Вопросы, касающиеся правильности учета земельных участков, постоянно возникают у наших читателей. Не обошлось без них и в 2015 году. Как видим, на этот раз читателей интересует необходимость индексации стоимости земельного участка.
Такой вопрос связан с тем, что в отношении земельних участков применяют два вида денежных оценок — нормативную и экспертную. Об этом сказано в ст. 5 Закона Украины «Об оценке земель» от 11.12.2003 г. № 1378-IV (далее — Закон № 1378). Для каких целей применяют каждую их этих оценок?
Давайте расставим все точки над «і» в этом вопросе.
Право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации таких прав. Эта норма закреплена в ст. 125 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.
Для этого каждому бюджетному учреждению необходимо оформить право собственности, пользования земельным участком в соответствии с требованиями Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» от 01.07.2004 г. № 1952-IV.
В качестве подтверждения государственной регистрации земельного участка учреждения получают извлечение из Государственного земельного кадастра о земельном участке в территориальном органе Госземагентства по местонахождению такого участка. В таком извлечении приведена вся информация о земельном участке, в частности: местонахождение; площадь; целевое назначение (категория земель, вид использования земельного участка в пределах определенной категории земель); состав угодий с указанием контуров зданий и сооружений, их названий; нормативная денежная оценка.
Однако на основании данных о размере нормативной денежной оценки учреждение не может принять такой земельный участок на баланс. Почему? Дело в том, что нормативная денежная оценка используется исключительно в случаях, указанных в ст. 5 Закона № 1378.
Такая оценка используется для:
— определения размера земельного налога;
— определения государственной пошлины при мене, наследовании (кроме случаев наследования наследниками первой и второй очереди по закону (как случаев наследования ими по закону, так и случаев наследования ими по завещанию) и по праву представления, а также случаев наследования собственности, стоимость которой облагается налогом по нулевой ставке) и дарении земельных участков;
— определения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности;
— определения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;
— определения стоимости земельных участков площадью свыше 50 гектаров для размещения открытых спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений;
— разработки показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.
Таким образом, данные о нормативной денежной оценке бюджетные учреждения в бухучете никак не отражают, а лишь используют для расчета земельного налога.
Важно! Нормативная денежная оценка подлежит ежегодной индексации.
По состоянию на 1 января текущего года нормативная денежная оценка сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения подлежит индексации. Такой коэффициент рассчитывают по формуле, приведенной в п. 289.2 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI, исходя из индекса потребительских цен за предыдущий год.
Расчет выполняют по следующей формуле:
Кi = І : 100,
где І — индекс потребительских цен за предыдущий год.
Получается, что коэффициент индексации нормативной денежной оценки равен индексу инфляции за предыдущий год.
Как сообщили Госземагентство в письме от 14.01.2015 г. № 6-28-022-215/2-15 и ГФИ в письме от 22.01.2015 г. № 1816/7/99-99-15-03-01-17, коэффициент индексации нормативной денежной оценки по состоянию на 01.01.2015 г. равен 1,249 (индекс инфляции за 2014 год — 124,9 %).
При этом кумулятивное значение этого коэффициента с 1995 года по состоянию на 01.01.2015 г. составляет 3,997 (нормативная денежная оценка земель за 2002, 2003, 2004 и 2006 годы не индексировалась).
Таким образом, в 2015 году бюджетные учреждения индексируют нормативную денежную оценку земельного участка. Однако учтите: такое изменение нормативной оценки земельного участка учреждения в бухгалтерском учете никак не отражают. В результате изменение нормативной стоимости земельного участка влияет (увеличивает) только на величину земельного налога.
Теперь поговорим об экспертной денежной оценке земельных участков.
Для того чтобы отразить стоимость земельного участка в бухгалтерском учете, учреждение должно провести экспертную денежную оценку такого участка. Это требование предусмотрено ст. 13 Закона № 1378. Поэтому для того, чтобы зачислить земельный участок на баланс, учреждению не достаточно иметь документы о праве собственности (пользования) таким участком и данные о его нормативной денежной оценке.
Экспертную оценку проводят субъекты оценочной деятельности в рамках Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III. По ее результатам составляют отчет о проведении оценки.
Нужно ли в 2015 году бюджетным учреждениям индексировать экспертную стоимость земельных участков?
Вопрос о необходимости проведения индексации необоротных активов мы уже подробно обсуждали на страницах нашей газеты в материале «Индексация необоротных активов в 2015 году: проводить или нет» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 8, с. 21).
Напомним, что в НП(С)БУ 121 «Основные средства», утвержденном приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202, отсутствует требование о проведении индексации стоимости групп необоротных активов. Это значит, что с 1 января 2015 года проводить ежегодную индексацию стоимости групп основных средств (в том числе и земельных участков) не нужно.
Таким образом, стоимость земельных участков, которые учитываются в бухгалтерском учете по экспертной оценке на субсчете 101 «Земельные участки», никак не изменяется (т. е. не индексируется).
В то время как нормативная денежная оценка земельных участков в 2015 году подлежит индексации на индекс 1,249. Однако повторим, что такое изменение стоимости земельного участка бюджетные учреждения в бухгалтерском учете не отражают.
Добавим, что о порядке учета земельных участков Госказначейство разъясняло в письме от 26.05.2009 г. № 15-06/1394-8434. Также данному вопросу была посвящена консультация специалиста Госказначейства «Учет земельных участков» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 47, с. 24).
Официальная позиция ГлавКРУ о порядке отражения в учете земельных участков, находящихся в собственности, постоянном или временном пользовании учреждений и организаций, изложена в разъяснении от 03.10.2007 г. (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 38). Тем бюджетным учреждениям, которые продолжают учитывать земельный участок по нормативной оценке еще с 2001 года, рекомендуем внимательно изучить письмо ГлавКРУ от 12.12.2007 г. № 02-18/1926 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 41).