Обязаны ли советы передавать имущество коммунальной собственности в общую собственность территориальных громад района или области
Этот вопрос возник в связи с изменениями в бюджетном законодательстве, которые касаются финансирования бюджетных учреждений социально-культурной сферы.
Право коммунальной собственности — это право территориальной громады владеть, целесообразно, экономно, эффективно пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению и в своих интересах имуществом, принадлежащим ей, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления (ст. 1 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР, далее — Закон № 280). Территориальным громадам сел, поселков, городов, районов в городах может принадлежать право коммунальной собственности, в частности, на движимое и недвижимое имущество, предприятия, учреждения и организации, нежилые помещения, заведения культуры, образования, спорта, здравоохранения, социального обслуживания, науки и т. п. (ч. 1 ст. 60 Закона № 280).
От имени и в интересах территориальных громад права субъекта коммунальной собственности в части отчуждения (передачи в общую собственность) осуществляют исключительно соответствующие советы (ч. 5 ст. 16, п. 30 ч. 10 ст. 26 Закона № 280, ч. 3 ст. 1, абз. 2 ч. 1 ст. 5 Закона Украины «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» от 03.03.98 г. № 147/98-ВР).
При решении вопроса относительно изменения подчиненности бюджетных учреждений социально-культурной сферы и коммунальных предприятий нужно рассматривать как отдельные объекты права коммунальной собственности:
— целостные имущественные комплексы, нежилые помещения, движимое имущество, находящиеся в пользовании, оперативном управлении, хозяйственном ведении бюджетных учреждений и коммунальных предприятий (далее — коммунальное имущество). Бюджетные учреждения и коммунальные предприятия не могут иметь права собственности на коммунальное имущество в соответствии с ч. 5 ст. 16 Закона № 280, ст. 24, ч. 3 ст. 78 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV;
— права учредителя коммунальных бюджетных учреждений и коммунальных унитарных предприятий как юридических лиц публичного права (далее — права учредителя) (ч. 2 ст. 81 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV).
При решении вопроса отчуждения коммунального имущества нужно учитывать, что в соответствии с ч. 8 ст. 60 Закона № 280 право коммунальной собственности территориальной громады защищается законом на равных условиях с правами собственности других субъектов. Объекты права коммунальной собственности не могут быть изъяты у территориальных громад и переданы другим субъектам права собственности без согласия непосредственно территориальной громады или соответствующего решения совета либо уполномоченного им органа, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Также ч. 6 и 7 ст. 60 Закона № 280 предусмотрено, что целесообразность, порядок и условия отчуждения объектов права коммунальной собственности определяются соответствующим советом. Имущественные операции, осуществляемые органами местного самоуправления с объектами права коммунальной собственности, не должны ослаблять экономические основы местного самоуправления, уменьшать объем и ухудшать условия предоставления услуг населению.
Таким образом, сельские, поселковые, городские советы не обязаны передавать коммунальное имущество в общую собственность территориальных громад района или области в связи с изменениями бюджетного законодательства.
При принятии решения об отчуждении коммунального имущества соответствующему совету нужно учитывать, что собственник обязан содержать принадлежащее ему имущество. В случае, если коммунальное имущество не передается, необходимо сразу решить вопрос о прекращении права оперативного управления (при его наличии) коммунальным имуществом соответствующего бюджетного учреждения и о заключении в отношении него договора аренды или ссуды (бесплатного пользования) с этим бюджетным учреждением.
При решении вопроса о передаче прав учредителя нужно учитывать, что учредитель обязан обеспечивать в полном объеме финансовые потребности бюджетного учреждения. Поэтому обязательным является учет требований бюджетного законодательства, которое закрепляет полномочия по финансированию бюджетных учреждений в определенных сферах общественной жизни.
Таким образом, в связи с изменениями в бюджетном законодательстве соответствующие бюджетные учреждения обязательно должны быть подчинены надлежащим распорядителям средств. О подчиненности бюджетного учреждения соответствующему распорядителю средств будут свидетельствовать внесенные изменения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей с выдачей извлечения, в котором будет указан новый учредитель.
С полным текстом этого разъяснения можно ознакомиться на сайте Ассоциации городов Украины (www.auc.org.ua/).
Как финансируются расходы на содержание заведений дошкольного образования и учреждений социально-культурной сферы
В соответствии со ст. 89 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) финансирование вышеуказанных заведений отнесено к районным бюджетам. Вместе с тем п. 20 разд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ предусмотрена возможность финансирования таких заведений из бюджетов городов районного значения, поселков и сел. Такие расходы осуществляются за счет межбюджетных трансфертов из районного бюджета бюджетам местного самоуправления.
Таким образом, БКУ предусмотрены два варианта финансирования таких заведений:
1) из районного бюджета;
2) из бюджета села, поселка, города районного значения за счет межбюджетных трансфертов из районного бюджета.
Случаи, когда районные советы отказываются от надлежащего финансирования таких заведений, являются нарушением бюджетного законодательства.
С полным текстом этого разъяснения можно ознакомиться на сайте Ассоциации городов Украины (www.auc.org.ua/).