Темы статей
Выбрать темы

Учреждение имеет земельные участки на территории АТО: уплачивать ли налог на землю

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
На балансе бюджетного учреждения находятся производственная база и различные сооружения. Имущество, находящееся на балансе учреждения, является государственной собственностью, закреплено за ним на праве оперативного управления. Часть земельных участков под зданиями и сооружениями расположена на территории, где проводится АТО. Может ли бюджетная организация не уплачивать налог на землю за такие земельные участки? Какими законодательными и нормативными документами следует руководствоваться в этом вопросе?

Еще в прошлом году был принят Закон Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» от 02.09.2014 г. № 1669-VII (далее — Закон), который вступил в силу 15.10.2014 г. Этим Законом утверждены временные мероприятия для обеспечения поддержки субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на территории проведения АТО, и лиц, которые проживают в этой зоне или переселились из нее при проведении АТО.

В частности, ст. 6 этого Закона предусмотрено освобождение от уплаты за пользование земельными участками государственной и коммунальной собственности.

Давайте посмотрим, как выглядит эта норма Закона:

«При проведении антитеррористической операции освободить субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на территории проведения антитеррористической операции, от платы за пользование земельными участками государственной и коммунальной собственности».

Получается, что ст. 6 Закона освобождает субъектов хозяйствования — плательщиков земельного налога от платы за земельные участки, находящиеся в государственной и коммунальной собственности.

Дальше выясним, как работает такое освобождение на практике.

Во-первых, следует вспомнить, что с точки зрения налогового законодательства освобождение налогоплательщика от обязанности по начислению и уплате налога или сбора, уплата им налога или сбора в меньшем размере при наличии соответствующих оснований является налоговой льготой.

Как определено пп. 30.2 — 30.3 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), основаниями для предоставления налоговой льготы являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.

Плательщик налогов имеет право пользоваться налоговой льготой с момента возникновения соответствующих оснований для ее применения и в течение всего срока ее действия.

Налоговые льготы, порядок и основания их предоставления устанавливаются с учетом требований законодательства Украины о защите экономической конкуренции исключительно НКУ, решениями Верховной Рады АР Крым и органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с НКУ ( п. 30.5 НКУ).

Поэтому освобождение землепользователей земельных участков государственной и коммунальной собственности, находящихся в зоне АТО, необходимо рассматривать именно как льготу. Об этом свидетельствует позиция ГФС, которая изложена в консультации на сайте ГФС в Базе налоговых знаний в подкатегории 112.04.

Но для того чтобы землепользователи земельных участков могли полноценно пользоваться такой налоговой льготой, наши законодатели в этом вопросе, к сожалению, сделали только полдела.

Как указывали фискалы, для этого необходимо разработать перечень земельных участков государственной и коммунальной собственности, на которые распространяются льготы, установленные ст. 6 Закона. При этом такой перечень определяется исходя из перечня населенных пунктов, на территории которых осуществляется антитеррористическая операция, согласно перечню, утвержденному Кабмином.

На сегодняшний день действие распоряжения КМУ «Об утверждении перечня населенных пунктов, на территории которых осуществлялась антитеррористическая операция» от 30.10.2014 г. № 1053-р, которым именно был утвержден перечень населенных пунктов, входящих в зону АТО, приостановлено. Тем самым фактически приостановлено и действие ст. 6 Закона № 1669.

Именно с учетом этого, в письме ГФС от 02.12.2014 г. № 7887/6/99-99-15-03-02-15 фискалы констатируют, что на сегодня не разработан порядок применения налоговой льготы, указанной в ст. 6 Закона.

Во-вторых, фискалы в вышеупомянутой консультации и письме обращали внимание на то, что также не внесены соответствующие изменения в НКУ. Согласно п. 2.1 НКУ изменение положений этого Кодекса может осуществляться исключительно путем внесения изменений в него.

Поэтому до внесения соответствующих льготных норм в НКУ никакой налоговой льготы ожидать не стоит. Фактически это означает, что землепользователи земельных участков государственной и коммунальной собственности, находящихся в зоне АТО, лишены возможности в полной мере воспользоваться налоговой льготой, предусмотренной ст. 6 Закона.

А пока советуем бюджетному учреждению руководствоваться общим механизмом освобождения от налоговой ответственности, предусмотренным Законом.

Отметим, что механизм действия данного Закона построен по принципу освобождения от налоговой ответственности в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы (так называемого форс-мажора).

Для этого необходимо:

1) получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах;

2) подать его вместе с заявлением в орган ГФС;

3) получить от фискалов решение о продлении сроков подачи отчетности, а также списании и отсрочке налогового долга.

Обратите внимание: единственным надлежащим и достаточным документом, подтверждающим наступление обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), имевших место на территории проведения АТО, является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины (далее — ТПП).

Как свидетельствует ст. 10 Закона, именно он освобождает субъекта хозяйствования от ответственности за невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств. Такой документ ТПП и уполномоченные ею региональные палаты обязаны выдать заявителю в течение 7 дней со дня обращения.

Подробно о порядке удостоверения форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) см. в письмах ГФС от 27.10.2014 г. № 5694/6/99-99-26-01-15 и ТПП от 09.01.2015 г. № 106/05-5.4.

Таким образом, воспользовавшись этим механизмом, учреждение имеет возможность избежать штрафов за неподачу (несвоевременную подачу) налоговой отчетности, а также неуплату (несвоевременную уплату) налоговых обязательств.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше