Темы статей
Выбрать темы

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства»

Минфин Украины
Утверждено приказом Министерства финансов Украины от 12.10.2010 г. № 1202

I. Общие положения

1. Настоящее Национальное положение (стандарт) определяет методологические основы формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в финансовой отчетности информации об основных средствах, прочих необоротных материальных активах (далее — основные средства) и незавершенных капитальных инвестициях в необоротные материальные активы.

2. Нормы настоящего Национального положения (стандарта) применяются субъектами государственного сектора (далее — субъекты государственного сектора).

3. Настоящее Национальное положение (стандарт) не распространяется на основные средства, удерживаемые с целью продажи, инвестиционную недвижимость, долгосрочные биологические активы, невозобновляемые природные ресурсы и полезные ископаемые, особенности учета которых определяются другими национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе.

4. Термины, используемые в национальных положениях (стандартах) бухгалтерского учета в государственном секторе, имеют следующее значение:

активы ресурсы, контролируемые субъектом государственного сектора в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем;

активный рынок — рынок, которому присущи следующие условия:

предметы, которые продаются и покупаются на этом рынке, являются однородными;

в любое время можно найти заинтересованных продавцов и покупателей;

информация о рыночных ценах является общедоступной;

амортизация — систематическое распределение амортизируемой стоимости необоротных активов в течение срока их полезного использования (эксплуатации);

амортизируемая стоимость — первоначальная или переоцененная стоимость необоротных активов, за вычетом их ликвидационной стоимости;

группа основных средств — совокупность однотипных по техническим характеристикам, назначению и условиям использования объектов основных средств;

остаточная стоимость — разница между первоначальной (переоцененной) стоимостью необоротного актива и суммой его накопленного износа;

уменьшение полезности — потеря экономической выгоды или потенциала полезности в сумме превышения остаточной стоимости актива над суммой ожидаемого возмещения;

износ основных средств — сумма амортизации объекта основных средств с начала его полезного использования;

ликвидационная стоимость — сумма средств или стоимость других активов, которую субъект государственного сектора ожидает получить от реализации (ликвидации) необоротных активов по окончании срока их полезного использования (эксплуатации), за вычетом расходов, связанных с продажей (ликвидацией);

незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы капитальные инвестиции в строительство, изготовление, реконструкцию, модернизацию, приобретение объектов необоротных материальных активов, введение которых в эксплуатацию на дату баланса не состоялось;

основные средства — материальные активы, удерживаемые для использования их в производстве/деятельности либо при поставке товаров, выполнении работ и предоставлении услуг, для достижения поставленной цели и/или удовлетворения потребностей субъекта государственного сектора или сдачи в аренду другим лицам и используемые, по ожиданию, более одного года;

первоначальная стоимость — историческая (фактическая) стоимость активов в сумме денежных средств или справедливой стоимости других активов, уплаченных (переданных, израсходованных) для приобретения (создания) активов;

переоцененная стоимость — стоимость активов после их переоценки;

подобные объекты — объекты, имеющие одинаковое функциональное назначение и одинаковую справедливую стоимость;

потенциал полезности активов имеющиеся и потенциальные возможности, которые получит субъект государственного сектора от использования активов, непосредственно не генерирующих поступления денежных средств, для достижения поставленной цели и/или удовлетворения потребностей;

справедливая стоимость — сумма, по которой можно продать актив или оплатить обязательство при обычных условиях на определенную дату;

срок полезного использования (эксплуатации) — ожидаемый период во времени, в течение которого активы будут использоваться субъектом государственного сектора или с их использованием будет изготовлен (выполнен) ожидаемый субъектом государственного сектора объем продукции (работ, услуг);

субъекты государственного сектора — распорядители бюджетных средств, Государственная казначейская служба Украины и фонды общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования;

сумма ожидаемого возмещения необоротного актива — наибольшая из двух оценок: чистая стоимость реализации или настоящая стоимость будущих чистых денежных поступлений от использования необоротного актива, включая его ликвидационную стоимость;

чистая стоимость реализации необоротного актива — справедливая стоимость необоротного актива, за вычетом ожидаемых расходов на его реализацию.

 

II. Признание и первоначальная оценка основных средств

1. Единицей учета основных средств является объект основных средств, а именно:

законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему;

конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

отдельный комплекс конструктивно сочлененных предметов одинакового или разного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно;

другой актив, соответствующий определению основных средств, или часть такого актива, которая контролируется субъектом государственного сектора.

Если один объект основных средств состоит из частей, имеющих разный срок полезного использования (эксплуатации), то каждая из этих частей может признаваться в бухгалтерском учете как отдельный объект основных средств.

2. Объект основных средств признается активом, когда:

существует вероятность получения субъектом государственного сектора будущих экономических выгод, связанных с его использованием, и/или он имеет потенциал полезности для общества; и стоимость объекта основных средств может быть определена.

3. Основные средства классифицируются по следующим группам:

3.1. Основные средства:

3.1.1. Земельные участки.

3.1.2. Капитальные расходы на улучшение земель.

3.1.3. Здания, сооружения и передаточные устройства.

3.1.4. Машины и оборудование.

3.1.5. Транспортные средства.

3.1.6. Инструменты, приборы, инвентарь.

3.1.7. Животные и многолетние насаждения.

3.1.8. Прочие основные средства.

3.2. Прочие необоротные материальные активы включают:

3.2.1. Музейные фонды.

3.2.2. Библиотечные фонды.

3.2.3. Малоценные необоротные материальные активы.

Субъекты государственного сектора зачисляют в малоценные необоротные материальные активы предметы стоимостью (без налога на добавленную стоимость), не превышающей 2500 гривень и срок использования которых превышает один год, и сценические постановочные средства стоимостью, не превышающей 5000 гривень за единицу.

3.2.4. Белье, постельные принадлежности, одежду и обувь.

3.2.5. Природные ресурсы.

3.2.6. Инвентарную тару.

3.2.7. Необоротные материальные активы специального назначения.

3.2.8. Прочие необоротные материальные активы.

4. Объект основных средств оценивается по первоначальной стоимости, которой является:

стоимость приобретения в случае приобретения за плату;

себестоимость производства при самостоятельном изготовлении (создании);

справедливая стоимость при получении без оплаты от физических и юридических лиц (кроме субъектов государственного сектора);

первоначальная (переоцененная) стоимость основных средств при получении без оплаты от субъектов государственного сектора;

остаточная стоимость переданного объекта основных средств при получении в результате обмена на другой актив;

условная стоимость при отсутствии активного рынка.

5. Первоначальная стоимость объекта основных средств в случае приобретения за плату состоит из следующих расходов:

суммы, уплачиваемые поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без непрямых налогов);

регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

суммы ввозной таможенной пошлины;

суммы непрямых налогов в связи с приобретением (созданием) основных средств (если они не возмещаются субъекту государственного сектора);

расходы по страхованию рисков доставки основных средств; расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку основных средств;

прочие расходы, непосредственно связанные с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью.

Финансовые расходы не включаются в первоначальную стоимость основных средств, приобретенных (созданных) полностью или частично за счет заимствований (за исключением финансовых расходов, включаемых в себестоимость квалификационных активов в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе).

6. Себестоимость производства (создания) объекта основных средств состоит из расходов, понесенных субъектом государственного сектора на его изготовление (создание), с учетом расходов, предусмотренных пунктом 5 настоящего раздела.

7. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно от физических и юридических лиц (кроме субъектов государственного сектора), является их справедливая стоимость на дату получения с учетом расходов, предусмотренных пунктом 5 настоящего раздела.

8. Первоначальная стоимость основных средств, полученных безвозмездно от субъектов государственного сектора, равняется первоначальной (переоцененной) стоимости основных средств субъекта государственного сектора, их передавшего, с учетом расходов, предусмотренных пунктом 5 настоящего раздела, с приведением начисленной суммы износа.

Если отсутствует достоверная информация о первоначальной стоимости основных средств, первоначальная стоимость определяется на уровне справедливой стоимости на дату получения, оценка которой проводится в соответствии с законодательством.

9. Условная стоимость применяется к активам (при отсутствии активного рынка, а также в случае использования полномочий конфискации, безвозмездной передачи), имеющим исторически унаследованную стоимость и потенциал полезности, который ограничивается характеристиками культурного или исторического наследия, в частности музейные фонды (исторические здания и памятники, археологические участки, заповедники и природоохранные зоны, произведения искусства и т. п.).

При изменении потенциала полезности активов, в частности использования исторического здания в качестве офисного помещения, его признание и оценка осуществляются подобно общей оценке основных средств. Размер условной стоимости может определяться законодательными и другими нормативно-правовыми актами либо состоять из сумм страхования от пожара, краж, потерь, повреждений или другого возможного вреда.

10. Первоначальной стоимостью объекта основных средств, полученного в результате обмена на другой актив, является остаточная стоимость переданного объекта основных средств. Если остаточная стоимость переданного объекта основных средств равняется нулю, то первоначальной стоимостью полученного объекта основных средств является его справедливая стоимость на дату оприходования.

11. Если объект основных средств состоит из разных компонентов, которые имеют разные сроки полезного использования (эксплуатации), или предоставляют экономические выгоды субъекту государственного сектора различными способами, или имеют разный потенциал полезности, что обуславливает необходимость применения различных норм амортизации, целесообразно распределять совокупные расходы на приобретение (создание) этого объекта по его компонентам с отдельным учетом каждого компонента.

После первоначального признания объекта основных средств как актива его учет ведется по первоначальной стоимости в гривнях без копеек.

12. Для прочих необоротных материальных активов применяется упрощенный, групповой или иной специфический порядок учета.

13. Книги, пособия и другие издания, входящие в фонд библиотек, учитываются по групповому учету и номинальным ценам, включая стоимость начальных переплетных работ. Расходы на ремонт и реставрацию книг, в том числе и на повторные переплетные работы, на увеличение стоимости книг не относятся, а признаются расходами отчетного периода, в котором они были понесены.

 

III. Оценка после первоначального признания и переоценка основных средств

1. Расходы на улучшение объекта основных средств (реконструкцию (реставрацию), модернизацию, достройку, дооборудование) увеличивают его первоначальную стоимость в течение всего срока использования, если существует вероятность получения субъектом государственного сектора будущих экономических выгод, превышающих первоначально оцененный уровень его производительности, и/или увеличение потенциала полезности этого объекта.

2. Расходы на содержание объекта основных средств (проведение технического надзора, технического обслуживания и ремонта), которые осуществляются для возобновления или поддержания субъектом государственного сектора будущих экономических выгод или потенциала полезности на первоначально оцененном уровне производительности объекта основных средств, признаются расходами отчетного периода, в котором они были понесены.

3. В случае принятия решения субъектом государственного сектора объект основных средств может переоцениваться, если остаточная стоимость этого объекта существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса. При переоценке объекта основных средств осуществляется одновременная переоценка всех объектов группы основных средств, к которой относится данный объект.

Переоценка основных средств той группы, объекты которой уже подверглись переоценке, в дальнейшем должна проводиться с такой регулярностью, чтобы их остаточная стоимость на дату баланса существенно не отличалась от справедливой стоимости.

Не подлежат переоценке малоценные необоротные материальные активы и библиотечные фонды, если амортизация их стоимости проводится согласно методу, изложенному в пункте 7 раздела IV настоящего Национального положения (стандарта).

Решение о проведении переоценки объектов основных средств субъектом государственного сектора согласовывается с органом, уполномоченным управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, если таковой определен.

4. Порогом существенности для проведения переоценки объектов основных средств принимается величина, равная 10-процентному отклонению остаточной стоимости объектов основных средств от их справедливой стоимости.

5. Переоцененная первоначальная стоимость и сумма износа объекта основных средств определяются умножением соответственно первоначальной стоимости и суммы износа объекта основных средств на индекс переоценки. Индекс переоценки определяется делением справедливой стоимости переоцениваемого объекта на его остаточную стоимость.

Если остаточная стоимость объекта основных средств равна нулю, то его переоцененная остаточная стоимость определяется прибавлением справедливой стоимости этого объекта к его первоначальной (переоцененной) стоимости без изменения суммы износа объекта. При этом для объектов, которые продолжают использоваться, обязательно определяется ликвидационная стоимость.

6. Сведения об изменениях первоначальной стоимости и суммы износа основных средств заносятся в регистры их аналитического учета.

7. Сумма дооценки остаточной стоимости объекта основных средств субъектом государственного сектора зачисляется в капитал в дооценках, а сумма уценки — в состав расходов отчетного периода, кроме случаев, приведенных в пункте 8 настоящего раздела.

8. Если до проведения дооценки состоялась уценка объекта основных средств, то сумма его дооценки признается доходами субъекта государственного сектора в сумме, не превышающей сумму указанной уценки, с зачислением суммы превышения в капитал в дооценках отчетного года.

Если в отчетном году до проведения уценки состоялась дооценка объекта основных средств, то сумма его уценки зачисляется на уменьшение капитала в дооценках, но не больше суммы дооценки, с включением разницы в состав расходов отчетного периода.

9. Превышение сумм предыдущих дооценок объекта основных средств над суммой предыдущих уценок остаточной стоимости этого объекта основных средств ежегодно в сумме, пропорциональной начислению амортизации, относится в накопленный финансовый результат выполнения сметы с одновременным уменьшением капитала в дооценках, а при выбытии объекта основных средств — на всю сумму остатка превышения сумм предыдущих дооценок этого объекта основных средств над суммой предыдущих уценок.

 

IV. Амортизация основных средств

1. Объектом амортизации является амортизируемая стоимость.

2. Не подлежат амортизации земельные участки, музейные фонды (памятники культурного наследия национального или местного значения, которые внесены (подлежат внесению) в Государственный реестр недвижимых памятников Украины, уникальные документы Национального архивного фонда Украины, которые внесены (подлежат внесению) в Государственный реестр национального культурного достояния, хранящиеся в библиотеках согласно Закону Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях», и т. п. как объекты с неопределенным сроком полезного использования), подопытные животные, многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста, природные ресурсы, незавершенные капитальные инвестиции.

3. Начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта основных средств при признании этого объекта активом (при зачислении на баланс) и приостанавливается на период его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации.

После признания потерь от уменьшения полезности объекта основных средств начисление амортизации осуществляется исходя из пересмотренного срока его полезного использования (эксплуатации).

4. При определении срока полезного использования (эксплуатации) объекта основных средств учитываются следующие факторы:

ожидаемое использование объекта основных средств субъектом государственного сектора. Использование оценивают исходя из ожидаемой мощности или физической производительности объекта основных средств;

ожидаемый физический износ, который зависит от интенсивности использования объекта основных средств, качества сервисного обслуживания;

моральный износ, возникающий в результате изменений и совершенствования производства либо от изменения рыночного спроса на продукт или услуги, предоставляемые объектом основных средств;

правовые или подобные ограничения на использование объекта основных средств.

5. Стоимость объекта основных средств распределяется на систематической основе в течение срока его полезного использования (эксплуатации) путем начисления амортизации на дату баланса.

Месячная сумма амортизации определяется делением годовой суммы амортизации на 12.

Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования.

Начисление амортизации прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта основных средств, перевода его на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование, консервацию.

Сумма амортизации объектов основных средств определяется в гривнях без копеек за полное количество календарных месяцев их пребывания в эксплуатации в отчетном периоде.

При передаче объекта основных средств в случаях, предусмотренных законодательством, субъект государственного сектора, их передающий, начисляет амортизацию в месяце их передачи за полное количество календарных месяцев нахождения его в эксплуатации в отчетном квартале.

6. Амортизацию основных средств (кроме прочих необоротных материальных активов) субъекты государственного сектора начисляют с применением прямолинейного метода.

7. Амортизация необоротных материальных активов, указанных в подпункте 3.2 пункта 3 раздела II настоящего Национального положения (стандарта), начисляется в первом месяце передачи в использование объекта необоротных активов в размере 50 процентов его первоначальной стоимости и остальные 50 процентов первоначальной стоимости — в месяце их исключения из активов (списания с баланса).

Переоценка таких необоротных материальных активов, находящихся в использовании (эксплуатации), не проводится.

8. Сумму начисленной амортизации субъект государственного сектора отражает увеличением суммы износа основных средств и расходов.

 

V. Уменьшение полезности основных средств

1. Сумма потерь от уменьшения полезности объекта основных средств отражается увеличением суммы износа основных средств и расходов.

2. Если объект основных средств отражается в бухгалтерском учете по переоцененной стоимости, то сумма потерь от уменьшения полезности отражается в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 8 раздела III настоящего Национального положения (стандарта), а сумма выгод от возобновления полезности — в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 8 раздела III настоящего Национального положения (стандарта).

3. Сумма выгод от возобновления полезности объекта основных средств отражается признанием дохода субъекта государственного сектора с одновременным уменьшением суммы износа основных средств.

 

VI. Выбытие основных средств

1. Признание объекта основных средств активом субъекта государственного сектора прекращается в случае его ликвидации, выбытия в результате продажи, передачи без оплаты или несоответствия критериям признания активом.

2. Поступления, полученные в результате продажи основных средств, считаются доходами субъекта государственного сектора, кроме доходов от продажи недвижимого имущества, которые считаются доходами соответствующего бюджета.

Финансовый результат от выбытия объектов основных средств определяется вычетом из дохода от выбытия основных средств их остаточной стоимости, непрямых налогов и расходов, связанных с выбытием основных средств.

3. В случае выбытия объекта основных средств с баланса списываются его первоначальная (переоцененная), балансовая стоимость и сумма накопленного износа.

4. Выбытие основных средств осуществляется в порядке, определенном законодательством.

 

VII. Раскрытие информации об основных средствах в примечаниях к финансовой отчетности

1. В примечаниях к финансовой отчетности информация об основных средствах приводится отдельно по каждой группе:

1.1. Первоначальная (переоцененная) стоимость и сумма накопленного износа на начало и конец отчетного года.

1.2. Сумма поступления основных средств за отчетный период.

1.3. Диапазон сроков полезного использования (минимальные и максимальные).

1.4. Сумма увеличения или уменьшения первоначальной (переоцененной) стоимости за отчетный год в результате переоценок и уменьшения/возобновления полезности.

1.5. Первоначальная (переоцененная) стоимость и сумма износа основных средств, выбывших за отчетный год.

1.6. Сумма начисленной амортизации за отчетный год.

1.7. Прочие изменения первоначальной (переоцененной) стоимости и суммы износа основных средств за отчетный год.

1.8. Сумма капитальных инвестиций в основные средства за отчетный год.

1.9. Сумма обязательств согласно договорам, связанным с приобретением в будущем основных средств.

2. В примечаниях к финансовой отчетности приводится также информация о:

2.1. Сумме основных средств, полученных безвозмездно.

2.2. Первоначальной (переоцененной) стоимости и сумме износа основных средств, в отношении которых существуют предусмотренные законодательством ограничения владения, пользования и распоряжения.

2.3. Стоимость временно не используемого объекта основных средств.

2.4. Стоимость полностью амортизированного объекта основных средств, который еще используется.

2.5. Стоимость объекта основных средств, выбывшего из активного использования и удерживаемого для продажи, передачи без оплаты.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше