Темы статей
Выбрать темы

Об индексации заработной платы

Министерство социальной политики Украины
Письмо от 14.05.2015 г. № 2436/1/10-15/10

Министерство социальной политики Украины рассмотрело письмо <...> об индексации заработной платы <...> и сообщает.

О выплате суммы индексации при неполном рабочем времени

Вопрос начисления суммы индексации при неполном рабочем времени урегулирован постановлением Кабинета Министров Украины от 29.01.2014 г. № 36, которым внесены изменения в Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 г. № 1078 (далее — Порядок).

Порядком предусмотрено, что в случае когда лицо работает неполное рабочее время, сумма индексации определяется из расчета полного рабочего времени, а выплачивается пропорционально отработанному времени.

До урегулирования этого вопроса Минсоцполитики при предоставлении разъяснений с целью однозначной трактовки механизма начисления сумм индексации при отработке неполного рабочего времени высказывало аналогичное мнение. Если работник работал неполное рабочее время, выплата его заработной платы осуществлялась пропорционально отработанному времени, следовательно, и сумма индексации также должна была начисляться пропорционально отработанному времени.

Об установлении доплаты за классное руководство

В соответствии с пунктом 2 Порядка индексации подлежат денежные доходы граждан, полученные в гривнях на территории Украины, которые не имеют разового характера, в частности: оплата труда, включающая оплату труда за выполненную работу согласно тарифным ставкам (окладам) и сдельным расценкам, доплаты, надбавки и премии.

Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в случае повышения размеров минимальной заработной платы, а также в случае роста денежных доходов населения без пересмотра их минимальных размеров месяц, в котором произошло повышение, считается базовым при исчислении индекса потребительских цен для индексации денежных доходов населения. Индексация денежных доходов, полученных гражданами за этот месяц, не осуществляется. Со следующего месяца проводится исчисление нарастающим итогом индекса потребительских цен для проведения дальнейшей индексации.

Таким образом, доплаты, которые не имеют разового характера и предусмотрены действующим законодательством, являются объектами индексации, в частности доплата за классное руководство, и увеличение их размера влияет на определение базового месяца.

Об определении базового месяца при выполнении обязанностей временно отсутствующего работника

Пунктом 5 Порядка определено, что месяц, в котором происходит повышение денежных доходов работников, в частности в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего работника, не считается базовым при исчислении индекса потребительских цен для проведения индексации (в случае, когда не происходит повышения тарифной ставки (оклада)).

О выплате сумм индексации

В соответствии с пунктом 6 Порядка выплата сумм индексации денежных доходов осуществляется за счет источников, из которых производятся соответствующие денежные выплаты.

Суммы выплат, связанных с индексацией заработ­ной платы работников, относятся к фонду зарабо­т­ной платы. Выплата надбавок за сложность и напря­женность в работе, а также премий осуществляется в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

Действующим законодательством не предусмотрена очередность выплат сумм индексации, надбавок и премий, выплачиваемых в пределах фонда оплаты труда.

Одновременно сообщаем, что Законом Украины от 28.12.2014 г. № 76-VIII внесены изменения, в частности, в Закон Украины «Об индексации денежных доходов населения» относительно того, что проведение индексации денежных доходов населения осуществляется в пределах финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, бюджета Пенсионного фонда Украины и бюджетов других фондов общеобязательного государственного социального страхования на соответствующий год.

Первый заместитель Министра В. Шевченко

 

Комментарий редакции

Зарплатная индексация: актуальные ситуации в разъяснениях Минсоцполитики

Редакция нашей газеты поставила ТОП-4 «индексационных» вопроса главному трудо­оплатному ведомству. Все они касаются ситуаций, которые четко не урегулированы действующим Порядком проведения индексации денежных доходов населения, утвержденным постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078 (далее — Порядок № 1078). И уже по сложившейся традиции полученные ответы приходится читать «между строк».

Давайте изучать посылы специалистов Минсоцполитики.

«Неполная» ставка и фиксиндексация в июле 2012 года

Бухгалтер сельского совета работает на 0,75 ставки. По состоянию на 01.07.2012 г. фиксированная индексация составляла 515,53 грн. в расчете на полную ставку. Требование о пропорциональной выплате индексации появилось в Порядке № 1078 только с 13.02.2014 г. С какой даты необходимо применять пропорциональный расчет?

Действительно, норма о пропорциональном подходе к суммам индексации при «неполной» занятости поселилась в Порядке № 1078 с 13.02.2014 г.

Постановлением КМУ от 29.01.2014 г. № 36 (вступило в силу 13.02.2014 г.) Порядок № 1078 дополнен новым абз. 7 п. 4, в котором сказано: если лицо работает неполное рабочее время, сумму индексации определяют из расчета полного рабочего времени, а выплачивают пропорционально отработанному времени.

До 13.02.2014 г. механизм определения суммы индексации при неполном рабочем времени Порядком № 1078 не был урегулирован. Поэтому в этом вопросе ориентировались на письменные разъяснения Минсоцполитики (например, письма от 27.08.2012 г. № 261/10/136-12, от 12.09.2012 г. № 9816/0/14-12/10, от 12.10.2012 г. № 385/10/136-12, от 30.11.2012 г. № 475/10/136-12, от 27.12.2012 г. № 518/10/136-12, от 25.10.2013 г. № 12082/0/11-13/10). Все они также сводились к применению пропорционального расчета. И в этом есть своя логика: зарплату индексируют в пределах прожиточного минимума, который определяется из расчета на месяц. Поэтому, если зарплата равна или превышает такой размер, работник имеет право на сумму индексации в полном размере.

В случае, указанном в вопросе, по нашему мнению, зарплата меньше прожиточного минимума (по состоянию на июль 2012 года показатель такого соцстандарта составлял 1102 грн.), поэтому и фиксированную сумму индексации с 01.07.2012 г. следовало выплачивать пропорционально нагрузке: 515,53 х 0,75 = 386,65 (грн.).

Не совсем прямым текстом, но все же так звучат выводы по этой ситуации в комментируемом письме.

Доплата за классное руководство и базовый месяц

Педнагрузка учителя в сентябре 2014 года осталась прежней, но при этом на 2014/2015 учебный год ему установили доплату за классное руководство. Сумма доплаты перекрыла индексацию. Будет ли этот месяц базовым?

Прежде всего давайте выясним, почему этот вопрос опять поднимают наши читатели.

Все дело в том, что в абз. 8 п. 5 Порядка № 1078 (ср. ) перечислены доплаты, установление которых не влияет на изменение базового месяца: расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ; выполнение обязанностей временно отсутствующих работников; совмещение профессий (должностей). Нельзя ли «идентифицировать» выполнение обязанностей классного руководителя с одной из перечисленных доплат? Для этого вспомним «оплатную» специфику такой доплаты педагогам.

Если приказом директора учебного заведения на педагогического работника возложили обязанности по руководству классом, то такому педработнику устанавливают доплату за классное руководство в соответствии с п. 36 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкции № 102). Например, для школьных учителей размер доплаты составляет:

— в 1 — 4 классах — 20 % ставки зарплаты;

— в 5 — 11 (12) классах — 25 % ставки зарплаты.

Указанная доплата не зависит от педнагрузки. Однако в некоторых случаях она может изменяться на учебный год. Так, если в классе (классе-комплекте, группе) менее 12 учащихся, оплату за классное руководство устанавливают в размере 50 % соответствующих размеров доплат ( абз. 5 п. 36 Инструкции № 102). При этом если педработник тарифицируется на учебный год, то изменение количества учащихся в течение учебного года не влияет на изменение установленного размера доплаты, т. е. ее не пересчитывают ( абз. 3 п. 38 Инструкции № 102).

Что нам важно для установления базового месяца в целях индексации? Чтобы рост зарплаты обеспечивался за счет выплаты постоянного характера, предусмотренной действующим законодательством. На это указывают пп. 2 и 5 Порядка № 1078.

В отношении доплаты за классное руководство вывод из комментируемого письма следующий: выплата предусмотрена действующим законодательством и является объектом индексации. Базовым будет месяц:

1) первого ее установления (подтверждает также письмо Минсоцполитики от 15.02.2010 г. № 19/10/136-10 // «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 20, с. 10);

2) увеличения процента доплаты по сравнению с предыдущим периодом. К примеру, если доплата за классное руководство возросла в связи с увеличением количества учащихся в классе. На это обратило внимание Минсоцполитики в письмах от 24.09.2014 г. № 242/10/136-14 и от 11.12.2014 г. № 286/10/136-14 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 8, с. 13).

Напомним: конкретные примеры начисления индексации зарплаты учителям мы приводили в консультации специалиста Минсоцполитики (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 8, с. 28).

Временное заместительство: изменять ли базовый месяц

Главного специалиста назначили исполняющим обязанности начальника отдела сроком на три месяца. При этом его зарплата выросла на сумму большую, чем сумма индексации. Будет ли месяц базовым?

В данном случае имеет место временное заместительство. Это ситуация, когда при отсутствии штатного заместителя в структурном подразделении обязанности временно отсутствующего руководителя (по более ответственной должности) выполняет один из работников (см. письмо Минсоцполитики от 21.07.2011 г. № 590/13/84-11).

Порядок оформления и оплаты временного заместительства регламентирует разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС «О порядке оплаты временного заместительства» от 29.12.65 г. № 30/39:

1) работник, замещающий временно отсутствующего работника, исполняет исключительно чужие обязанности, т. е. на период заместительства он освобождается от выполнения своей работы, обусловленной трудовым договором по основному месту работы;

2) издают приказ (распоряжение) о возложении обязанностей в порядке временного заместительства, в котором указывают время и порядок выполнения таких обязанностей, а также порядок их оплаты;

3) замещающему работнику (кроме штатных заместителей) осуществляется доплата в размере разницы между его фактическим окладом и должностным окладом работника, которого он замещает.

Конечно же, есть существенные отличия во временном заместительстве и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника. Однако для индексации нам важен главный аргумент — повышение зарплаты является временным явлением. Поэтому для такого способа вполне сгодится норма абз. 8 п. 5 Порядка № 1078. В нем перечислены случаи, которые не влияют на изменение базового месяца, в частности, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Поэтому месяц повышения зарплаты работника в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего руководителя нельзя считать базовым, поскольку такое повышение носит временный характер. В этой ситуации оснований для пересмотра базового месяца нет. Базовый месяц для работника не меняется: остается таким, как и до временного заместительства.

Индексация вместо «напряженной» надбавки: возможно ли

Работники спортивной школы получили право на индексацию зарплаты в 2014 году. В 2015 году дополнительные средства на ее выплату не выделены. Экономия фонда зарплаты отсутствует. Можно ли выплатить индексацию за счет надбавок за сложность и напряженность в работе?

К сожалению, Минсоцполитики уклонилось от конкретного ответа на этот вопрос.

Чиновники считают, что действующее законодательство не определяет очередность выплаты сумм индексации и надбавок, выплачиваемых в пределах фонда оплаты труда. По их мнению, выплата как индексации, так и надбавки за сложность и напряженность в работе осуществляется из одного источника — утвержденного фонда оплаты труда. При этом ссылаются на обновленную с 1 января 2015 года ст. 5 Закона Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.91 г. № 1282-ХІІ (в редакции Закона Украины от 06.02.2003 г. № 491-ІV), которой предусмотрено проведение индексации выплат из бюджета (заработной платы работникам, индексации стипендий студентам, денежного обеспечения военнослужащим и т. д.) в пределах финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, бюджета ПФУ и бюджетов фондов соцстрахования на соответствующий год. И умалчивают о том, что в 2015 году особый порядок индексации выплат из бюджета в пределах финансовых ресурсов должен утвердить Кабмин ( п. 14 разд. ІІІ «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 г. № 76-VІІІ, п. 9 Заключительных положений Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» от 28.12.2014 г. № 80-VІІІ). На сегодняшний день (прошло полгода) такой особый порядок так и не появился. Получается, что кроме Порядка № 1078, других правил по определению прироста индекса и сумм индексации для ее начисления у бюджетников нет. На это Минсоцполитики указало в письме от 02.04.2015 г. № 4744/0/14-15/13.

Вот и получается, что никто из чиновников не берет на себя ответственность открыто заявить о том, что если бюджетных ассигнований на выплату работникам индексации в полном размере не хватает, то допускается ситуация, когда такая выплата будет проведена в пределах имеющихся средств (т. е. начислять и выплачивать индексацию можно не в полном размере, рассчитанном согласно Порядку № 1078, а в «урезанном», если на выплату всей положенной индексации фонда оплаты труда не хватает).

По нашему мнению, индексация — обязательная зарплатная выплата. До появления особого порядка индексации для 2015 года, утвержденного КМУ, начислить положенную сумму индексации работникам необходимо по нормам Порядка № 1078.

А вот без выплаты таких стимулирующих надбавок, как за высокие достижения в труде, выполнение особо важной работы, сложность и напряженность в работе, можно и обойтись. Уж их-то точно надо платить только тогда, когда есть свободные средства на их выплату.

Людмила ТРОХИМЕНКО, заместитель главного редактора газеты «Оплата труда»

 

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше