Темы статей
Выбрать темы

Скважина на балансе учреждения: сколько стоит такое удовольствие

Матвеева Виктория
Наличие скважины на земельном участке стало уже достаточно распространенным явлением среди бюджетных учреждений. Конечно, имея такой объект, учреждение-водопользователь гарантирует себе автономность при использовании воды. Но для того чтобы добывать подземную воду, учреждение должно получить разрешительные документы, а также периодически уплачивать в бюджет установленные ресурсные платежи. В этой статье рассмотрим, что это за платежи, как их правильно рассчитывать и уплачивать.

Получаем разрешения на скважину

Городской совет планирует обустроить скважину на земельном участке. Какие документы должно получить такое учреждение для добычи подземной воды из скважины?

 

Вопросы, касающиеся добычи подземных вод, регулируют определенные нормативные документы, в частности, Водный кодекс, Кодекс о недрах, Закон о воде, НКУ и т. п. Именно этими документами предусмотрено, что субъекты хозяйствования (в том числе и бюджетные учреждения) для добычи и использования подземной воды должны получить определенные разрешительные документы.

Во-первых, это разрешение на специальное водопользование (далее — спецводопользование).

Так, забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты относятся к специальному водопользованию, осуществляемому на основании разрешения (ст. 48 и 49 Водного кодекса). Такой документ предоставляет субъекту хозяйствования право пользоваться добытыми подземными водами.

Отметим, что в этом году состоялись достаточно радикальные изменения в отношении порядка получения такого разрешения.

Сейчас в ст. 49 Водного кодекса четко определено, что разрешение на спецводопользование предоставляется безвозмездно. При этом срок его выдачи составляет не более 30 календарных дней со дня поступления на рассмотрение заявления и соответствующих документов.

Для того чтобы получить указанное разрешение, первичным водопользователям достаточно подать соответствующее заявление в разрешительный орган (как правило, через единый разрешительный центр) с обоснованием потребности в воде. На сегодняшний день такими разрешительными органами являются:

областные госадминистрации — в случае использования воды из водных объектов общегосударственного значения (к ним относятся подземные воды, являющиеся источником централизованного водоснабжения);

областные советы (по согласованию с облгосадминистрациями) — в случае использования воды водных объектов местного значения (это, в частности, подземные воды, которые не могут быть источником централизованного водоснабжения).

Разрешения на спецводопользование (на краткосрочный период (до 3 лет) или долгосрочный период (от 3 до 25 лет)) выдают в соответствии с Порядком № 321. При этом в выданном разрешении, в частности, указывают: срок его действия, лимиты забора и использования воды, лимиты сброса загрязняющих веществ, а также условия специального водопользования.

Второй необходимый документ — это специальное разрешение на пользование недрами.

Поскольку подземные воды считаются не только частью водного фонда Украины, но и относятся к полезным ископаемым, то субъект хозяйствования должен также получить специальное разрешение на пользование недрами. Процедура выдачи такого разрешения определена в Порядке № 615.

Вместе с тем землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений и горного отвода добывать подземные воды для собственных хозяйственно-бытовых нужд, нецентрализованного и централизованного (кроме производства бутилированной питьевой воды) хозяйственно-питьевого водоснабжения, при условии, что производительность водозаборов подземных вод не превышает 300 м3 в сутки. Такое исключение предусмотрено в ст. 23 Кодекса о недрах.

Таким образом, при суточной добыче воды до 300 м3 в сутки (совокупно, независимо от количества эксплуатируемых скважин) учреждения могут пользоваться недрами без специального разрешения.

Конечно, для того, чтобы водопользователи имели возможность подтвердить, какой объем подземной воды добывают на скважине в сутки, она должна быть обустроена средствами измерения объема добытых подземных вод. Такие средства должны пройти государственную метрологическую аттестацию или поверку.

Отметим, что процедура обустройства скважин средствами измерения объема добытых подземных вод определена в Порядке государственного учета артезианских скважин, обустройства их средствами измерения объема добытых подземных вод, утвержденном постановлением КМУ от 08.10.2012 г. № 963.

При этом до 30.06.2014 г. Государственная служба геологии и недр должна была обеспечить ведение государственного реестра артезианских скважин. В такой реестр должны включаться сведения об артезианских скважинах (в том числе недействующих, независимо от места расположения). Поэтому на основании данных государственного реестра артезианских скважин указанная служба будет иметь возможность формировать государственный водный кадастр.

Следует отметить, что этими разрешениями не ограничивается перечень документов, которые должно иметь бюджетное учреждение для добычи подземных вод. В частности, учреждению необходимо иметь:

— государственный акт на право постоянного пользования или на право собственности на землю;

— технический проект на размещение водопровод­ных сетей, сооружений и оборудования;

— нормативный расчет водоснабжения;

— ситуационный и генеральный планы и прочие документы.

Ввиду того, что сегодня не существует унифицированного (утвержденного) перечня таких документов, советуем учреждению перед тем, как обустроить скважину на земельном участке, собрать информацию о полном пакете документов. По этому вопросу стоит в первую очередь обратиться в организацию, занимающуюся бурением скважин в вашей местности.

 

Учреждение добывает воду из скважины: какие ресурсные платежи уплачивать

Пользование недрами и спецводопользование являются платным. Поэтому, добывая воду, бюджетные учреждения являются плательщиками платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и сбора за спецводопользование. Порядок уплаты таких ресурсных платежей определен НКУ. Далее рассмотрим наиболее распространенные ситуации, с которыми сталкиваются бюджетные учреждения при уплате этих платежей.

 

На балансе бюджетного учреждения находится артезианская скважина, вода из которой используется для собственных нужд учреждения.

Должно ли это учреждение уплачивать за пользование недрами?

 

Плательщиками платы за пользование недрами являются землевладельцы и землепользователи, осуществляющие хозяйственную деятельность по добыче подземных вод на основании разрешений на специальное водопользование (п.п. 263.1.5 НКУ).

Никаких особых условий по обложению бюджетных учреждений или организаций платой за пользование недрами НКУ не предусматривает. То есть бюджетные учреждения уплачивают вышеуказанный налог на общих основаниях.

Объектом налогообложения платы за пользование недрами является объем добытого полезного ископаемого (минерального сырья), являющегося результатом хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых в налоговом (отчетном) периоде, приведенной в соответствие со стандартом, установленным отраслевым законодательством (п.п. 263.2.1 НКУ).

В то же время в соответствии с п.п. 263.2.3 НКУ к объекту налогообложения не относятся:

пресные подземные воды до 20 м (п.п. «а» п.п. 263.2.3 НКУ);

— объемы минеральных вод, добытые государственными детскими специализированными санаторно-курортными заведениями, в части объемов, используемых для лечения на их территории (п.п. «е» п.п. 263.2.3 НКУ).

Поэтому при добыче подземной пресной питьевой воды из скважины глубиной не более 20 м уплачивать плату за пользование недрами бюджетному учреждению не нужно. Также плату за пользование недрами не уплачивают государственные детские специализированные санаторно-курортные заведения (при условии, что такая вода используется для лечения на их территории).

Внимание! Продуктивность водозабора подземных вод (до 300 м3, что освобождает субъектов хозяйствования от необходимости получения разрешения на пользование недрами) на взимание платы за пользование недрами не влияет. По этому вопросу также советуем ознакомиться с консультациями специалистов ГФСУ на с. 11 этого номера.

 

Бюджетное учреждение (психиатрический интернат) имеет на балансе артезианскую скважину с пресной водой, используемую для собственных нужд учреждения.

На балансе интерната есть подсобное хозяйство, в котором выращивают сельскохозяйственную продукцию. Часть выращенной продукции передается в интернат и используется для обеспечения питанием пациентов (на собственные нужды), а остальная реализуются населению.

Является ли в таком случае учреждение плательщиком сбора за специальное использование воды?

 

Согласно п. 323.1 НКУ плательщиками спец­водосбора являются водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, использующие воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных либо других водопользователей (вторичные водопользователи), и использующие воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Также в п. 323.2 НКУ определено, что не являются плательщиками сбора водопользователи, использующие воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения (совокупности людей, находящихся на такой территории в тот или иной период времени, независимо от характера и продолжительности проживания, в пределах их жилого фонда и приусадебных участков), в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и плательщиков единого налога.

Как видим, в круг плательщиков спецводосбора бюджетные учреждения не входят. Однако таким учреждениям следует учитывать п. 326.13 НКУ, в котором определено: если водопользователи, полностью содержащиеся за счет средств государственного и местных бюджетов, используют объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, сбор исчисляется на общих основаниях со всего объема использованной воды с учетом объема потерь воды в их системах поставки.

Напомним, что под хозяйственной деятельностью бюджетных учреждений понимается любая деятельность, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленная на получение дохода.

Как известно, для бюджетных учреждений средства от хозяйственной деятельности являются собственными поступлениями и зачисляются в состав специального фонда их смет в соответствии с требованиями ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI. В частности, к собственным поступлениям бюджетных учреждений относятся поступления от дополнительной (хозяйственной) деятельности и от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества).

В этой ситуации учреждение использует воду, которую добывает из артезианской скважины, для удовлетворения собственных нужд, а также для выращивания сельскохозяйственной продукции, которую реализует населению. Поскольку в этом случае учреждение использует воду не только для собственных нужд, но и для деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, то такое учреждение должно уплачивать спецводосбор.

 

Поселковый совет имеет на балансе скважину. Является ли он плательщиком сбора за специальное использование воды в случае, если воду добывают для предоставления ее жителям села?

 

В соответствии с п. 323.1 НКУ плательщиками спецводосбора являются водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, использующие воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных либо других водопользователей (вторичные водопользователи), и использующие воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Также в п. 323.2 НКУ определено, что не являются плательщиками сбора водопользователи, использующие воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения (совокупности людей, находящихся на данной территории в тот или иной период времени, независимо от характера и продолжительности проживания, в пределах их жилого фонда и приусадебных участков), в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и плательщиков единого налога.

При этом под термином «санитарно-гигиенические нужды» следует понимать использование воды в туалетных, душевых, ванных комнатах и умывальниках и использование для содержания помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.

Следовательно, сбор не взимается за воду, используемую для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения (совокупности людей, находящихся на данной территории в тот или иной период времени, независимо от характера и продолжительности проживания, в пределах их жилого фонда и приусадебных участков), в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и плательщиков единого налога (п.п. 324.4.1 п. 324.4 ст. 324 НКУ).

Таким образом, поселковый совет, имеющий на балансе скважину, из которой осуществляет добычу воды (в том числе на собственном земельном участке), не является плательщиком сбора за специальное использование воды за объемы воды, переданные жителям села в пределах их жилого фонда и приусадебных участков.

 

Как рассчитать спецводосбор

Согласно п. 324.1 НКУ объектом обложения спецводосбором является фактический объем воды, используемой водопользователями, с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения.

Объем фактически использованной воды исчисляют все водопользователи самостоятельно на основании данных первичного учета согласно показаниям измерительных приборов.

При отсутствии измерительных приборов объем фактически использованной воды определяется водопользователем по технологическим данным (продолжительность работы агрегатов, объем произведенной продукции или предоставленных услуг, расход электроэнергии, пропускная способность водопроводных труб за единицу времени и т. п.). В случае отсутствия измерительных приборов, если возможность их установления существует*, спец­водосбор уплачивается в двукратном размере.

* Однако до сих пор налоговики не уточнили, как определяется возможность/невозможность установления измерительных приборов.

Для расчета суммы спецводосбора учреждения-водопользователи должны иметь следующую информацию:

— из какого источника поступает вода (надземного или подземного), а также знать наименование подземного источника или область (район) расположения подземного источника;

— какое значение имеет источник воды: общегосударственное или местное;

— установленный лимит водопотребления;

— ставки спецводосбора и применяемые к нему коэффициенты;

— объем добытой воды за отчетный период.

Об особенностях расчета и уплаты спецводосбора бюджетными учреждениями более подробно можно прочитать в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 16, № 26, № 28).

Также с разъяснениями специалистов ГНСУ и Миндоходов о порядке обложения спецводосбором бюджетных учреждений можно ознакомится в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 5, с. 16 — 17; № 16, с. 22; № 28, с. 13.

 

Как заполнить отчетность по плате за недра

Для бюджетных учреждений формой отчетности по платы за недра является Налоговый расчет по плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых (далее — Налоговый расчет). Эта форма отчетности утверждена приказом № 1000. Также учреждениям, добывающим подземные воды, необходимо подавать Расчет налогового обязательства по плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых (в части полезных ископаемых, для которых утверждены ставки в относительных показателях). Этот расчет также утвержден приказом № 1000 и приведен в приложении 2 к Налоговому расчету.

Бюджетные учреждения подают Налоговый расчет в налоговый орган по местонахождению участка недр, из которого добыты полезные ископаемые (т. е. по местонахождению скважины).

Для расчета платы за недра и заполнения Налогового расчета учреждению необходимо знать следующие показатели:

— объем добытых в налоговом (отчетном) периоде полезных ископаемых;

— стоимость добытых в налоговом (отчетном) периоде полезных ископаемых;

— ставку платы за недра и применяемые к ней коэффициенты.

Поэтому далее расскажем, как бюджетным учреждениям рассчитать такие показатели и отразить их в Налоговом расчете.

Для удобства приведем в таблице основные правила заполнения Налогового расчета и приложения 2 к нему.

Также в этом номере газеты на с. 17 вы можете ознакомиться с разъяснениями специалистов ГФСУ о порядке заполнения Налогового расчета и приложения 2.

 

№ п/п

Наименование строки

Номер строки

Как заполнять

1

2

3

4

Налоговый расчет 

1

коэффициент рентабельности горнодобывающего предприятия (десятичной дробью)

4.4

При заполнении этого показателя обратите внимание на письмо Миндоходов от 07.07.2014 г. № 16034/7/99-99-15-04-01-­17
(см. с. 7 этого номера).Так, в этом письме обращается внимание на то, что расширен круг плательщиков, осуществляющих хозяйственную деятельность по добыче подземных вод на основании разрешений на специальное водопользование (п.п. 263.1.5 НКУ).

Субъекты хозяйствования, осуществляющие добычу полезных ископаемых, в том числе и подземных вод, условно могут быть разделены на четыре категории плательщиков.

В частности, к четвертой категории относятся те самые новички среди плательщиков платы за недра, осуществляющие добычу подземных вод на основании разрешения на спецводопользование.

По мнению налоговиков, поскольку разрешение на пользование участком недр они получать не обязаны, их можно приравнять к третьей категории, т. е. к тем, у кого по уважительной причине отсутствует геолого-экономическая оценка запасов участка недр. Таким образом, для бюджетных учреждений, имеющих на балансе скважину, расчетный коэффициент рентабельности также равен 15 %

2

налоговое обязательство за отчетный период, всего

6

Указывают налоговое обязательство за отчетный период, которое исчисляют как сумму строк 8 приложений 2 (без учета величин строки(строк) 8 приложения(ий) 2, обозначенных плательщиком как «уточняющий»).

Исчисление показателя строки 6 происходит по формуле: стр. 6.2 + стр. 6.3.

Стоимостные показатели расчета указываются в гривнях с копейками. Объяснение о том, как учреждения рассчитывают такой показатель, приведено ниже в таблице

3

приложения (расчеты),
которые подаются
с налоговым расчетом:

10

В строке 10 указывают фактическое количество приложений 1 и/или приложений 2, прилагаемых к налоговому расчету, и указывают номера расчетов данных приложений в отдельных строках

Приложение 2 к Налоговому расчету

4

корректирующий коэффициент

4

В этой строке плательщики указывают один из корректирующих коэффициентов, определенных в п. 263.10 НКУ.

Поскольку для подземных вод такой корректирующий коэффициент НКУ не определен, в этой строке учреждения ставят прочерк

5

объект налогообложения

5

Указывают объем добытого полезного ископаемого (минерального сырья) в учетных единицах (массы или объема) с точностью до третьего десятичного знака (с учетом единицы учета, определенной для соответствующей ставки платы). То есть в этой строке учреждение определяет объем воды, добытой из скважины за отчетный период, м3.

При этом объем (количество) добытого полезного ископаемого (минерального сырья), в том числе подземных вод, плательщики определяют в порядке, установленном п263.8 НКУ

6

 

стоимость единицы добытого полезного ископаемого

 

6

 

Правила определения стоимости единицы соответствующего вида полезного ископаемого (т. е. базы налогообложения) определены в п.п. 263.6.1 НКУ.

Такую стоимость исчисляют по наибольшей из таких величин:

1) по фактическим ценам реализации соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья);

2) по расчетной стоимости соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья), кроме углеводородного сырья.

Следовательно, учреждения — плательщики платы за недра, добывающие воду для собственных хозяйственных нужд, для определения базы налогообложения должны использовать расчетную стоимость.

Правила исчисления расчетной стоимости добытой воды описаны в п.п. 263.6.5 НКУ. Согласно нормам этого подпункта расчетная стоимость добытого сырья состоит из расходов, понесенных на его добычу за налоговый период.

Другими словами, в строке 6.2 учреждение расшифровывает расходы, понесенные при добыче воды. При этом строки 6.1 и 6.3.1 заполняют с прочерком, поскольку стоимость единицы добытого полезного ископаемого по фактической цене реализации и предельной ставке учреждения не определяют.

Для расчета стоимости единицы соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья) (Цр) следует воспользоваться формулой, приведенной в п.п. 263.6.9. НКУ:

img 1

где Вмп — расходы, исчисленные согласно пп. 263.6.5 — 263.6.8 НКУ, в гривнях;

Крмпе — коэффициент рентабельности горного предприятия (десятичная дробь);

Vмп — объем (количество) товарной продукции горного предприятия — добытых полезных ископаемых (минерального сырья), добытой за налоговый (отчетный) период

7

ставка платы

7

Поскольку ставки платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых установлены в процентах (относительных значениях), то в этой строке ставку платы отмечают десятичной дробью. В частности, ставка платы за добычу подземных вод согласно п.п. 263.9.1 НКУ установлена в размере 5 %, поэтому в этой строке указывают — 0,05

8

налоговое обязательство за отчетный период

8

Для расчета налоговых обязательств по плате за недра следует воспользоваться формулой, приведенной в п. 263.7 НКУ:

Пзн = Vф х Вкк х Свнз х Кпп,

где Vф — объем (количество) соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья) в налоговом (отчетном) периоде (в единицах массы или объема);

Вкк — стоимость единицы соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья). ;

Свнз — величина ставки платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, в процентах. При добыче подземных вод она составляет 5 %;

Кпп — корректирующий коэффициент, установленный в п. 263.10 НКУ. При добыче подземных вод такой коэффициент не установлен.

Учитывая это, расчет налоговых обязательств учреждения осуществляют таким образом: (стр. 4 х стр. 5 х стр. 6 х стр. 7)

 

При заполнении Налогового расчета и приложения 2 учреждения проставляют соответствующие данные во всех строках (с учетом примечаний к ним). Если какое-либо значение отсутствует, такую строку не заполняют (прочеркивают). Обратите внимание: все стоимостные показатели Налогового расчета и приложения 2 указываются в гривнях с копейками.

Рассмотрим на примере, как рассчитывать плату за недра и заполнить Налоговый расчет и приложение 2 к нему.

 

Пример. Бюджетное учреждение имеет на балансе скважину, воду из которой использует для приготовления еды, санитарно-гигиенических нужд, а также для предоставления банно-­стиральных услуг.

Источником воды являются подземные воды Северского Донца (они имеют общегосударственное значение).

По данным счетчика в III квартале использовано 500 м3. Расходы на добычу воды в III квартале составили 23500 грн.

Ставка платы за недра — 5 %.

Рассчитаем плату за недра:

(23500 грн. + 23500 грн. х 0,15) : 500 м3 = 54,05 грн. — стоимость единицы добытой подземной воды;

500 м3 х 54,05 грн. х 0,05 = 1351,25 грн. — сумма налоговых обязательств.

На основании этих расчетов Налоговый расчет и приложение 2 заполняют следующим образом:

 

img 2 

 

Как отражать расходы на уплату ресурсных платежей

В соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, расходы на уплату налогов и сборов, обязательных платежей в бюджет в соответствии с законодательством, в том числе расходы на уплату платы за недра и спецводосбора, учреждения осуществляют по КЭКР 2800 «Прочие текущие расходы».

В бухгалтерском учете начисление платы за недра и спецводосбора учреждения отражают записью: Дт 801, 802, 811 — Кт 641. При уплате платежей делают запись: Дт 641 — Кт 321, 323.

 

Нормативные документы

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Водный кодекс — Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР.

Кодекс о недрах — Кодекс Украины о недрах от 27.07.94 г. № 132/94-ВР.

Закон о воде — Закон Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» от 10.01.2002 г. № 2918­-III.

Порядок № 321 — Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.2002 г. № 321.

Порядок № 615 — Порядок предоставления специальных разрешений на пользование недрами, утвержденный постановлением КМУ от 30.05.2011 г. № 615.

Приказ № 1000 — приказ Минфина «Об утверждении форм налоговых расчетов по плате за пользование недрами» от 17.09.2012 г. № 1000.

Теги скважина
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше