Темы статей
Выбрать темы

Может ли городской совет оплатить потери сельскохозяйственного производства?

Станкус Татьяна, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Городской совет изготовил проект отведения земельного участка для расположения городского полигона твердых бытовых отходов за пределами населенного пункта. Владельцем данного участка является городской совет. Этот проект согласован разрешительными службами в установленном законодательством порядке и утвержден Главным управлением Госземагентства области. В соответствии с приказом Госзем агентства этот земельный участок был передан в постоянное пользование городскому совету. Утвержден расчет потерь сельскохозяйственного производства и подан в городской совет для оплаты.
Может ли городской совет оплатить потери сельскохозяйственного производства? Если городской совет имеет право проводить такие расходы, то по каким КФК и КЭКР?

В отношении того, что земля за пределами населенного пункта является собственностью городского совета, как утверждает читатель, имеются небезосновательные сомнения. И вот почему.

Со вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по размежеванию земель государственной и коммунальной собственности» от 06.09.2012 г. № 5245-VI (далее — Закон № 5245) земли государственной и коммунальной собственности в Украине считаются размежеванными.

Так, в соответствии с п. 3 разд. II «Заключительные и переходные положения» данного Закона землями коммунальной собственности соответствующих территориальных громад считаются:

а) земельные участки:

— на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества коммунальной собственности соответствующей территориальной громады;

— находящиеся в постоянном пользовании органов местного самоуправления, коммунальных предприятий, учреждений, организаций;

б) все прочие земли, расположенные в пределах соответствующих населенных пунктов, кроме земельных участков частной собственности и земельных участков, указанных в пп. «а» и «б» п. 4 разд. II Закона № 5245 (ср. ).

В государственной собственности находятся (п. 4 разд. II Закона № 5245):

а) расположенные в пределах населенных пунктов земельные участки:

— на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества государственной собственности;

— находящиеся в постоянном пользовании органов государственной власти, государственных предприятий, учреждений, организаций, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук;

— относящиеся к землям обороны;

б) земельные участки, используемые Черноморским флотом Российской Федерации на территории Украины на основании международных договоров, согласие на обязательность которых дано ВР Украины;

в) земли зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы;

г) все прочие земли, расположенные за пределами населенных пунктов, кроме земельных участков частной собственности и земельных участков, указанных в п.п. «а» п. 3 разд. II Закона № 5245.

Следовательно, земли, расположенные за пределами населенных пунктов, не являющиеся частными, являются государственной собственностью и не могут быть собственностью местного совета. И тогда вполне логично, что Госземагентство передало участок, находящийся в государственной собственности, в постоянное пользование городскому совету.

Обратим внимание, что в данном случае изменяется целевое назначение земли. Порядок изменения целевого назначения земель определен в ст. 20 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III (далее — ЗКУ). Согласно этой статье изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставлении в пользование, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.

Что касается определения земель сельскохозяйственного назначения, то такими землями признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, или предназначенные для этих целей.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся:

а) сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежи);

б) несельскохозяйственные угодья (хозяйственные дороги и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме тех, которые отнесены к землям лесохозяйственного назначения, земли под хозяйственными постройками и дворами, земли под инфраструктурой оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, земли временной консервации и т. п.).

Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться в первую очередь для сельскохозяйственного использования.

Следует помнить, что для строительства промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, железных дорог и автомобильных путей, линий электропередачи и связи, магистральных трубопроводов, а также для других нужд, не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, предоставляются преимущественно несельскохозяйственные угодья или сельскохозяйственные угодья худшего качества, о чем указано в п. 3 ст. 23 ЗКУ.

Если же все-таки принято решение об изменении целевого назначения земли сельскохозяйственного назначения, то возникает вопрос об уплате потерь сельскохозяйственного производства.

Так, согласно ст. 207 ЗКУ потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства — это потери сельскохозяйственных угодий, лесных земель и кустарников, а также потери, нанесенные ограничением в землепользовании и ухудшением качества земель.

Возмещению подлежат потери сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, залежей, сенокосов, пастбищ), лесных земель и кустарников как основного средства производства в сельском и лесном хозяйстве в результате изъятия (выкупа) их для нужд, не связанных с сельскохозяйственным и лесохозяйственным производством.

Также возмещению подлежат потери, нанесенные ограничением прав владельцев земли и землепользователей, в том числе арендаторов, или ухудшением качества угодий вследствие негативного влияния, вызванного деятельностью граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления или государства, а также в связи с исключением сельскохозяйственных угодий, лесных земель и кустарников из хозяйственного оборота вследствие установления охранных, санитарных и других защитных зон.

При этом потери сельскохозяйственного и лесо­хозяйственного производства компенсируются независимо от возмещения убытков владельцам земли и землепользователям.

В соответствии с п. 1 ст. 208 ЗКУ от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства освобождаются граждане и юридические лица в случае использования земельных участков:

— для строительства школ, дошкольных заведений, государственных объектов здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, социального обеспечения, государственных объектов дорожного строительства, культовых сооружений религиозных организаций, кладбищ, мелиоративных систем, противоэрозийных, противооползневых и противоселевых сооружений;

— под строительство и обслуживание жилых домов и хозяйственных зданий;

— для размещения внутрихозяйственных объектов сельскохозяйственных, рыбохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, организаций и учреждений;

— для размещения инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции;

— для добычи торфа при условии возврата земельных участков в состоянии, пригодном для предыдущего использования;

— под объекты и территории природно-заповедного фонда;

— под строительство и обслуживание объектов энергетики, производящих электрическую энергию из альтернативных источников энергии;

— для облесения деградированных и малопроизводительных земель на основании документации по землеустройству;

— для строительства реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов, объектов физкультуры, спорта и социального обеспечения для инвалидов и детей-инвалидов.

Как видим, в данном случае освобождения от возмещения потерь сельскохозяйственного производства не произойдет.

Определение сумм потерь производится в соответствии с требованиями Порядка определения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, подлежащих возмещению, утвержденного постановлением КМУ от 17.11.97 г. № 1279.

Согласно п. 4 этого Порядка возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных исключением сельскохозяйственных и лесных угодий для целей, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, осуществляется юридическими и физическими лицами в двухмесячный срок после утверждения в установленном порядке проекта отведения им земельных участков, а в случаях поэтапного освоения отведенных угодий для добычи полезных ископаемых открытым способом — по мере их фактического предоставления.

Следует отметить, что контроль за соблюдением порядка определения и возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, подлежащих возмещению, осуществляют Госсельхоз­инспекция и ее территориальные органы.

Территориальные органы Госкомзема в 5-дневный срок с момента утверждения расчета размера потерь, подлежащих возмещению, направляют копию утвержденного расчета в соответствующий территориальный орган Госсельхозинспекции для осуществления контроля за своевременным возмещением потерь.

В отношении уплаты потери сельскохозяйственного производства городским советом отметим следующее.

Во-первых, не понятно, как непосредственно городской совет планирует вывозить отходы на полигон и проводить их захоронение.

Во-вторых, действующей временной классификацией расходов и кредитования местных бюджетов и экономической классификацией расходов бюджета, утвержденными приказом Минфина «О бюджетной классификации» от 14.01.2011 г. № 11, не предусмотрены коды для оплаты такого рода потерь.

В-третьих, действующим законодательством вопрос оплаты органами местного самоуправления указанных потерь вообще не урегулирован.

В этой связи считаем, что данный вопрос должен решиться путем передачи земельного участка под размещение свалки мусора в постоянное пользование специализированному коммунальному предприятию, которое фактически будет осуществлять вывоз и захоронение отходов. Именно это предприятие и оплатит потери сельскохозяйственного производства.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше