Темы статей
Выбрать темы

Учитываем мантии и нагрудные знаки судей

Крот Юлия, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Каков порядок учета мантий и нагрудных знаков в административном суде? Нужно ли этим предметам присваивать номенклатурные номера и как правильно это делать? Например, следует ли устанавливать один номенклатурный номер на все мантии, даже если они выданы разным лицам? На каком субсчете следует учитывать мантии и нагрудные знаки судей?
Какие существуют нормы обеспечения судей мантиями и нагрудными знаками? Какими документами следует оформлять их выдачу судье в пользование? Нужно ли заключать договор о полной индивидуальной материальной ответственности с каждым судьей, получившим мантию и нагрудный знак?

Правосудие в Украине функционирует на принципах верховенства права в соответствии с европейскими стандартами и обеспечивает право каждого на справедливый суд. Организацию судебной власти и осуществление правосудия в нашем государстве определяет Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 г. № 2453-VI (далее — Закон № 2453).

Правосудие должен осуществлять судья в мантии и с нагрудным знаком. Образцы последних утверждаются Советом судей Украины. Четкое указание на это содержит ч. 2 ст. 16 Закона № 2453.

Порядок получения, учета, выдачи, замены, возврата и списания мантий и нагрудных знаков судей местных и апелляционных судов общей юрисдикции установлен Положением о порядке получения, учета, выдачи, замены, возврата и списания мантий и нагрудных знаков судей местных и апелляционных судов общей юрисдикции, утвержденным приказом ГСА от 02.07.2012 г. № 72 (далее — Положение № 72). Действие этого Положения распространяется на все местные и апелляционные суды общей юрисдикции, структурные подразделения и территориальные управления ГСА.

Следует отметить, что судьи обеспечиваются мантиями и нагрудными знаками за счет средств Государственного бюджета Украины ( ч. 1 ст. 137 Закона № 2453). При этом распределение бюджетных средств на приобретение мантий и нагрудных знаков судей и постоянный контроль за их использованием осуществляет ГСА как главный распорядитель бюджетных средств. В свою очередь, распорядители нижестоящего уровня своевременно и в полном объеме проводят закупку мантий и нагрудных знаков для судей. Об использовании средств на приобретение мантий и нагрудных знаков для судей в течение отчетного года они отчитываются перед органами ГСА путем подачи ежегодного Отчета по форме, приведенной в приложении 3 к Положению № 72 (ср. ). Такой отчет распорядители бюджетных средств нижестоящего уровня должны подать до 30 января, следующего за отчетным годом. Это предусмотрено п. 2.3 Положения № 72.

Кстати, расходы на приобретение нагрудных знаков и мантий для судей следует планировать и производить по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь». На это указывают пп. 2 и 14 п.п. 2.2.1 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Учет мантий и нагрудных знаков судей осуществляют суды и территориальные управления ГСА. Для этого применяют Журнал выдачи мантий и нагрудных знаков судей (приложение 1 к Положению № 72). Кроме того, на каждого судью заводят Учетную карточку обеспечения судьи мантией и нагрудным знаком судьи (приложение 2 к Положению № 72) с указанием даты их выдачи.

Что касается бухгалтерского учета мантий и нагрудных знаков судей, то их следует рассматривать как предметы служебного обмундирования судьи. Учитывая это, учет таких материальных ценностей целесообразнее вести на субсчете 114 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь» в составе третьей подгруппы.

Для организации учета и обеспечения надлежащего контроля в учреждении предметам постельного белья, одежды, обуви, библиотечным фондам и малоценным необоротным материальным активам присваивают номенклатурные номера. Причем на предметы одного наименования, качества материала и цены устанавливают один номенклатурный номер. Такое требование закреплено в п. 3 разд. ІІ Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11. Никаких исключений относительно присвоения номенклатурных номеров однотипным активам в случае, если они находятся в пользовании разных лиц, действующим законодательством не предусмотрено. Следовательно, для всех мантий, приобретенных по одной цене, следует устанавливать один номенклатурный номер, несмотря даже на то, что они выданы разным лицам. То же касается и нагрудных знаков судей.

Теперь о порядке выдачи мантий и нагрудных знаков. Эти предметы служебного обмундирования выдаются судьям согласно норме обеспечения, установленной в приложении 4 к Положению № 72. В частности, для судей общей юрисдикции предусмотрена выдача одной мантии сроком на три года, а также одного нагрудного знака. Однако срок ношения последнего не определен, поэтому следует понимать, что он является неограниченным. Повторная выдача мантии осуществляется по окончании сроков ношения ранее выданной мантии (п. 3.1 Положения № 72). Все меры по уходу за мантиями (стирка, химчистка, ремонт и т. п.) согласно п. 3.4 Положения № 72 судья должен осуществлять за собственный счет.

По поводу необходимости заключения договора о полной индивидуальной материальной ответственности с судьями при выдаче им мантий и нагрудных знаков отметим, что такой договор может быть заключен не с каждым работником учреждения. Так, письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены учреждением с работниками (достигшими восемнадцатилетнего возраста), которые занимают должность или выполняют работу, непосредственно связанную с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей. Эта норма зафиксирована в ст. 1351 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, приведен в приложении к постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.77 г. № 447/24 (далее — Перечень). Этот нормативный документ действует на территории Украины согласно постановлению ВРУ «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12.09.91 г. № 1545-XII.

В упомянутый выше Перечень входят такие должности:

— заведующие кассами, складами ценностей, камерами хранения, складами и их заместители;

— старшие контролеры-кассиры и контролеры-кассиры; старшие контролеры и контролеры; старшие кассиры и кассиры; а также другие работники, исполняющие обязанности кассиров;

— заведующие (директора при отсутствии заведующих отделами и секциями) магазинов и их заместители; заведующие скупочными пунктами; заведующие товарными секциями (отделами), отделами заказов магазинов и их заместители; начальники цехов и участков предприятий торговли и их заместители;

— начальники товарных и товарно-перевалочных участков; старшие товароведы и товароведы, непосредственно обслуживающие материальные ценности;

— заведующие предприятиями общественного питания и их заместители; заведующие производствами, начальники цехов (участков) и их заместители, старшие администраторы и администраторы залов (метрдотели) предприятий общественного питания;

— заведующие заготовительными пунктами; заведующие сепараторными отделениями;

— заведующие аптечными учреждениями и их заместители; заведующие отделами аптечных заведений и их заместители; заведующие аптечными пунктами первой группы; провизоры-технологи (рецептари-контролеры), фармацевты; старшие медицинские сестры структурных подразделений учреждений здравоохранения;

— заведующие хозяйствами и коменданты домов, осуществляющие хранение материальных ценностей;

— агенты по снабжению; экспедитор по перевозке грузов; инкассаторы.

Работы, выполнение которых предусматривает заключение договора о полной материальной ответственности:

— по приему от населения всех видов платежей и выплате денег через кассу;

— по обслуживанию торговых и денежных автоматов;

— по принятию на хранение, обработке, хранению, выдаче материальных ценностей, на складах, базах (нефтебазах), автозаправочных станциях, холодильниках, пищеблоках, хранилищах, заготовительных приемных пунктах, товарных и товарно-перевалочных участках, камерах хранения, кладовых и гардеробах;

— по выдаче (приему) материальных ценностей лицам, находящимся в лечебно-профилактических и санаторно-курортных заведениях, пансионатах, кемпингах, домах отдыха, гостиницах, общежитиях, комнатах отдыха, на транспорте, в детских учреждениях, спортивно-оздоровительных и туристских организациях, пионерских лагерях, а также пассажирам всех видов транспорта; по экипировке пассажирских судов, вагонов и самолетов;

— по приему от населения предметов культурно-бытового назначения и других материальных ценностей на хранение, ремонт и для выполнения других операций, связанных с изготовлением, восстановлением или улучшением качества этих предметов;

— по продаже (выдаче) товаров (продукции), их подготовке к продаже независимо от формы торговли и профиля предприятия (организация);

— по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных и денежных ценностей, их доставке (сопровождению), выдаче (сдаче).

Внимание! Договор о полной индивидуальной материальной ответственности может заключаться при наличии одновременно двух условий:

1) наличие занимаемой работником должности или выполняемой им работы в общем Перечне;

2) выполнение обязанности согласно должности, выполнение работы по специальности должны быть непосредственно связаны с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства доверенных работникам ценностей.

На этот момент неоднократно обращало внимание Минтруда в своих разъяснениях (см. письма от 27.05.2008 г. № 146/06/186-88, от 12.10.2010 г. № 312/13/116-10).

Как видим, должность судьи и его обязанности отсутствуют в Перечне. Следовательно, заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности с судьей, которому выдана мантия и нагрудный знак, нельзя. Более того, и необходимости в этом нет. Ведь в п. 4.2 Положения № 72 четко определено: если мантия или нагрудный знак стали непригодными для использования по вине судьи, то он должен осуществить их замену за счет собственных средств. В случае же, если мантия и нагрудный знак были утрачены или стали непригодными для пользования до окончания установленного срока ношения по не зависящей от судьи причине, организовать их замену обязан суд (территориальное управление ГСА). Для этого судья подает в суд (территориальное управление ГСУ) заявление с указанием причины, препятствующей дальнейшему использованию мантии или нагрудного знака, или обстоятельств их утраты. Решение по замене мантии или нагрудного знака судьи принимается временной комиссией. Последняя составляет акт, являющийся основанием для их замены.

В случае перевода судьи в другой суд его мантия и нагрудный знак остаются у него. Перемещение этих материальных ценностей должно найти свое отражение в учетной карточке и журнале выдачи мантий и нагрудных знаков судей.

Если судья освобождается от должности, он должен вернуть мантию и нагрудный знак. Этот факт должен быть зафиксирован в учетной карточке и Журнале выдачи мантий и нагрудных знаков судей.

По окончании срока ношения мантия подлежит списанию в установленном законодательством порядке. О списании мантии и нагрудного знака обязательно делают отметку в учетной карточке и Журнале выдачи мантий и нагрудных знаков судей. Считаем целесообразным при списании мантий и нагрудных знаков судей также оформлять Акт о списании основных средств по типовой форме № ОЗ-3 (бюджет), утвержденной приказом Главного управления Госказначейства от 02.12.97 г. № 125/70.

Порядок отражения операций по поступлению и передаче в пользование мантий и нагрудных знаков судей на счетах бухгалтерского учета рассмотрим на условном примере.

Пример. Суд общей юрисдикции закупил мантии для судей в количестве 2 шт. стоимостью 540 грн. (в том числе НДС — 90 грн.) каждая и 2 нагрудных знака судьи по цене 180 грн. (в том числе НДС — 30 грн.). Для приемки предметов служебного обмундирования судьи приказом руководителя аппарата суда была создана комиссия, которая составила Акт приемки-передачи основных средств по типовой форме № ОЗ-1 (бюджет). При передаче мантий и нагрудных знаков в пользование был оформлен Акт ввода в эксплуатацию. О факте выдачи мантий и нагрудных знаков судьям также сделана запись в Журнале выдачи мантий и нагрудных знаков судей, а также сделана отметка в соответствующей Учетной карточке обеспечения судьи мантией и нагрудным знаком.

В бухгалтерском учете эту операцию следует отражать так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Приобретены мантии и нагрудные знаки судьи
(2 шт. х 450 грн. + 2 шт. х 150 грн.)

142

675

1200

Одновременно отражены фактические расходы

801

402

1200

2

Включена сумма НДС, уплаченная при приобретении предметов обмундирования судьи, в их первоначальную стоимость
(2 шт. х 90 грн. + 2 шт. х 30 грн.)

142

675

240

Одновременно отражены фактические расходы

801

402

240

3

Зачислены объекты капитальных инвестиций в состав необоротных активов после их передачи в пользование (1200 грн. + 240 грн.)

114

142

1440

Одновременно отражены изменения в капитале

402

401

1440

Начислена первая половина (50 %) износа при вводе в эксплуатацию мантий и нагрудных знаков (1440 грн. х 50 : 100)

841

132

720

Одновременно произведена вторая запись

401

841

720

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше