Темы статей
Выбрать темы

Об изложении Методических рекомендаций в новой редакции

Государственная финансовая инспекция Украины
Приказ от 13.05.2015 г. № 101

Во исполнение п. 9 Положения о Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 06.08.2014 г. № 310, и с целью приведения приказов Госфининспекции в соответствие с законодательством приказываю:

1. Внести изменения в Методические рекомендации по проведению проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами, утвержденные приказом Госфининспекции от 02.12.2013 г. № 285, изложив их в новой редакции (прилагается).

2. Приказ Госфининспекции от 09.12.2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка проведения и реализации результатов мониторинга рисковых операций Госфининспекцией Украины и ее территориальными органами» признать утратившим силу.

3. Руководителям отраслевых структурных подразделений Госфининспекции, территориальных органов Госфининспекции в областях и городе Киеве обеспечить изучение и соблюдение работниками соответствующих подразделений положений Методических рекомендаций, утвержденных настоящим приказом.

4. Контроль за выполнением этого приказа оставляю за собой.

И. о. Председателя М. Дыба

Утверждены приказом Государственной финансовой инспекции Украины от 02.12.2013 г. № 285 (в редакции приказа Государственной финансовой инспекции Украины от 13.05.2015 г. № 101)

Методические рекомендации по проведению проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами

І. Общие положения

1. Методические рекомендации по проведению проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами (далее — Рекомендации) разработаны с целью реализации статьи 2 Закона Украины от 26.01.93 г. № 2939-ХII «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» (далее — Закон № 2939) относительно обеспечения государственного финансового контроля путем проведения проверок государственных закупок.

Проверки государственных закупок осуществляются в соответствии с Порядком проведения проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.2013 г. № 631 (далее — Порядок проверок).

2. Пользователями настоящих Рекомендаций являются Государственная финансовая инспекция Украины и ее территориальные органы (далее — орган государственного финансового контроля).

3. Термины, приведенные в настоящих Рекомендациях, употребляются в значениях, предусмотренных Законом Украины от 10.04.2014 г. № 1197-VII «Об осуществлении государственных закупок» (далее — Закон № 1197), Законом № 2939 и Законом Украины от 24.05.2012 г. № 4851-VI «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности» (далее — Закон № 4851).

4. Основной задачей проверок государственных закупок является осуществление контроля за соблюдением законодательства о государственных закупках объектом контроля (заказчиком в понимании Закона № 1197 и Закона № 4851).

Контроль за соблюдением законодательства по закупкам осуществляется как в порядке проведения проверки государственных закупок, так и в ходе государственного финансового аудита и инспектирования.

5. Проверка государственных закупок заключается в документальном и фактическом анализе соблюдения подконтрольными учреждениями законодательства о государственных закупках и проводится органом государственного финансового контроля.

II. Проверка соблюдения требований законодательства в сфере государственных закупок

Нормативно-правовая база, в частности:

— Закон Украины от 10.04.2014 г. № 1197-VII «Об осуществлении государственных закупок» (с изменениями и дополнениями);

— Закон Украины от 24.05.2012 г. № 4851-VI «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности» (с изменениями и дополнениями);

— постановление Кабинета Министров Украины от 23.04.2014 г. № 117 «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства»;

— постановление Кабинета Министров Украины от 04.07.2012 г. № 602 «Об утверждении Порядка определения генеральных заказчиков и взаимодействия заказчиков с генеральным заказчиком по рамочным соглашениям»;

— постановление Кабинета Министров Украины от 04.07.2012 г. № 603 «Об особенностях выполнения рамочных соглашений»;

— приказ Минэкономразвития от 25.06.2014 г. № 743 «Об утверждении Порядка размещения информации для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам государственных закупок» (зарегистрирован в Минюсте Украины 16.07.2014 г. под № 825/25602);

— приказ Минэкономразвития от 12.06.2014 г. № 683 «Об утверждении Примерного вида, в котором подается информация, необходимая для обнародования субъектами хозяйствования на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам государственных закупок»;

— приказ Минэкономразвития от 15.09.2014 г. № 1106 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» (зарегистрирован в Минюсте Украины 13.10.2014 г. под № 1241/26018) (при проверке процедур закупок, проведенных до введения в действие этого приказа, руководствоваться приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок»);

— приказ Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 916 «Об утверждении Типового положения о комитете по конкурсным торгам» (с изменениями и дополнениями) (зарегистрирован в Минюсте 06.08.2010 г. под № 622/17917);

— приказ Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 919 «Об утверждении стандартной документации конкурсных торгов» (с изменениями и дополнениями) (зарегистрирован в Минюсте 10.08.2010 г. под № 653/17948);

— приказ Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 921 «Об утверждении Порядка определения предмета закупки» (с изменениями и дополнениями) (зарегистрирован в Минюсте 06.08.2010 г. под № 623/17918);

— приказ Министерства экономического развития и торговли Украины от 24.04.2012 г. № 503 «Об утверждении Перечня товаров и услуг, которые могут закупаться по рамочным соглашениям» (с изменениями и дополнениями) (зарегистрирован в Минюсте 17.05.2012 г. под № 785/21098);

— приказ Министерства экономического развития и торговли Украины от 24.04.2012 г. № 504 «Об особенностях заключения рамочных договоров» (с изменениями и дополнениями) (зарегистрирован в Минюсте 26.06.2012 г. под № 1059/21371);

— приказ Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11.10.2010 г. № 457 «Об утверждении и отмене национальных классификаторов» (с изменениями и дополнениями);

— приказ Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 17.08.2000 г. № 507 «Государственный классификатор зданий и сооружений ДК 018-2000»;

— приказ Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 30.12.97 г. № 822 «Государственный Классификатор Украины, Классификация видов научно-технической деятельности, ДК 015-97»;

— приказ Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 05.07.2013 г. № 293 «О принятии национального стандарта ДСТУ Б Д. 1.1 -1:2013»;

— приказ Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 28.07.2010 г. № 327 «Об утверждении (ДК 003:2010), внесении изменения и отмене нормативных документов».

Основными источниками информации для анализа при подготовке к проверке государственных закупок являются:

— информация, размещенная на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам государственных закупок;

— заключения Уполномоченного органа в сфере государственных закупок по результатам мониторинга государственной закупки;

— решение Антимонопольного комитета по результатам жалобы субъекта обжалования в понимании Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок»;

— запросы и обращения народных депутатов Украины;

— информация, полученная от правоохранительных органов;

— информация, полученная от органов исполнительной власти;

— сведения, размещенные в средствах массовой информации и сети Интернет;

— письма, заявления и жалобы физических или юридических лиц о нарушении подконтрольным учреждением действующего законодательства, в том числе в сфере государственных закупок.

При выборе процедур закупок для проверки в ходе контрольного мероприятия обращать внимание на такие факторы риска:

— предметом закупки являются услуги, которые имеют нематериальный характер: консультативные, финансовые, инженерные, услуги аренды и лизинга, услуги в сфере информационных технологий и т. п., и стоимость закупки таких услуг составляет свыше 1 млн грн.;

— закупка осуществлена по ценам, значительно превышающим рыночные;

— неполнота обнародования информации о закупке;

— несоответствие документации конкурсных торгов Стандартной документации, утвержденной приказом Уполномоченного органа;

— несоответствие документов в сфере государственных закупок формам, утвержденным приказом Уполномоченного органа;

— несоблюдение порядка определения предмета закупки;

— наличие других критериев оценки конкурсного предложения, определенных заказчиком товаров, работ и услуг за государственные средства в документации конкурсных торгов, кроме цены предложения;

— отклонение конкурсного предложения с самой низкой ценой;

— участники процедуры закупки являются связанными лицами в понимании Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок»;

— несоответствие обоснования применения переговорной процедуры требованиям Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», отсутствие оснований для применения переговорной процедуры;

— несоблюдение сроков заключения договора о закупке, предусмотренных законодательством; заключение договора о закупке во время процедуры обжалования;

— закупка по рамочным соглашениям товаров и услуг.

Для выяснения вопроса соответствия цен, по которым осуществлена закупка, рыночным следует обращаться с официальным запросом в центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной ценовой политики (Минэкономразвития) и/или органы статистики; проанализировать информацию, размещенную на официальной странице Минэкономразвития в сети Интернет (рубрика «Деятельность «Государственная политика в секторах экономики»).

1. Проверка соблюдения законодательства по созданию комитета по конкурсным торгам (статья 11 Закона № 1197)

1.1. В ходе проверки соблюдения требований законодательства по созданию и функционированию комитета по конкурсным торгам необходимо исследовать, в частности: приказы о создании комитета по конкурсным торгам, изменения к приказам о создании комитета по конкурсным торгам, положение о комитете по конкурсным торгам.

1.2. В обязательном порядке подлежит проверке соответствие фактического количества членов комитета по конкурсным торгам количеству, предусмотренному Законом.

В ходе проверки следует обратить внимание:

— состав комитета по конкурсным торгам и положение о комитете по конкурсным торгам утверждаются решением заказчика (генерального заказчика). В состав комитета по конкурсным торгам не могут входить должностные лица и представители участников, члены их семей, а также народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым и депутаты городского, районного в городе, районного, областного совета.

Типовое положение о комитете по конкурсным торгам утверждено приказом Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 916 «Об утверждении Типового положения о комитете по конкурсным торгам»;

— руководство работой комитета по конкурсным торгам осуществляет его председатель. Председатель комитета по конкурсным торгам организует работу комитета и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет функций.

Председатель комитета по конкурсным торгам назначает своего (своих) заместителя (заместителей), ответственного секретаря и определяет функции каждого члена комитета по конкурсным торгам;

— решение комитета по конкурсным торгам оформляется протоколом, который подписывается всеми членами комитета, присутствующими на заседании комитета по конкурсным торгам. Если член комитета по конкурсным торгам отказался подписать протокол, это заносится в протокол с указанием причин отказа;

— решения по вопросам, рассматриваемым на заседаниях комитета, принимаются простым большинством голосов в присутствии не менее двух третей членов комитета. При условии равного распределения голосов голос председателя комитета является решающим.

Члены комитета по конкурсным торгам несут персональную ответственность за принятые ими решения в соответствии с законами Украины.

По результатам проверки указанного вопроса формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований статьи 11 Закона № 1197.

2. Проверка годового плана закупок и изменений к нему на его соответствие приказу Минэкономразвития от 15.09.2014 г. № 1106 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» (далее — приказ МЭРТУ № 1106). Проверка соблюдения требований статьи 4 Закона № 1197

2.1. При проверке этого вопроса необходимо исследовать, в частности: годовой план государственных закупок и изменения к нему; смету, изменения к смете, расчеты к смете или финансовый план, изменения к финансовому плану, расчеты к финансовому и инвестиционным планам, документы структурных подразделений заказчика (служебные, докладные записки, заявки и т. п.) относительно необходимости закупки товаров, работ или услуг, протоколы по выбору процедур закупок; план использования бюджетных средств (для высших учебных заведений, научных учреждений и получателей бюджетных средств).

2.2. Исследуется годовой план на соответствие форме годового плана закупок и Инструкции по заполнению формы годового плана закупок, утвержденным приказом МЭРТУ № 1106.

2.3. В ходе проверки необходимо исследовать вопрос, касающийся действий заказчика согласно требованиям статьи 4 Закона № 1197, а именно:

направление годового плана закупок и изменений к нему в органы, осуществляющие казначейское обслуживание бюджетных средств, или обслуживающий банк по месту обслуживания заказчика в течение пяти рабочих дней со дня их утверждения;

обязательное бесплатное обнародование годового плана, изменений к нему на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок (далее — веб-портал Уполномоченного органа) в течение пяти рабочих дней со дня утверждения годового плана или изменений к нему;

обнародование годового плана или изменений к нему заказчиком на собственном веб-сайте или при его отсутствии — на веб-сайте главного распорядителя бюджетных средств.

В ходе проверки следует обратить внимание:

Закупки осуществляются в соответствии с годовым планом (часть первая статьи 4 Закона № 1197).

Запрещается заключение договоров, предусматривающих оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных Законом № 1197. Заказчик не имеет права делить предмет закупки на части с целью избежания проведения процедуры открытых торгов или применения Закона № 1197 (часть пятая статьи 2 Закона № 1197).

Открытые торги являются основной процедурой закупки (часть первая статьи 20 Закона № 1197).

С целью соблюдения режима экономии и недопущения расходования бюджетных ассигнований, не вызванных необходимостью, целесообразно анализировать обоснованность необходимости в закупке товаров, работ и услуг.

По результатам проверки указанного вопроса формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований статьи 4 Закона № 1197, в том числе относительно соответствия или несоответствия годового плана форме, утвержденной приказом МЭРТУ № 1106.

3. Проверка соблюдения порядка выбора процедур закупок согласно действующему законодательству Украины

3.1. При проверке этого вопроса необходимо исследовать, в частности: годовой план государственных закупок; протоколы по выбору процедур закупок.

3.2. Проверка порядка определения процедур закупок базируется на:

— проверке наличия протоколов по выбору процедур закупок;

— сопоставлении информации в протоколах по выбору процедур закупок с данными годового плана государственных закупок;

— проверке правильности принятых решений по выбору процедуры закупки;

— проверке соблюдения порядка определения предметов закупок согласно приказу Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 921 «Об утверждении Порядка определения предмета закупки» (далее — приказ МЭУ № 921).

В ходе проверки следует обратить внимание:

При осуществлении проверки государственных закупок необходимо учитывать особенности отношений, возникающих при закупке товаров, работ и услуг, и случаи (по отдельному перечню), на которые не распространяется действие Закона № 1197.

Предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком согласно пунктам 20 и 27 части первой статьи 1 Закона № 1197 и на основании Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11.10.2010 г. № 457, по показателю пятого знака (классификационная группа «категория») с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги.

При этом заказчик может определить отдельные части предмета закупки (лоты) по показателям шестого — десятого знаков указанного Классификатора, а также по объему, номенклатуре и месту поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг.

При осуществлении закупки зданий производственного и непроизводственного назначения и инженерных сооружений различного функционального назначения предмет закупки определяется на основании Государственного классификатора зданий и сооружений ДК 018-2000, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 17.08.2000 г. № 507, по показателю второго знака с указанием в скобках конкретного названия здания или инженерного сооружения.

По результатам проверки указанного вопроса формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом МЭУ № 921.

4. Проверка соблюдения требований законодательства о государственных закупках в части прозрачности осуществления государственных закупок (часть вторая статьи 4 и статья 10 Закона № 1197, Закон № 4851, часть первая статьи 75, часть вторая статьи 77, часть девятая статьи 78 и часть пятая статьи 79 Хозяйственного кодекса Украины, приказ Минэкономразвития от 25.06.2014 г. № 743 «Об утверждении Порядка размещения информации для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам государственных закупок» (далее — приказ МЭРТУ № 743))

4.1. В ходе проверки исследуется вопрос бесплатного предоставления заказчиком для обнародования на веб-портале информации о закупке и сроках обнародования (часть первая статьи 10 Закона № 1197), в частности таких, как:

объявление о проведении процедуры закупки — не позднее чем за 20 рабочих дней до дня раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений, если Законом № 1197 для отдельных процедур закупки не установлен иной срок;

обоснование применения переговорной процедуры закупки — одновременно с объявлением о проведении процедуры закупки;

документация конкурсных торгов или квалификационная документация — не позднее чем за 20 рабочих дней до дня раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений, если Законом № 1197 для отдельных процедур закупки не установлен иной срок;

изменения в документацию конкурсных торгов или квалификационной документации и разъяснения к ней (при наличии) — в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о их внесении, но не позднее чем за семь дней до даты раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений;

объявление со сведениями о заключенном рамочном соглашении (в случае проведения закупки по рамочным соглашениям) — не позднее чем через семь дней со дня заключения рамочного соглашения;

протокол раскрытия предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений — в течение трех рабочих дней со дня раскрытия предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений;

информация об отклонении предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений и основаниях такого отклонения в виде протокола — в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения;

уведомление об акцепте предложения конкурсных торгов или ценового предложения (предложения по результатам применения переговорной процедуры закупки) — в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об определении победителя процедуры закупки;

объявление о результатах процедуры закупки — не позднее чем через семь дней со дня заключения договора о закупке или принятия решения об отмене торгов или признании их несостоявшимися;

отчет о результатах проведения процедуры закупки — не позднее чем через три дня со дня его утверждения;

уведомление о внесении изменений в договор в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 4, 5 и 8 части пятой статьи 40 Закона № 1197, — в течение трех рабочих дней со дня внесения изменений;

отчет о выполнении договора — в течение трех рабочих дней со дня окончания срока действия договора, выполнения договора или его расторжения.

4.2. В ходе проверки исследуется вопрос обязательного дополнительного обнародования на веб-портале Уполномоченного органа на английском языке объявления о проведении процедуры закупки и о результатах процедуры закупки в сроки, установленные в части первой статье 10 Закона № 1197, если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную:

для товаров — 200 тысячам евро;

для услуг — 300 тысячам евро;

для работ — 500 тысячам евро.

Курс евро определяется согласно официальному курсу Национального банка Украины, установленному на день предоставления для обнародования на веб-портале объявления о проведении процедуры закупки (часть четвертая статьи 10 Закона № 1197).

В ходе проверки следует обратить внимание:

процедуры закупки, предварительная квалификация участников не могут проводиться до/без обнародования объявления о проведении процедуры закупки на веб-портале Уполномоченного органа (часть третья статьи 10 Закона № 1197);

Приказом МЭРТУ № 743 определено:

— информацию для обнародования подает заказчик / субъект хозяйствования в электронном виде через автоматизированное рабочее место заказчика / субъекта хозяйствования. Ответственность за полноту и достоверность поданной информации несут председатель и секретарь комитета по конкурсным торгам заказчика;

— заказчик подает информацию для обнародования согласно формам документов в сфере государственных закупок и инструкциям по их заполнению, утвержденным Министерством экономического развития и торговли Украины.

По результатам проверки указанного вопроса формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений статей 4 и 10 Закона № 1197.

5. Проверка соответствия документации конкурсных торгов, квалификационной документации и запроса ценовых предложений требованиям законодательства (статья 16, статья 22, часть вторая статьи 36 и часть третья статьи 38 Закона № 1197)

5.1. При проверке этого вопроса необходимо исследовать, в частности: документацию конкурсных торгов, квалификационную документацию, запросы ценовых предложений и изменения к ним.

5.2. В ходе проверки правильности составления документации конкурсных торгов (статья 22 Закона № 1197) необходимо исследовать:

— полноту и правильность отражения информации в документации конкурсных торгов (наличие всех разделов, определенных законодательством, в частности приказом Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 919 «Об утверждении стандартной документации конкурсных торгов», которым утверждена стандартная документация конкурсных торгов для процедуры закупки — открытые торги);

— наличие информации о квалификационных критериях к участникам в соответствии со статьей 16, требованиях, установленных статьей 17 Закона № 1197, и информации о способе документального подтверждения соответствия участников установленным критериям и требованиям согласно законодательству;

— наличие информации о необходимых технических, качественных и количественных характеристиках предмета закупки, в том числе соответствующей технической спецификации (в случае необходимости — планы, чертежи, рисунки или описание предмета закупки). При этом техническая спецификация должна содержать: детальное описание закупаемых товаров, работ, услуг, в том числе их технические и качественные характеристики; требования по техническим и функциональным характеристикам предмета закупки. В случае, если описание составить невозможно или если целесообразнее указать такие показатели; ссылки на стандартные характеристики, требования, условные обозначения и терминологию, связанную с закупаемыми товарами, работами или услугами, предусмотренные действующими международными или национальными стандартами, нормами и правилами. Техническая спецификация не должна содержать ссылки на конкретные торговую марку или фирму, патент, конструкцию или тип предмета закупки, источник его происхождения или производителя. В случае, если такая ссылка является необходимой, спецификация должна содержать выражение «или эквивалент». Технические, качественные характеристики предмета закупки должны предусматривать необходимость применения мероприятий по защите окружающей среды;

— установление срока, в течение которого предложения конкурсных торгов считаются действительными, но не меньше 90 дней с даты раскрытия предложений конкурсных торгов;

— наличие информации о субподрядчике (субподрядчиках). В случае закупки работ или услуг участник процедуры закупки указывает в предложении конкурсных торгов полное наименование и местонахождение каждого юридического субъекта хозяйствования, которого участник, с которым заключен договор о закупке, будет привлекать к выполнению работ в качестве субподрядчика в объеме не меньше 20 процентов стоимости договора о закупке, если об этом указано в договоре о закупке.

В ходе проверки обращать внимание на то, что:

— документация конкурсных торгов не должна содержать требований, которые ограничивают конкуренцию и приводят к дискриминации участников;

— техническая спецификация в документацию конкурсных торгов не должна содержать ссылки на конкретные торговую марку или фирму, патент, конструкцию или тип предмета закупки, источник его происхождения или производителя. В случае, если такая ссылка необходима, спецификация должна содержать выражение «или эквивалент».

5.3. В ходе проверки правильности составления квалификационной документации (часть третья статьи 38 Закона № 1197) необходимо исследовать:

— полноту и правильность отражения информации, предусмотренной при составлении квалификационной документации;

— наличие информации о необходимых технических и качественных характеристиках предмета закупки, в том числе соответствующей технической спецификации (в случае необходимости планы, чертежи, рисунки или описания предмета закупки).

В ходе проверки следует обратить внимание:

— техническая спецификация, планы, чертежи, рисунки или описания предмета закупки, которые требуются заказчиком, не должны содержать ссылок на конкретные торговую марку или фирму, патент, конструкцию или тип предмета закупки, источник его происхождения или производителя. В случае, если такая ссылка является необходимой, спецификация должна содержать выражение «или эквивалент». Технические, качественные характеристики предмета закупки должны предусматривать необходимость применения мероприятий по защите окружающей среды;

— заказчик в срок, который не должен превышать 10 дней с даты раскрытия квалификационных предложений, сообщает каждому участнику о результатах предварительной квалификации.

Для дальнейшего участия в торгах (конкурсных торгах) приглашаются все участники, прошедшие отбор по результатам предварительной квалификации участников, но не менее двух.

Срок подачи предложений конкурсных торгов после предварительной квалификации участников должен составлять не меньше 15 дней со дня направления уведомления о ее результатах.

Дальше процедура предварительной квалификации проводится так же, как и процедура открытых торгов.

5.4. При проверке правильности составления запросов ценовых предложений необходимо исследовать полноту и правильность отражения информации, предусмотренной частью второй статьи 36 Закона № 1197.

В ходе проверки следует обратить внимание на то, что:

— срок подачи участниками ценовых предложений устанавливается заказчиком, но не может быть меньше 10 рабочих дней со дня опубликования запроса ценовых предложений в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок в соответствии со статьей 10 Закона № 1197;

— при проведении процедуры запроса ценовых предложений заказчик не устанавливает квалификационные критерии и не определяет перечень документов, подтверждающих поданную участниками или участниками предварительной квалификации информацию о соответствии их таким критериям (абзац второй части третьей статьи 16 Закона № 1197).

5.5. В ходе проверки закупки по рамочным соглашениям необходимо учитывать то, что закупка по рамочным соглашениям осуществляется в порядке, предусмотренном для проведения процедуры открытых торгов, двухступенчатых торгов, предварительной квалификации, с учетом требований статьи 13 Закона № 1197.

А также учитывать то, что:

— особенности заключения рамочных договоров определены приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 24.04.2012 г. № 504;

— перечень товаров и услуг, которые могут закупаться по рамочным соглашениям, определен приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 24.04.2012 г. № 503;

— особенности выполнения рамочных соглашений определены постановлением Кабинета Министров Украины от 04.07.2012 г. № 603 «Об особенностях выполнения рамочных соглашений»;

— порядок определения генеральных заказчиков и взаимодействия заказчиков с генеральным заказчиком по рамочным соглашениям определен постановлением Кабинета Министров Украины от 04.07.2012 г. № 602 «Об утверждении Порядка определения генеральных заказчиков и взаимодействия заказчиков с генеральным заказчиком по рамочным соглашениям».

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений статей 13, 22, 36, 38 Закона № 1197, а также не установлены ли заказчиком в документации конкурсных торгов дискриминационные требования к участникам в нарушение требований статьи 5 Закона № 1197 и принципов осуществления закупок, определенных статьей 3 Закона № 1197.

6. Проверка соблюдения порядка предоставления комитетом по конкурсным торгам разъяснений в связи с внесением изменений в документацию конкурсных торгов или на запросы участников (статья 23 Закона № 1197)

6.1. При проверке этого вопроса исследуются, в частности:

документация конкурсных торгов и изменения к ней, запросы участников конкурсных торгов по предоставлению разъяснения, разъяснения комитета по конкурсным торгам, протоколы комитета по конкурсным торгам по проведению собрания с целью разъяснения любых запросов по документации конкурсных торгов.

6.2. Проверка вопроса предоставления разъяснений комитетом по конкурсным торгам включает:

— исследование сроков поступления запросов по предоставлению разъяснений от участников конкурсных торгов (часть 1 статьи 23 Закона № 1197);

— проверку предоставления комитетом по конкурсным торгам ответа на все вопросы, указанные в запросах участников конкурсных торгов по предоставлению разъяснений, и в сроки, установленные Законом № 1197;

— проверку обнародования предоставленных разъяснений по документации конкурсных торгов и внесенным изменениям в нее (часть первая статьи 10 Закона № 1197);

— проверку наличия разъяснений на запросы участников конкурсных торгов по документации конкурсных торгов (в частности, непредоставление или несвоевременное предоставление таких разъяснений; не созданы ли условия, нарушающие свободный доступ участников к информации).

В ходе проверки следует обратить внимание:

физическое/юридическое лицо имеет право не позже чем за 10 дней (за 5 дней — в случае сокращенной процедуры) до окончания срока подачи предложений конкурсных торгов обратиться к заказчику за разъяснениями по поводу документации конкурсных торгов. Заказчик должен предоставить разъяснение на обращение в течение трех дней со дня его получения и обнародовать его на веб-портале Уполномоченного органа в соответствии со статьей 10 Закона № 1197;

заказчик имеет право по собственной инициативе или по результатам обращений внести изменения в документацию конкурсных торгов, продлив срок подачи и раскрытия предложений конкурсных торгов не меньше чем на семь дней, и уведомить в письменном виде в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о внесении указанных изменений всех лиц, которым была выдана документация конкурсных торгов;

в случае осуществления закупки по сокращенной процедуре заказчик не имеет права по собственной инициативе или по результатам запросов вносить изменения в документацию конкурсных торгов, кроме случаев, когда внесение таких изменений необходимо для приведения в соответствие документации конкурсных торгов с требованиями действующего законодательства или такие изменения требует решения органа обжалования. В таком случае заказчик обязан внести соответствующие изменения в документацию конкурсных торгов и продлить срок подачи предложений конкурсных торгов;

в случае несвоевременного предоставления заказчиком разъяснений по содержанию документации конкурсных торгов или несвоевременного внесения в нее изменений заказчик должен продлить срок подачи и раскрытия предложений конкурсных торгов не менее чем на семь дней и сообщить об этом всем лицам, которым была выдана документация конкурсных торгов.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение о непредоставлении или несвоевременном либо неполном предоставлении разъяснений на запросы участников конкурсных торгов по документации конкурсных торгов в нарушение статьи 23 Закона № 1197 (или об отсутствии нарушений).

7. Проверка соответствия предложений конкурсных торгов (ценовых предложений) требованиям документации конкурсных торгов (запросов ценовых предложений) и законодательству

7.1. При проверке этого вопроса исследуются, в частности: конкурсные предложения участников (ценовые предложения участников); документы, поданные в составе конкурсного предложения участников в подтверждение квалификационных и других требований, предусмотренных документацией конкурсных торгов; документация конкурсных торгов.

7.2. Проверка базируется на сопоставлении поданных участниками конкурсных предложений (ценовых предложений) с требованиями документации конкурсных торгов (запроса ценовых предложений) и законодательства в части соответствия:

— срока действия конкурсных предложений участников — сроку, определенному документацией конкурсных торгов;

— документов, поданных участниками в подтверждение их квалификационных и других требований, предусмотренных документацией конкурсных торгов, — перечню квалификационных и других требований, предусмотренных документацией конкурсных торгов, и требованиям статьи 16 Закона № 1197.

Учитывать то, что один и тот же участник не может подавать больше одного предложения конкурсных торгов (ценового предложения) (в том числе к определенной в документации конкурсных торгов части предмета закупки (лота)) при проведении процедуры закупки (абзац второй части 1 статьи 25 Закона № 1197).

Следует отметить, что документы, поданные в подтверждение квалификационных и других требований, предусмотренных документацией конкурсных торгов, должны действовать на дату раскрытия или более позднюю дату, если иное не установлено документацией конкурсных торгов или законодательством.

7.3. С целью выявления участников — связанных лиц в обязательном порядке исследованию подлежат уставные документы, поданные участниками в составе предложений конкурсных торгов, квалификационных предложений, ценовых предложений.

7.4. При наличии подозрения относительно достоверности документов, предоставленных в составе предложений конкурсных торгов, квалификационных предложений, ценовых предложений, проверяется, в частности, соответствие компетенции учреждения, предоставившего такие документы (в частности, следует анализировать, предусмотрены ли действующим законодательством полномочия соответствующего учреждения предоставлять те или иные документы), и правильность указанных в них данных.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение о нарушении требований статей 17 и 29 Закона № 1197 и допуске заказчиком к оценке предложений участников конкурсных торгов, которые не отвечают требованиям, установленным в документации конкурсных торгов, и статьи 16 Закона № 1197; о нарушении требований статей 36, 38 Закона № 1197; или об отсутствии нарушений.

8. Проверка наличия соответствия утвержденной форме и достоверности составления протоколов раскрытия предложений конкурсных торгов (квалификационных предложений, ценовых предложений) (статьи 27, 36, 38 Закона № 1197)

8.1. При проверке этого вопроса исследуются, в частности: протоколы раскрытия предложений конкурсных торгов (квалификационных предложений, ценовых предложений) (далее — протокол раскрытия); предложения конкурсных торгов (квалификационные предложения, ценовые предложения) участников торгов; документация конкурсных торгов, квалификационная документация, запрос ценовых предложений; реестр полученных предложений конкурсных торгов, квалификационных предложений, ценовых предложений (далее — реестр).

8.2. Проверка базируется на:

— проверке соответствия протокола раскрытия форме, утвержденной приказом МЭРТУ № 1106;

— проверке протоколов раскрытия на соответствие дате, месту и времени раскрытия предложений конкурсных торгов, квалификационных предложений, ценовых предложений, определенных в документации конкурсных торгов, квалификационной документации, запросе ценовых предложений;

— сопоставлении сведений в реестре с данными протокола раскрытия;

— сопоставлении изложенной в протоколе раскрытия информации по предоставлению документов для подтверждения соответствия участников квалификационным требованиям, предусмотренным документацией конкурсных торгов (квалификационной документацией), с фактически имеющимися документами, поданными в составе предложений конкурсных торгов участников в подтверждение соответствия квалификационным требованиям.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушения требований статей 27, 36 и 38 Закона № 1197 и соответствии или несоответствии протокола раскрытия форме, утвержденной приказом МЭРТУ от 15.09.2014 г. № 1106.

9. Проверка соблюдения порядка рассмотрения и оценки предложений конкурсных торгов (ценовых предложений), определения победителя, акцепта предложения конкурсных торгов (ценового предложения) победителя торгов (статьи 28, 31 и 36 Закона № 1197)

9.1. При проверке этого вопроса исследуются, в частности, протоколы рассмотрения и отклонения предложений конкурсных торгов (квалификационных предложений), оценки и определения победителя процедуры закупки; документация конкурсных торгов; запрос ценовых предложений; предложения конкурсных торгов (ценовые предложения); уведомление об акцепте и результатах торгов.

9.2. Общий срок рассмотрения, оценки и определения победителя процедуры закупки не должен превышать 20 рабочих дней со дня раскрытия предложений конкурсных торгов.

При осуществлении закупок по сокращенной процедуре общий срок рассмотрения, оценки и определения победителя процедуры закупки не должен превышать 10 рабочих дней со дня раскрытия предложений конкурсных торгов.

Общий срок для рассмотрения ценовых предложений и определения победителя процедуры закупки не должен превышать пяти дней со дня раскрытия ценовых предложений.

9.3. Проверка соблюдения порядка рассмотрения и оценки предложений конкурсных торгов (ценовых предложений), определения победителя, акцепта предложения конкурсных торгов (ценового предложения) базируется:

в случае проведения открытых торгов (двухступенчатых торгов, предварительной квалификации) (статья 28 Закона № 1197):

— на оценке соблюдения общего срока осуществления оценки предложений конкурсных торгов;

— на сравнении критериев и методики оценки, предусмотренных документацией конкурсных торгов, с данными протокола оценки, по которому определен победитель торгов;

— на исследовании протокола оценки на предмет допуска к оценке участников, которые должны были быть отклонены согласно требованиям статьи 29 Закона № 1197;

— на соответствии удельного веса ценового критерия требованиям действующего законодательства (не менее 50 %);

— на проверке осуществления акцепта того предложения конкурсных торгов, которое было определено наиболее экономически выгодным по результатам оценки;

в случае проведения процедуры запроса ценовых предложений (статья 36 Закона № 1197):

на проверке правильности определения победителя торгов с учетом соответствия требованиям заказчика, указанным в запросе ценовых предложений, и самой низкой цены.

9.4. Учитывать то, что заказчик имеет право обратиться за подтверждением информации, предоставленной участником, в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации в соответствии с их компетенцией. В случае получения неопровержимых доказательств о его несоответствии требованиям квалификационных критериев, наличия оснований, указанных в части первой статьи 17 Закона № 1197, или факта указания в предложении конкурсных торгов любой недостоверной информации, являющейся существенной при определении результатов процедуры закупки, заказчик отклоняет предложение конкурсных торгов такого участника (часть седьмая статьи 28 Закона № 1197).

9.5. Учитывать то, что заказчик имеет право на исправление арифметических ошибок, допущенных в результате арифметических действий, выявленных в поданном предложении конкурсных торгов при проведении его оценки, в порядке, определенном документацией конкурсных торгов, при условии получения письменного согласия на это участника, подавшего предложение конкурсных торгов (часть третья статьи 28 Закона № 1197).

9.6. Проверка акцепта предложения конкурсных торгов осуществляется с учетом таких требований:

в случае проведения открытых торгов (двухступенчатых торгов, предварительной квалификации) (статья 31 Закона № 1197):

в день определения победителя заказчик акцептует предложение конкурсных торгов, признанное наиболее экономически выгодным по результатам оценки;

заказчик обязан в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об определении победителя направить победителю торгов уведомление об акцепте предложения конкурсных торгов, а всем участникам — письменное уведомление о результатах торгов с указанием наименования и местонахождения участника-победителя, предложение конкурсных торгов которого признано наиболее экономически выгодным по результатам оценки;

уведомление об акцепте предложения конкурсных торгов обязательно бесплатно обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа;

в случае проведения процедуры запроса ценовых предложений (статья 36 Закона № 1197):

заказчик акцептует ценовое предложение в день определения победителя. В течение одного рабочего дня со дня принятия решения об определении победителя заказчик обязан направить победителю процедуры закупки уведомление об акцепте ценового предложения, а всем участникам — уведомление о результатах процедуры запроса ценовых предложений с указанием наименования и местонахождения участника-победителя;

уведомление об акцепте ценового предложения обязательно бесплатно обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований статей 28, 31 и 36 Закона № 1197.

10. Проверка соблюдения порядка составления отчета о результатах процедуры закупки (статья 19 Закона № 1197)

10.1. Проверка соблюдения составления отчета о результатах процедуры закупки базируется на:

— проверке соответствия отчетов о результатах проведения процедуры закупки форме, утвержденной приказом МЭРТУ № 1106;

— исследовании полноты и правильности отражения информации, предусмотренной при составлении отчета о проведении процедуры закупки.

10.2. Учитывать то, что в случае обоснованной неотложной необходимости в закупке продукции пищевой промышленности, лекарственных средств и изделий медицинского назначения срок для подачи предложений конкурсных торгов может быть сокращен до 10 рабочих дней. Причиной сокращения срока не может быть бездействие заказчика относительно проведения соответствующих процедур закупок. Обоснования неотложной необходимости указываются в объявлении о проведении процедуры открытых торгов и в отчете о результатах проведения процедуры закупки и не должны свидетельствовать о намерениях заказчика ослабить конкуренцию между участниками (часть третья статьи 21 Закона № 1197).

Если в результате проведения торгов не был заключен договор о закупке, в отчете о результатах проведения процедуры закупки обязательно указываются основания принятия решения о незаключении договора о закупке.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушения требований статьи 19 Закона № 1197 и соответствии или несоответствии форме составления отчета о результатах проведения процедуры закупки, утвержденной приказом Минэкономразвития № 1197.

11. Проверка обоснованности и правильности применения переговорной процедуры закупки (статья 39 Закона № 1197)

11.1. При проверке этого вопроса следует исследовать, в частности:

годовой план закупок; протокол заседания комитета по конкурсным торгам по принятию решения о применении переговорной процедуры закупки; информацию о применении переговорной процедуры закупки, которая обнародована и опубликована в соответствии со статьей 10 Закона № 1197; договор о закупке товаров, работ или услуг; оригиналы или копии экспертных, нормативных, технических и других документов, подтверждающих наличие оснований для применения переговорной процедуры закупки в соответствии с частью второй статьи 39 Закона № 1197; копии учредительных документов участника, выписку или извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, копии паспорта, а в случае его отсутствия другого документа, удостоверяющего личность, и документа о присвоении идентификационного номера (для физических лиц).

11.2. Проверка соблюдения правильности применения переговорной процедуры закупки базируется на:

— проверке наличия протокола по выбору процедуры закупки;

— проверке протокола переговоров с одним или несколькими участниками и предоставления им(и) подтвержденной документально информации о соответствии участника квалификационным требованиям в соответствии со статьей 16 Закона № 1197;

— проверке соблюдения требований по обнародованию информации о закупке (статья 10 Закона № 1197);

— проверке экспертных, нормативных, технических и других документов, подтверждающих наличие условий применения процедуры закупки. Кроме того, необходимо проверять соответствие компетенции предоставившего их учреждения, достоверность указанных документов;

— анализе учредительных документов участника, выписки или извлечения из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей;

— проверке правильности определения оснований для применения переговорной процедуры закупки согласно требованиям части второй статьи 39, а именно:

1) при применении основания «закупка произведений искусства или закупка, связанная с защитой прав интеллектуальной собственности, либо заключение договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса» необходимо проверять наличие договоров или других документов, подтверждающих наличие у участника имущественных прав интеллектуальной собственности именно на предмет закупки;

2) при применении основания «отсутствие конкуренции (в том числе по техническим причинам) на рынке, в результате чего договор о закупке может быть заключен только с одним поставщиком, при отсутствии при этом альтернативы» необходимо проверять, кем фактически поставлены товары (исследовать, участником ли, с которым заключен договор, фактически выполнялись работы, не перечислялись ли средства субподрядным организациям, которые выполняли эти работы);

3) при применении основания «неотложная необходимость в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов, а именно связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, с особым периодом, если в качестве заказчика выступают Министерство обороны Украины, Министерство внутренних дел Украины, Служба безопасности Украины, Национальная гвардия Украины, Государственная пограничная служба Украины, Служба внешней разведки Украины, Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины, Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам» следует проверять сроки выполнения договора, заключенного по результатам переговорной процедуры, т. е. анализировать, действительно ли закупка проведена в связи с неотложной необходимостью;

4) при применении основания «неотложная необходимость в осуществлении закупки в связи с возникновением особых обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками — соответствующими местными государственными администрациями, определенными Кабинетом Министров Украины, — сроков для проведения процедур конкурсных торгов для закупки работ (товаров, услуг) для строительства инженерных сооружений с целью укрепления обороноспособности государства в особый период» необходимо выяснить, проведена ли закупка соответствующим заказчиком (местными государственными администрациями, определенными Кабинетом Министров Украины), имели ли место особые обстоятельства, обусловившие неотложную необходимость в проведении закупки, и соответствовал ли предмет закупки определенному законом (т. е. работы (товары, услуги) для строительства инженерных сооружений с целью укрепления обороноспособности государства в особенный период).

Следует исследовать, на самом ли деле существовали соответствующие чрезвычайные ситуации техногенного или природного характера, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов; обуславливают ли указанные чрезвычайные ситуации или введение особого периода возникновение неотложной необходимости в закупке именно тех товаров, работ и услуг, которые являются ее предметом; не применена ли процедура по истечении значительного срока с момента возникновения обстоятельств, обусловивших неотложность потребности в осуществлении закупки с целью избежания открытых торгов;

5) при применении основания «если заказчиком была дважды отменена процедура закупки из-за отсутствия достаточного количества участников» необходимо проверять наличие не меньше двух уведомлений об отмене процедуры закупки из-за отсутствия достаточного количества участников, предметом закупки в которых были те же товары, работы или услуги, которые являются предметом переговорной процедуры, и отчеты о результатах проведения такой процедуры закупки на предмет обоснованности отмены предыдущих процедур;

6) при применении оснований «необходимость осуществить дополнительную закупку у того же поставщика с целью унификации, стандартизации или обеспечения совместимости с имеющимися товарами, технологиями, работами или услугами, если замена предыдущего поставщика (исполнителя работ, предоставителя услуг) может привести к несовместимости или возникновению проблем технического характера, связанных с эксплуатацией и обслуживанием» и «необходимость проведения дополнительных строительных работ, не указанных в первоначальном проекте, но которые стали из-за непредвиденных обстоятельств необходимыми для выполнения проекта по совокупности следующих условий: договор будет заключен с предыдущим исполнителем этих работ, такие работы технически или экономически связаны с главным (первичным) договором; общая стоимость дополнительных работ не превышает 50 процентов стоимости главного (первичного) договора» необходимо проверять наличие документов, подтверждающих наличие необходимости осуществления дополнительных закупок по имеющимися основаниям.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований статьи 39 Закона № 1197.

12. Проверка наличия оснований для отмены заказчиком торгов (статья 30 Закона № 1197)

12.1. При проверке этого вопроса следует исследовать: протоколы по рассмотрению и отклонению предложений конкурсных торгов (квалификационных предложений), протокол оценки; документацию конкурсных торгов; запрос ценовых предложений; предложения конкурсных торгов (ценовые предложения); объявления о результатах процедуры закупки, уведомление об отмене торгов или признании их состоявшимися, уведомление об отмене переговорной процедуры закупки.

По результатам проверки указанного вопроса формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований статьи 30 Закона № 1197.

13. Проверка соблюдения законодательства при заключении договоров о закупке товаров, работ или услуг и соответствия условий договоров о закупке требованиям документации конкурсных торгов (основным условиям договора, указанным в запросе), содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу товара) победителя процедуры закупки (статьи 2, 31, 36, 40 и 41 Закона № 1197)

13.1. При проверке этого вопроса исследуются, в частности, договоры о закупке, акцептованные предложения конкурсных торгов, ценовые предложения.

13.2. Проверка процедуры заключения договоров о закупке товаров, работ или услуг (в случае проведения открытых торгов (двухступенчатых торгов, предварительной квалификации)) базируется на:

— проверке соблюдения сроков заключения договоров;

— сопоставлении условий заключенных договоров о закупке с проектом договора или основными условиями договора о закупке, предоставленными победителем процедуры закупки в предложении конкурсных торгов (ценовом предложении);

— проверке соответствия условий договора о закупке требованиям действующего законодательства, в частности, наличия всех существенных условий в соответствии с определенным типом договора (купли-продажи, аренды, подряда и т. п.).

13.3. В ходе проверки следует обратить внимание:

в случае проведения открытых торгов (двухступенчатых торгов, предварительной квалификации) на следующее:

заказчик заключает договор о закупке с участником, предложение конкурсных торгов которого акцептовано, не позже чем через 30 дней со дня акцепта предложения согласно требованиям документации конкурсных торгов и акцептованного предложения. С целью обеспечения права на обжалование решений заказчика договор о закупке не может быть заключен раньше чем через 10 дней с даты обнародования на веб-портале Уполномоченного органа уведомления об акцепте предложения конкурсных торгов. При осуществлении закупок по сокращенной процедуре с участником, предложение конкурсных торгов которого акцептовано, заказчик заключает договор о закупке согласно требованиям документации конкурсных торгов и акцептованного предложения в срок не раньше чем через пять дней со дня обнародования на веб-портале Уполномоченного органа уведомления об акцепте предложения конкурсных торгов, но не позже чем через 14 дней со дня акцепта (абзацы третий и четвертый части второй статьи 31 Закона № 1197);

в случае письменного отказа победителя торгов подписать договор о закупке согласно требованиям документации конкурсных торгов или незаключения договора о закупке по вине участника в срок, установленный Законом № 1197, заказчик определяет наиболее экономически выгодное предложение конкурсных торгов из тех, срок действия которых еще не истек (часть третья статьи 31 Закона № 1197);

в случае проведения процедуры запроса ценовых предложений на следующее:

заказчик заключает с победителем договор о закупке в соответствии с основными условиями договора, указанными в запросе, в срок не раньше чем через три рабочих дня со дня обнародования на веб-портале Уполномоченного органа уведомления об акцепте ценового предложения, но не позже чем через 14 дней со дня определения победителя (абзац четвертый части пятой статьи 36 Закона № 1197);

в случае применения переговорной процедуры закупки на следующее:

заказчик имеет право заключить договор о закупке по результатам применения переговорной процедуры закупки в срок не раньше чем через 10 дней (пять дней — в случае применения переговорной процедуры закупки по основаниям, определенным пунктом 3 части второй статьи 39 Закона № 1197, а также в случае закупки нефти, нефтепродуктов сырых, электрической энергии, услуг по ее передаче и распределению, централизованной поставке тепловой энергии, услуг почтовой связи, почтовых марок и маркированных конвертов, телекоммуникационных услуг, в том числе по трансляции радио- и телесигналов, услуг по централизованному водоснабжению и водоотведению и услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования) со дня обнародования на веб-портале Уполномоченного органа уведомления об акцепте предложения по результатам применения переговорной процедуры закупки (абзац второй части третьей статьи 39 Закона № 1197).

Кроме того, обратить внимание на то, что:

— условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу товара) победителя процедуры закупки. Существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев, определенных частью пятой статьи 40 Закона № 1197;

— при проверке заключенных с победителями процедур закупок договоров на предмет наличия существенных условий рекомендуется исследовать вопросы соответствия сроков и порядка осуществления оплаты заказчиком требованиям постановлений Кабинета Министров Украины от 09.10.2006 г. № 1404 «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» (действовало с 12.10.2006 г. по 24.04.2014 г. включительно) и от 23.04.2014 г. № 117 «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» (вступило в силу с 25.04.2014 г.);

— договор о закупке является ничтожным в случае его заключения в период обжалования процедуры закупки в соответствии со статьей 18 Закона № 1197, а также в случае его заключения с нарушением сроков, предусмотренных абзацами третьим, четвертым части второй статьи 31, абзацем четвертым части пятой статьи 36 и абзацем вторым части третьей статьи 39 Закона № 1197, кроме случаев приостановления течения сроков в связи с рассмотрением жалобы органом обжалования в соответствии со статьей 18 Закона № 1197 (статья 41 Закона № 1197);

— запрещается заключение договоров, предусматривающих оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных Законом № 1197 (часть пятая статьи 2 Закона № 1197).

13.4. При проверке учитывать то, что участник — победитель процедуры закупки при заключении договора должен предоставить разрешение или лицензию на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, если получение такого разрешения или лицензии на осуществление такого вида деятельности предусмотрено законодательством.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований статей 2, 31, 36, 40 и 41 Закона № 1197.

14. Проверка выполнения условий договоров о закупке, наличия оснований для перечисления государственных средств

14.1. При проверке этого вопроса исследуются договоры о закупке, дополнительные соглашения к договорам, платежные поручения, накладные, акты выполненных работ (предоставленных услуг), бухгалтерские регистры.

14.2. Проверка базируется, в частности, на:

— сопоставлении условий заключенных договоров (в части оплаты) с фактически осуществленным перечислением средств;

— проверке выполнения договорных обязательств контрагентами (в частности, в части определенных договорами сроков поставки товаров, предоставления услуг или выполнения работ), фактической поставки товаров (выполнения работ, предоставления услуг) путем инвентаризации, обследования и контрольного обмера закупленных (полученных) объектом контроля товарно-материальных ценностей, работ, услуг и других действий;

— проверке достоверности и реальности дебиторской и кредиторской задолженности.

14.3. Для определения полноты расчетов между заказчиком и участником процедуры закупки при осуществлении проверок государственных закупок нужно проводить встречные сверки.

Встречная сверка — метод документального и фактического подтверждения у предприятий, учреждений и организаций вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете объекта контроля (абзац четвертый пункта 3 Порядка проведения инспектирования Государственной финансовой инспекцией, ее территориальными органами, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20.04.2006 г. № 550).

14.4. В ходе проверки выполнения условий договоров и перечисления средств бюджетными учреждениями и получателями государственных средств следует учитывать требования Порядка регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Минфина Украины от 02.03.2012 г. № 309.

При этом следует обратить внимание, что проверяется договор на соответствие финансовым обязательством в виде подтверждающих документов (акты выполненных работ (предоставленных услуг), накладные и т. п.), а затем платежные поручения и другие расчетные документы — на соответствие финансовым обязательствам.

15. Проверка других вопросов, касающихся деятельности комитета по конкурсным торгам и закупкам, которые проверяются

В ходе проверки других документов, касающихся деятельности комитета по конкурсным торгам и закупкам, исследуются обращения участников, жалобы, решения Уполномоченного органа и органа обжалования и т. п.

По результатам проверки формируется заключение о соблюдении или несоблюдении заказчиком требований законодательства в сфере государственных закупок (требований, установленных Законом № 1197 и нормативно-правовыми актами, разработанными в соответствии с Законом № 1197).

Начальник Управления контроля за рисковыми операциями и государственными закупками И. Власенко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше