Только оклад: высокопоставленным чиновникам урезали зарплату до минимума
Законом № 1622, опубликованным на с. 8 этого номера, Закон о Госбюджете-2014 дополнен новой ст. 32. Согласно этой статье до конца АТО зарплату в размере должностного оклада будут получать:
— члены Кабмина и народные депутаты Украины;
— руководители центральных органов исполнительной власти и других государственных органов (кроме органов, подразделения которых принимают участие в проведении АТО).
Заметим, что на руководителей органов местного самоуправления это ограничение не распространяется.
Судейское вознаграждение: установлена граничная величина
До конца года максимальный месячный размер судейского вознаграждения должен составлять не более 15 минзарплат (новый п. 64 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2014).
Госслужащим центральных органов исполнительной власти и министерств до конца года придется не сладко
Законодатели наделили новыми «антисоциальными» полномочиями руководителей центральных органов власти, осуществляющих контроль и надзор в соответствующих отраслях и сферах, и центральных органов исполнительной власти, функции которых могут осуществлять соответствующие министерства (п. 66 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2014).
Так, с целью сокращения расходов, предусмотренных Законом № 1622, таким руководителям предписано:
1) оптимизировать штатную численность работников. Понятно, что за таким красивым словом кроется сокращение численности госслужащих;
2) предоставлять работникам отпуска без сохранения зарплаты. В последнее время таким способом экономии средств мало кого удивишь, но здесь законодатели превзошли самих себя! Установлено, что продолжительность такого отпуска руководители имеют право определять самостоятельно в зависимости от бюджетных назначений. Для них ст. 26 Закона об отпусках в части ограничения срока отпуска без сохранения зарплаты не действует.
Таким образом, при оформлении госслужащим отпуска без сохранения зарплаты, превышающего сроки, установленные Законом об отпусках, в качестве основания в приказе о предоставлении отпуска нужно будет указывать — «п. 66 Заключительных положений Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год».
И дабы разбавить эту бочку дегтя хоть немного медом, законодатели разрешили госслужащим, отправленным в отпуск без содержания на вышеуказанном основании, подрабатывать кто как может. Установлено, что в этот период на них не распространяется ограничение относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности, установленное ст. 7 Закона о коррупции;
3) устанавливать работникам режим работы на условиях неполного рабочего времени. При этом руководители не обязаны уведомлять работников не позднее чем за два месяца об установлении такого режима и согласовывать с ними такой режим — ст. 32, 56 КЗоТ для них теперь не действуют;
4) уменьшить или отменить стимулирующие выплаты, повышения должностных окладов, уменьшить надбавки и доплаты, установленные в предельных размерах. Как правило, такие действия предпринимают в первую очередь при недостатке средств на оплату труда. Напомним, что постановлением № 65 было предписано осуществлять такие выплаты в пределах фонда оплаты труда. Теперь, как видим, идет речь об их уменьшении или отмене вообще.
Индексация денежных доходов: теперь в «особом» порядке?
По большому счету, в планы законодателей входила полная приостановка действия Закона об индексации. Но профсоюзы работников совместными усилиями сменили гнев нормотворцев на милость. Компромиссный вариант таков: Закон об индексации будем применять в порядке и размерах, установленных КМУ, исходя из финансовых возможностей бюджетов всех уровней (п. 67 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2014).
Пунктом 64 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2014 Кабмину предписано утвердить соответствующий порядок. Что из этого выйдет? Судить на сегодняшний день трудно. В лучшем случае выплата индексации будет заморожена в существующих на сегодняшней день размерах. В худшем — Кабмин может совсем приостановить выплату индексации. В общем, поживем — увидим.
Полномочия КМУ относительно установления размера социальных выплат
Пунктом 67 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2014 предусмотрено, что Кабмин имеет право определять порядок и размеры ряда социальных выплат граждан, определенных законами, перечисленными в этом пункте, в зависимости от имеющихся финансовых ресурсов бюджетов всех уровней и бюджета ПФУ.
Заметим: норма, аналогичная по содержанию, присутствовала в двух предыдущих главных финансовых документах страны и, по большому счету, кардинально на осуществление соцгаранитий не влияла. Просто Кабмину на всякий случай предоставляли такую возможность .
В первоначальной редакции Закона о Госбюджете-2014 такой нормы не было, что и поспешили поправить законодатели. Но будут ли нововведения в отношении порядка и размеров социальных выплат, покажет время.
В каких размерах будут осуществлять соцвыплаты при введении военного положения
В 2014 году в случае введения военного положения нормы ст. 7 — 9 Закона о Госбюджете-2014 (относительно размеров минзарплаты и прожиточного минимума), а также нормы прочих нормативных документов, касающихся других соцвыплат, будут применятся в порядке и размерах, установленных Кабмином. Уже традиционно — исходя из имеющихся финансовых ресурсов Госбюджета и бюджета ПФУ.
Нормативные документы
Закон № 1622 — Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 31.07.2014 г. № 1622-VII.
Закон о Госбюджете-2014 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 16.01.2014 г. № 719-VII.
Закон об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.
Закон о коррупции — Закон Украины «Об основах предупреждения и противодействия коррупции» от 07.04.2011 г. № 3206-VI.
Закон об индексации — Закон Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.91 г. № 1282-XII.
Постановление № 65 — постановление КМУ «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета» от 01.03.2014 г. № 65.