В отношении того, что земля за пределами населенного пункта является собственностью городского совета, как утверждает читатель, имеются небезосновательные сомнения. И вот почему.
Со вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по размежеванию земель государственной и коммунальной собственности» от 06.09.2012 г. № 5245-VI (далее — Закон № 5245) земли государственной и коммунальной собственности в Украине считаются размежеванными.
Так, в соответствии с п. 3 разд. II «Заключительные и переходные положения» данного Закона землями коммунальной собственности соответствующих территориальных громад считаются:
а) земельные участки:
— на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества коммунальной собственности соответствующей территориальной громады;
— находящиеся в постоянном пользовании органов местного самоуправления, коммунальных предприятий, учреждений, организаций;
б) все прочие земли, расположенные в пределах соответствующих населенных пунктов, кроме земельных участков частной собственности и земельных участков, указанных в пп. «а» и «б» п. 4 разд. II Закона № 5245 (ср. ).
В государственной собственности находятся (п. 4 разд. II Закона № 5245):
а) расположенные в пределах населенных пунктов земельные участки:
— на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества государственной собственности;
— находящиеся в постоянном пользовании органов государственной власти, государственных предприятий, учреждений, организаций, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук;
— относящиеся к землям обороны;
б) земельные участки, используемые Черноморским флотом Российской Федерации на территории Украины на основании международных договоров, согласие на обязательность которых дано ВР Украины;
в) земли зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы;
г) все прочие земли, расположенные за пределами населенных пунктов, кроме земельных участков частной собственности и земельных участков, указанных в п.п. «а» п. 3 разд. II Закона № 5245.
Следовательно, земли, расположенные за пределами населенных пунктов, не являющиеся частными, являются государственной собственностью и не могут быть собственностью местного совета. И тогда вполне логично, что Госземагентство передало участок, находящийся в государственной собственности, в постоянное пользование городскому совету.
Обратим внимание, что в данном случае изменяется целевое назначение земли. Порядок изменения целевого назначения земель определен в ст. 20 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III (далее — ЗКУ). Согласно этой статье изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставлении в пользование, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
Что касается определения земель сельскохозяйственного назначения, то такими землями признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, или предназначенные для этих целей.
К землям сельскохозяйственного назначения относятся:
а) сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежи);
б) несельскохозяйственные угодья (хозяйственные дороги и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме тех, которые отнесены к землям лесохозяйственного назначения, земли под хозяйственными постройками и дворами, земли под инфраструктурой оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, земли временной консервации и т. п.).
Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться в первую очередь для сельскохозяйственного использования.
Следует помнить, что для строительства промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, железных дорог и автомобильных путей, линий электропередачи и связи, магистральных трубопроводов, а также для других нужд, не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, предоставляются преимущественно несельскохозяйственные угодья или сельскохозяйственные угодья худшего качества, о чем указано в п. 3 ст. 23 ЗКУ.
Если же все-таки принято решение об изменении целевого назначения земли сельскохозяйственного назначения, то возникает вопрос об уплате потерь сельскохозяйственного производства.
Так, согласно ст. 207 ЗКУ потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства — это потери сельскохозяйственных угодий, лесных земель и кустарников, а также потери, нанесенные ограничением в землепользовании и ухудшением качества земель.
Возмещению подлежат потери сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, залежей, сенокосов, пастбищ), лесных земель и кустарников как основного средства производства в сельском и лесном хозяйстве в результате изъятия (выкупа) их для нужд, не связанных с сельскохозяйственным и лесохозяйственным производством.
Также возмещению подлежат потери, нанесенные ограничением прав владельцев земли и землепользователей, в том числе арендаторов, или ухудшением качества угодий вследствие негативного влияния, вызванного деятельностью граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления или государства, а также в связи с исключением сельскохозяйственных угодий, лесных земель и кустарников из хозяйственного оборота вследствие установления охранных, санитарных и других защитных зон.
При этом потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства компенсируются независимо от возмещения убытков владельцам земли и землепользователям.
В соответствии с п. 1 ст. 208 ЗКУ от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства освобождаются граждане и юридические лица в случае использования земельных участков:
— для строительства школ, дошкольных заведений, государственных объектов здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, социального обеспечения, государственных объектов дорожного строительства, культовых сооружений религиозных организаций, кладбищ, мелиоративных систем, противоэрозийных, противооползневых и противоселевых сооружений;
— под строительство и обслуживание жилых домов и хозяйственных зданий;
— для размещения внутрихозяйственных объектов сельскохозяйственных, рыбохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, организаций и учреждений;
— для размещения инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции;
— для добычи торфа при условии возврата земельных участков в состоянии, пригодном для предыдущего использования;
— под объекты и территории природно-заповедного фонда;
— под строительство и обслуживание объектов энергетики, производящих электрическую энергию из альтернативных источников энергии;
— для облесения деградированных и малопроизводительных земель на основании документации по землеустройству;
— для строительства реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов, объектов физкультуры, спорта и социального обеспечения для инвалидов и детей-инвалидов.
Как видим, в данном случае освобождения от возмещения потерь сельскохозяйственного производства не произойдет.
Определение сумм потерь производится в соответствии с требованиями Порядка определения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, подлежащих возмещению, утвержденного постановлением КМУ от 17.11.97 г. № 1279.
Согласно п. 4 этого Порядка возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных исключением сельскохозяйственных и лесных угодий для целей, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, осуществляется юридическими и физическими лицами в двухмесячный срок после утверждения в установленном порядке проекта отведения им земельных участков, а в случаях поэтапного освоения отведенных угодий для добычи полезных ископаемых открытым способом — по мере их фактического предоставления.
Следует отметить, что контроль за соблюдением порядка определения и возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, подлежащих возмещению, осуществляют Госсельхозинспекция и ее территориальные органы.
Территориальные органы Госкомзема в 5-дневный срок с момента утверждения расчета размера потерь, подлежащих возмещению, направляют копию утвержденного расчета в соответствующий территориальный орган Госсельхозинспекции для осуществления контроля за своевременным возмещением потерь.
В отношении уплаты потери сельскохозяйственного производства городским советом отметим следующее.
Во-первых, не понятно, как непосредственно городской совет планирует вывозить отходы на полигон и проводить их захоронение.
Во-вторых, действующей временной классификацией расходов и кредитования местных бюджетов и экономической классификацией расходов бюджета, утвержденными приказом Минфина «О бюджетной классификации» от 14.01.2011 г. № 11, не предусмотрены коды для оплаты такого рода потерь.
В-третьих, действующим законодательством вопрос оплаты органами местного самоуправления указанных потерь вообще не урегулирован.
В этой связи считаем, что данный вопрос должен решиться путем передачи земельного участка под размещение свалки мусора в постоянное пользование специализированному коммунальному предприятию, которое фактически будет осуществлять вывоз и захоронение отходов. Именно это предприятие и оплатит потери сельскохозяйственного производства.