Темы статей
Выбрать темы

Оплата труда водителей: рассматриваем особенности

Витковская Ольга, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Водители автотранспортных средств — особая категория работников, оплата труда которых имеет свои нюансы. Мы решили рассказать о них подробнее в данной консультации.

Устанавливаем должностной оклад

При установлении водителям тарифных ставок (должностных окладов) необходимо руководствоваться отраслевыми нормативными документами, регулирующими вопросы оплаты труда той или иной категории работников бюджетной сферы.

Как правило, такими документами предусмотрено установление водителю тарифного разряда (должностного оклада) в зависимости от типа автомобиля, его технических характеристик и габаритов.

При определении должностного оклада водителя, за которым закреплены несколько разных по типу автомобилей (например, автобус и легковой автомобиль), следует исходить из того, ставка какого водителя предусмотрена штатным расписанием учреждения и какой именно автомобиль был изначально закреплен за водителем.

Тарифный разряд (должностной оклад) устанавливают при приеме на работу и в последующем не меняют, поскольку условиями оплаты труда водителей не установлены диапазоны тарифных разрядов в зависимости от квалификации водителя.

С другой стороны, дифференцирование оплаты труда водителей в зависимости от их квалификации, стажа и опыта работы производится работодателем путем присвоения соответствующего квалификационного класса и, как следствие, установления надбавки за классность.

 

Повышение должностного оклада

Отраслевыми нормативными документами для водителей может быть предусмотрено повышение должностных окладов.

К примеру, водителям санитарного транспорта заведений здравоохранения тарифные ставки повышают на 20 % (п.п. 2.4.4 Условий № 308/519). Подробнее об этом вы можете прочитать в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 7, с. 29.

А вот водители автомобилей специализированных бригад по оказанию медицинской помощи и перевозке психически больных станций (отделений) скорой медицинской помощи имеют право на повышение должностного оклада на 25 % в связи с вредными и тяжелыми условиями труда (п. 1.6 приложения 3 к Условиям № 308/519).

Выплатами, присущими профессии водителя, являются надбавка за классность и доплата за ненормированный рабочий день. О них и поговорим.

 

Присваиваем класс и устанавливаем надбавку за классность

Уровень подготовки, мастерства, степень готовности к выполнению работы по определенной специальности или должности (т. е. квалификация) определяются разрядом, классом или другими аттестационными категориями.

Для водителей уровень квалификации определяется классом, который является критерием оценки уровня их профессионального мастерства. Он зависит от сложности управления транспортными средствами, профессиональной подготовки и опыта работы водителя.

Важно! Классность водителям присваивает работодатель.

Порядок присвоения (повышения) классности водителям

Согласно абз. 4 ст. 96 КЗоТ отнесение выполняемых работ к определенным тарифным разрядам и присвоение квалификационных разрядов рабочим проводится работодателем согласно тарифно-квалификационным справочникам по согласованию с профсоюзом.

Квалификационные характеристики по должности водителя автотранспортных средств определены п. 4 «Водитель автотранспортных средств» разд. II Справочника № 136.

Примечанием к этому пункту установлено, что работодатель в процессе работы водителя может присвоить ему квалификацию II или I класса.

Для присвоения II класса в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий «В», «ВЕ», «С», «СЕ» или «DE» («D»)*, а также непрерывный стаж работы водителем III класса у данного работодателя — не менее трех лет. Для присвоения I класса должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий «В», «ВЕ», «С», «СЕ», «D», «DE», а также непрерывный стаж работы водителем II класса у данного работодателя — не менее двух лет.

* Напомним, что категория «BЕ» соответствует категориям «В» и «Е»; «СЕ» — категориям «C» и «Е»; «DЕ» — категориям «D» и «Е».

Отсюда следует, что при приеме на работу водителю автотранспортного средства устанавливают квалификацию III класса. Далее в процессе работы в данном учреждении ему может быть присвоена квалификация II и I класса.

Обязательными условиями присвоения водителям II или I класса являются:

1) наличие водительского удостоверения установленного образца с разрешающей отметкой на право управления соответствующими категориями транспортных средств;

2) соблюдение требований к стажу работы в качестве водителя. Для установления класса водителю учитывают его непрерывный стаж работы на должности водителя в конкретном учреждении, а не период времени наличия удостоверения водителя или период управления транспортным средством. Исчисление непрерывного стажа работы начинается со дня заключения трудового договора с водителем.

 

Каков порядок присвоения (повышения) клас­сности

Конкретный порядок присвоения классов водителям автотранспортных средств не утвержден.

В данном случае следует соблюдать нормы ст. 96 КзоТ и п. 10 Общих положений Справочника № 336, согласно которым квалификационные разряды повышают работникам, которые успешно выполняют установленные нормы труда и добросовестно относятся к своим трудовым обязанностям. Присвоение и повышение квалификационных категорий осуществляют комиссии по проведению квалификационной аттестации (далее — комиссия).

Также можно руководствоваться пп. 8.7.3 и 8.7.4 Методических рекомендаций № 111, согласно которым присвоение водителям II и I классов осуществляют комиссии учреждения, в состав которых включают также сотрудника службы безопасности (в бюджетном учреждении это может быть инженер по охране труда). Решение комиссии утверждают приказом руководителя учреждения. Кроме того, можно руководствоваться положениями Справочника № 58/3-102.

Тот факт, что классность водителям присваивает комиссия учреждения при квалификационной аттестации, подтвердило и Минсоцполитики в письме от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 38).

Итак, целесообразно разработать в учреждении Положение о присвоении водителям квалификационных классов. В этом документе, в частности, должны быть указаны:

1) порядок формирования комиссии. Для решения вопросов о присвоении (повышении) уровня квалификации (классности) в учреждении создают комиссию под председательством руководителя или иного лица, назначенного соответствующим приказом. В состав такой комиссии рекомендуется включать, в частности:

— представителя профсоюзной организации;

— начальника отдела кадров (инспектора по кадрам, в случае, если должность начальника не предусмотрена штатным расписанием);

— инженера по охране труда.

Состав и полномочия комиссии утверждают приказом руководителя учреждения;

2) требования к квалификации водителей. При вынесении решения о присвоении класса следует руководствоваться квалификационными требованиями, которым должен соответствовать водитель определенного класса, установленными Справочником № 136. При этом комиссия должна строго соблюдать последовательность в присвоении класса, установленную этим Справочником. Так, водителю не ранее чем через 3 года работы на занимаемой должности комиссией может быть присвоена квалификация ІІ класса. По истечении 2 лет после присвоения квалификации ІІ класса при непрерывном стаже работы водителем такому работнику может быть присвоена квалификация І класса. Комиссией не может быть принято решение о присвоении водителям квалификации II или I класса в меньшие сроки, нежели те, которые определены Справочником № 136.

Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками для присвоения квалификации II или I класса, следует принимать во внимание (п. 3 Справочника № 58/3-102):

— показатели в работе (систематическое выполнение планов, расписания и графиков движения, отсутствие перерасхода топлива по сравнению с установленными нормами и т. д.);

— соблюдение трудовой дисциплины (водитель не должен иметь нарушений правил дорожного движения, повлекших ­дорожно-транспортные происшествия или приведших к лишению водительских прав, а также в течение последнего года — нарушений правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций).

Внимание! Классность можно не только установить (повысить), но и понизить.

Так, если водитель не выполняет свои обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, а также систематически нарушает правила дорожного движения и технической эксплуатации автотранспортного средства, работодатель по представлению комиссии и по согласованию с профсоюзом может снизить ему квалификацию на один класс. Снижение класса квалификации утверждают приказом руководителя учреждения с занесением в трудовую книжку (п. 7 Справочника № 58/3-102). Восстановление класса производится в общем порядке, но не ранее чем через 3 месяца после его снижения (абз. 5 ст. 96 КЗоТ). При лишении водителя в установленном порядке права управления транспортными средствами на определенный законом срок аналогично восстанавливают классность после восстановления права водителя на управление транспортными средствами;

3) процедура присвоения классов. Как правило, вопрос присвоения классов рассматривается комиссией на основании заявления водителя. К заявлению прилагают:

— копию трудовой книжки;

— копию водительского удостоверения;

— ходатайство непосредственного руководителя водителя о присвоении соответствующего класса, в котором указываются общие сведения о водителе: дата его приема на работу, образование, общий стаж работы водителем, дается оценка деятельности работника.

Порядок работы комиссии может быть таким:

— основной формой работы комиссии является заседание под руководством председателя комиссии или его заместителя;

— заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее членов;

— решение комиссии принимается простым большинством голосов из числа ее членов, присутствующих на заседании;

— при равенстве голосов членов комиссии решающим является голос ее председателя;

4) срок и периодичность заседания комиссии;

5) порядок оформления результатов. Решение комиссии оформляют протоколом, который подписывается председателем комиссии и ее членами и передается в кадровую службу (специалисту по кадрам) учреждения для подготовки проекта распоряжения (приказа) работодателя о присвоении (повышении) класса.

Важно! Информацию о присвоении (повышении, понижении) класса работодатель отражает в трудовой книжке водителя (см. письмо Минсоцполитики от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12).

Если водитель уже имеет классность, присвоенную предыдущим работодателем

Достаточно часто при приеме на работу водители уже имеют стаж и опыт работы. Некоторые водители имеют классность. В связи с этим у работодателей возникают вопросы: если водителю был установлен І класс по предыдущему месту работы, то действителен ли он при приеме на работу к новому работодателю?

Отвечая на этот вопрос, представители Минсоцполитики указывают, что действующими нормативно-­правовыми актами не предусмотрено правовой нормы по сохранению классности водителям, присвоенной работодателем на прежнем месте работы (см. письмо Минсоцполитики от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12).

Поскольку конкретный порядок присвоения и подтверждения классов водителям не утвержден, то решение этого вопроса относится исключительно к компетенции нового работодателя.

Соответственно при приеме на работу к новому работодателю подтверждение или не подтверждение уже имеющегося класса не будет нарушением действующего законодательства.

Так, работодатель, учитывая соблюдение требований для присвоения І класса (наличие в водительском удостоверении отметок на право управления соответствующими категориями транспортных средств и необходимый стаж роботы) может принять решение о сохранении (подтверждении) классности водителю, присвоенной работодателем на прежнем месте работы (если позволяет штатное расписание и имеющийся фонд оплаты труда). Для этого водитель должен написать соответствующее заявление о сохранении (подтверждении) класса, присвоенного на предыдущем месте работы. В этом случае по окончании испытательного срока, в ходе которого проверяются знания и навыки водителя, комиссия оценивает водителя на соответствие этой квалификации. По рекомендациям комиссии руководитель учреждения принимает окончательное решение о сохранении (подтверждении) класса.

В то же время руководитель может принять решение не сохранять (не подтверждать) классность водителю, присвоенную на предыдущем месте работы.

 

Пример 1. На должность водителя принимается работник, имеющий удостоверение, разрешающее управление транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E». Ранее на должности водителя он не работал, что следует из записей в трудовой книжке. Однако он проработал более 10 лет в органах ГАИ. Какая клас­сность может быть ему установлена?

 

Обязательным условием для присвоения классности водителям является наличие необходимого стажа работы по должности водителя автотранспортных средств. Поэтому в данном случае работника принимают на работу как водителя III класса. Ему может быть присвоена квалификация ІІ класса не ранее чем через 3 года работы на занимаемой им должности. По истечении 2 лет после присвоения квалификации ІІ класса при непрерывном стаже работы водителем такому работнику может быть присвоена квалификация І класса.

 

Пример 2. На должность водителя принимается работник, имеющий удостоверение, разрешающее управление транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E». Перед приемом на работу он непрерывно работал водителем на предприятии 2 года и 8 месяцев, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке. Перерыв в работе на должности водителя со дня увольнения с прежнего места работы и до приема на новое составил менее месяца. Какая клас­сность может быть установлена такому работнику?

 

Для присвоения II класса обязательным условием является наличие непрерывного стажа работы водителем III класса в одном учреждении не менее 3 лет, а не непрерывного стажа управления транспортным средством. Поэтому такому водителю комиссией может быть присвоена квалификация ІІ класса через 3 года работы на занимаемой должности. По истечении 2 лет после присвоения квалификации ІІ класса при непрерывном стаже работы водителем такому работнику может быть присвоена квалификация І класса.

 

Пример 3. На должность водителя принимается работник, имеющий удостоверение, разрешающее управление транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E». Перед приемом на работу этот работник непрерывно работал водителем автотранспортного средства в другом учреждении 7 лет, где ему была присвоена квалификация І класса, о чем свидетельствует запись в его трудовой книжке. Какая классность может быть установлена такому работнику?

 

Как указывалось выше, в законодательстве нет нормы по сохранению классности водителям, присвоенной работодателем на прежнем месте работы. В этом случае руководителем учреждения и комиссией может быть принято одно из решений:

— сохранить класс, присвоенный на предыдущем месте работы. В таком случае работник будет принят на работу как водитель автотранспортного средства І класса;

— не сохранять класс, присвоенный на предыдущем месте работы. В таком случае работник будет принят на работу как водитель ІІІ класса.

 

Пример 4. На должность водителя принимается работник, имеющий удостоверение, разрешающее управление транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E». Эту должность он будет занимать на условиях совместительства. По основному месту работы ему присвоена квалификация І класса, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке. Какая клас­сность может быть установлена такому работнику?

 

Здесь такая же ситуация, как и в предыдущем случае. Решение относительно установления клас­сности водителю должен принять руководитель учреждения на основании заключения комиссии.

 

Пример 5. В учреждении работают водители, имеющие свидетельства о присвоении им квалификации «водитель автомобиля 1 класса», выданные еще в 70-е годы. В свидетельстве написано: «выдано в том, что он закончил обучение и сдал экзамены по программе повышения квалификации водителей на первый класс…». В 1989 году (после получения клас­сности) при обмене прав на новые у водителей открыты не все категории (а именно: у одного — категории «В», «С» и «Е», у другого — только «В» и «С»). Действительны ли эти свидетельства о присвоении классности?

 

Обязательным условием при решении вопросов присвоения классности является наличие в водительском удостоверении необходимых разрешающих отметок, дающих право управления определенными категориями транспортных средств («В», «С», «D», «Е»). Если водители получили в учебных заведениях свидетельства о классности еще в ­70-е годы и не имеют необходимых разрешающих отметок в водительском удостоверении после их обмена, а администрация учреждения присвоила им класс квалификации, то в этих случаях ежемесячная надбавка за классность не выплачивается. Для того чтобы у водителя было право на получение надбавки за классность, в его водительском удостоверении, прежде всего, должны стоять разрешающие отметки на право управления определенными категориями транспортных средств.

 

Устанавливаем надбавку за классность

Тарифный разряд водителям устанавливают исходя из наличия у работника ІІІ класса. Для тех работников, которым в установленном порядке присвоены І или ІІ классы, предусмотрено установление ежемесячной надбавки к зарплате.

Водителям автотранспортных средств устанавливают ежемесячную надбавку за классность к тарифной ставке в размерах (п. 4 приказа № 557, п.п. 4.5.3 Условий № 308/519, примечание 1 к приложению 3 к приказу № 77):

— водителям II класса — 10 %;

— водителям I класса — 25 %.

Надбавку начисляют за фактически отработанное время.

Законом № 2344 определено, что автотранспортное средство — это колесное транспортное средство (автобус, грузовой и легковой автомобиль, прицеп, полуприцеп), которое используется для перевоза пассажиров, грузов или выполнения специальных рабочих функций.

Это значит, что работнику, занимающему должность тракториста, не может быть установлена надбавка за классность, поскольку такую надбавку устанавливают исключительно водителям автотранспортных средств. Между тем, согласно п.п. 10 п.п. 2.2.22 Условий № 308/519 месячные оклады трактористов определяют исходя из 3 — 5-го тарифных разрядов ЕТС в зависимости от квалификационного разряда. Другими словами, квалификация таких работников уже учтена в их тарифных ставках.

Обратите внимание: согласно п. 4.6 Условий № 308/519 надбавку за классность устанавливают в процентах к должностному окладу, определенному согласно пп. 2.1 и 2.2 этих Условий, т. е. без учета повышения на 20 % за санитарный транспорт.

Что касается установления надбавки за классность согласно приказу № 557, то в этом случае надбавка за классность устанавливается водителю в процентах к должностному окладу с учетом установленных ему повышений.

Надбавку за классность устанавливают распоряжением (приказом) работодателя с момента приема на работу или момента присвоения соответствующего класса.

Документами для установления водителю надбавки за классность являются:

а) при приеме на работу — водительское удостоверение, содержащее разрешающие отметки на право управления транспортными средствами тех категорий, которые предусмотрены в соответствующих классах квалификационными характеристиками, сведения о стаже работы и наличии присвоенного ранее класса в соответствии с трудовой книжкой;

б) при повышении класса — распоряжение (приказ) о присвоении класса.

 

Устанавливаем ненормированный рабочий день

На сегодняшний день в этом вопросе руководствуются Рекомендациями № 7. Основные признаки ненормированного рабочего дня таковы:

1) ненормированный рабочий день — это особый режим работы;

2) выполнять работу на условиях ненормированного рабочего дня могут только отдельные работники, для которых невозможно нормировать время трудового процесса (время работы нельзя учесть точно).

При этом работникам с неполным рабочим днем (в частности, совместителям) ненормированный рабочий день не устанавливают (п. 2 Рекомендаций № 7). На это обращало внимание также Минтруда в письмах от 05.06.2008 г. № 5305/0/14-08/06 и от 03.09.2009 г. № 246/13/116-09. Это утверждение справедливо как для внешних, так и для внутренних совместителей.

Таким образом, ненормированный рабочий день может быть установлен только по основному месту работы (при условии, что по основному месту работник занят полный рабочий день).

Также обратим внимание на ситуацию, когда водитель работает с 8:00 до 19:00 на 1,5 ставки в одном учреждении (ставка по основному месту работы и 0,5 ставки по совместительству).

Совместительство определяется как выполнение работником, помимо основной, другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. То есть работник не может выполнять в одно и то же время (например, с 9:00 до 18:00) работу и по основному месту работы, и по совместительству.

Если работник после окончания работы по основной должности сразу приступает к выполнению работы по совместительству в одном учреждении, то у него нет возможности периодически выполнять работу сверх установленной продолжительности рабочего времени. Поэтому нет и оснований для установления ему ненормированного рабочего дня по основному месту работы (см. письмо Минтруда от 26.08.2010 г. № 265/13/116-10). Если же в связи со спецификой работы работник может периодически выполнять основную работу за пределами рабочего времени, а затем работу по совместительству, ему может быть установлен ненормированный рабочий день;

3) к работе на условиях ненормированного рабочего дня работники могут привлекаться только при необходимости и эпизодически;

4) ненормированный рабочий день означает выход за пределы нормальной продолжительности рабочего времени. Такую работу не считают сверхурочной и дополнительно не оплачивают;

5) ненормированный рабочий день не может быть установлен работникам, относительно которых применяется суммированный учет рабочего времени. Суммированный учет рабочего времени осуществляется по табелю выходов на работу и утвержденному графику работы (сменности) за учетный период, т. е. в данном случае у работников нет возможности работать сверх нормальной продолжительности рабочего времени. При суммированном учете рабочего времени время, отработанное сверх нормы продолжительности рабочего времени за учетный период, считается сверхурочным и оплачивается согласно ст. 106 КЗоТ;

6) список профессий и должностей, на которых может применяться ненормированный рабочий день, определяется коллективным договором (п. 7 Рекомендаций № 7).

Здесь обратим внимание на такой момент. В п. 2.10 Положения № 340 указано: водителям легковых автомобилей (кроме такси) в случае необходимости может устанавливаться ненормированный рабочий день. Стоит ли понимать эту норму так, что такой режим работы не может устанавливаться водителю автобуса или же грузового автомобиля? Нет, это не так. Учреждение самостоятельно в коллективном договоре определяет перечень профессий и должностей, к которым может применяться ненормированный рабочий день. На это обратило внимание Минсоцполитики в письме от 24.09.2013 г. № 825/13/156-13, приведенном на с. 18 этого номера. Поэтому учреждение может включить в такой перечень должность водителя как легкового, так и грузового автомобиля, а также водителя автобуса.

Водителям с ненормированным рабочим днем предоставляют в виде компенсации ежегодный дополнительный отпуск и устанавливают соответствующую доплату.

 

Доплата за ненормированный рабочий день

Согласно п.п. 3.4.4 Условий № 308/519 руководители учреждений по согласованию с профсоюзными комитетами могут устанавливать ненормированный рабочий день для водителей легковых и санитарных автомобилей, автомобилей скорой медицинской помощи с доплатой 25 % тарифной ставки за отработанное время. Водителям автомобилей с ненормированным рабочим днем доплата за работу в ночное время производится на общих основаниях.

В соответствии с п.п. 4 п. 4 приказа № 557 водителям автотранспортных средств устанавливается доплата за ненормированный рабочий день в размере 25 % тарифной ставки за отработанное время.

Водителям легковых автомобилей, автобусов, занятым обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов, устанавливается доплата за ненормированный рабочий день в размере 25 % тарифной ставки за отработанное время (п. 2 приказа № 77).

 

Отпуск за ненормированный рабочий день

Напомним, что дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день относится к ежегодным отпускам и предоставляется на основании ст. 8 Закона об отпусках.

Максимальная продолжительность отпуска за ненормированный рабочий день — 7 календарных дней. Конкретная продолжительность отпуска устанавливается коллективным договором по каждому виду работ, профессий и должностей или трудовым договором.

Пунктом 3 Рекомендаций № 7 предусмотрено предоставление отпуска за ненормированный рабочий день в качестве компенсации за:

— выполненный объем работ;

— степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе;

— необходимость периодического выполнения служебных заданий сверх установленной продолжительности рабочего времени.

Другими словами, при определении продолжительности дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день необходимо учитывать все три вышеперечисленных фактора, приведенные в п. 3 Рекомендаций № 7. Это значит, что предоставлять отпуска только при наличии сверхурочных часов неправильно, необходимо также оценить выполняемый работником объем работ, степень напряженности его труда, сложность и самостоятельность в работе.

Следовательно, в коллективном договоре следует определить:

— перечень должностей (работ), работа на которых дает право на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день;

— конкретную продолжительность такого отпуска по каждой должности (виду работ), учитывая периодичность выполнения работ сверх установленной продолжительности рабочего времени, круг обязанностей и объем выполнения работ (см. письмо Минсоцполитики от 24.09.2013 г. № 825/13/156-13, приведенное на с. 18 этого номера).

Выше мы указали: нормативными документами по оплате труда установлено, что надбавку за клас­сность и доплату за ненормированный рабочий день начисляют за фактически отработанное время. Поэтому следует разобраться, как их выплачивать, когда водитель не имеет возможности работать по не зависящим от него причинам (например, ввиду отсутствия горюче-смазочных материалов, ремонта автомобиля и т. д.).

 

Продолжительный ремонт авто, отсутствие ГСМ и прочие форс-мажоры: как платить зарплату водителям

Согласно Справочнику № 136 работы по ежедневному техническому обслуживанию транспортного средства, устранению технических неисправностей, возникающих при работе на линии и не требующих разборки главных механизмов, водители выполняют согласно квалификационным требованиям. Если же автомобиль требует длительного или более сложного ремонта, то отметим следующее. Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей может осуществляться без привлечения водителей к выполнению этих работ. При постановке закрепленных за водителями автомобилей на ремонт или техническое обслуживание водителям может быть предоставлена работа по специальности на других автомобилях.

Если же такой возможности нет, то в коллективном договоре следует предусмотреть порядок организации работы водителей и оплаты их труда в случаях, когда они не имеют возможности работать по не зависящим от них причинам (в том числе ввиду отсутствия горюче-смазочных материалов).

Среди периодов, которые включаются в рабочее время водителя (п. 2.1 Положения № 340), не указаны периоды нахождения транспортного средства в ремонте или отсутствия в учреждении возможности приобретения топлива. Вместе с тем такое время характеризуется как простой не по вине водителя (ст. 34 КЗоТ). Однако для того, чтобы квалифицировать такое время как простой, должна быть оформлена соответствующая документация.

Если автомобиль находится на ремонте или у учреждения нет возможности приобрести топливо для нормальной эксплуатации автомобиля, то в этом случае оплата труда водителя будет зависеть от того, как оформлены отношения с ним на этот период. Возможны два варианта: оформление простоя или перевод водителя на другую работу.

Следует отметить, что на это время водителям по их просьбе может быть предоставлен ежегодный отпуск или отпуск без сохранения зарплаты. Однако отправлять работников в такой отпуск принудительно запрещено. При согласии работника на оформление ему отпуска без сохранения зарплаты следует учитывать, что продолжительность такого отпуска не может превышать 15 календарных дней.

 

Оформление простоя

Для фиксации простоя не по вине работника должны быть оформлены:

— соответствующий акт (в нем указываются причины, которые обусловили приостановку работы);

— приказ руководителя. Если простой носит продолжительный характер, то работодатель должен в приказе оговорить необходимость присутствия или отсутствия работника на работе. Этот вопрос может быть решен и в Правилах внутреннего распорядка учреждения, организации (см. письмо Минтруда от 23.10.2007 г. № 257/06/187-07).

Простой подлежит обязательной оплате в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 113 КЗоТ, т. е. время простоя не по вине работника оплачивают из расчета не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада). В Табеле время простоя отмечается буквой «П».

Внимание! Надбавку за классность и доплату за ненормированный рабочий день при простое не начисляют.

 

Пример 6. Водитель попал в ДТП не по его вине. В результате автомобиль был поврежден и оправлен на ремонт. Время ремонта — с 3 по 23 ноября. На это время работнику оформлен простой с оплатой из расчета 2/3 тарифной ставки (ст. 113 КЗоТ). Должностной оклад водителя составляет 1223,00 грн. Водителю автомобиля присвоен І класс. Кроме того, ему установлена доплата за ненормированный рабочий день в размере 25 % должностного оклада.

1. Поскольку простой продолжался 15 рабочих дней ноября (всего в этом месяце 20 рабочих дней), определим размер должностного оклада, который должен быть начислен водителю за отработанные в ноябре дни: 1223,00 грн. : 20 р. дн. х 5 р. дн. = 305,75 грн.

2. Рассчитаем размер доплаты за ненормированный рабочий день за отработанные дни: 305,75 грн. х 25 % = 76,44 грн.

3. Рассчитаем размер надбавки за классность за отработанные дни: 305,75 грн. х 25 % = 76,44 грн.

4. Определим размер оплаты за время простоя согласно ст. 113 КЗоТ : 1223 грн. : 20 р. дн. х 15 дн. х 2/3 = 611,50 грн.

Таким образом, общая сумма зарплаты за ноябрь, подлежащая начислению водителю, составляет 1070,13 грн. (305,75 + 76,44 + 76,44 + 611,50).

 

Оплата простоев не по вине работника согласно п.п. 2.2.12 Инструкции № 5 отнесена к фонду дополнительной зарплаты. Следовательно, такие выплаты облагаются единым соцвзносом и налогом на доходы физлиц.

 

Перевод на другую работу

В ст. 34 КЗоТ указано следующее: в случае простоя работники могут быть переведены по их согласию с учетом специальности и квалификации на другую работу в том же учреждении на все время простоя или в другое учреждение в той же местности сроком до одного месяца. При этом ограничения количества переводов в течение календарного года или их общей длительности на протяжении года законодательством не установлены.

Временный перевод на другую работу по причине простоя оформляется приказом (распоряжением) руководителя, в котором должна быть указана работа, на которую переводится работник (должность, профессия, специальность, квалификация или конкретные трудовые обязанности), срок начала и окончания перевода на другую работу, конкретная причина перевода.

Другими словами, простой не по вине водителя является основанием для его временного перевода на другую работу (например, механика, автослесаря, дворника и пр.) и производится при наличии вакантной должности. В этом случае простой не оформляют и порядок оплаты согласно ст. 113 КЗоТ не применяют.

Для осуществления такого перевода необходимо согласие работника, которое обязательно фиксируют документально. Перевод на другую работу без согласия работника неправомерен, как и привлечение его к дисциплинарной ответственности или расторжение трудового договора в связи с его отказом от перевода. В должностной инструкции водителя может быть записано, что в случае простоя его могут по распоряжению руководителя временно перевести на другую работу для выполнения обязанностей по другой должности.

При этом ст. 34 КЗоТ не установлен порядок оплаты труда в случае перевода работника в связи с простоем на другую работу. В письме от 23.10.2007 г. № 257/06/187-07 Минтруда указало, что в таком случае нужно производить оплату по аналогии со ст. 33 КЗоТ, т. е. не ниже среднего заработка по предыдущей работе.

К примеру, автомобиль не эксплуатировался ввиду отсутствия возможности приобретения топлива. На это время работник был переведен на другую работу — на должность дворника. В этом случае работнику за время его работы дворником производится оплата труда за выполненную им работу по этой должности, но не ниже чем средний заработок по предыдущей работе (на должности водителя). Средний заработок рассчитывают согласно Порядку № 100 исходя из выплат за последние 2 месяца, предшествующие месяцу перевода на другую работу.

Значит, необходимо сравнить сумму дневного заработка по должности дворника и среднедневного заработка по должности водителя, и если дневной заработок:

— выше среднего заработка, период временного перевода оплачивается исходя из условий труда по должности дворника;

— ниже среднего заработка, период временного перевода оплачивается исходя из средней зарплаты.

Сведения о временном переводе на другую работу в трудовую книжку не записывают.

Если же водитель не имеет возможности работать ввиду лишения его прав на управление транспортным средством (т. е. в этом случае имеет место простой по вине работника), то в этом случае на основании п. 7 ст. 36 КЗоТ у работодателя есть все основания на прекращение трудового договора с данным работником.

 

Если водитель часть месяца не выезжал

Выше мы рассмотрели случаи оформления и оплаты труда в случаях, когда водитель не может выполнять свои обязанности продолжительное время.

Но как быть, если по объективным причинам он не выезжал только часть месяца, но на работу выходил (например, день выезжал, а два нет), ведь не будешь в этом случае оформлять на один-два дня каждый раз простой? Должна ли в этом случае начисляться надбавка за классность и доплата за ненормированный рабочий день за весь месяц? Ответ на этот вопрос не столь однозначен. Да и разъяснения Минсоцполитики по этому вопросу разняться. Так, в письме от 23.01.2009 г. № 57/13/84-09 подчеркивалось: фактически отработанным водителем временем считаются часы, проставленные в табеле учета рабочего времени. Если водитель в рабочее время не выезжал, но был на работе, ему производится оплата за эти часы. Следовательно, надбавка за классность и доплата за ненормированный рабочий день начисляются за все дни (часы), которые по табелю являются отработанными на должности водителя.

А вот в другом письме от 19.09.2013 г. № 805/13/155-13, приведенном на с. 17 этого номера, Минсоцполитики уже считает, что в этом случае надбавку за классность и доплату за ненормированный рабочий день не выплачивают.

Согласны, оснований для выплаты доплаты за ненормированный рабочий день, действительно, нет. Ведь в этот период водителя не привлекают к труду сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

Но с отсутствием надбавки за классность не можем согласиться. Так, Минсоцполитики указывает, что под термином «время, отработанное в качестве водителя» подразумевается время, в течение которого водитель непосредственно управлял автотранспортным средством. При этом специалисты этого министерства утверждают, что фактически отработанным водителем временем считаются «часы, проставленные в табеле учета рабочего времени». Если водитель в рабочее время находился на работе, но не выезжал, то надбавку за классность за эти часы не выплачивают, поскольку при выполнении других видов работ классность не требуется.

Но если быть объективными, то нормативными документами предусмотрено, что надбавку за клас­сность устанавливают за «фактически отработанное время», а не за «время, отработанное в качестве водителя». В должностные обязанности водителей входит не только лишь вождение автотранспортного средства: водитель ежедневно должен проверять техническое состояние автотранспортного средства, обеспечивать исправность оборудования в соответствии с требованиями стандартов, касающихся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, выполнять работы по ежедневному техническому обслуживанию, а также устранять технические неисправности, возникающие при работе автотранспортного средства, и пр. Кроме того, согласно п. 2.1 Положения № 340 время простоев не по вине водителя включают в его рабочее время. Поэтому, если водитель на работу пришел, но не выезжал, а выполнял другую работу, предусмотренную его должностными обязанностями, или простаивал, то этот период считается им отработанным. И свою «классность» он при этом не утрачивает.

Кроме того, основанием для табелирования работника являются данные о его приходе на работу и уходе с нее. Подчеркнем: ошибочно считать, что фактически отработанное водителем время подтверждается путевыми листами, поскольку путевые листы не являются основанием для начисления зарплаты водителям. Поэтому считаем, что в этом случае надбавка за классность должна выплачиваться на общих основаниях.

 

Другие выплаты, которые могут быть установлены водителю

Водители автотранспортных средств, как и другие работники, имеют право на установление надбавок за высокие достижения в труде, за сложность и напряженность в работе в размере до 50 % тарифной ставки, а также на выплату премий.

Водителям устанавливают другие виды доплат и надбавок, предусмотренные условиями оплаты труда. Так, например, водителям выездных бригад отделения скорой медицинской помощи выплачивается надбавка за продолжительность непрерывной работы согласно п. 4.1 Условий № 308/519.

С учетом специфики работы водитель не может работать на двух машинах одновременно, поэтому если за водителем закреплены два автомобиля, то ему не может быть установлена доплата за расширение зоны обслуживания или за увеличение объема работ (см. письмо Минтруда от 27.07.2009 г. № 426/13/84-09).

В Положении о премировании работников может быть установлен такой вид премии, как премия за экономию топливно-энергетических ресурсов. Установление такой премии в бюджетных учреждениях также возможно. Это не противоречит действующим нормативным актам, регулирующим вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы, к тому же в условиях экономии бюджетных средств приведет к большей ответственности водителей за использование топлива. В Положении о премировании может быть определен порядок поощрения водителей за экономию топливно-энергетических ресурсов и порядок взыскания за их перерасход. Заметим, что такая премия может выплачиваться в пределах фонда премирования и за счет экономии фонда оплаты труда.

 

Нормативные документы

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. № 322-VIII.

Закон об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон № 2344 — Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Порядок № 100 — Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Условия № 308/519 — Условия оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденные совместным приказом Минздрава и Минтруда от 05.10.2005 г. № 308/519.

Справочник № 136 — Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 69 «Автомобильный транспорт», утвержденный приказом Минтранса от 14.02.2006 г. № 136.

Методические рекомендации № 111 — Методические рекомендации по вопросам безопасности автомобильных перевозок, утвержденные приказом Госдепартамента автотранспорта от 19.09.2003 г. № 111.

Положение № 340 — Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденное приказом Минтранса от 07.06.2010 г. № 340.

Справочник № 336 — Справочник квалификационных характеристик профессий работников, утвержденный приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336.

Справочник № 58/3-102 — Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20.02.84 г. № 58/3-102.

Приказ № 557 — приказ Минобразования «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.

Приказ № 77 — приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77.

Рекомендации № 7 — Рекомендации относительно порядка предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда, утвержденные приказом Минтруда от 10.10.97 г. № 7.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше