Темы статей
Выбрать темы

О типовых штатных нормативах высших учебных заведений I — II уровней аккредитации

Министерство образования и науки Украины
Письмо от 01.08.2014 г. № 1/11-12335 (извлечение)

В Министерстве рассмотрели <…> обращение <…> о предоставлении разъяснений по поводу приказа Министерства образования и науки Украины от 23.01.2014 г. № 60 и информируем о следующем.

Приказом Министерства образования и науки Украины от 23.01.2014 г. № 60 утверждены Типовые штатные нормативы высших учебных заведений I — II уровней аккредитации, которые должны быть применены с 1 сентября 2014 года.

Прежде всего следует отметить, что в июне текущего года в Министерстве было проведено несколько семинаров-совещаний, на которые были приглашены руководители и специалисты высших учебных заведений I — II уровней аккредитации всех регионов страны, где специалистами Министерства были предоставлены разъяснения относительно практического применения приказа Министерства образования и науки Украины от 23.01.2014 г. № 60. Специалисты высших учебных заведений получили квалифицированные и обоснованные ответы на все свои вопросы.

 

Об увеличении численности работников высшего учебного заведения

Согласно указанному приказу Министерства руководителям высших учебных заведений I — II уровней аккредитации с 1 сентября 2014 года необходимо привести штатные расписания своих учебных заведений в соответствие с этим приказом.

Учитывая финансово-экономическое положение в стране, основным требованием Министерства финансов при согласовании ими этого приказа было недопущение увеличения численности работников, оплата труда которых осуществляется за счет средств общего фонда, сложившейся на 1 сентября 2014 года. Исключение — создание новых высших учебных заведений или увеличение численности работников этих учреждений по решениям Кабинета Министров Украины.

При этом руководителям учебных заведений предоставлено право вводить численность должностей работников, определенную по утвержденным нормативам, в полном объеме за счет средств специального фонда.

Поскольку в соответствии с совместным приказом Министерства образования и науки Украины, Министерства финансов Украины и Министерства экономики Украины от 23.07.2010 г. № 736/902/758 «Об утверждении порядков предоставления платных услуг государственными и коммунальными учебными заведениями» в стоимость обучения контрактников включается не только заработная плата непосредственно преподавателей, но и оплата труда лиц, обеспечивающих учебный процесс (служащих, специалистов, рабочих), вопрос <…> относительно неработы или бесплатной работы работников заведения со студентами, обучающимися за счет бюджетных средств, является некорректным и непонятным. При этом напоминаем, что студенческая группа формируется одновременно из студентов-контрактников и студентов-бюджетников.

 

О замене должностей

Согласно указанному приказу руководители заведений имеют право в случае необходимости в пределах утвержденных в установленном порядке средств на оплату труда и количества должностей, определенных по нормативам, утвержденным этим приказом, осуществлять замену должностей (кроме руководящих) с целью учета специфики учебно-воспитательного процесса в конкретном заведении. Замена должностей работников может осуществляться только в пределах одной категории (педагогического, хозяйственно-обслуживающего и т. п.) персонала.

Итак, отвечая на вопрос <…>, сообщаем, что действительно осуществлять введение должности бухгалтера вместо рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий нельзя, ведь эти должности относятся к разным категориям. В соответствии с Классификатором профессий должность бухгалтера имеет код 3433 и относится к категории специалистов, а должность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий имеет код 7129.2 и отнесена к категории квалифицированных рабочих с инструментом.

 

О введении должности экономиста

Действительно, в соответствии с приказом, а именно со строкой 56 таблицы с условиями введения должностей, должность экономиста (ведущего, I, II категории, без категории) вводится при наличии численности работников и расчетного приведенного контингента обучающихся лиц более 400 человек.

Еще раз обращаем внимание на то, что 400 человек — это численность не только студентов, но и работников учебного заведения.

Итак, при численности менее 400 человек должность экономиста не вводится.

При этом по решению руководителя в связи с производственной необходимостью в соответствии с вышеуказанным пунктом 3 приказа эта должность может быть введена путем замены другой должности или за счет специального фонда в пределах 10 процентов от общей численности работников учебного заведения, рассчитанной по нормативам, утвержденным этим приказом.

Должность экономиста согласно Классификатору профессий имеет код 2441.2 и относится к категории профессионалов и может быть введена только вместо должности этой же категории, например вместо инженера-электроника.

 

О должности культорганизатора

Следует обратить внимание на то, что указанный приказ согласован с Министерством социальной политики Украины — главным разработчиком условий оплаты труда работников отраслей бюджетной сферы, а следовательно, все должности, которые определены этим приказом, предусмотрены и постановлением Кабинета Министров Украины от 30 августа 2002 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (с изменениями) и соответственно приказом Министерства образования и науки Украины от 26.09.2005 г. № 557 «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» (с изменениями). Должности же организатора ­культурно-досуговой деятельности этими нормативными документами не предусмотрены.

Одновременно должность культорганизатора предусмотрена и постановлением Кабинета Министров Украины от 14 июня 2000 г. № 963 «Об утверждении перечня должностей педагогических и научно-­педагогических работников», постановлением Кабинета Министров Украины от 14 апреля 1993 г. № 346 «Об утверждении Порядка предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней руководящим работникам учебных заведений и учреждений образования, учебных (педагогических) частей (подразделений) других учреждений и заведений, педагогическим, научно-педагогическим работникам и научным работникам», другими нормативно-правовыми актами, которые определяют условия труда и оплаты труда работников учебных заведений.

Зато Классификатор профессий ДК 003:2010, утвержденный приказом Госпотребстандарта от 28 июля 2010 г. № 327 (ср. ), государственную регистрацию в Министерстве юстиции не проходил.

Итак, только после приведения Министерством социальной политики правительственных нормативно-правовых актов в соответствие с Классификатором профессий станут возможными, при необходимости, соответствующие изменения в Типовых штатных нормативах высших учебных заведений I — II уровней аккредитации.

 

Заместитель Министра — руководитель аппарата А. Днипров

Комментарий редакции

Составляете штатное расписание вуза І  ІІ уровней аккредитации? Тогда это письмо для вас!

 

Как и было задумано, Типовые штатные нормативы высших учебных заведений I — II уровней аккредитации, утвержденные приказом Мин­образования от 23.01.2014 г. № 60 (далее — приказ, Типовые штаты № 60), вступили в силу 01.09.2014 г.

Анализируя этот документ, мы обращали внимание на некоторые его «шероховатости» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 11, с. 10), пояснить которые Минобразования взялось в комментируемом письме. Рассмотрим подробнее.

 

Можно ли вводить должности полностью за счет спецфонда? По мнению Минобразования — легко!

Абзацем 3 п. 2 приказа, которым утверждены Типовые штаты № 60, руководителям вузов разрешили вводить должности в штатные расписания полностью за счет средств спецфонда.

В свое время мы обращали внимание, что непонятно, как реализовать эту норму на практике. Если речь идет о платных услугах по обучению, тогда расходы на оплату труда таких работников (должностной оклад, доплаты и надбавки, отпускные и прочие выплаты) следует включить в калькуляцию стоимости услуг по обучению. Но тогда получается, что со студентами, обучающимися за счет бюджетных средств, они будут работать бесплатно или не будет работать вообще? Ввести же такие должности за счет других поступлений не получится — они имеют установленные направления их использования. Поэтому за разъяснениями обратились в Минобразования.

Как видно из комментируемого письма, речь все же идет о платных услугах по обучению. Но проблемы в этом вопросе Минобразования не видит, аргументируя свою позицию тем, что в стоимость обучения включают не только зарплату преподавателей, но и оплату труда других лиц, обеспечивающих учебный процесс. Получается, что в калькуляцию можно заложить расходы на содержание практически всех должностей, введенных в штатное расписание. Но мы с таким подходом не  вполне согласны. Аргументируем.

Во-первых, такой подход касается не всех должностей. Так, согласно абз. 3 п. 3 Типовых штатов № 60, должности работников, количество которых зависит от контингента студентов, вводят за счет средств общего фонда и спецфонда пропорционально количеству студентов-бюджетников и студентов-контрактников соответственно. Зарплату таким работникам выплачивают пропорционально выполненной работе из общего и спецфонда.

Во-вторых, если в стоимость обучения включить оплату труда большого количества работников, обеспечивающих учебный процесс, то говорить об адекватности такой стоимости не приходится.

В-третьих, вопрос содержания полностью за счет спецфонда работника, который работает как со студентами-бюджетниками, так и с контрактниками, остался без ответа. Например, если ввести должность практического психолога только за счет спецфонда, то на каком основании и в какое время он будет работать со студентами-бюджетниками?

Так что считаем, что этот вопрос еще требует дополнительных пояснений, которые мы обязательно получим от Минобразования.

 

Хотите заменить должность в штатном расписании? Соблюдайте правила

Типовыми штатами № 60 определен состав должностей (а также их максимальное количество), которые могут быть введены в штатное расписание учебного заведения.

Но с целью учета специфики учебно-воспитательного процесса руководитель вуза может изменить должности отдельных структурных подразделений, кроме руководящих. Это ему позволяет сделать абз. 1 п. 3 приказа, которым утверждены Типовые штаты № 60. Но при этом должны соблюдаться три важных правила:

1) замена должностей возможна в пределах фонда оплаты труда и количества должностей, определенных по Типовым штатам № 60;

2) заменить можно только те должности, которые введены в штатное расписание;

3) заменять можно должности в пределах одной категории персонала (педагогического, научно-педагогического, хозяйственно-обслуживающего и т. п.).

Значит, заменять должности, принадлежащие к разным категориям персонала, нельзя. Например, в пределах одной категории «профессионалы» можно заменить должность «инженер-электроник» на должность «бухгалтер (с дипломом специалиста)».

А вот ввести должность бухгалтера (категория «специалисты») за счет рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (категория «рабочие») не получится. Ведь Классификатор профессий ДК 003:2010, утвержденный приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327 (далее — Классификатор профессий), относит их к разным категориям персонала.

 

Как ввести в штатное расписание должность экономиста

Согласно Типовым штатам № 60 (строка 56 таблицы) должность экономиста вводят в штатное расписание вуза, если численность работников и расчетного (приведенного) контингента ­обучающихся составляет более 400 лиц. Поэтому если численность таких лиц составляет менее 400, должность экономиста в штатное расписание не вводят вообще. Подтверждение этому находим в комментируемом письме.

Учебным заведениям, которые по условиям Типовых штатов № 60 не могут позволить себе должность экономиста, но она им крайне необходима, Минобразования предложило варианты решения проблемы. Итак, должность экономиста можно ввести:

1) дополнительно за счет средств спецфонда. Но при этом нужно помнить, что количество дополнительных должностей не должно превышать 10 % от общей численности работников, рассчитанной по Типовым штатам № 60;

2) путем замены другой должности. Согласно Классификатору профессий должность экономиста относится к категории «профессионалы» и может быть введена только вместо должности этой же категории, например, вместо инженера-электроника.

 

Эта загадочная должность «культорганизатор»...

Согласно Типовым штатам № 60 вузы имеют право ввести в штатное расписание должность культорганизатора. Но вся соль в том, что в 2007 году профессиональное название работы «культорганизатор» с кодом 3474 было заменено на «организатор культурно-досуговой деятельности» с сохранением кода.

Другим словами, в действующем Классификаторе профессий такой должности, как «культ­организатор» нет*.

* Исключение составляет должность «культорганизатор детских внешкольных заведений», но для вузов она, очевидно, не подходит.

Как же быть? За решением вопроса обратились в Минобразования. Как видно из комментируемого письма, главное образовательное ведомство не видит в этом проблемы, и изменения в Типовые штаты № 60 вносить не спешит. Аргументы таковы:

во-первых, все «зарплатные» документы содержат именно должность культорганизатора, а не организатора культурно-досуговой деятельности. Более того, именно должность культорганизатора Перечнем должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденным постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963, отнесена к педагогическим. Следовательно, только работнику занимающему должность культорганизатора, будут предоставляться все выплаты, предусмотренные для педагогов, а организатору культурно-досуговой деятельности — нет. Здесь с Минобразования трудно не согласиться;

во-вторых, Минобразования обратило внимание на то, что Классификатор профессий не проходил регистрацию в Минюсте и считает это весомым аргументом, чтобы не соблюдать его положения при утверждении типовых штатов. Но затем вдруг говорит о том, что Минсоцполитики должно привести свои документы в соответствие с этим Классификатором.

Истина, как всегда, находится где-то посередине. И она такова: пока в «зарплатных» документах и в Типовых штатах № 60 будет фигурировать должность «культорганизатор», безопаснее именно так называть ее и в штатном расписании.

 

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше