Темы статей
Выбрать темы

Татьяна Слюз: ответы на актуальные вопросы работников бюджетной сферы

В связи с многочисленными изменениями, внесенными в течение последних месяцев в Бюджетный и Налоговый кодексы Украины, у специалистов, работающих в бюджетной сфере, возникают многочисленные вопросы, связанные с особенностями применения бюджетного законодательства, обслуживания деятельности бюджетных учреждений, предприятий и организаций. С вопросами, наиболее часто задаваемыми нашими читателями, мы обратились к Председателю Государственной казначейской службы Украины Татьяне Слюз.

Ред.: Осуществляется ли в настоящий момент перечисление социальных выплат (например, помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам с детства и временной помощи детям, пенсий) в Донецкой и Луганской областях?

 

Т. С.: Финансирование социальных выплат, в том числе помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам с детства и пенсий, в населенных пунктах Донецкой и Луганской областей, контролируемых украинской властью, осуществлялось и осуществляется своевременно и в полном объеме.

Действительно, приостановлено финансирование выплат на территориях, временно не контролируемых украинской властью. Для возобновления перечисления помощи и других социальных выплат гражданам Украины, проживающим на территории, не подконтрольной украинской власти, согласно Порядку оформления и выдачи справки о взятии на учет лиц, которые перемещаются с временно оккупированной территории Украины или района проведения антитеррористической операции, утвержденному постановлением КМУ от 01.10.2014 г. № 509, необходимо:

переместиться в населенный пункт на контролируемую украинской властью территорию;

стать на учет в структурном подразделении по вопросам социальной защиты населения районных, районных в г. Киеве государственных администраций, исполнительных органов городских, район­ных в городах (уполномоченные органы), контролируемых украинской властью;

получить справку о взятии на учет.

Прием таких заявлений и выдача справок о взятии на учет могут осуществляться работниками жилищно-­эксплуатационных организаций или уполномоченными лицами, определенными исполнительными органами сельских и поселковых советов, находящихся под контролем украинской власти, по согласованию с уполномоченными органами;

подать в указанный орган по вопросам социальной защиты населения или орган Пенсионного фонда Украины заявление о возобновлении социальных выплат.

 

Ред.: Расскажите, пожалуйста, об изменениях к Бюджетному кодексу Украины в части межбюджетных трансфертов.

 

Т. С.: Изменения к Бюджетному кодекс Украины я бы охарактеризовала следующими направлениями:

1) увеличение ресурса:

— расширение доходной базы местных бюджетов и закрепление за ними стабильных источников доходов;

— новая бюджетная политика, создающая стимулы для местных бюджетов привлекать инвестиции и расширять свою налоговую базу;

2) увеличение ответственности:

— бюджетная и финансовая самостоятельность местных бюджетов;

— разграничение и четкое распределение расходных полномочий;

3) адаптация финансов к локальным потребностям:

— стимулирование территориальных громад к объединению;

— эффективное решение локальных потребностей собственными ресурсами.

Государство взяло на себя полную ответственность по:

— предоставлению образовательных услуг общеобразовательными учебными заведениями;

— обеспечению медицинского обслуживания населения и мероприятий отдельных государственных программ по здравоохранению;

— подготовке рабочих кадров профессионально-техническими и другими учебными заведениями государственной и коммунальной собственности.

С этой целью местным бюджетам предоставляются такие новые виды трансфертов:

— образовательная субвенция;

— медицинская субвенция;

— субвенция на подготовку рабочих кадров.

Средства этих субвенций могут направляться на реализацию мероприятий по оптимизации сетей соответствующих заведений.

Остатки средств субвенций хранятся на счетах местных бюджетов и используются в следующем бюджетном периоде с учетом целевого назначения субвенции и на обновление материально-технической базы соответствующих заведений.

 

Ред.: На главной странице официального веб-портала ГКС Украины появилась рубрика «Электронные сервисы», а именно информация о внедрении дистанционного обслуживания клиентов через программно-технический комплекс «Клиент Казначейства — Казначейство». Хотелось бы узнать более подробно об этой системе.

 

Т. С.: Казначейством Украины с целью упрощения и оптимизации взаимодействия распорядителей и получателей бюджетных средств в процессе обслуживания в органах Казначейства принято решение о внедрении электронной формы обслуживания клиентов с использованием надежных средств электронной цифровой подписи и современных интернет-технологий.

Для достижения указанной цели Казначейство Украины выполнило целый ряд подготовительных мероприятий организационного, нормативно-правового и технического характера, и на сегодняшний день активно внедряет дистанционную форму обслуживания клиентов.

Система дистанционного обслуживания «Клиент Казначейства — Казначейство» построена по классическому принципу интернет-банкинга, предоставляет возможность клиенту в режиме реального времени владеть информацией о состоянии счетов в Казначействе и осуществлять операции, не покидая территорию собственного офиса.

Внедрение в бюджетном учреждении этой системы существенно сократит расходы на доставку документов в органы Государственной казначейской службы Украины, позволит отказаться от потока входящих и исходящих бумажных документов, которыми обменивается клиент и орган Казначейства, ускорит обработку информации, уменьшит количество технических ошибок в документах.

 

Ред.: Изменилась ли роль главных распорядителей в бюджетном процессе в связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Украины?

 

Т. С.: Роль главных распорядителей усилилась. Точнее, возросла их ответственность. Так, в соответствии с изменениями, внесенными Законом Украины от 28.12.2014 г. № 79-VIII (далее — Закон № 79) в статью 22 Бюджетного кодекса Украины, главные распорядители бюджетных средств при разработке и утверждении паспортов бюджетных программ, составлении отчетов об их выполнении и осуществлении анализа показателей выполнения бюджетных программ (в случае применения ­программно-целевого метода в бюджетном процессе), должны обеспечить:

— своевременность утверждения паспортов бюджетных программ, достоверность и полноту содержащейся в них информации;

— соответствие содержания паспортов бюджетных программ закону о Государственном бюджете Украины (решению о местном бюджете) и/или росписи бюджета, порядкам использования бюджетных средств и правилам составления паспортов бюджетных программ и отчетов об их выполнении;

— подтверждение результативных показателей бюджетных программ официальной государственной статистической, финансовой и другой отчетностью, данными бухгалтерского, статистического и внутрихозяйственного (управленческого) учета, внедрение формы внутрихозяйственного (управленческого) учета для сбора такой информации.

 

Ред.: Какие изменения были внесены в защищенные расходы бюджета?

 

Т. С.: Защищенными расходами бюджета определяются расходы общего фонда, перечень которых дополнен расходами на мероприятия, связанные с обороноспособностью государства, которые осуществляются за счет средств резервного фонда государственного бюджета, на осуществление разведывательной деятельности, на оплату услуг по охране государственных (коммунальных) заведений культуры.

В соответствии со статьей 55 Бюджетного кодекса Украины объем защищенных расходов не может изменяться при осуществлении сокращения утвержденных бюджетных назначений.

 

Ред.: При назначении на должность главных бухгалтеров возникало очень много вопросов, касающихся определения профессионально-квалификационного уровня претендентов. Произошли ли какие-либо изменения в этом вопросе?

 

Т. С.: Законом № 79 внесены изменения в статью 56 Бюджетного кодекса Украины. Согласно этим изменениям упрощена процедура назначения главного бухгалтера. С января 2015 года назначение и увольнение главного бухгалтера бюджетного учреждения осуществляются в соответствии с законодательством о труде и не требуют согласования Казначейством Украины.

 

Ред.: Расскажите, пожалуйста, подробнее о нововведениях в части открытия счетов в системе электронного администрирования НДС.

 

Т. С.: Во исполнение статьи 2001 Налогового кодекса Украины и  постановления КМУ «Некоторые вопросы электронного администрирования налога на добавленную стоимость» от 16.10.2014 г. № 569 с целью обеспечения функционирования системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость в 2015 году в декабре 2014 года на основании реестра плательщиков налога, полученного от Государственной фискальной службы Украины, Казначейство Украины открыло счета по электронному администрированию налога на добавленную стоимость.

По состоянию на 01.03.2015 г. в Казначействе Украины открыто свыше 236 тыс. счетов.

На счет, открытый в системе электронного администрирования налога, плательщики налога должны перечислять средства с собственного текущего счета, открытого в банке, в сумме, необходимой для уплаты налога в бюджет.

Информацию о состоянии своего электронного счета и порядке оплаты по нему плательщик налога получает в Государственной фискальной службе Украины.

Средства, зачисленные на электронный счет, на основании реестров Государственной фискальной службы Украины не позже последнего дня срока, установленного Налоговым кодексом Украины для уплаты налоговых обязательств, Казначейство перечисляет в бюджет и/или на специальные счета плательщиков налога — сельскохозяйственных предприятий, или на собственные счета плательщиков, открытые в банке, по сумам переплат.

В случае недостаточности средств на электронном счете плательщика налога для уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств плательщик налога в сроки, установленные Налоговым кодексом Украины для самостоятельной уплаты налоговых обязательств, перечисляет на электронный счет необходимые средства с собственного текущего счета.

В случае аннулирования регистрации плательщика налога остаток средств на его электронном счете после расчетов с бюджетом по результатам последнего отчетного (налогового) периода перечисляется в бюджет.

При этом следует отметить, что Казначейство Украины ни в коем случае не работает с плательщиками и не является администратором указанного налога. Перечисление средств осуществляется по реестрам, направляемым в Казначейство Украины Государственной фискальной службой Украины. Такие реестры о перечислениях будут иметь 6 разных признаков:

1 — платежи в бюджет в сумме налоговых обязательств по НДС, подлежащих уплате по результатам отчетного налогового периода;

2 — платежи на специальный счет налогоплательщиков — сельскохозяйственных предприятий, открытый в органе Казначейства или учреждении банка, в сумме налоговых обязательств по НДС, подлежащих уплате по результатам отчетного налогового периода;

3 — платежи по заявлению налогоплательщика на текущий счет такого плательщика (излишне уплаченные средства);

4 — платежи по заявлению налогоплательщика в бюджет (излишне уплаченные средства);

5 — платежи в бюджет по декларациям, поданным после окончания предельного срока, установленного Налоговым кодексом Украины для самостоятельной уплаты налоговых обязательств (выполняемые в день предоставления реестров);

6 — платежи на специальный счет по декларациям, поданным после окончания предельного срока, установленного Налоговом кодексом Украины для самостоятельной уплаты налоговых обязательств (выполняемые в день предоставления реестров).

 

Ред.: В последнее время в средствах массовой информации об органах Казначейства говорят больше, чем о других органах власти. Как Вы думаете, с чем это связано?

 

Т. С.: По моему мнению, это связано с тем, что система Казначейства развивается очень быстрыми темпами и, не знаю, к счастью или к сожалению, появляются новые функции, кардинально влияющие на работу органов Казначейства.

Вот приведу некоторые из них.

Например, открытие свыше 236 тыс. электронных НДС-счетов на базе центрального аппарата Казначейства Украины породило не только безумную нагрузку на работников центрального аппарата, но и шквал звонков плательщиков НДС.

Еще один пример — изменение механизма перечисления органами Казначейства дотации из государственного бюджета.

Дотация выравнивания в прошлых годах перечислялась по ежедневным нормативам, определенным законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, согласно фактическому поступлению определенных налогов, входящих в корзину доходов государственного бюджета для предоставления межбюджетных трансфертов, которые поступили на определенной территории. Из-за невыполнения корзины доходов суммы ежедневных поступлений для определенного районного или городского бюджета были незначительными.

Недополученная в роспись месячная сумма дотации выравнивания перечислялась Казначейством с центрального уровня в первые дни следующего месяца.

В отличие от этого механизма, с текущего года базовая дотация будет перечисляться Казначейством ежедекадно в соответствии с росписью государственного бюджета несмотря на состояние выполнения доходов государственного бюджета.

Еще одна новация: во исполнение требований постановления КМУ «Об утверждении Порядка погашения задолженности по решениям суда, исполнение которых гарантируется государством» от 03.09.2014 г. № 440 с 1 января 2015 года на органы Казначейства возложена обязанность исполнения судебных решений обязательственного характера.

До 1 января 2015 года такие судебные решения исполняла Государственная исполнительная служба.

Только в январе 2015 года от Государственной исполнительной службы в органы Казначейства поступило 19 тысяч таких судебных решений.

Следующее нововведение: предоставление электронных сервисов клиентам Казначейства, из которых одним из основных является система дистанционного обслуживания клиентов с использованием программно-технического комплекса «Клиент Казначейства — Казначейство». Этим сервисом в первую очередь заинтересуются клиенты, желающие упростить и оптимизировать взаимодействие с органами Казначейства в процессе их обслуживания, достичь определенной экономии времени, материальных и финансовых ресурсов.

Я отметила только основные функции, которые добавились для исполнения органами Казначейства. Поэтому, конечно же, в связи с такими нововведениями об органах Казначейства будут активно говорить, при этом кто-то в положительном, кто-то в отрицательном ключе. А мы в привычном режиме будем выполнять свои полномочия, так как привыкли за последние годы к критике. Хотя не всегда она является объективной и справедливой.

 

Ред.: Каковы планы Казначейства Украины на ближайшее время?

Т. С.: Приоритетными направлениями деятельности Казначейства Украины на текущий год определены:

1) выполнение мероприятий Стратегии развития системы управления государственными финансами (а именно — внедрение национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе; участие в усовершенствовании нормативно-правового обеспечения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе, казначейского обслуживания местных бюджетов с применением программно-целевого метода, управления ликвидностью государственных финансов);

2) усовершенствование казначейского обслуживания бюджетных средств (путем внедрения и развития системы дистанционного обслуживания через программно-технический комплекс «Клиент Казначейства — Казначейство», развития информационных технологий казначейского обслуживания; создания в аппарате Казначейства Украины контактного центра (call-центра) для обеспечения поддержки пользователей программно-технического комплекса «Клиент Казначейства — Казначейство» в режиме реального времени с помощью многоканального бесплатного телефона 0-800-… и других сетевых сервисов для предоставления консультаций (интернет-форум, ICQ, Skype и т. п.);

3) повышение открытости и прозрачности деятельности Казначейства путем модернизации официального веб-портала Казначейства Украины (после модернизации интерфейса веб-портала в ноябре 2014 года, по результатам аналитических данных Google Analytics, установлен положительный показатель посещаемости веб-портала, о чем свидетельствует, в первую очередь, тенденция к значительному увеличению количества пользователей на 566,6 %, пересмотренных страниц на 557,5 %, появление новых пользователей из разных стран (Бангладеш, США, Германия, Индия, Кения, Великобритания), значительный рост пользователей в городах Украины (Киев, Львов, Харьков, Днепропетровск — почти в 4 раза) и другие показатели).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше