (организация)». Вместе с тем отметим, что реквизит «Назначение платежа» платежных поручений, которые подаются арендаторами в органы казначейства, заполняется с учетом требований нормативно-правовых актов по казначейскому обслуживанию и должен содержать полную информацию о платеже и документах, на основании которых осуществляется перечисление средств получателю.

6. В п. 1.1 Типового договора внесено уточнение о том, что стоимость имущества, которое арендодатель передает в срочное платное пользование, определяется согласно заключению о стоимости (ранее — на основании отчета об оценке). Напомним, что оценка объектов осуществляется в соответствии с Методикой оценки объектов аренды, утвержденной постановлением КМУ от 10.08.95 г. № 629.

7. В соответствии с внесенными изменениями из п. 5.11 Типового договора исключено требование к арендатору ежемесячно до 15 числа предоставлять арендодателю информацию о перечислении арендной платы за предыдущий месяц (копию платежного поручения о перечислении арендной платы в Государственный бюджет). Но, как и раньше, арендатор обязан по требованию арендодателя проводить сверку взаиморасчетов по арендным платежам и оформлять соответствующие акты сверки.

Комментируемые изменения вступили в силу 12.04.2013 г.

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше