Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Изменений к Положению об аттестации педагогических работников учебных заведений и учебно-методических учреждений сферы культуры

Министерство культуры Украины
Приказ от 07.08.2014 г. № 621. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 26.08.2014 г. под № 1020/25797

В соответствии с пунктом 1.10 раздела I Типового положения об аттестации педагогических работников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины от 6 октября 2010 года № 930, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 14 декабря 2010 года под № 1255/18550, и с целью повышения эффективности управленческой деятельности руководителей учебных заведений культуры и искусств, уровня их профессиональной компетентности и профессионального мастерства приказываю:

1. Утвердить Изменения к Положению об аттестации педагогических работников учебных заведений и учебно-методических учреждений сферы культуры, утвержденному приказом Министерства культуры Украины от 31 октября 2011 года № 75, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 17 ноября 2011 года под № 1311/20049 (прилагаются).

2. Министерству культуры Автономной Республики Крым, департаментам (управлениям) культуры областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций до 01 сентября 2018 года обеспечить организацию и проведение аттестации руководителей учебных заведений культуры и искусств, назначенных на должности до вступления в силу настоящего приказа.

3. Департаменту искусств и учебных заведений (Билаш П. М.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Украины в установленном законодательством порядке.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Журавчака А. П.

 

Министр Е. Нищук

Согласовано:

Заместитель Министра социальной политики Украины
 — руководитель аппарата
 В. Иванкевич

Первый заместитель Председателя
 Общего представительского органа стороны
 работодателей на национальном уровне
 А. Мирошниченко

Первый заместитель
 Председателя СПО объединений профсоюзов
 С. Кондрюк

Председатель Профсоюза
 работников культуры Украины
 Л. Перелигина

Министр образования и науки Украины
 С. Квит

 

 

Утверждены приказом Министерства культуры Украины от 07.08.2014 г. № 621

Зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины 26.08.2014 г. под № 1020/25797

Изменения к Положению об аттестации педагогических работников учебных заведений и учебно-методических учреждений сферы культуры

1. В разделе I:

1) в пункте 1.1:

слова и цифры «в соответствии с пунктом 1.9» заменить словами и цифрами «в соответствии с пунктом 1.10»;

после слова «аттестации» дополнить словами «руководителей, их заместителей (далее — руководящие кадры)»;

2) абзац шестой пункта 1.3 изложить в следующей редакции:

«руководители, заместители руководителей учебных заведений и учебно-методических учреждений сферы культуры (далее — руководящие кадры).»;

3) абзац второй пункта 1.10 изложить в следующей редакции:

«имеют достижения в педагогической работе, прошли повышение квалификации и подали заявления о прохождении внеочередной аттестации;»;

4) дополнить пункт 1.11 новым абзацем четвертым следующего содержания:

«представление соответствующего органа управления сферы культуры о проведении внеочередной аттестации руководящих кадров при ненадлежащем выполнении ими должностных обязанностей.»;

5) пункт 1.15 изложить в следующей редакции:

«1.15. Методисты средних специализированных художественных школ (школ-интернатов), высших художественных учебных заведений сферы культуры I — II уровней аккредитации, учебно-методических учреждений (кабинетов, центров и т. п.), которые имеют полное высшее профессиональное образование по направлению методической работы, аттестуются на соответствие занимаемой должности, с присвоением квалификационных категорий.»;

6) дополнить раздел новым пунктом 1.16 следующего содержания:

«1.16. Назначению руководителя предшествует проведение его аттестации.

При назначении лица на должность руководителя аттестационная комиссия соответствующего уровня проводит его аттестацию в сроки, определенные главой аттестационной комиссии (не более одного месяца).».

В связи с этим пункты 1.16 — 1.24 считать соответственно пунктами 1.17 — 1.25;

7) пункт 1.19 изложить в следующей редакции:

«1.19. Педагогические работники, совмещающие должности руководителя и преподавателя, преподавателя и концертмейстера, преподавателя и методиста, концертмейстера и методиста, аттестуются отдельно по каждой должности.

Аттестация педагогических работников, работающих по совместительству и занимающих одинаковые с основным местом работы должности, осуществляется по основному месту работы. При проведении аттестации аттестационная комиссия может учитывать результаты педагогической деятельности педагогического работника на работе по совместительству.»;

8) пункт 1.24 после слов «специалист высшей категории» и педагогического звания» дополнить словами «до прохождения следующей аттестации на общих основаниях».

2. В разделе II:

1) абзац четвертый пункта 2.1 после слова «Севастополе» дополнить словами «государственных администрациях»;

2) в пункте 2.5:

абзацы четвертый и пятый изложить в следующей редакции:

«открывает ходатайство перед аттестационной комиссией 2-го или более высокого уровня о присвоении (подтверждении) педагогическим работникам квалификационной категории «специалист высшей категории»;

открывает ходатайство перед аттестационной комиссией 3-го или 4-го уровня о присвоении (подтверждении) педагогических званий «старший преподаватель», «преподаватель-методист» и оформляет аттестационные листы;»;

3) в пункте 2.6:

в абзаце втором слова «педагогические звания «старший преподаватель», «преподаватель-­методист» исключить;

в абзаце четвертом слова «и педагогических званий» исключить;

4) пункт 2.7 дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:

«осуществляет контроль за работой аттестационных комиссий 1-го и 2-го уровней.»;

5) пункт 2.8 дополнить новым абзацем седьмым следующего содержания:

«осуществляет контроль за работой аттестационной комиссии 3-го уровня.»;

6) дополнить раздел новым пунктом 2.9 следующего содержания:

«2.9. Аттестационные комиссии 3-го и 4-го уровней по представлению соответствующих органов управления сферы культуры, к полномочиям которых относится назначение на должность и увольнение с должности руководителей, проводят аттестацию лиц для назначения на должности руководителей, а также аттестацию руководящих кадров на их соответствие (несоответствие) занимаемой должности, соответствие при условии выполнения рекомендаций.».

3. В разделе III:

1) пункт 3.1 дополнить новым абзацем пятым следующего содержания:

«Списки аттестованных руководящих кадров учебных заведений составляют и подают в аттестационные комиссии соответствующие органы управления сферы культуры.»;

2) пункт 3.6 после слов и цифр «3.6. До 1 марта» дополнить словами «соответствующий орган управления сферы культуры»;

3) дополнить раздел после пункта 3.6 новым пунктом 3.7 следующего содержания:

«3.7. На лицо, претендующее на занятие должности руководителя, соответствующим органом управления сферы культуры, к полномочиям которого относится назначение на должность и увольнение с должности руководителей, готовятся представления о проведении аттестации в аттестационную комиссию 3-го или 4-го уровня и аттестационный лист.

Аттестация лица, претендующего на должность руководителя, проводится в течение месяца со дня подачи необходимых документов, при этом аттестационной комиссией учитываются:

образовательно-квалификационный уровень лица;

стаж педагогической, научно-педагогической работы, а также на руководящих должностях в сфере культуры (кроме лиц, назначаемых на должности впервые);

профессиональные знания и навыки.».

В связи с этим пункты 3.7 — 3.16 считать соответственно пунктами 3.8 — 3.17;

4) в абзаце седьмом пункта 3.8 и в абзаце пятом пункта 3.9 цифры «3.9» заменить цифрами «3.10»;

5) в пункте 3.9:

в абзаце первом слово «руководителей» заменить словами «руководящих кадров»;

абзац третий после слов «педагогических работников» дополнить словами «и руководящих кадров;»

дополнить пункт новыми абзацами шестым —
четырнадцатым следующего содержания:

«При проведении аттестации руководящих кадров аттестационные комиссии рассматривают:

уровень выполнения должностных обязанностей;

уровень организации учебной и воспитательной работы;

соблюдение требований государственных стандартов образования;

результаты государственной аттестации учебного заведения;

соблюдение требований об обеспечении безопасных и безвредных условий обучения;

знание законодательства в сфере образования и культуры;

материально-техническое обеспечение заведения;

соблюдение педагогической этики, морали.»;

6) в пункте 3.10:

в подпункте 3.10.1:

абзац пятый после слов «специалист высшей категории» дополнить словами «педагогических званий «старший преподаватель», «преподаватель-методист»;

абзац шестой исключить.

В связи с этим абзацы седьмой, восьмой считать соответственно абзацами шестым и седьмым;

в подпункте 3.10.2 абзац третий исключить.

В связи с этим абзацы четвертый и пятый считать соответственно абзацами третьим и четвертым;

7) дополнить пункт новым подпунктом 3.10.5 следующего содержания:

«3.10.5. По результатам аттестации руководящих кадров, а также лиц, претендующих на занятие должности руководителей, аттестационные комиссии 3-го и 4-го уровней принимают следующие решения:

соответствует занимаемой должности;

соответствует занимаемой должности при условии выполнения определенных рекомендаций аттестационной комиссии;

не соответствует занимаемой должности;

рекомендовать (не рекомендовать) для назначения на должность руководителя.»;

8) в абзаце первом пункта 3.11 цифры «3.11» заменить цифрами «3.12»;

9) в абзацах третьем пункта 3.14 слова «в институте последипломного образования» исключить.

4. В разделе V:

1) абзац девятый пункта 5.3 после слов «средних специализированных художественных школах» дополнить словами «(школах-интернатах)»;

2) абзацы шестой и десятый пункта 5.4 после слов «мероприятиях и т. п.» и слова «уровнях» соответственно дополнить словами «если организаторами этих мероприятий являются органы управления сферы культуры, учебно-методические учреждения, национальные творческие союзы соответствующего направления;».

5. В разделе VII:

1) пункт 7.7 дополнить новым абзацем следующего содержания:

«Председатель нижестоящей аттестационной комиссии в случае несогласия с решением вышестоящей аттестационной комиссии может в десятидневный срок со дня принятия решения обратиться с апелляцией в вышестоящую аттестационную комиссию.»;

2) абзац первый пункта 7.10 изложить в следующей редакции:

«7.10. Апелляция на решение аттестационной комиссии рассматривается при участии подавшего ее лица, председателя нижестоящей аттестационной комиссии и руководителя учебного заведения, кроме случаев, когда подавшее его лицо отказалось от личного участия в рассмотрении апелляции в письменной форме или не явилось на заседание аттестационной комиссии. Если аттестационная комиссия рассматривает апелляции руководящих кадров их рассмотрение осуществляется при участии представителей аттестационных комиссий соответствующих органов управления сферы культуры, решения которых обжалуются.».

6. Приложения 1 — 5 изложить в новой редакции (прилагаются).

 

Директор Департамента
 искусств и учебных заведений
 П. Билаш

 

img 1 

 

img 2
img 3

 

img 4
img 5

 

img 6

 

img 7

Комментарий специалиста Госинспекции по вопросам труда

Аттестация педагогов учебных заведений сферы культуры: изучаем изменения

Важным событием 2013 года стало включение руководителей учебных заведений (общеобразовательных и внешкольных) и их заместителей в перечень педагогических работников, подлежащих аттестации (см. приказ Минобразования от 08.08.2013 г. № 1135 // «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 36, с. 24).

Чуть больше года потребовалось законодателям, чтобы внести соответствующие изменения и в Положение об аттестации педагогических работников учебных заведений и учебно-­методических учреждений сферы культуры, утвержденное приказом Минкультуры от 31.10.2011 г. № 75 (далее — Положение № 75). Так, комментируемым приказом предусмотрено обязательное проведение аттестации:

— руководителя учебного заведения сферы культуры при назначении на должность;

— руководителей учебных заведений и их заместителей в процессе их профессиональной деятельности.

Также, пользуясь случаем, Минкультуры подкорректировало и другие нормы Положения № 75. Далее рассмотрим все по порядку.

 

Аттестация руководителей при назначении на должность

Согласно новому п. 1.16 Положения № 75 назначению на должности руководителей предшествует их аттестация.

Попадают ли в эту категорию руководители, которые устраиваются на работу по переводу с другого учебного заведения, если ранее они проходили аттестацию? Прямого ответа на этот вопрос комментируемый приказ не дает. Однако аналогию можно провести с руководителями учебных заведений, аттестуемыми по Типовому положению об аттестации педагогических работников, утвержденному приказом Минобразования от 06.10.2010 г. № 930. Так, в письме от 13.12.2013 г. № 2/5-13-3018 Минобразования подчеркнуло, что данное Типовое положение не содержит норму об обязательном проведении в этом случае внеочередной аттестации, т. е. формально ответ на поставленный вопрос — «нет». Но все же окончательное решение о проведении внеочередной аттестации руководителей, которые переходят на работу из другого заведения, принимают соответствующие органы управления.

Важно! Заместители руководителей при назначении на должность аттестацию не проходят.

Кто аттестует. Аттестуют будущих руководителей аттестационные комиссии 3-го и 4-го уровней по представлению соответствующих органов управления сферы культуры, к полномочиям которых относятся назначение на должность и освобождение от должности руководителей (п. 2.9 Положения № 75).

Период аттестации. Аттестацию проводят в сроки, определенные председателем аттестационной комиссии, но не более одного месяца со дня предоставления необходимых документов (п. 1.16, абз. 2 п. 3.7 Положения № 75).

Порядок аттестации. Опишем последовательность действий, проводимых при аттестации будущих руководителей.

1. Предоставление документов в аттестационную комиссию. Руководитель соответствующего органа управления сферы культуры должен направить в аттестационную комиссию представление об аттестации работника, претендующего на должность руководителя, и аттестационный лист (п. 3.7 Положения № 75).

Форма аттестационного листа приведена в приложении 3 к Положению № 75, а вот рекомендаций по содержанию представления этот документ не дает. Стало быть, составляют его в произвольной форме. Мы предлагаем воспользоваться формой представления, составленной нами (см. приложение к этому комментарию на с. 13).

Подача других документов в аттестационную комиссию, в том числе непосредственно лицом, претендующим на занятие должности, Положением № 75 не предусмотрена.

2. Проведение аттестации. При аттестации лиц, претендующих на занятие должности руководителя, аттестационная комиссия учитывает (п. 3.7 Положения № 75):

— образовательно-квалификационный уровень;

— стаж педагогической, научно-педагогической работы, а также работы на руководящих должностях в сфере культуры (кроме лиц, назначаемых на должности впервые);

— профессиональные знания и навыки.

Формат проведения аттестации Положением № 75 не установлен. Предполагаем, что ее следует проводить в форме собеседования.

Результаты заседания аттестационной комиссии оформляют протоколом, который подписывают все присутствующие на заседании члены аттестационной комиссии (п. 3.16 Положения № 75).

Результаты аттестации. По результатам аттестации руководящих кадров аттестационные комиссии 3-го и 4-го уровней принимают следующие решения:

— рекомендовать для назначения на должность руководителя;

— не рекомендовать для назначения на должность руководителя.

 

Аттестация руководителей в процессе их профессиональной деятельности

Руководители, заместители руководителей учебных заведений и учебно-методических заведений сферы культуры будут проходить очередную и внеочередную аттестации (в определенных случаях).

Очередная аттестация. Проводится обязательно один раз в пять лет аттестационными комиссиями 3-го и 4-го уровней (пп. 1.4 и 1.7 Положения № 75).

Согласно п. 2 комментируемого приказа Минкультуры АРКрым, департаменты (управления) культуры областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций до 01.09.2018 г. должны обеспечить организацию и проведение аттестации руководителей учебных заведений культуры и искусств, назначенных на должности до вступления в силу этого приказа.

Что касается заместителей руководителей, то учитывая требования о проведении очередной аттестации один раз в пять лет, такую аттестацию они должны пройти не позднее марта — апреля 2019 года.

Таким образом, руководители соответствующих органов управления сферы культуры должны запланировать сроки проведения аттестации руководителей учебных заведений.

В соответствии с п. 3.1 Положения № 75 руководители органов сферы культуры составляют и подают в аттестационные комиссии:

— списки руководящих работников, которые аттестуются, — до 20 сентября;

— аттестационные листы на руководящих работников в двух экземплярах — до 1 марта.

В свою очередь, аттестационные комиссии 3-го и 4-го уровней проводят аттестацию руководящих работников до 25 апреля. В процессе изучения профессиональной деятельности руководящих работников аттестационная комиссия выясняет факторы, приведенные в п. 3.9 Положения № 75.

Заседание аттестационной комиссии оформляют протоколом, который подписывают все присутствующие на заседании члены аттестационной комиссии.

Результаты аттестации. По результатам аттестации аттестационные комиссии принимают следующие решения (п.п. 3.10.5 Положения № 75):

— соответствует занимаемой должности;

— соответствует занимаемой должности при условии выполнения определенных рекомендаций аттестационной комиссии;

— не соответствует занимаемой должности.

Внимание! По результатам аттестации руководящим работникам квалификационные категории и педагогические звания не присваивают (кроме случаев, когда они занимаются преподавательской деятельностью и аттестуются на должности преподавателя, концерт­мейстера) (п. 1.19 Положения № 75).

Внеочередная аттестация. Такую аттестацию проводят по представлению соответствующего органа управления сферы культуры при ненадлежащем исполнении руководящими работниками своих должностных обязанностей (абз. 4 п. 1.11 Положения № 75).

 

Прочие изменения в порядке аттестации

Важные корректировки внесены и в условия прохождения аттестации педагогических работников, не являющихся руководителями. Укажем их.

1. Уточнено, что методистов средних специализированных художественных школ (школ-интернатов), высших художественных учебных заведений сферы культуры I — II уровней аккредитации, учебно-методических учреждений (кабинетов, центров и т. д.), которые имеют полное высшее профессиональное образование по направлению методической работы, аттестуют на соответствие занимаемой должности, с прис­воением квалификационных категорий (обновленный п. 1.15 Положения № 75).

Это полностью соответствует нормам приказа Минобразования «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557. Так, согласно приложению 6 к этому документу методистам устанавливают должностной оклад в зависимости от квалификационной категории.

2. Важно: аттестационные комиссии 2-го уровня лишены полномочий присваивать педагогические звания. Теперь это компетенция исключительно аттестационных комиссий 3-го и 4-го уровней (пп. 2.7 и 2.8 Положения № 75).

3. Более четко прописан порядок аттестации педагогов, которые занимают несколько должностей. Так, согласно обновленному п. 1.19 Положения № 75 работников, совмещающих должности руководителя и преподавателя, преподавателя и концертмейстера, преподавателя и методиста, концертмейстера и методиста, аттестуют отдельно по каждой должности.

Однако, если педагог-совместитель занимает такую же должность, что и по основному месту работы, то его аттестуют только по основному месту работы.

4. Согласно новой редакции абз. 2 п. 1.10 Положения № 75 внеочередную аттестацию в любой год межаттестационного периода могут пройти лица, которые имеют достижения в педагогической работе, прошли повышение квалификации и подали заявления о прохождении внеочередной аттестации.

А это означает, что теперь для внеочередной аттестации с целью повышения квалификационной категории необходимо пройти курсы повышения квалификации, независимо от прохождения предыдущих курсов.

5. Исключено требование о том, что руководители и методисты областных, Киевского и Севастопольского городских методических учреждений (кабинетов, центров и т. д.), а также педагоги средних специализированных художественных школ и высших художественных учебных заведений I — II уровней аккредитации, для принятия решения аттестационной комиссией о соответствии занимаемой должности должны пройти повышение квалификации именно в институтах последипломного образования (новый абз. 3 п. 3.14 Положения № 75).

6. Изменены требования к присвоению квалификационной категории «специалист высшей категории». Теперь для присвоения такой категории засчитывают результаты учеников и студентов, которые стали победителями международных или всеукраинских фестивалей (смотров, конкурсов, выставок) или принимали участие в международных или всеукраинских культурно-просветительских мероприятиях в случае, если организаторами этих мероприятий являются органы управления сферы культуры, учебно-­методические учреждения, национальные творческие союзы соответствующего направления (абз. 6 п. 5.4 Положения № 75).

7. Теперь апелляцию в аттестационную комиссию более высокого уровня может подавать не только педагог, несогласный с результатами аттестации, но и председатель аттестационной комиссии более низкого уровня (новый абз. 2 п. 7.7 Положения № 75). Возможно, такая практика будет применяться в случае, если аттестационная комиссия более высокого уровня примет решение об отмене решения аттестационной комиссии более низкого уровня.

8. В связи с вышеуказанными изменениями изменились формы аттестационного листа, заявления о проведении аттестации, протоколов заседания аттестационной комиссии и протокола рассмотрения апелляций аттестационной комиссией.

Комментируемый приказ вступил в силу 19.09.2014 г.

 

Светлана МЕРЕНКОВА,
 заместитель начальника отдела
 — государственный инспектор труда отдела контроля
 за соблюдением трудового законодательства
 Территориальной государственной инспекции
 по вопросам труда в Харьковской области

 

 

Приложение

Форма представления на лицо, претендующее на должность руководителя
учебного заведения сферы культуры

img 8
img 9

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше