Темы статей
Выбрать темы

Продажа автомобиля: от «А» до «Я»

Редакция ББ
Статья

Продажа автомобиля: от «А» до «Я»

 

Экономия должна быть экономной. В данный момент этот лозунг, как никогда, приобрел особую актуальность. Как известно, Кабмин урезал расходы на содержание бюджетных учреждений. Одним из мероприятий для достижения этой цели является реализация «лишних» легковых автомобилей, используемых для обслуживания бюджетных учреждений.

Какими нормативно-правовыми актами необходимо руководствоваться бюджетным учреждениям при осуществлении таких операций? Какие разрешения необходимо получить учреждению для реализации автомобиля? Какие документы следует оформить? Могут ли учреждения хотя бы частично направить средства, полученные от реализации легковых автомобилей, на свои нужды? Каков порядок отражения операций по реализации автомобилей в бухгалтерском учете? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предлагаемой консультации.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Недавно Кабмин постановлением № 65 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 11) утвердил Мероприятия по экономному и рациональному использованию государственных средств (далее — Мероприятия). Эти Мероприятия касаются органов государственной власти и других государственных органов, созданных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства государственного бюджета.

В частности, в п. 5 Мероприятий предусмотрено недопущение использования для обслуживания органов государственной власти и других государственных органов, созданных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства государственного бюджета, больше 1 легкового автомобиля (если иное не предусмотрено законом либо актом Кабмина). Это значит, что бюджетные учреждения, содержащиеся за счет государственного бюджета, не могут использовать больше 1 легкового автомобиля. Исключение касается случаев, когда использование большего количества автомобилей предусмотрено законом или специальными документами Кабмина.

Учитывая это требование, органам власти, другим государственным органам, бюджетным учреждениям, содержащимся за счет средств госбюджета, необходимо пересмотреть количество автомобилей, находящихся у них на балансе. Например, Минфин по этому вопросу сообщил следующее: перечень легковых автомобилей этого ведомства, подлежащих продаже на аукционе, будет размещен на официальном веб-сайте Министерства (www.minfin.gov.ua). Считаем, что это только начало подобных мероприятий. В ближайшее время таких перечней следует ожидать и от других органов государственной власти.

Как действовать обычным бюджетным учреждениям, на балансе которых в данный момент числится несколько легковых автомобилей? Пока специального разъяснения по этому вопросу Минфин не предоставил. Поэтому следует руководствоваться непосредственно постановлением № 65. А это значит, что бюджетные учреждения должны оставить на балансе только 1 легковой автомобиль, а остальные реализовать путем продажи на аукционе.

Также в п. 2 постановления № 65 определено, что легковые автомобили, которые находятся на балансе органов государственной власти и других государственных органов, созданных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства государственного бюджета, и высвобождаются в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных данным постановлением, подлежат реализации. В данный момент механизм и процедура отчуждения основных средств бюджетных учреждений, находящихся в государственных собственности, определены Порядком № 803.

Кстати, главное — средства от реализации таких легковых автомобилей подлежат зачислению в общий фонд государственного бюджета. Такое требование предусмотрено в п. 3 постановления № 65. Фактически это значит, что средства от реализации таких транспортных средств бюджетные учреждения не имеют права оставить в своем распоряжении.

Естественно, что бюджетные учреждения не так часто реализуют транспортные средства. Поэтому уже сегодня у многих возникли вопросы: с чего вообще нужно начинать? Кто будет заниматься этим вопросом в учреждении? Какие разрешения необходимо получить и какие документы оформить?

О том, что вам нужно знать для правильной подготовки имущества для реализации, осуществления подготовительной работы, оформления необходимых разрешений и первичных документов, мы поговорим далее.

 

Подготовительная работа в учреждении

Кто уполномочен осуществлять осмотр легковых автомобилей и устанавливать целесообразность их реализации? Нужно ли для этого создавать в учреждении специальную комиссию? Кто должен входить в состав этой комиссии?

По общему правилу для определения причин списания с баланса необоротных активов, а также для документального оформления таких операций по приказу руководителя учреждения создают комиссию по списанию имущества. Обязательно ли в случае продажи имущества создавать такую комиссию? Давайте выясним это вместе.

С одной стороны, Порядок № 803 не обязывает учреждение, на балансе которого учитывается имущество, подлежащее отчуждению, создавать комиссию, которая будет заниматься подготовкой имущества (транспортного средства) к продаже. Но, с другой стороны, если такую комиссию не создать, то непонятно, кто именно из работников учреждения будет заниматься определением транспортных средств, подлежащих отчуждению, осмотром таких транспортных средств, а также оформлением необходимой документации.

Поэтому считаем целесообразным создать в учреждении комиссию по вопросам отчуждения имущества. Кстати, это может быть и специальная комиссия, созданная приказом руководителя, или, как вариант, эти полномочия можно предоставить постоянно действующей инвентаризационной комиссии.

В состав такой комиссии следует включить:

— заместителя руководителя (председатель комиссии);

— главного бухгалтера или его заместителя (в учреждениях и организациях, где штатным расписанием должность главного бухгалтера не предусмотрена, — лицо, на которого возложено ведение бухгалтерского учета);

— работников инженерных, технических, строительных, учетно-экономических и других служб (отделов, управлений) учреждения;

— других должностных лиц (на усмотрение руководителя учреждения).

Отметим, что к полномочиям такой комиссии относятся:

1) проведение в установленном законодательством порядке инвентаризации имущества (транспортных средств), подлежащего отчуждению, и по ее результатам составление соответствующего акта. Для этого целесообразно сверить фактическое наличие транспортных средств с данными бухгалтерского учета по субсчету 105 «Транспортные средства»;

2) проведение осмотра транспортных средств, подлежащих отчуждению, установление количества проведенных ремонтов. Для этого используют необходимую техническую документацию, а также регистры аналитического учета (инвентарные карточки учета транспортных средств типовой формы № ОЗ-6 (бюджет));

3) подготовка необходимой документации для получения разрешения на отчуждение имущества (транспортных средств);

4) обеспечение проведения независимой оценки транспортных средств;

5) подготовка имущества к продаже на аукционе;

6) обеспечение передачи транспортных средств новому владельцу и оформление необходимой документации для такой передачи.

 

Какие документы должна оформить комиссия для отчуждения транспортного средства? Существуют ли какие-либо специальные требования к оформлению таких документов?

 

После того как комиссией проведена подготовительная работа, можно приступить к следующему этапу — подведению итогов (результатов) осмотра легковых автомобилей, подлежащих реализации.

Для этого комиссия составляет протокол заседания, к которому прилагаются следующие документы:

1) акт инвентаризации основных фондов (средств), предлагаемых к отчуждению. Форма такого документа приведена в приложении 2 к Порядку № 803;

2) акты технического состояния транспортных средств.

Протокол заседания подписывают все члены комиссии.

 

Получение разрешения на отчуждение автомобиля

В учреждении проведена подготовка к продаже транспортных средств. Куда должно обратиться учреждение для получения согласия на отчуждение транспортных средств? Какие документы для этого необходимо подготовить? Установлены ли действующим законодательством какие-либо требования к перечню таких документов?

 

По общему правилу, установленному п. 6 Порядка № 803, отчуждение имущества осуществляет бюджетное учреждение — субъект хозяйствования, на балансе которого такое имущество находится, на основании принятого субъектом управления решения (согласия) на его отчуждение.

Напомним: согласно ст. 4 Закона Украины «Об управлении объектами государственной собственности» от 21.09.2006 г. № 185-V субъектами управления объектами государственной собственности являются:

— Кабинет Министров Украины;

— центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере управления объектами государственной собственности;

— центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере экономического развития;

— министерства и другие органы исполнительной власти (уполномоченные органы управления);

— Фонд государственного имущества Украины;

— органы, обеспечивающие деятельность Президента Украины, Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины;

— органы, осуществляющие управление государственным имуществом в соответствии с полномочиями, определенными отдельными законами;

— государственные хозяйственные объединения, государственные холдинговые компании, другие государственные хозяйственные организации (хозяйственные структуры);

— Национальная академия наук Украины, отраслевые академии наук.

Что касается имущества, находящегося на балансе субъекта управления, то его отчуждение осуществляется непосредственно на основании решения такого субъекта.

Заметим: если субъектом управления объектами государственной собственности (главным распорядителем бюджетных средств) утвержден порядок отчуждения имущества, относящегося к соответствующей сфере управления, то бюджетные учреждения должны руководствоваться именно этим отраслевым документом. Так, отчуждение имущества, находящегося на балансе МЧС, главных управлений (управлений) МЧС, подразделений, непосредственного подчиненных аппарату МЧС Украины, учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, предприятий, организаций и учреждений сферы управления МЧС, осуществляется с учетом Порядка отчуждения имущества в системе МЧС, утвержденного приказом МЧС от 01.04.2011 г. № 331; имущества учреждений и организаций, относящихся к сфере управления Минрегионразвития, — с учетом Порядка предоставления Министерством согласия на списание, отчуждение объектов государственной собственности, утвержденного приказом Минрегионразвития от 16.02.2012 г. № 62.

Какие же документы необходимо подготовить учреждению для получения согласия на отчуждение имущества? Перечень таких документов приведен в п. 7 Порядка № 803.

В частности, для получения согласия на отчуждение транспортного средства бюджетные организации подают следующие документы:

1) обращение об отчуждении транспортного средства, подписанное руководителем бюджетного учреждения;

2) технико-экономическое обоснование целесообразности отчуждения транспортного средства и направления использования средств, которые предусматривается получить в результате списания;

3) сведения по объектам основных фондов (средств), предлагаемым к отчуждению. Такой документ составляют по данным бухгалтерского учета на дату оценки. Его форма приведена в приложении 1 к Порядку № 803;

4) акт инвентаризации основных фондов (средств), предлагаемых к отчуждению. Форма такого документа приведена в приложении 2 к Порядку № 803;

5) акт технического состояния транспортного средства. Такой документ составляют на дату оценки. Его утверждает руководитель учреждения.

В акте технического состояния имущества (транспортного средства) указывают год выпуска транспортного средства, дату ввода в эксплуатацию, государственный номер, данные технического паспорта (свидетельства о регистрации), номер двигателя, пробег. Также указывают количество проведенных ремонтов, состояние основных частей, деталей и узлов, конструктивных элементов. Такая подробная информация о состоянии имущества содержится в инвентарной карточке учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет);

6) заключение о стоимости имущества и отчет об оценке имущества;

7) сведения о наличии обременений либо ограничений по распоряжению имуществом, предлагаемым к отчуждению (вместе с соответствующими подтверждающими документами).

Процедура получения извлечений о наличии либо отсутствии записи в Реестре обременений движимого имущества и размер платы за выдачу извлечений из этого Реестра определены Порядком ведения Государственного реестра обременений движимого имущества, утвержденным постановлением КМУ от 05.07.2004 г. № 830, а форма заявления о предоставлении информации из Реестра обременений движимого имущества — Инструкцией о порядке ведения Государственного реестра обременений движимого имущества и заполнения заявлений, утвержденной приказом Минюста от 29.07.2004 г. № 73/5;

8) копию технического паспорта или свидетельства о госрегистрации транспортного средства;

9) протокол (извлечение из протокола) заседания комиссии по вопросам отчуждения (подписанный всеми членами комиссии, утвержденный руководителем учреждения и заверенный печатью).

В случае необходимости субъект управления может требовать от бюджетного учреждения подать дополнительные документы, необходимые для принятия решения об отчуждении транспортного средства. Исчерпывающий перечень таких дополнительных документов сообщают учреждению в 10-дневный срок с даты поступления указанных выше документов.

Решение о целесообразности отчуждения имущества субъект управления должен принять в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанных выше документов. Решение о предоставлении согласия на отчуждение имущества оформляют в форме распорядительного документа, а об отказе в предоставлении такого согласия — в форме письма.

 

Проведение независимой оценки имущества

Слышали от коллег, что для уточнения стоимости легкового автомобиля учреждение должно провести экспертную оценку такого имущества. Кто уполномочен проводить независимую оценку движимого имущества? Каким документом подтвердить проведение такой оценки? Существуют ли законодательные требования к такому документу?

 

Ваши коллеги правы: для определения стоимости легковых автомобилей учреждение должно иметь информацию об оценочной стоимости такого имущества. Далее определим, кто непосредственно имеет право заниматься такой деятельностью.

Правовые принципы осуществления оценки имущества определены Законом № 2658. В понимании данного Закона оценкой имущества является процесс определения его стоимости на дату оценки по процеду­ре, установленной нормативно-правовыми актами, указанными в ст. 9 данного Закона, который представляет собой результат практической деятельности субъекта оценочной деятельности.

Независимой оценкой имущества считается оценка имущества, проведенная субъектом оценочной деятельности — субъектом хозяйствования. Перечень субъектов оценочной деятельности приведен в ст. 5 Закона № 2658.

В частности, субъектами оценочной деятельности являются:

субъекты хозяйствования — зарегистрированные в установленном законодательством порядке физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, а также юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие хозяйственную деятельность, в составе которых работает хотя бы один оценщик и которые получили сертификат субъекта оценочной деятельности;

органы государственной власти и органы местного самоуправления, получившие полномочия на осуществление оценочной деятельности в процессе выполнения функций по управлению и распоряжению государственным имуществом и (или) имуществом, находящимся в коммунальной собственности, в составе которых работают оценщики.

Как видим, бюджетное учреждение не имеет права самостоятельно провести оценку легковых автомобилей, подлежащих реализации. Следовательно, этой делом могут заниматься только специалисты — субъекты оценочной деятельности.

Примите во внимание: с перечнем субъектов оценочной деятельности в каждом регионе Украины можно ознакомиться на сайте Фонда госимущества (www.spfu.gov.ua) в разделе «Оценка имущества».

Далее выясним, какие существуют основания для оценки. Так, основанием для оценки имущества является договор, заключаемый субъектом оценочной деятельности и заказчиком оценки (т. е. бюджетным учреждением). Существенные условия договора на проведение оценки имущества определены в ст. 11 Закона № 2658.

Естественно, что проведение независимой оценки имущества является платным. Согласно ст. 11 Закона № 2658 размер и порядок оплаты работ по оценке имущества определяют по договоренности сторон, а в случаях отбора субъекта оценочной деятельности на конкурсных принципах, — по результатам конкурса.

Теперь что касается подтверждения оценки. Документом, который содержит заключение о стоимости имущества и подтверждает выполненные действия, является отчет об оценке имущества (далее — отчет). Этот документ подписывается оценщиком, который непосредственно проводил оценку имущества, и скрепляется печатью и подписью руководителя субъекта оценочной деятельности.

Отчет может быть составлен в полной или в крат­кой форме. Требования к содержанию отчета, порядку его оформления и рецензирования установлены положениями (национальными стандартами) оценки имущества. Отчет должен содержать разделы, раскрывающие содержание проведенных процедур и использованной нормативно-правовой базы по оценке имущества.

Так, отчет, составляемый в полной форме, должен содержать следующую информацию:

— описание объекта оценки, дающее возможность его идентифицировать;

— дату оценки и дату завершения составления отчета, а в случае необходимости — срок действия отчета и заключения о стоимости имущества в соответствии с требованиями законодательства;

— цель проведения оценки и обоснование выбора соответствующей базы оценки, если иное не пре­дусмотрено законодательством;

— перечень нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми проводится оценка;

— перечень ограничений по применению результатов оценки;

— изложение всех предположений, в рамках которых проводилась оценка;

— описание и анализ собранных и использованных исходных данных и другой информации при проведении оценки;

— выводы к анализу существующего использования и наиболее эффективного использования объекта оценки;

— изложение методических подходов, методов и оценочных процедур, а также соответствующих расчетов, с помощью которых подготовлено заключение о стоимости имущества;

— письменное заявление оценщика о качестве использованных исходных данных и другой информации, личный осмотр объекта оценки (в случае невозможности личного осмотра — соответствующие пояснения и обоснования оговорок и предположений по использованию результатов оценки, кроме случаев неосуществления осмотра согласно Порядку проведения оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством, утвержденному постановлением КМУ от 04.03.2013 г. № 231), соблюдение национальных стандартов оценки имущества и других нормативно-правовых актов по оценке имущества во время ее проведения. Также оценщик может изложить другие заявления, которые являются важными для подтверждения достоверности и объективности оценки имущества и заключения о его стоимости;

— заключение о стоимости имущества;

— приложения с копиями всех исходных данных, а также в случае необходимости — другие информационные источники, которые разъясняют и подтверждают предположения и расчеты.

В отдельных случаях отчет разрешено составлять в краткой форме. В частности, к таким ситуациям отнесены: доработка (актуализация) оценки объекта оценки на новую дату оценки, а также другие случаи, определенные соответствующими национальными стандартами по оценке имущества.

Стоит обратить внимание на то, что непосредственно оценочную стоимость имущества указывают в заключении о стоимости объекта оценки, являющемся составной частью отчета об оценке.

Важно! В отчете об оценке имущества и в заключении о стоимости объекта оценки оценщик указывает рыночную стоимость имущества без учета НДС.

Ввиду этого при формировании договорной (продажной) стоимости легкового автомобиля не забудьте добавить к установленной стоимости имущества сумму НДС. Конечно, это касается только учреждений — плательщиков НДС.

Еще один важный момент. После проведения независимой оценки учреждение не должно осуществлять никаких действий относительно объекта отчуждения, которые могут привести к изменению его стоимости.

Также обратите внимание на то, что ст. 13 Закона № 2658 содержит требование о рецензировании отчета об оценке имущества. В частности, обязательным является рецензирование отчета об оценке имущества, если указанная оценка согласовывается, утверждается или принимается органом государственной власти либо органом местного самоуправления. Поэтому, подготавливая пакет документов на автомобиль, советуем учреждению согласовать этот вопрос с вышестоящим учреждением, поскольку рецензирование отчета об оценке имущества осуществляется на платной основе.

В соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, расходы на оплату определенных услуг по разработке экспертных заключений, в частности на проведение независимой оценки, осуществляют по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

Добавим, что расходы на проведение независимой оценки имущества учреждение может осуществлять только в случае, если такие расходы предусмотрены сметой. Если же средства на проведение оценки имущества сметой не предусмотрены, то учреждению необходимо обратиться к вышестоящей организации с просьбой о выделении дополнительных ассигнований на указанные выше цели. После получения положительного ответа следует внести соответствующие изменения в смету учреждения, а после выделения ассигнований — провести оценку имущества.

При этом расходы на проведение независимой экспертной оценки имущества могут быть возмещены покупателем транспортного средства. Конечно, такие условия необходимо предусмотреть в договоре купли-продажи имущества (транспортного средства).

Хотя случается, что продавец имущества действует по-другому. Для этого все расходы, понесенные перед продажей имущества, он включает в общую стоимость транспортного средства.

Как видите, есть несколько вариантов компенсации расходов, понесенных учреждением при продаже имущества. Какой из этих вариантов выберете вы — решайте сами.

 

Снятие транспортного средства с учета в ГАИ

Нужно ли при продаже транспортного средства снимать его с учета в ГАИ? Как происходит эта процедура? Какими должны быть в этом случае действия учреждения?

 

Действительно, при списании автомобиля с баланса бюджетной организации такое транспортное средство должно быть снято с учета в Центре предоставления услуг, связанных с использованием автотранспортных средств (далее — Центр). Ранее этой процедурой занимались работники подразделения ГАИ.

Эта процедура урегулирована Порядком № 1388, а также Инструкцией № 379.

Поскольку в результате продажи транспортного средства происходит изменение владельца, то Порядком № 1388 предусмотрена упрощенная процедура для таких операций. В этом случае проводят только перерегистрацию транспортных средств, а не снятие с учета.

Для перерегистрации транспортного средства необходимо:

1) подать заявление о перерегистрации транспортного средства;

2) оплатить услуги, связанные с перерегистрацией транспортного средства.

Стоимость таких платных услуг определена Перечнем платных услуг, предоставляемых подразделениями Министерства внутренних дел и Государственной миграционной службы, и размером платы за их предоставление, утвержденными постановлением КМУ от 04.06.2007 г. № 795 (в редакции постановления КМУ от 26.10.2011 г. № 1098).

После этого в свидетельстве о регистрации (техническом паспорте) или на копии регистрационной карточки, прилагаемой к свидетельству о регистрации, на пластиковой основе делают запись: «Транспортное средство снято с учета для реализации согласно законодательству».

Также примите к сведению: снятие с учета транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам государственной формы собственности, осуществляется субъектами хозяйствования, на балансе которых находятся такие транспортные средства, только после предоставления на это согласия либо разрешения соответствующими субъектами управления имуществом, которые являются представителями владельцев и выполняют их функции в рамках, определенных законодательством, или на основании исполнительной надписи нотариуса или решения суда либо ликвидационной комиссии. Такое требование предусмотрено п. 43 Порядка № 1388. Это значит, что только после того, как учреждение получило разрешение (согласие) на продажу транспортного средства, такой автомобиль может быть снят с учета в Центре.

Еще один интересный момент. Начиная с 13.04.2013 г. Инструкция № 379 не требует от владельцев перерегистрировать транспортные средства перед их продажей. Так, разрешено продавать транспортные средства, как находящиеся на учете, так и снятые с учета. После продажи транспортное средство перерегистрировать (поставить на учет) может новый владелец на основании имеющихся у него документов (техпаспорта, справки-счета, договора, документов об оплате).

 

Особенности продажи имущества на аукционе

Каков порядок продажи государственного имущества на аукционе? Кто проводит такие аукционы? Какие документы для этого необходимо предоставить учреждению? Есть ли специальные требования к участникам аукциона?

 

После того как учреждение провело подготовительную работу, наступило время перейти непосредственно к продаже легковых автомобилей.

Как мы уже отмечали, отчуждение имущества государственной формы собственности осуществляют только на конкурентной основе — через аукцион. Процедура продажи имущества на аукционе определена Порядком № 803. Естественно, что бюджетные учреждения не часто сталкиваются с необходимостью продажи через аукцион имущества, находящегося у них на балансе. Поэтому понимаем, что эта процеду­ра вызывает у вас определенные вопросы. В первую очередь бюджетников интересует: кто вообще может проводить аукционы по отчуждению объектов государственной собственности? Где можно узнать адрес таких организаторов?

Итак, условия и порядок определения организаторов аукционов, занимающихся отчуждением объектов государственной собственности, описаны в специальном документе — Положении об условиях и порядке проведения конкурсов по определению организаторов аукционов по отчуждению объектов государственной собственности, утвержденном приказом Фонда госимущества от 02.08.2010 г. № 1127. После проведения конкурсного отбора Фонд госимущества определяет победителей, которых включает в Реестр организаторов аукционов по отчуждению имущества. С перечнем организаторов таких аукционов можно ознакомиться на сайте Фонда гос­имущества (www.spfu.gov.ua) в разделе «Отчуждение и списание».

Процедуру продажи имущества на аукционе можно разбить на следующие этапы:

1) подготовка к продаже имущества на аукционе;

2) проведение аукциона;

3) определение победителя и расчеты за приобретенное имущество.

Далее рассмотрим каждый из этих этапов подробнее.

Первый этап. Этот этап требует максимальной подготовки и займет больше всего времени.

На этапе подготовки к продаже имущества на аукционе бюджетное учреждение должно предоставить его организатору следующую информацию:

— документы, подтверждающие предоставление согласия на отчуждение имущества (транспортного средства);

— информацию об имуществе и условиях его продажи;

— предложения о сроке проведения аукциона.

При подготовке информации об имуществе (транспортных средствах), подлежащем продаже, необходимо указать следующие сведения:

— наименование и местонахождение имущества;

— основную характеристику имущества (в частности, технические характеристики, год выпуска или ввода в эксплуатацию);

— начальную стоимость имущества для продажи (без учета НДС);

— сумму регистрационного взноса (его размер не может превышать 17 грн.);

— сумму гарантийного взноса, который уплачивают участники аукциона. Его размер определяют на уровне 10 % начальной стоимости имущества (без учета НДС);

— номер счета организатора аукциона и реквизиты банка, в котором открыт счет для уплаты регистрационного и гарантийного взносов;

— конечный срок приема заявления об участии в аукционе;

— время и место ознакомления с имуществом;

— время и место проведения аукциона;

— адрес, номер телефона, время работы службы, занимающейся организацией аукциона.

Кроме этих данных, информация об имуществе может содержать другие условия о его продаже (в частности, порядок возмещения расходов, связанных с продажей имущества, порядок расчетов за приобретенное имущество).

Порядком № 803 определено, что информацию об имуществе, подлежащем продаже на аукционе, публикуют не позднее чем за 15 рабочих дней до даты проведения аукциона в печатных средствах массовой информации. Кроме того, данный Порядок позволяет учреждению — продавцу имущества после получения согласия на продажу имущества рассылать потенциальным покупателям информационное сообщение о продаже имущества с приглашением к участию в аукционе.

Также на этом этапе учреждение заключает с организатором аукциона договор. В этом договоре стороны определяют следующие условия:

— срок проведения аукциона. Срок назначения аукциона не должен превышать 11 месяцев с даты согласования заключения о стоимости имущества;

— начальную стоимость имущества для продажи. Это стоимость имущества, определенная путем проведения независимой оценки, с которой начинается продажа имущества;

— размер и порядок выплаты вознаграждения организатору аукциона;

— взаимные обязательства, условия расторжения договора и ответственность сторон;

— прочие условия.

Теперь несколько слов о том, кто из покупателей может быть допущен к участию в аукционе. Порядком № 803 определены следующие условия к участникам аукциона (потенциальным покупателям имущества):

— для регистрации покупателей в качестве участников аукциона физические или юридические лица должны подать заявление и документы, перечень которых определен в п. 26 Порядка № 803;

аукцион проводят при наличии не менее двух участников.

Второй этап. Проведение аукциона.

Ниже в таблице приведем основные моменты, касающиеся проведения аукциона по продаже имущества.

Кто проводит аукцион

Аукцион проводит организатор аукциона. Непосредственно аукцион ведет лицитатор (т. е. специалист, владеющий техникой проведения торгов). Такое лицо определяет организатор аукциона

Кто может принимать участие в аукционе

Принимать участие в аукционе могут юридические и физические лица. При этом не разрешено принимать участие тем лицам, которые не подали своевременно документы, необходимые для регистрации их в качестве участников, или если такие юридические лица находятся в состоянии ликвидации.

Для участия в аукционе участники получают соответствующие карточки с указанием номера участника, наименования объекта (объектов) продажи.

Также на аукционе могут присутствовать представители соответствующего субъекта управления имуществом (без внесения платы) и другие лица (за плату, равную сумме регистрационного взноса)

Как происходит процедура проведения торгов

До начала торгов лицитатор сообщает об имуществе и условиях его продажи. При этом началом торгов считается момент объявления начальной стоимости имущества.

Каждая следующая стоимость, предложенная покупателями на аукционе, должна превышать предыдущую не менее чем на 10 % начальной стоимости имущества (шаг аукциона).

Если предложенная участником аукциона цена превышает предложенную лицитатором, лицитатор называет номер участника и предложенную им цену.

Если в течение 3 минут после объявления цены не предлагают следующую цену, лицитатор одновременно с ударом молотка объявляет победителем аукциона участника, предложившего самую высокую цену

Какую документацию ведет организатор аукциона

Во время аукциона организатор ведет протокол. В нем указывают следующую информацию: начальную стоимость продажи объекта, предложения участников аукциона, сведения об участниках аукциона, результате торгов (цену продажи, сведения о физическом или юридическом лице, получившем право на приобретение объекта). Протокол подписывают лицитатор и победитель аукциона (его представитель).

Организатор аукциона в течение 3 рабочих дней после проведения аукциона направляет протокол учреждению-продавцу, на балансе которого находится имущество. Продавец в течение 10 рабочих дней с даты поступления протокола должен его утвердить. При этом копии утвержденного протокола или решения об отказе в его утверждении предоставляют победителю и организатору аукциона

 

После того как признан победитель аукциона, можно перейти к следующему этапу.

Третий этап. Утвержденный протокол является основанием для заключения договора купли-продажи между победителем аукциона и учреждением — продавцом транспортного средства. Срок заключения договора — в течение 30 календарных дней с даты утверждения протокола. В договоре необходимо предусмотреть следующую информацию:

1) сведения о субъекте хозяйствования (т. е. об учреждении-продавце) и покупателе;

2) наименование объекта (транспортное средство) и его техническую характеристику;

3) цену продажи транспортного средства на аукционе;

4) взаимные обязательства сторон договора;

5) момент передачи объекта продажи покупателю (после уплаты средств в полном объеме за приобретенное имущество);

6) номера текущих счетов (для бюджетного учреждения — номер специального регистрационного счета в органе казначейства);

7) наименования и адреса банковских учреждений;

8) порядок расчетов за приобретенное имущество;

9) другие условия, предусмотренные законодательством.

К договору купли-продажи также прилагают утвержденный протокол аукциона.

После того как стороны заключили договор, покупатель может внести средства в банковское учреждение (на специальный регистрационный счет в органе казначейства) в счет оплаты за приобретенное имущество.

При этом покупатель обязан оплатить приобретенное имущество в течение 30 календарных дней с даты подписания договора купли-продажи. Порядок № 803 позволяет учреждению-продавцу продлить срок оплаты еще на 30 календарных дней при условии оплаты не менее 50 % цены продажи объекта.

Что касается действий бюджетного учреждения — продавца, то оно осуществляет передачу транспортного средства покупателю только после того, как получит оплату за проданное имущество в полном объеме. Факт передачи имущества подтверждают Актом приема-передачи, который составляют по форме, утвержденной приказом № 125/70.

Конечно, хорошо, если легковой автомобиль сразу будет продан на аукционе. Но может случиться так, что аукцион не состоялся. Например, только один участник выразил желание принять в нем участие или по другим причинам, предусмотренным п. 34 Порядка № 803. Как действовать учреждению дальше?

В такой ситуации Порядок № 803 позволяет учреждению-продавцу, на балансе которого находится объект продажи, принять решение о повторной его продаже. Повторный аукцион может быть проведен при наличии не менее одного участника. В случае наличия только одного участника имущество может быть продано по начальной стоимости.

Кроме того, Порядок № 803 разрешает в случае повторного проведения аукциона изменять условия продажи имущества, включая начальную стоимость. В этом случае начальная стоимость имущества может быть уменьшена не более чем на 30 %. Но такое уменьшение стоимости имущества учреждение должно дополнительно согласовать с субъектом управления.

 

Как учитывать средства, полученные от продажи

На счет учреждения поступили средства от реализации легкового автомобиля. Имеет ли право учреждение оставить себе такие средства (хотя бы частично) и на какие нужды их можно израсходовать? Как отражать такие суммы в учете?

 

Общий порядок использования средств, полученных бюджетными учреждениями от реализации имущества, определен п. 4 ст. 13 БКУ. Средства, полученные от реализации имущества (кроме недвижимого имущества), относят к четвертой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений и зачисляют в доход специального фонда сметы в полном объеме.

При этом использовать такие поступления разрешено на следующие нужды:

— ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов и материальных ценностей;

— покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки отходов и лома на приемные пункты;

— хозяйственные нужды бюджетных учреждений, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

Теперь что касается порядка зачисления средств, полученных от реализации легковых автомобилей. Как указано в п. 2 постановления № 65, средства от реализации автомобилей, находящихся на балансе органов государственной власти и других государственных органов, созданных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства государственного бюджета, зачисляются в общий фонд государственного бюджета.

Итак, средства от продажи легковых автомобилей относятся к доходам общего фонда госбюджета. И хотя такой порядок зачисления средств от реализации автомобиля пока не определен ни БКУ, ни Законом о Госбюджете-2014, надеемся, что данные противоречия будут устранены в ближайшее время.

Это значит, что средства от реализации автомобилей, полученные учреждениями, не относятся к собственным поступлениям, а подлежат перечислению в доход общего фонда госбюджета. При этом такие средства необходимо перечислить в бюджет в полном объеме, т. е. в размере полученных средств. Таким образом, бюджетные учреждения не имеют права оставить на свои нужды ничего из полученных средств.

Также обратите внимание: такой порядок зачисления средств действует независимо от того, за счет каких источников был приобретен реализуемый автомобиль.

Куда перечислять средства, полученные от реализации автомобиля? В свое время Госказначейская служба в письме от 12.04.2012 г. № 17-10/928-5185 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 20) разъясняла, что средства от продажи легковых автомобилей бюджетные учреждения должны перечислить в доход того бюджета, за счет которого осуществляется содержание учреждения, по коду классификации доходов бюджета 24060300 «Прочие поступления».

Кстати, это не единственная ситуация, когда бюджетным учреждениям придется перечислять в доход бюджета в полном объеме «заработанные» средства. Например, средства, полученные бюджетными учреждениями от предоставления платных услуг, не предусмотренных действующим законодательством, подлежат перечислению в доход того бюджета, за счет которого содержится такое учреждение. На этот момент Госказначейская служба обращала внимание в письме от 14.10.2011 г. № 16-04/918-2970 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 42). Причем такие средства, так же как и средства от реализации недвижимого имущества, продажи легковых автомобилей, бюджетные учреждения должны перечислить в доход того бюджета, за счет которого осуществляется содержание учреждения, по коду классификации доходов бюджета 24060300 «Прочие поступления».

Теперь рассмотрим порядок отражения таких средств в бухгалтерском учете.

Поскольку средства, полученные от продажи автомобилей, подлежат зачислению в доход общего фонда госбюджета, рекомендуем обратить внимание на следующие моменты:

— средства от реализации автомобилей, подлежащие перечислению в доход общего фонда госбюджета, следует отражать на субсчете 323 (или на другом счете, если учреждение будет считать целесообразным открыть для этого специальный счет в органе казначейской службы) и с этого же субсчета такие средства нужно перечислить в доход госбюджета;

— средства, полученные от реализации автомобилей, не отражаются на счетах, предназначенных для учета доходов специального фонда (субсчет 711), несмотря на то, что эти средства были фактически зачислены на счет учреждения. Это связано с тем, что на субсчете 711 учитываются поступления, полученные учреждением в соответствии со сметой в качестве платы за услуги, т. е. как один из видов собственных поступлений, зачисляемых в состав специального фонда. А поскольку, как мы отмечали ранее, такие средства учреждения не зачисляют в состав собственных поступлений, то, соответственно, отражать в бухучете доходы по специальному фонду в этом случае нет оснований;

— средства, которые поступили от реализации указанных объектов необоротных активов и подлежат перечислению учреждениями в доход госбюджета, следует учитывать на субсчете 642 «Прочие расчеты с бюджетом».

Рассмотрим пример.

Во исполнение требований постановления № 65 бюджетным учреждением принято решение о реализации легкового автомобиля, находящегося на балансе.

Первоначальная стоимость транспортного средства — 28000 грн., износ — 8400 грн. Стоимость оплаченных услуг по проведению экспертной оценки, биржевого брокера и переоформления в ГАИ — 1500 грн.

На основании договора купли-продажи средства от продажи такого автомобиля поступили на счет учреждения в сумме 18000 грн.

В бухгалтерском учете эти операции отражаются так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Отражены расходы на оплату услуг эксперта, биржевого брокера и переоформления в ГАИ

801 (811)

675

1500

2

Оплачены услуги эксперта, биржевого брокера и переоформления в ГАИ

675

321 (323)

1500

3

Поступила оплата от покупателя легкового автомобиля

323

364

18000

4

Отражена задолженность перед бюджетом

364

642

18000

5

Перечислены в доход госбюджета средства, полученные от реализации легкового автомобиля

642

323

18000

6

Списан с баланса легковой автомобиль по акту приема-передачи:

— первоначальная стоимость

401

105

28000

— сумма износа

131

401

8400

 

И последний момент. После того как учреждение осуществило все предусмотренные мероприятия, не забудьте предоставить субъекту управления отчет о результате отчуждения и использования средств, полученных от продажи имущества. Такой документ учреждение должно подать в 10-дневный срок после передачи транспортного средства покупателю. Его составляют по форме, приведенной в приложении 3 к Порядку № 803.

Также данный Порядок требует от учреждения предоставить субъекту управления сведения о факте передачи имущества покупателю. То есть имеются в виду документы, удостоверяющие отчуждение имущества (копия договора купли-продажи транспортного средства, акт приема-передачи транспортного средства).

На этом все. Уверены, что с помощью предложенного материала вы хорошо справитесь с этим заданием.

 

Нормативные документы

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон № 2658 — Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III.

Закон о Госбюджете-2014 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 16.01.2014 г. № 719-VII.

Постановление № 65 — постановление КМУ «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета» от 01.03.2014 г. № 65.

Порядок № 803 — Порядок отчуждения объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 06.06.2007 г. № 803.

Приказ № 125/70 — приказ Главного управления Госказначейства, Госкомстата «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, которые содержатся за счет государственного или местных бюджетов, и Инструкции по их составлению» от 02.12.97 г. № 125/70.

Порядок № 1388 — Порядок государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденный постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388.

Инструкция № 379 — Инструкция о порядке осуществления подразделениями Госавтоинспекции МВД государственной регистрации, перерегистрации и учета транспортных средств, оформления и выдачи регистрационных документов, номерных знаков на них, утвержденная приказом МВД от 11.08.2010 г. № 379.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше