Темы статей
Выбрать темы

Новый Закон о высшем образовании: первое знакомство

главный бухгалтер Афанасьева Марина, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор» Витковская Ольга и Станкус Татьяна
6 сентября 2014 года вступил в силу новый Закон о высшем образовании, многие положения которого являются новаторскими и требуют предметного изучения. В данной консультации проведем краткий обзор новшеств, внедренных этим Законом.

О вступлении в силу нового Закона о высшем образовании

Согласно п. 1 разд. XV Закона о высшем образовании этот документ вступил в силу 06.09.2014 г., кроме:

абз. 3 ч. 2 ст. 56, которым установлена максимальная учебная нагрузка на одну ставку научно-педагогического работника. Эта норма вступит в силу с 01.09.2015 г.;

ч. 7 ст. 44 и ч. 4 ст. 72, касающихся нового механизма размещения госзаказа на подготовку специалистов. Эти нормы вступят в силу с 01.01.2016 г.

Но даже те положения Закона о высшем образовании, которые действуют уже сейчас, еще совсем «сырые», и пока они заработают, пройдет не один месяц, а то и год. Далее — обо всем по порядку.

 

Контроль качества высшего образования

Значительная часть полномочий Минобразования перейдет к Национальному агентству по обеспечению качества высшего образования (далее — Нацагентство), которое будет формировать перечень областей знаний и специальностей, создавать отраслевые экспертные советы, разрабатывать стандарты высшего образования, аккредитовать учебные программы, специализированные ученые советы, проводить лицензионную экспертизу образовательной деятельности и прочее (ст. 16 — 22 Закона о высшем образовании).

Такое агентство определит критерии оценки качества образования, которые позволят сформировать рейтинг вузов. Отныне каждое учебное заведение будет доказывать, что оно предоставляет действительно качественные знания. Итоги оценивания качества образования по каждой специальности будут действительны пять лет, после чего вуз может снова пройти аккредитацию или потерять право обучать по этой специальности.

В то же время планируется, что заработает Нацагентство только с 01.09.2015 г.

 

Образование и образовательная деятельность

Закон о высшем образовании вводит новые образовательно-квалификационные степени высшего образования, каждой из которых соответствует определенный объем учебной нагрузки. Его измеряют в кредитах Европейской кредитной трансфертно-накопительной системы (далее — кредит ЕКТС). С 01.09.2015 г. объем одного кредита ЕКТС будет составлять 30 ч (в настоящее время нагрузка студента составляет 36 ч), а нагрузка одного учебного года на дневной форме обучения — 60 кредитов ЕКТС. Соответствующие данные приведем в таблице 1 на с.15.

Документы о высшем образовании государственного образца для лиц, обучающихся по госзаказу, изготавливают вузы и выдают за счет средств госбюджета (общего фонда). Для лиц, которые обу­чаются за средства физических или юридических лиц, стоимость документов включают в стоимость обучения (ч. 7 ст. 7 Закона о высшем образовании). Предельную стоимость документов о высшем образовании гособразца и перечень содержащейся в них информации будет определять Кабмин. Такие документы выдают только по аккредитованным образовательным программам. По неаккредитованным программам вузы изготавливают и выдают собственные документы о высшем образовании в порядке и по образцу, определенным ученым советом (ч. 6 ст. 7 Закона о высшем образовании).

Вузы, кроме военных, вносят информацию о выданных документах в Единую государственную электронную базу по вопросам образования, к которой осуществляется бесплатный и свободный доступ на официальном сайте Минобразования (www.mon.gov.ua). Единая база помимо Реестра документов о высшем образовании включает Реестр высших учебных заведений, который в свою очередь содержит сведения о выданных лицензиях и сертификатах об аккредитации. Положение о Единой государственной электронной базе по вопросам образования разрабатывает Минобразования и утверждает Кабмин.

 

Таблица 1

Тип заведения

Степени высшего образования

Объем учебной нагрузки, кредиты ЕКТС

Колледж

Младший бакалавр

90 — 120
 (при наличии полного общего среднего образования)

Бакалавр

180 — 240
 (при наличии полного общего среднего образования)

Институт, академия, университет

Магистр*

90 — 120 (при наличии степени бакалавра)

Доктор философии**
(первая научная степень)

30 — 60 (при нормативном сроке обучения в аспирантуре 4 года или в случае осуществления научной или научно-педагогической деятельности по основному месту работы)

Университет, научное учреждение

Доктор наук

Приобретается на основе степени доктора философии после публичной защиты научных знаний в виде диссертации или опубликованной монографии

* Со вступлением в силу Закона о высшем образовании присвоенная степень специалиста приравнивается к степени магистра. Последний прием на получение образовательно-квалификационного уровня специалиста будет в 2016 году (п. 1 и 2 ч. 2 разд. XV Закона о высшем образовании).

** После вступления в силу Закона о высшем образовании присвоенная ранее ученая степень кандидата наук приравнивается к ученой степени доктора философии (п. 8 разд. XV Закона о высшем образовании).

 

Вузы готовят студентов по специальностям, каждая из которых относится к определенной отрасли знаний.

С целью повышения качества образования для каждого уровня высшего образования в пределах каждой специальности вводятся стандарты, которые разрабатывает и утверждает Минобразования с учетом предложений профессиональной общественности и согласовывает с Нацагентством.

Эти стандарты являются обязательными для исполнения всеми вузами, а также научными учреждениями, которые готовят докторов философии и докторов наук. Соответствие стандартам подтверждается лицензированием образовательной деятельности и аккредитацией образовательных программ отдельно для каждой специальности. Лицензию выдает Минобразования по экспертному заключению Нацагентства сроком на 10 лет. В ней указывают лицензионный объем — максимальное количество лиц, которым вуз может одновременно обеспечить получение высшего образования по определенной специальности и уровню высшего образования. Сертификат выдает Нацагентство по экспертному заключению отраслевого экспертного совета сроком на 5 лет, а при последующих аккредитациях — на 10 лет (ст. 24— 25 Закона о высшем образовании). Разрешительные документы выдают за плату, граничный размер которой устанавливает КМУ.

Согласно ст. 32 Закона о высшем образовании вузы могут самостоятельно разрабатывать образовательные (научные) программы, включая выбор и издание учебников (в том числе на собственной полиграфической базе), выбирать формы обучения и организации его процесса.

 

Высшее учебное заведение

Так называемых «уровней аккредитации» высших учебных заведений больше не будет. На смену им приходят четыре типа вузов: университеты (универсальные учебные заведения); институты и академии (отраслевые учебные заведения) и колледжи (где готовят младших бакалавров или бакалавров).

Все вузы действуют на основании устава, обязательные положения которого описаны в ч. 7 ст. 27 Закона о высшем образовании. Учредителям вузов рекомендовано привести тип учреждения и его устав в соответствие с новым законом в течение двух лет со дня вступления его в силу (ч. 7 разд. XV Закона о высшем образовании).

Вузу (кроме колледжа) может быть присвоен статус национального, а на базе национального — статус исследовательского университета. Такой статус присуждает Кабмин на конкурсной основе по представлению Нацагентства сроком на 7 лет. Национальный и исследовательский статус вузов, полученный ранее, сохраняется за ними и после вступления в силу нового закона согласно п. 11 ч. 2 разд. XV Закона о высшем образовании.

Обращаем внимание: статус вуза предопределяет объемом финансирования за счет средств общего фонда бюджета. Нормы ст. 29-30 и п. 4 — 5 ч. 5 разд. XV Закона о высшем образовании о финансировании научной деятельности за счет общего фонда представим в табл. 2.

 

Таблица 2

Период времени

Объем финансирования науки, % от сметы общего фонда

Исследовательский университет

Национальный университет

2014 г.

не менее 25

норматив отсутствует

2015 г.

не менее 12,5*

с 01.01.2016 г.

не менее 10

не менее 4

с 01.01.2017 г.

не менее 15

не менее 7

с 01.01.2018 г.

не менее 25

не менее 10

* При условии одновременного финансирования науки за счет спецфонда в таком же объеме (не менее 50 % общего размера сметы на науку) согласно п. 6 Положения № 163.

 

Следует помнить, что согласно ст. 65 Закона о высшем образовании ведение научной и научно-технической деятельности университетами, академиями, институтами является обязательным.

Коллегиальным органом управления вуза является ученый совет, состав которого утверждает руководитель сроком на пять лет (в состав совета входит и главный бухгалтер). К компетенции ученого совета относятся, в частности:

— принятие финансового плана и годового финансового отчета;

— утверждение образовательных программ и учебных планов;

— принятие решений о размещении собственных поступлений в органах Госказначейства или в государственных банках и пр.

Решения ученого совета вуза вводятся в действие решениями руководителя такого заведения.

В вузе создается наблюдательный совет для осуществления надзора за управлением имуществом вуза, соблюдением цели создания заведения. Он имеет право вносить высшему коллегиальному органу общественного самоуправления вуза представление об отзыве руководителя вуза по основаниям, предусмотренным законодательством, уставом и контрактом.

Высшим коллегиальным органом общественного самоуправления высшего учебного заведения является общее собрание трудового коллектива, включая выборных представителей из числа студентов. Сбор трудового коллектива проводят не реже 1 раза в год. Высший коллегиальный орган общественного самоуправления:

1) согласовывает устав высшего учебного заведения или изменения к нему;

2) заслушивает ежегодно отчет руководителя вуза и оценивает его деятельность;

3) избирает комиссию по трудовым спорам в соответствии с законодательством о труде;

4) утверждает правила внутреннего распорядка вуза и коллективный договор и пр.

Неотъемлемой частью общественного самоуправления вуза являются органы студенческого самоуправления, которые участвуют в обсуждении и решении вопросов усовершенствования образовательного и научного процесса, назначения стипендий, организации быта, питания и пр. Как и прежде, Законом о высшем образовании установлена обязанность вуза финансировать студенческое самоуправление. Сумму средств, направляемую на такие цели, определяет ученый совет в размере не менее 0,5 % собственных поступлений от основной деятельности. Наряду с этим нормы об обязательном расходовании на поддержку студенческой научной деятельности не менее 30 % средств, выделяемых на студенческое самоуправление, теперь нет. Выделенные средства органы студенческого самоуправления будут расходовать на выполнение соответствующих задач и осуществление полномочий согласно утвержденным сметам. Студенты публично отчитываются об использовании средств и выполнении смет не реже одного раза в год.

 

Педагогические, научно-педагогические и научные работники

Заметим, что как перечень, так и сами названия должностей научно-педагогических работников вузов не изменились. Основные из них приведены в ст. 55 Закона о высшем образовании, а полный состав, как и прежде, содержит Перечень № 963. Также в этой статье уточнили, какие должности педагогических работников вузов являются основными — это преподаватели и методисты.

Перечень должностей научных работников вуза, приведенный в ст. 221 Закона № 1977, также остался прежним.

Требования к занятию должностей. Рассмотрим, какие новшества привнес Закон о высшем образовании в этом вопросе.

1. Педагогические работники. Частью 4 ст. 55 Закона о высшем образовании установлено: должности педагогических работников могут занимать лица со степенью магистра по соответствующей специальности. При этом уставом вуза могут быть предусмотрены дополнительные требования (ч. 5 ст. 55 Закона о высшем образовании).

Как и прежде, педагогических работников назначает и освобождает от должности руководитель вуза. Они каждые пять лет должны проходить аттестацию, по результатам которой определяют их соответствие занимаемой должности, присваивают квалификационные категории и педагогические звания.

2. Научно-педагогические работники. Как и прежде, такие должности могут занимать лица, имеющие научную степень или ученое звание, а также лица, имеющие степень магистра. Уставом вуза могут быть установлены дополнительные требования (ч. 9 — 10 Закона о высшем образовании). Замещению вакантных должностей научно-педагогических работников (заведующих (начальников) кафедр, профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей) предшествует конкурсный отбор.

3. Руководитель вуза. Требования к занятию должности руководителя вуза изменились. Так, ранее претендент на должность руководителя вуза ІІІ—ІV уровней аккредитации должен был иметь ученое звание профессора, научную степень доктора или кандидата наук (ч. 1 ст. 39 Закона № 2984). Теперь же руководитель любого вуза должен просто иметь ученое звание и научную степень и, как и прежде, стаж работы на должностях научно-педагогических работников не менее 10 лет (ч. 1 ст. 42 Закона о высшем образовании).

Статьей 42 Закона о высшем образовании описаны процедурные моменты избрания, назначения и увольнения руководителей вузов. Так, учредитель вуза или уполномоченный им орган должен объявить конкурс на замещение должности руководителя вуза­ не позднее, чем за 2 месяца до окончания срока контракта с лицом, занимающим эту должность. При досрочном прекращении полномочий руководителем конкурс объявляют в течение недели со дня появления вакансии.

Установлены квоты численности лиц, которые принимают участие в выборах руководителя вуза, это: минимум 75 % научных, научно-педагогических и педагогических работников; до 10 % — других работников; минимум 15 % — студентов (курсантов).

С лицом, которое набрало более 50 % голосов, в течение месяца со дня избрания учредитель вуза заключает контракт сроком на 5 лет. На такой срок принимают руководителей всех вузов, в. т. ч. национальных.

Во вновь созданном заведении на должность исполняющего обязанности руководителя назначают не более чем на 6 месяцев (ранее — не более чем на два года). Порядок назначения руководителей духовных учебных заведений должен определять их устав.

4. Проректор. Заметим, что в Законе о высшем образовании ничего не сказано о требованиях к занятию должности проректора. Только указано, что решение о назначении такого работника принимают по согласованию с органом студенческого самоуправления вуза (п. 4 ч. 6 ст. 40 Закона о высшем образовании). Что касается квалификационных требований, то их можно отыскать в Квалификационных характеристиках № 665 (полное высшее образование (специалист, магистр), научная степень доктора (кандидата) наук, ученое звание профессора (доцента), стаж научно-педагогической деятельности — не менее 3 лет). Но вот о процедурных моментах назначения и увольнения проректора законодатели умолчали. Скорее всего, этот момент нужно прописать самостоятельно в уставе.

5. Руководитель факультета (учебно-научного института). Такого работника избирает ученый совет вуза сроком на пять лет с учетом предложений факультета (учебно-научного института) (ч. 1 ст. 43 Закона о высшем образовании). Руководитель вуза заключает с ним контракт. Другие вопросы порядка избрания такого работника определяют уставом. Руководитель факультета (учебно-научного института) должен иметь научную степень и/или ученое (почетное) звание, соответствующее профилю факультета (учебно-научного института) (ч. 2 ст. 35 Закона о высшем образовании).

В отличие от предыдущего закона, при создании нового факультета назначать исполняющим обязанности руководителя разрешено на 3 месяца, а не на год.

6. Руководитель кафедры. Его избирает по конкурсу ученый совет вуза путем тайного голосования сроком на пять лет с учетом предложений трудового коллектива факультета (учебно-научного института) и кафедры. Руководитель вуза заключает с руководителем кафедры контракт (ч. 6 ст. 35 Закона о высшем образовании). Руководитель кафедры должен иметь научную степень и/или ученое (почетное) звание, соответствующее профилю кафедры.

Важно! Руководители вузов и их структурных подразделений (кафедр, факультетов, институтов, колледжей, филиалов) не могут занимать свои должности больше, чем два срока подряд, т. е. более 10 лет (ст. 35, 42 и 43 Закона о высшем образовании).

Подчеркнем: такое требование распространяется на руководящих работников, которые избраны на эти должности после вступления в силу Закона о высшем образовании (т. е. после 06.09.2014 г.). Если лицо избрали на должность до 06.09.2014 г., то оно продолжает свои полномочия в течение действия ранее заключенного с ним контракта. После окончания действия этого контракта с лицом можно заключить новый контракт еще на один срок (п. 10 ч. 2 разд. XV Закона о высшем образовании). После выхода на пенсию с должности руководителя вуза, занимаемой не менее 10 лет подряд, лицо может быть назначено советником руководителя на общественных началах или за счет спецфонда в порядке, определенном уставом.

Как вы обратили внимание, согласно новым требованиям кандидат на должность руководителя колледжа, руководителя факультета или кафедры колледжа должен иметь научную степень, ученое (почетное) звание, соответствующее профилю колледжа (факультета, кафедры). Подчеркнем: такое требование заработает только через 5 лет со дня принятия Закона об образовании, т. е. с 06.09.2019 г. (п. 16 ч. 2 разд. XV Закона о высшем образовании). Поэтому в настоящее время действуют квалификационные требования, установленные Законом № 2984.

Также до 06.09.2019 г. педагогические (научно-педагогические) работники со стажем педагогической работы в вузе не менее 10 лет имеют право участвовать в конкурсе на занятие должности руководителя колледжа, руководителя факультета или кафедры колледжа.

Скажем о таком ограничении: одно лицо в вузе не может одновременно занимать две и более должности, предусматривающие исполнение административно-управленческих функций (п. 7 ст. 55 Закона о высшем образовании). Из этого следует, к примеру, что ни ректор, ни проректор не могут одновременно занимать должность заведующего кафедрой.

Новые ученые звания и научные степени. Статья 54 Закона о высшем образовании устанавливает такие ученые звания научно-педагогических работников: доцент, профессор, старший исследователь (ранее — старший научный сотрудник).

Согласно ч. 6 и 7 ст. 5 Закона о высшем образовании научных степеней также две: доктор наук и доктор философии (ранее — кандидат наук).

Внимание! После вступления в силу нового Закона присвоенное ранее ученое звание старшего научного сотрудника приравнивается к ученому званию старшего исследователя (п.п. 8 п. 2 разд. XV Закона о высшем образовании).

Следовательно, лица, которые имеют научную степень кандидата наук, согласно новому Закону о высшем образовании получают все права, предусмотренные для лиц с научной степенью доктора философии. Соответственно, исходя из конституционного принципа равенства граждан в правах, лица, которым уже присуждена (или может быть в ближайшее время присуждена) научная степень доктора философии, приравниваются в правах к лицам, которым присвоена степень кандидата наук. Согласно п.п. 9 п. 2 разд. XV Закона о высшем образовании лицам, которым до 06.09.2014 г. присвоена научная степень кандидата наук, по их желанию вуз (научное учреждение), в специализированном ученом совете которого защищена диссертация, может выдавать диплом доктора философии по соответствующей отрасли науки. На это обратило внимание Минобразование в Разъяснении «Относительно некоторых вопросов практической реализации положений нового Закона Украины «О высшем образовании»« от 14.08.2014 г.

Отныне ученые звания будут присваиваться учеными советами вузов, а не Минобразования. Такое право также предоставлено ученым советам научных учреждений относительно званий профессора и старшего исследователя. Решение этих советов должно утверждаться аттестационной коллегией Минобразования согласно установленному Кабмином порядку.

Внимание! Законом о высшем образовании изменен порядок установления доплат за ученое звание и научную степень.

На сегодняшний день в этом вопросе руководствуются пп. «в» и «г» п. 3 приказа № 557. Так, за наличие ученого звания и научной степени устанавливают надбавки, которые не должны превышать предельных размеров, определенных этими подпунктами. Однако такая формулировка позволяет устанавливать выплаты в любом размере (в заданных пределах) в зависимости от решения руководителя и имеющегося фонда оплаты труда.

Частью 2 ст. 59 Закона о высшем образовании установлен фиксированный размер доплат для научно-педагогических, научных и педагогических работников: за научную степень доктора философии и доктора наук соответственно 15 и 20 % должностного оклада, за ученое звание доцента и старшего исследователя — 25 %, профессора — 33 %.

В свою очередь, п. 3 ч. 5 разд. XV Закона о высшем образовании предусмотрено поэтапное повышение доплат для научно-педагогических работников с 2016 года до максимальных размеров (см. табл. 3).

 

Таблица 3

Период

Размер доплат, % от должностного оклада

за научную степень

за ученое звание

доктора философии

доктора наук

доцента и старшего исследователя

профессора

2014 — 2015 гг.*

не более 15

не более 20

не более 25

не более 33

С 01.01.2016 г.

не менее 13

не менее 16

не менее 15

не менее 23

С 01.01.2017 г.

не менее 14

не менее 18

не менее 20

не менее 28

С 01.01.2018 г.

не менее 15

не менее 20

не менее 25

не менее 33

* Согласно ппп. «в» и «г» п. 3 приказа № 557.

 

Что касается педагогических и научных работников, то пока не понятно, что имели в виду законодатели: для них сейчас нужно устанавливать доплаты (а не надбавки) в максимальном размере, ведь ч. 2 ст. 59 Закона о высшем образовании уже действует, или все же нет? Этот вопрос мы адресуем Минобразования.

Важно! Вуз может установить размер доплат больше максимального значения, указанного в ч. 2 ст. 59 Закона о высшем образовании, за счет собственных поступлений. Соответственно доплаты в минимальном размере должны быть предусмотрены в смете вуза по общему фонду.

Рабочее время. Согласно ч. 1 ст. 56 Закона о высшем образовании рабочее время научно-педагогических работников составляет 36 ч в неделю. Кроме того с 01.09.2015 г. максимальная учебная нагрузка на одну ставку научно-педагогического работника не может превышать 600 часов на учебный год (сейчас — 900 ч). При этом штат преподавателей не меняется.

А вот для педагогических работников продолжительность рабочей недели и максимальную учебную нагрузку законодатели не установили. Поэтому, как и прежде, такие работники имеют право на сокращенное рабочее время на основании ст. 51 КЗоТ, однако его продолжительность остается неопределенной. Но в этом вопросе можно руководствоваться п. 5.1 Положения № 161. В нем сказано, что продолжительность рабочего времени преподавателя с полным объемом обязанностей составляет не более 1548 ч на учебный год при средненедельной продолжительности 36 ч. 

Что включает в себя рабочее время научно-педагогического, научного и педагогического работника, можно узнать из ч. 2 ст. 56 Закона о высшем образовании.

 

Права студентов и размер их стипендий

Существенно изменились права студентов. Согласно ст. 65 Закона о высшем образовании теперь они могут:

— выбирать учебные программы и дисциплины;

— при определенных условиях учиться одновременно по нескольким образовательным программам и в нескольких вузах;

— получать оплату за работу во время практики;

— получать согласно утвержденному Кабмином порядку целевые льготные госкредиты для получения высшего образования;

— бесплатно пользоваться библиотеками и информационными фондами, учебной, научной и спортивной базами высшего учебного заведения и пр.

В случае добровольной уплаты страховых взносов периоды обучения будут засчитывать в страховой стаж.

Частью 6 ст. 62 Закона о высшем образовании установлен минимальный размер академической и социальной стипендии. Так, для соискателей образовательных степеней:

— высшего образования он не может быть меньше прожиточного минимума в расчете на одного человека в месяц;

— младшего бакалавра — не менее двух третьих размера прожиточного минимума в расчете на одного человека в месяц.

Когда стипендии будут соответствовать этим размерам, пока неизвестно. Ответ на этот вопрос должен дать Кабмин — именно ему до 01.01.2015 г. предписано определить сроки и механизм постепенного повышения стипендии до ее минимального размера (п. 12 ч. 2 разд. XV Закона о высшем образовании).

При этом размер стипендиального фонда вуза должен обеспечивать выплату академических стипендий не менее чем двум третям и не более чем 75 % студентов каждого курса по каждой специальности дневной формы обучения, которые учатся за средства госбюджета (без учета лиц, получающих социальные стипендии). Академическую стипендию будут назначать студентам, которые согласно внутреннему рейтингу вуза по результатам семестрового контроля получили лучшие результаты. До проведения первого семестрового контроля академическая стипендия в минимальном размере назначается всем студентам, зачисленным в вуз на первый курс.

Лицам, которые достигли значительных успехов в учебе и/или научной деятельности, по решению ученого совета вуза могут назначаться персональные стипендии.

Важно! Условия стипендиального обеспечения студентов, а также оплаты труда педагогических, научно-педагогических и научных работников до приведения нормативных актов в соответствие с требованиями нового закона сохранятся на таком уровне: для университетов, академий, институтов — на уровне вузов III — IV уровней аккредитации; для колледжей — на уровне вузов I — II уровней аккредитации. Об этом говорится в п. 12 ч. 2 разд. XV Закона о высшем образовании.

 

Финансово-экономические отношения

Прежде всего, поговорим об активах высших учебных заведений.

В материально-техническую базу вузов входят здания, сооружения, земля, коммуникации, оборудование, транспорт, служебное жилье и пр. Какое именно имущество закреплено за конкретным вузом, видно из устава такого вуза.

Имущество закрепляется за государственным или коммунальным высшим учебным заведением на праве хозяйственного ведения и не может быть предметом залога, а также не подлежит изъятию или передаче в собственность юридическим и физическим лицам без согласия учредителей вуза и общего собрания трудового коллектива, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Заметим, что Закон № 2984 дополнительно предусматривал закрепление имущества на праве собственности и содержал запрет на его передачу в залог при любых условиях.

Здания, сооружения и помещения вузов должны отвечать строительным нормам и стандартам. Также не забыли и об инвалидах — здания вузов должны быть приспособлены для их нужд, а в случае необходимости даже реконструированы.

Передача в аренду государственными и коммунальными вузами закрепленных за ними на праве хозяйственного ведения объектов собственности осуществляется без права их выкупа.

Обратим внимание на то, что земельные участки передаются вузам в постоянное пользование в порядке, предусмотренном ЗКУ.

Земельные участки государственной и коммунальной собственности, предоставленные в аренду вузам независимо от формы собственности, передаются им в постоянное пользование соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в течение шести месяцев с момента обращения руководителя высшего учебного заведения согласно п. 17 ч. 2 разд. XV Закона о высшем образовании.

Также отметим, что вуз владеет объектами интеллектуальной собственности, созданными на средства государственного или местного бюджетов или за собственные средства. Объекты права интеллектуальной собственности подлежат оценке. По результатам оценки их стоимость отражается в бухгалтерском учете.

Заметим, что вуз имеет право учредить устойчивый фонд (эндавмент*), предусмотрев такую возможность в уставе, и распоряжаться доходами от его использования.

* Термин «эндавмент» означает сумму средств или ценных бумаг, которые вносятся благотворителем в банк или небанковское финансовое учреждение, благодаря чему приобретатель благотворительной помощи получает право на использование процентов или дивидендов, начисленных на сумму такого эндавмента. При этом такой приобретатель не имеет права тратить или отчуждать основную сумму такого эндавмента без согласия благодетеля (п.п. 170.7.5 п. 170.7 ст. 170 НКУ).

Также отметим, что вузам разрешено получать имущество, средства, материальные ценности в виде благотворительной помощи от госорганов и органов местного самоуправления, а также от юридических и физических лиц.

В соответствии со ст. 70 Закона о высшем образовании вуз по решению ученого совета имеет право размещать собственные поступления на счетах, открытых или в органах Госказначейства, или в государственном банке, что облегчит доступ учреждений к собственным денежным средствам. Согласно п. 5.6 разд. XV Закона о высшем образовании предусмотрено до 31.12.2014 г. привести законы Украины и нормативно-правовые акты министерств и ведомств в соответствие с этим Законом.

Важным также является то, что вузы имеют право пользоваться банковскими кредитами без учета ограничений на заимствования, установленных ст. 16 и п.п. 27 п. 1 ст. 116 БКУ. Напомним, что согласно п. 4 ст. 16 этого Кодекса бюджетное учреждение не имеет права осуществлять заимствование в любой форме, а согласно п.п. 27 п. 1 ст. 116 этого Кодекса такие операции отнесены к нарушениям бюджетного законодательства. Таким образом, указанный запрет на сегодня на вузы не распространяется.

Финансирование вузов государственной формы собственности производится за счет средств госбюджета на условиях госзаказа и за счет других источников. Как и раньше, согласно ст. 71 Закона о высшем образовании, использование бюджетных средств должно быть целевым и эффективным.

Отметим, что финансирование коммунальных вузов осуществляется из местных бюджетов. Так, согласно п.п. «г» п. 1 ст. 89 БКУ к расходам, которые осуществляются из районных бюджетов и бюджетов городов областного значения и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, принадлежат расходы на высшее образование. Сюда относят расходы на оплату услуг по подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров в высших учебных заведениях I — IV уровней аккредитации государственной и коммунальной собственности в соответствии с программами социально-экономического развития регионов.

Кроме того согласно п.п. «в» п. 1 ст. 90 БКУ к расходам, которые осуществляются из областных бюджетов и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, принадлежат расходы на высшее образование. Сюда относят расходы на оплату услуг по подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров на условиях регионального заказа в вузах коммунальной собственности, а также на условиях государственного заказа в вузах государственной собственности по перечню, определенному КМУ.

Согласно ст. 72 Закона о высшем образовании показатели госзаказа формируются по специальностям с учетом среднесрочного прогноза потребности в специалистах на рынке труда, сделанного Минэкономики в порядке, установленном законом, с участием вузов, Нацагентства, работодателей и их объединений. Заметим, что согласно старому Закону госзаказ формировался Минэкономики с согласованной подачи Минобразования и Минсоцполитики.

Определены общие объемы госзаказа относительно потребности в младших бакалаврах, бакалаврах, магистрах в процентном отношении к количеству обладателей предыдущего образовательного уровня, приобретенного в рамках госзаказа в текущем году.

Рассмотрим формирование объемов госзаказа в табл. 4 .

 

Таблица 4

База для расчета объема госзаказа
 (кол-во обладателей образовательного уровня/степени по госзаказу в текущем году)

Объем госзаказа по образовательно-квалификационным степеням в текущем году, % от базы

Младший бакалавр, бакалавр

Магистр

Доктор философии

Полное общее среднее образование

не менее 51

 

 

Бакалавр

 

не менее 50, до 75*

 

Магистр

 

 

не менее 5, до 20*

* Для вуза со статусом «исследовательский».

 

Плановые показатели госзаказа в разрезе специальностей обнародуются Минэкономики на его официальном сайте не позднее чем за 30 календарных дней до начала вступительной кампании. Размещение госзаказа осуществляется на конкурсной основе на принципах открытости и прозрачности, равноправия, объективного оценивания предложений участников конкурса.

Обратим внимание на то, что исследовательскому вузу предоставлено преимущественное право на получение заказа на подготовку магистров и докторов философии. Размещение госзаказа по конкурсу является новшеством.

В то же время, начиная с 01.01.2016 г., согласно п. 7 ст. 44 Закона о высшем образовании по результатам прохождения внешнего независимого оценивания формируется рейтинговый список поступающих по каждой специальности с уведомлением о получении или неполучении ими права получать высшее образование за средства госбюджета. Лица, которые получили право учиться на бюджете, распределяются среди вузов согласно выставленным абитуриентами приоритетам и правилам приема в вузы.

Согласно п. 4 ст. 72 Закона о высшем образовании эта информация подается вузом в вышестоящую организацию, в результате чего размещается госзаказ на подготовку степени младшего бакалавра или бакалавра путем заключения договоров между вышестоящей организацией и вузом.

Фактические объемы размещенного госзаказа в разрезе вузов и специальностей обнародуются государственными заказчиками на их официальных сайтах ежегодно не позднее 1 октября.

Финансирование за счет средств госбюджета подготовки специалистов с высшим образованием по специальностям соответствующих степеней устанавливается в объеме, необходимом для обу­чения на каждые 10 тысяч населения не менее 180 студентов. При этом объем расходов Госбюджета на текущий год не может быть меньше, чем на прошлый год, увеличенный на коэффициент инфляции.

При этом отметим, что предыдущим Законом предусмотрен меньший объем студентов для подготовки специалистов вузами I — II уровня аккредитации и не увязано финансирование текущего и прошлого годов.

 

Международная деятельность

Вузы имеют право заниматься внешнеэкономической деятельностью. Сюда относят подготовку лиц из числа иностранных граждан к поступлению в вузы Украины и лиц из числа граждан Украины к обучению за рубежом; обучение иностранных студентов и подготовку научных кадров для иностранных государств; привлечение иностранных специалистов к работе; участие в работе международных организаций и т. д.

 

Платные услуги в сфере высшего образования

Напомним, что платные образовательные услуги предоставляются исключительно при условии полного выполнения госзаказа. Это прописано и в новом Законе.

Также условием предоставления платных образовательных услуг является соответствие материально-технической базы вуза нормам действующего законодательства. Отметим, что в определенных случаях требуется лицензия или разрешение на предоставление платных услуг (п. 5 ст. 73 Закона о высшем образовании). Виды платных образовательных и других услуг, которые могут предоставляться государственными и коммунальными вузами физическим и юридическим лицам, приведены в Перечне № 796. Порядок предоставления платных услуг регламентирован Порядком № 736.

Согласно этому Порядку определяется и стоимость платных образовательных услуг. Размер платы за весь срок обучения для получения соответствующей степени высшего образования, а также порядок оплаты (разово, ежегодно, каждый семестр, ежемесячно) устанавливаются в договоре. Типовой договор, заключаемый между высшим учебным заведением и физическим (юридическим) лицом на весь срок обучения, утверждается Кабмином. Заметим, что ранее типовой договор утверждало Минобразования. Сумма договора устанавливается вузом в национальной валюте. Высшее учебное заведение имеет право изменять плату за обучение в порядке, предусмотренном договором, не чаще одного раза в год и не более чем на официально определенный уровень инфляции за предыдущий календарный год. Размер платы за весь срок обучения подлежит обнародованию на официальном сайте вуза или любым другим способом.

 

Нормативные документы

ЗКУ — Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о высшем образовании — Закон Украины «О высшем образовании» от 01.07.2014 г. № 1556-VII.

Закон № 1977 — Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности» от 13.12.91 г. № 1977-XII.

Закон № 2984 — Закон Украины «О высшем образовании» от 17.01.2002 г. № 2984-III (утратил силу).

Перечень № 963 — Перечень должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденный постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963.

Перечень № 796 — Перечень платных услуг, которые могут предоставляться учреждениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденный постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796.

Квалификационные характеристики № 665 — Квалификационные характеристики профессий (должностей) педагогических и научно-педагогических работников учебных заведений, утвержденные приказом МОНМС от 01.06.2013 г. № 665.

Положение № 161 — Положение об организации учебного процесса в высших учебных заведениях, утвержденное приказом Минобразования от 02.06.93 г. № 161.

Приказ № 557 — приказ Минобразования «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.

Положение № 163 — Положение об исследовательском университете, утвержденное постановлением КМУ от 17.02.2010 г. № 163.

Порядок № 736 — Порядок предоставления платных образовательных услуг государственными и коммунальными учебными заведениями, утвержденный совместным приказом МОН, Минэкономики и Минфина от 23.07.2010 г. № 736/902/758.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше