Темы статей
Выбрать темы

Норма списания топлива на работу грузового автомобиля

Станкус Татьяна, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
На балансе дома-интерната учитываются грузовые автомобили ЗИЛ и ГАЗ-52. При перевозке этими автомобилями груза (свекла, зерно, дрова и т. п.) бухгалтерия списывала бензин из расчета 2,0 л на 100 т•км. Однако представители контролирующего органа указывают на то, что это неправильно, поскольку бензин нужно списывать по норме как для автомобилей без груза. Как правильно списывать бензин в этом случае?

Для ответа на этот вопрос прежде всего обратимся к Нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденным приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы № 43, приказ № 43).

Так, п. 1.3 этих Норм предусмотрена норма на ­выполнение транспортной работы Hw, применяемая для бортовых грузовых автомобилей и седельных тягачей в составе автопоездов, автомобилей-­фурго­нов и грузопассажирских автомобилей, которые выполняют работу, учитываемую в тонно-километрах (может применяться для легковых автомобилей и автобусов с прицепами, выполняющих транспортную работу, которая учитывается в тонно-километрах).

Предельно допустимые (максимальные) нормы на выполнение транспортной работы Hw в зависимости от вида топлива составляют:

бензин — 2,0 л/100 т·км;

— дизельное топливо — 1,3 л/100 т·км.

При этом при работе за пределами города на дорогах с твердым покрытием (дорогах из асфальтобетона, цементобетона) в условиях, которые не подпадают под применение корректировочных коэффициентов, указанных в пп. 3.1.1.2, 3.1.2, 3.1.3 — 3.1.8, 3.1.15 Норм № 43, предельно допустимые нормы на выполнение транспортной работы Hw в зависимости от вида топлива составляют:

бензин — 1,4 л/100 т·км;

— дизельное топливо — 0,9 л/100 т·км.

Внимание! Право установления конкретных величин норм расхода топлива на выполнение транспортной работы в регламентированных пределах предоставляется руководителям предприятий.

Определенный предприятием порядок установления и использования норм расхода топлива на выполнение транспортной работы утверждается приказом (распоряжением) по предприятию.

При этом рекомендуется дифференцированное использование норм расхода топлива на выполнение транспортной работы в зависимости от условий осуществления перевозок и технологического ­уровня (топливной экономичности) подвижного состава и в соответствии с фактическими потребностями.

Учитывая вышеупомянутое, если в техпаспорте ваших автомобилей указано, что они являются бортовыми грузовыми автомобилями и руководителем учреждения определен и утвержден порядок установления и использования норм расхода топлива на выполнение транспортной работы, что прямо предусмотрено требованиями приказа № 43 (ср. ), то применение такой нормы является вполне обос­нованным.

Рассмотрим на условном примере расчет нормативного расхода топлива для работы бортового грузового автомобиля ЗИЛ-130, который выполняет работу, учитываемую в тонно-километрах.

 

Пример. Для обеспечения дома-интерната овощами на зимний период водителю ­автомобиля ЗИЛ-130 необходимо доставить 3,0 т картофеля, находящегося у поставщика, расстояние до которого составляет 60 км в обе стороны, по грунтовой дороге. ­То есть только 30 км пути автомобиль будет осуществлять движение с грузом.

В соответствии с приказом по учреждению автомобиль ЗИЛ-130 имеет:

— базовую линейную норму расхода топлива — 31 л/100 км;

— надбавку за эксплуатацию автомобиля более 5 лет — 2 %;

— норму на транспортную работу — 2,0 л/100 т·км.

Нормативный расход топлива (Qн) рассчитаем по формуле, предусмотренной п. 4.4 приказа № 43:

Qн = 0,01 хsan х S + Hw х W) х (1 + 0,01 х K),

где Нsan — линейная норма расхода топлива на пробег автопоезда, л/100 км

(Нsan = Hs + Hg х Gnp,

где Hs — базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

Hg — норма расхода топлива на одну тонну снаряженной массы прицепа или полуприцепа, л/100 т·км;

Gnp — снаряженная масса прицепа или полуприцепа, т);

пробег автомобиля, км;

Hw — норма на транспортную работу, л/100 т·км;

— объем транспортной работы, т·км

(W = Gван х Sван,

где Gван масса груза, т;

Sван — пробег с грузом, км);

K — суммарный корректировочный коэффициент, %.

Поскольку в нашем примере используется бортовой грузовой автомобиль, Нsan фактически будет равняться Hs.

Итак, рассчитаем нормативный расход топлива бортового грузового автомобиля ЗИЛ-130, осуществлявшего доставку 3,0 т картофеля:

0,01 х (31 л/100 км х 60 км + 2,0 л/100 т·км х (3 т х 30 км)) х (1 + 0,01 х 2) = 20,81 л.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше