Темы статей
Выбрать темы

Строительные материалы приобретены за счет спецфонда: отражаем в учете

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Бюджетное учреждение за счет спецфонда (благотворительных взносов) приобрело строительные материалы (линолеум). Согласно договору стоимость линолеума — 6000 грн. (в том числе НДС — 1000 грн.). Услуги по доставке оплачены отдельно в сумме 240 грн. (в том числе НДС — 40 грн.). Стоимость строительных материалов учреждение оплатило по КЭКР 2210, а расходы по доставке таких материалов — по КЭКР 2240. Как правильно оприходовать такой линолеум в учете?

В 2015 году для правильного оприходования запасов в бухучете нужно изучить правила формирования первоначальной стоимости таких активов. Эти правила установлены в п. 8 разд. II НП(С)БУ 123 «Запасы», утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202, и п. 5 разд. II Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Рассмотрим, как формируется первоначальная стоимость запасов, приобретенных за денежные средства. В такую стоимость включают:

суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу), за вычетом непрямых налогов;

— суммы ввозной пошлины;

суммы непрямых налогов в связи с приобретением запасов, которые не возмещаются субъектам государственного сектора;

— транспортно-заготовительные расходы (затраты на заготовку запасов, оплата тарифов (фрахта) за погрузо-разгрузочные работы и транспортировку запасов всеми видами транспорта к месту их использования, включая расходы по страхованию рисков транспортировки запасов);

— другие расходы, которые непосредственно связаны с приобретением запасов и приведением их в состояние, в котором они пригодны для использования в запланированных целях. К таким расходам, в частности, относятся прямые материальные расходы, прямые расходы на оплату труда, другие прямые расходы субъекта государственного сектора на доработку и повышение качественно технических характеристик запасов.

Как видим, в первоначальную стоимость запасов учреждения должны включать стоимость запасов, оплаченных поставщикам, транспортные расходы и суммы НДС, уплаченные в их стоимости. Другими словами, оприходовать запасы нужно исходя из той суммы, которая оплачена поставщикам с учетом НДС.

Причем такие правила включения суммы НДС в первоначальную стоимость запасов применяются учреждениями в случае:

приобретения запасов за счет средств общего фонда;

приобретения запасов за счет средств специального фонда. Это касается тех бюджетных учреждений, которые не являются плательщиками НДС и не имеют право включить суммы НДС в налоговый кредит.

Учреждения — плательщики НДС не включают суммы НДС в первоначальную стоимость запасов, а относят их в налоговый кредит (если имеют на это право). Во всех остальных ситуациях учреждения включают суммы НДС в первоначальную стоимость запасов.

Что касается расходов на доставку запасов, то такие расходы надо включать в первоначальную стоимость этих запасов. В рассматриваемой ситуации такие расходы учреждение в общей сумме относит на увеличение первоначальной стоимости конкретного вида запасов — строительных материалов.

Рассмотрим, как отражают в бухучете приобретение запасов.

Пример 1. Бюджетное учреждение — неплательщик НДС приобрело строительные материалы на сумму 6000 грн. (в том числе НДС — 1000 грн.). Также учреждение оплатило услуги по доставке строительных материалов в сумме 240 грн. (в том числе НДС — 40 грн.).

Стоимость строительных материалов оплачена после их фактического получения за счет средств специального фонда.

После проведения ремонтных работ стоимость израсходованных строительных материалов на основании акта выполненных работ отнесена на фактические расходы.

В бухучете операции по оприходованию и списанию запасов отражают так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

КЭКР

дебет

кредит

1

Оприходованы стройматериалы (без НДС)

234

675

5000

2210

2

Включена в первоначальную стоимость стройматериалов сумма НДС

234

675

1000

2210

3

Включены в первоначальную стоимость стройматериалов расходы по их доставке

234

675

200

2240

4

Включена в первоначальную стоимость стройматериалов сумма НДС

234

675

40

2240

5

Оплачена стоимость стройматериалов и расходов по их доставке

675

323

6240

2210 — 6000 грн.; 2240 — 240 грн.

6

Списана стоимость израсходованных стройматериалов*

811

234

6240

2210 — 6000 грн.; 2240 — 240 грн.**

* Допустим, учреждение при списании запасов применяет метод идентифицированной себестоимости. ** Считаем, что при списании запасов, стоимость которых сформирована из расходов, осуществленных по разным КЭКР, нужно учитывать факт наличия в стоимости запасов нескольких кодов. В фактические расходы по соответствующему КЭКР должна попасть та сумма, которая была уплачена по этому коду. В противном случае кассовые расходы не сойдутся с фактическими при их увязке. К сожалению, на этом примере наглядно видно несоответствие новых правил бухучета и правил бюджетного учета. Надеемся, Минфин обратит внимание на эту проблему и разрешит ее в ближайшее время.

В этом примере мы наглядно показали, как надо формировать в бухучете первоначальную стоимость запасов согласно НП(С)БУ 123 «Запасы» исходя из стоимости непосредственно строительных материалов (операции 1 и 2) и расходов на их доставку (операции 3 и 4). Однако таких операций может быть меньше, поскольку вполне возможно показать одной записью в бухучете оприходование запасов с учетом НДС (Дт 234 — Кт 675 на сумму 6000 грн.) и включение в их стоимость расходов по доставке с учетом НДС (Дт 234 — Кт 675 на сумму 240 грн.). Поэтому бухгалтер может выбрать любой из вариантов. Главное, что оба они правильные.

Пример 2. Бюджетное учреждение — плательщик НДС приобрело строительные материалы на сумму 6000 грн. (в том числе НДС — 1000 грн.), а также оплатило услуги по доставке строительных материалов в сумме 240 грн. (в том числе НДС — 40 грн.).

Стоимость строительных материалов оплачена после фактического получения за счет средств специального фонда.

После проведения ремонтных работ стоимость израсходованных строительных материалов на основании акта выполненных работ отнесена на фактические расходы.

В бухучете операции по оприходованию и списанию запасов отражают так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Оприходованы строительные материалы (без НДС)

234

675

5000

2

Сумма НДС отнесена в налоговый кредит

641

675

1000

3

Включены в первоначальную стоимость запасов расходы по их доставке

234

675

200

4

Сумма НДС отнесена в налоговый кредит

641

675

40

5

Оплачена стоимость строительных материалов и расходы по их доставке

675

323

6240

6

Списана стоимость израсходованных строительных материалов

811

234

5200

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше