В 2015 году для правильного оприходования запасов в бухучете нужно изучить правила формирования первоначальной стоимости таких активов. Эти правила установлены в п. 8 разд. II НП(С)БУ 123 «Запасы», утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202, и п. 5 разд. II Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.
Рассмотрим, как формируется первоначальная стоимость запасов, приобретенных за денежные средства. В такую стоимость включают:
— суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу), за вычетом непрямых налогов;
— суммы ввозной пошлины;
— суммы непрямых налогов в связи с приобретением запасов, которые не возмещаются субъектам государственного сектора;
— транспортно-заготовительные расходы (затраты на заготовку запасов, оплата тарифов (фрахта) за погрузо-разгрузочные работы и транспортировку запасов всеми видами транспорта к месту их использования, включая расходы по страхованию рисков транспортировки запасов);
— другие расходы, которые непосредственно связаны с приобретением запасов и приведением их в состояние, в котором они пригодны для использования в запланированных целях. К таким расходам, в частности, относятся прямые материальные расходы, прямые расходы на оплату труда, другие прямые расходы субъекта государственного сектора на доработку и повышение качественно технических характеристик запасов.
Как видим, в первоначальную стоимость запасов учреждения должны включать стоимость запасов, оплаченных поставщикам, транспортные расходы и суммы НДС, уплаченные в их стоимости. Другими словами, оприходовать запасы нужно исходя из той суммы, которая оплачена поставщикам с учетом НДС.
Причем такие правила включения суммы НДС в первоначальную стоимость запасов применяются учреждениями в случае:
— приобретения запасов за счет средств общего фонда;
— приобретения запасов за счет средств специального фонда. Это касается тех бюджетных учреждений, которые не являются плательщиками НДС и не имеют право включить суммы НДС в налоговый кредит.
Учреждения — плательщики НДС не включают суммы НДС в первоначальную стоимость запасов, а относят их в налоговый кредит (если имеют на это право). Во всех остальных ситуациях учреждения включают суммы НДС в первоначальную стоимость запасов.
Что касается расходов на доставку запасов, то такие расходы надо включать в первоначальную стоимость этих запасов. В рассматриваемой ситуации такие расходы учреждение в общей сумме относит на увеличение первоначальной стоимости конкретного вида запасов — строительных материалов.
Рассмотрим, как отражают в бухучете приобретение запасов.
Пример 1. Бюджетное учреждение — неплательщик НДС приобрело строительные материалы на сумму 6000 грн. (в том числе НДС — 1000 грн.). Также учреждение оплатило услуги по доставке строительных материалов в сумме 240 грн. (в том числе НДС — 40 грн.).
Стоимость строительных материалов оплачена после их фактического получения за счет средств специального фонда.
После проведения ремонтных работ стоимость израсходованных строительных материалов на основании акта выполненных работ отнесена на фактические расходы.
В бухучете операции по оприходованию и списанию запасов отражают так:
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн. | КЭКР | |
дебет | кредит | ||||
1 | Оприходованы стройматериалы (без НДС) | 234 | 675 | 5000 | 2210 |
2 | Включена в первоначальную стоимость стройматериалов сумма НДС | 234 | 675 | 1000 | 2210 |
3 | Включены в первоначальную стоимость стройматериалов расходы по их доставке | 234 | 675 | 200 | 2240 |
4 | Включена в первоначальную стоимость стройматериалов сумма НДС | 234 | 675 | 40 | 2240 |
5 | Оплачена стоимость стройматериалов и расходов по их доставке | 675 | 323 | 6240 | 2210 — 6000 грн.; 2240 — 240 грн. |
6 | Списана стоимость израсходованных стройматериалов* | 811 | 234 | 6240 | 2210 — 6000 грн.; 2240 — 240 грн.** |
* Допустим, учреждение при списании запасов применяет метод идентифицированной себестоимости. ** Считаем, что при списании запасов, стоимость которых сформирована из расходов, осуществленных по разным КЭКР, нужно учитывать факт наличия в стоимости запасов нескольких кодов. В фактические расходы по соответствующему КЭКР должна попасть та сумма, которая была уплачена по этому коду. В противном случае кассовые расходы не сойдутся с фактическими при их увязке. К сожалению, на этом примере наглядно видно несоответствие новых правил бухучета и правил бюджетного учета. Надеемся, Минфин обратит внимание на эту проблему и разрешит ее в ближайшее время. |
В этом примере мы наглядно показали, как надо формировать в бухучете первоначальную стоимость запасов согласно НП(С)БУ 123 «Запасы» исходя из стоимости непосредственно строительных материалов (операции 1 и 2) и расходов на их доставку (операции 3 и 4). Однако таких операций может быть меньше, поскольку вполне возможно показать одной записью в бухучете оприходование запасов с учетом НДС (Дт 234 — Кт 675 на сумму 6000 грн.) и включение в их стоимость расходов по доставке с учетом НДС (Дт 234 — Кт 675 на сумму 240 грн.). Поэтому бухгалтер может выбрать любой из вариантов. Главное, что оба они правильные.
Пример 2. Бюджетное учреждение — плательщик НДС приобрело строительные материалы на сумму 6000 грн. (в том числе НДС — 1000 грн.), а также оплатило услуги по доставке строительных материалов в сумме 240 грн. (в том числе НДС — 40 грн.).
Стоимость строительных материалов оплачена после фактического получения за счет средств специального фонда.
После проведения ремонтных работ стоимость израсходованных строительных материалов на основании акта выполненных работ отнесена на фактические расходы.
В бухучете операции по оприходованию и списанию запасов отражают так:
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн. | |
дебет | кредит | |||
1 | Оприходованы строительные материалы (без НДС) | 234 | 675 | 5000 |
2 | Сумма НДС отнесена в налоговый кредит | 641 | 675 | 1000 |
3 | Включены в первоначальную стоимость запасов расходы по их доставке | 234 | 675 | 200 |
4 | Сумма НДС отнесена в налоговый кредит | 641 | 675 | 40 |
5 | Оплачена стоимость строительных материалов и расходы по их доставке | 675 | 323 | 6240 |
6 | Списана стоимость израсходованных строительных материалов | 811 | 234 | 5200 |