Темы статей
Выбрать темы

Об учете тары

Государственная казначейская служба Украины
Письмо от 16.05.2014 г. № 17-08/469-1166

Государственная казначейская служба Украины рассмотрела <…> запрос <… > и в рамках компетенции сообщает.

Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о запасах в бюджетных учреждениях определены Положением по бухгалтерскому учету запасов бюджетных учреждений, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 14.11.2013 г. № 947 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 05.12.2013 г. № 2063/24595 (далее — Положение).

Пунктом 5 раздела II Положения определено, что тара учитывается по стоимости, указанной в соответствующих документах поставщиков. При возврате или реализации тары разница между балансовой стоимостью и стоимостью реализации (передачи) относится на фактические расходы или доходы учреждения соответственно.

В финансовой и бюджетной отчетности соответствующие операции отражаются согласно требованиям Порядка составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от24.01.2012 г. № 44 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 09.02.2012 г. под № 196/20509.

Использование собственных поступлений бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с требованиями части четвертой статьи 13 Бюджетного кодекса Украины.

 

Первый заместитель Председателя О. Даневич

Комментарий редакции

Продукты питания поступили в таре: что с ней делать

 

Бюджетные учреждения приобретают некоторые продукты питания в стеклянной или пластиковой таре. Как учитывать такую тару и что с ней делать в дальнейшем? Именно на эти вопросы Госказначейская служба дала ответы в комментируемом письме.

А для того, чтобы вопрос, касающийся особенностей учета тары, был более понятен нашим читателям, уточним некоторые моменты.

1. Тара бывает двух видов: разовая и многооборотная.

Тара, предназначенная для одноразового использования, называется разовой. К ней относятся большинство видов потребительской тары, а также транспортная тара, подлежащая утилизации после использования.

Многооборотная тара (возвратная, обменная) предназначена для многоразового использования при поставках товаров.

2. Для учета обменной и возвратной тары в Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядке применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденных приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611, предусмотрен субсчет 236 «Тара».

Так, на этом субсчете учитывается возвратная тара, обменная тара (бочки, бидоны, ящики, банки стеклянные, бутылки и т. п.), как пустая, так и содержащая материальные ценности.

3. Учитывать тару возвратную или обменную (бочки, бидоны, ящики, банки стеклянные, бутылки и т. п.), как свободную (пустую), так и ту, в которой содержатся продукты питания, учреждениям следует согласно Инструкции по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом МЗО СССР от 05.05.83 г. № 530 (далее — Инструкция № 530). И хотя эта Инструкция устарела, но она является действующей на основании постановления КМУ «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12.09.91 г. № 1545-XII.

По крайней мере, на сегодняшний день других нормативных актов по учету продуктов питания и тары не существует. Поэтому Инструкцию № 530 можно взять за основу учета не только в сфере здравоохранения, но и в других отраслях бюджетной сферы.

При поступлении продуктов питания в учреждение материально ответственные лица, принимающие продукты питания, обязаны одновременно принять и тару (п. 18 Инструкции № 530).

Тара, поступающая на склад (амбар), оприходуется на основании тех же документов, что и продукты питания. В сопроводительных документах поставщиков отдельной строкой должны быть указаны наименование тары, ее количество, цена и сумма.

Учитывать тару следует по стоимости, указанной в документах поставщиков. При возврате или реализации тары разницу между ценой приобретения и ценой, по которой тара реализована, следует отнести на фактические расходы. Такие требования к учету тары содержатся в Положении по бухгалтерскому учету запасов бюджетных учреждений, утвержденном приказом Минфина от 14.11.2013 г. № 947.

4. Как правило, обменная тара не идентифицируется. Поэтому при заключении договоров на поставку продуктов питания стороны проводят одновременный обмен такой тары. Обратите внимание на то, что в этом случае стоимость тары в счета на оплату продуктов питания не включается.

В случае если стеклотара является возвратной, она относится к повторным материальным ресурсам и подлежит повторному использованию путем непосредственной продажи поставщикам или сдачи тарособирающей организации.

Таким образом, бюджетные учреждения при наличии тары, которая поступила с продуктами питания, могут поступить следующим образом:

1) если тара обменная — вернуть ее поставщику и получить взамен тару с материальными ценностями;

2) если тара возвратная, то ее можно продать поставщику или специальной тарособирающей организации.

Согласно п. 18 Инструкции № 530 возврат тары оформляется документами в установленном порядке. Тарособирающие организации на принятую тару выписывают накладные, являющиеся документами для расчетов за возвращенную тару.

В случае если при поступлении продуктов питания стоимость тары отдельно не определена, то тогда учреждение должно оценить возвратную тару. Ведь в такой ситуации в дальнейшем учреждение получит экономическую выгоду от ее реализации. Провести такую оценку может постоянно действующая комиссия по списанию материальных ценностей, утвержденная руководителем учреждения.

Порядок отражения в бухгалтерском учете реализации стеклотары тарособирающей организации мы рассматривали в материале «Учитываем стеклянную тару» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 44, с. 19).

5. Средства, полученные от реализации имущества, в том числе стеклянной тары, относятся к четвертой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений. Такие средства являются доходами специального фонда и в полном объеме остаются в распоряжении учреждения.

Израсходовать средства данной подгруппы учреждения могут на:

— ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов и материальных ценностей;

— покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки отходов и лома на приемные пункты;

— хозяйственные нужды бюджетных учреждений, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

Теги Учет Тара
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше