Начнем с того, что согласно п. 1 ст. 127 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III (далее — ЗКУ) продажу земельных участков государственной или коммунальной собственности либо прав на них (аренды, суперфиция, эмфитевзиса) гражданам, юридическим лицам и иностранным государствам осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Граждане и юридические лица, заинтересованные в приобретении земельных участков в собственность, подают заявление (ходатайство) в соответствующий орган исполнительной власти или сельский, поселковый, городской совет либо государственный орган приватизации. В заявлении (ходатайстве) отмечаются место расположения земельного участка, его целевое назначение, размеры и площадь, а также согласие на заключение договора об оплате авансового взноса в счет оплаты цены земельного участка (ст. 128 ЗКУ).
Договор купли-продажи земельного участка подлежит нотариальному удостоверению. Документ об оплате либо об уплате первого платежа (в случае продажи земельного участка с рассрочкой платежа) является основанием для выдачи государственного акта на право собственности на земельный участок и его государственной регистрации.
Средства, полученные от продажи земельных участков государственной или коммунальной собственности, зачисляются органами государственной власти или органами местного самоуправления соответственно в государственный и/или местные бюджеты в порядке, определенном законом.
При этом отметим, что согласно п. 56 ст. 29 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI в доходы общего фонда Государственного бюджета Украины относится 10 % средств от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения или прав на них, находящихся в государственной собственности до размежевания земель государственной и коммунальной собственности (кроме земельных участков несельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации); средства от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения или прав на них, находящихся в государственной собственности, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации; средства от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения или прав на них, находящихся в государственной собственности после размежевания земель государственной и коммунальной собственности.
Остальные 90 % средств от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения или прав на них, находящихся в государственной собственности до размежевания земель государственной и коммунальной собственности (кроме земельных участков несельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации) в соответствии с п. 6 ст. 71 этого Кодекса включают в поступления бюджета развития местных бюджетов.
Как видно из вопроса, средства за земельный участок были перечислены не только на неправильный расчетный счет, но и, в первую очередь, по неверному коду классификации доходов бюджета. Что же делать в таком случае?
Обратимся к Порядку казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденному приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938.
В соответствии с п. 3.5 этого Порядка порядок возврата плательщикам средств, ошибочно или излишне зачисленных в местные бюджеты, а также взаимодействия органов Госказначейской службы с органами, которые согласно законодательству контролируют взимание поступлений в бюджет, регламентируется отдельными нормативно-правовыми актами.
На сегодня таким является Порядок возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местные бюджеты, утвержденный приказом Минфина от 03.09.2013 г. № 787.
Как определено в п. 5 этого Порядка, возврат ошибочно или излишне зачисленных в бюджет налогов, сборов (обязательных платежей) и других доходов бюджетов осуществляется по представлению органов, контролирующих взимание поступлений бюджета.
Такое представление подается в орган Госказначейской службы по форме, предусмотренной нормативно-правовыми актами по вопросам возврата ошибочно или излишне зачисленных в бюджет средств, или в произвольной форме на официальном бланке учреждения за подписью руководителя учреждения (его заместителя в соответствии с компетенцией), скрепленной гербовой печатью (при наличии) или печатью с наименованием и идентификационным кодом учреждения. В этом представлении обязательно указывается следующая информация:
— обоснование необходимости возврата средств из бюджета;
— наименование плательщика (субъекта хозяйствования);
— код по ЕГРПОУ (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество физического лица;
— регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (идентификационный номер) или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям в установленном порядке отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и имеют отметку в паспорте);
— сумма платежа, подлежащая возврату;
— дата и номер документа на перевод, подтверждающего перечисление средств в соответствующий бюджет.
В связи с тем, что средства ошибочно были зачислены по коду классификации доходов 21090000 «Средства от использования (реализации) части произведенной продукции, которая остается в собственности государства в соответствии с соглашениями о распределении продукции, и/или средства в виде денежного эквивалента такой государственной части продукции», необходимо определить, какой именно орган контролирует поступление по этому коду.
Согласно письму Минфина от 05.09.2014 г. № 31-11210-11-10/22889 контроль за правильностью и своевременностью поступлений в бюджет платежей по коду 21090000 возложен на Министерство энергетики и угольной промышленности Украины. Следовательно, в этой ситуации вам необходимо в письменном виде обратиться в это Министерство в отношении решения вопроса о возврате средств, ошибочно зачисленных по коду 21090000.