Темы статей
Выбрать темы

Мобилизовано транспортное средство: как оформить его передачу и вести дальнейший учет

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Бюджетное учреждение получило письмо от облгосадминистрации, в котором сообщается, что транспортное средство ГАЗ-66, числящееся у него на балансе, будет временно изъято в зону АТО. Какие документы необходимо оформить учреждению при передаче транспортного средства для военных нужд? Можно ли такое транспортное средство временно законсервировать? Как начислять амортизацию за период, пока такое средство находится за пределами учреждения?

Очередная волна мобилизации прокатилась по Украине. Правовой основой мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Украины, Закон Украины «Об обороне Украины» от 06.12.91 г. № 1932-XII, Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 г. № 3543-XII, Указ Президента Украины «О частичной мобилизации» от 14.01.2015 г. № 15/2015 и другие законы Украины, а также изданные в соответствии с ними нормативно-правовые акты.

С целью удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований на особый период в транспортных средствах и технике установлено исполнение военно-­транспортных обязанностей для центральных и местных органов исполнительной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, других предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих эксплуатацию транспортных средств, а также на граждан — владельцев транспортных средств.

Впоследствии Кабмин постановлением от 17.06.2015 г. № 405 утвердил в новой редакции Положение о военно-транспортной обязанности (далее — Положение № 405), в котором определил порядок исполнения военно-транспортных обязанностей. Отметим, что этот документ вступил в силу 07.07.2015 г. и содержит ответы на некоторые вопросы, которые не были урегулированы до этого времени.

Итак, далее расскажем, что необходимо знать учреждению при мобилизации транспортных средств:

1) привлечение транспортных средств в ходе мобилизации осуществляют военные комиссариаты на основании решений местных государственных администраций, оформленных соответствующими распоряжениями;

2) при передаче мобилизованных транспортных средств составляют Акт приемки-передачи (далее — Акт). Раньше такой Акт составляли в произвольной форме. Теперь же его форма приведена в приложениях 4 и 5 к Положению № 405, что значительно упрощает для учреждения процедуру оформления документации при передаче мобилизованных транспортных средств.

Акт составляют в трех экземплярах, его подписывают руководитель учреждения или организации (либо его уполномоченный представитель), военный комиссар (либо его уполномоченный представитель) и командир (начальник) воинской части (подразделения), учреждения или организации воинского формирования (либо его уполномоченный представитель), которому передают транспортное средство или технику, и скрепляют печатями.

В Акте указывают такую информацию:

— наименование воинской части, учреждения или организации, которым передают транспортное средство, военного комиссариата, осуществляющего привлечение транспортного средства;

— наименование органа, принявшего решение о привлечении транспортного средства, номер и дату распорядительного документа;

— полное наименование, местонахождение и идентификационный код учреждения (организации), за которым закреплено транспортное средство;

— название документа, подтверждающего право собственности на транспортное средство (при наличии);

— сведения о транспортном средстве: государственный номер транспортного средства, идентификационные номера составных частей транспортного средства, год выпуска, пробег (расход ресурсов), нахождение в капитальном ремонте, имеющиеся запасные части, шанцевый инструмент и заправочный инвентарь, объем имеющегося в баках горючего. Вместе с транспортным средством учреждение передает всю имеющуюся документацию о нем;

— остаточную (балансовую) стоимость транспортного средства, определенную в соответствии с данными баланса учреждения или организации, составленного на последнюю отчетную дату (последний день квартала (года)).

Обратите внимание: Положение № 405 предоставляет право учреждению провести независимую оценку транспортного средства, подлежащего мобилизации. Но такую оценку должна осуществить не комиссия учреждения, а субъект оценочной деятельности — субъект хозяйствования в порядке, определенном Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III. Поскольку проведение независимой оценки — услуга не дешевая, то, конечно, реализовать такое право смогут только те учреждения, в смете которых будут предусмотрены соответствующие бюджетные ассигнования.

В таком случае в Акте указывают стоимость транспортного средства, определенную по результатам проведения его независимой оценки, а также приводят наименование документа, содержащего заключение о стоимости транспортного средства, и дату оценки;

3) при передаче транспортного средства в ходе мобилизации право собственности на такое имущество остается за бюджетным учреждением. Такую передачу транспортного средства осуществляют на условиях возврата транспортного средства, т. е. фактически происходит передача имущества во временное пользование.

Поскольку перехода права собственности на транспортное средство не происходит, то отсутствуют основания для списания такого имущества с баланса. Поэтому бюджетное учреждение продолжает вести учет мобилизованных транспортных средств на субсчете 105 «Транспортные средства». В аналитике учет таких объектов продолжают вести в Инвентарных карточках учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет). При этом целесообразно сделать отметку о том, что такое имущество находится за пределами учреждения, и указать основания.

Кстати, на этом ключевом моменте акцентировала внимание ГФС в письмах от 05.11.2014 г. № 6273/6/99-99-19-02-02-15, от 16.10.2014 г. № 5229/6/99-99-19-03-02-15 и от 27.02.2015 г. № 4223/6/99-99-19-02-01-15.

Итак, фискалы отмечали, что происходит передача имущества (в частности, транспортного средства) во временное пользование, а потому такая передача не является объектом налогообложения, поскольку не происходит операции по поставке товара.

Теперь по вопросу начисления амортизации на мобилизованные транспортные средства.

Действительно, учреждение на определенный период времени прекращает пользоваться таким транспортным средством. А есть ли основания прекратить начислять амортизацию на такое имущество?

Для того чтобы учреждение прекратило начислять амортизацию, необходимо, чтобы такой объект основных средств перестал признаваться активом и был изъят из эксплуатации. В нашем же случае, как указывалось выше, учреждение продолжает учитывать мобилизованное транспортное средство на балансе.

Напомним, что исчерпывающий перечень случаев, когда учреждение имеет право принять решение о выбытии (списании с баланса), приведен в п. 1 разд. VI НП(С)БУ 121 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202, а именно в случае:

— ликвидации;

— продажи;

— передачи без оплаты (в таких случаях осуществляется передача права собственности);

— несоответствия критериям признания активом;

— недостачи.

Как видим, ни один из этих случаев не касается исполнения военно-транспортных обязанностей, в частности мобилизации транспортных средств.

Также отметим, что в некоторых ситуациях учреждения имеют право приостановить начисление амортизации на основные средства. Перечень таких исключений приведен в п. 3 разд. IV НП(С)БУ 121 «Основные средства» и п. 2 разд. V Методрекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11. Это:

1) реконструкция;

2) модернизация;

3) достройка;

4) дооборудование;

5) консервация.

Однако учтите, что в каждом из указанных случаев руководитель учреждения должен прежде всего ­принять решение о выводе объектов основных средств из эксплуатации и позаботиться о надлежащем оформлении соответствующей документации.

Ввиду того, что при мобилизации транспортных средств бюджетное учреждение передает такое имущество во временное пользование, оно не должно прекращать начислять амортизацию на такое транспортное средство. Исключениями из этого правила могут быть только пять вышеупомянутых случаев.

Следовательно, мобилизованные транспортные средства учреждение продолжает амортизировать на общих основаниях.

Также несколько слов следует сказать об особенностях применения такого понятия, как «консервация». Так, определение понятия «консервация» и порядок ее проведения приведены в Положении о порядке консервации основных производственных фондов предприятий, утвержденном постановлением КМУ от 28.10.97 г. № 1183 (далее — Положение № 1183). Так, консервация основных средств — это комплекс мероприятий, направленных на долгосрочное (но не более трех лет) хранение основных средств в случае прекращения производственной и другой хозяйственной деятельности с возможностью дальнейшего восстановления их функционирования.

Что же происходит при мобилизации транспортных средств? С одной стороны, учреждение временно прекращает пользоваться таким имуществом, но с другой — таким имуществом фактически продолжает временно пользоваться другой субъект хозяйствования.

Наиболее реальный вариант консервации в бюджетных учреждениях — это прекращение строительства. В таких случаях учреждению необходимо руководствоваться не только Положением № 1183, но и Положением о порядке консервации и расконсервации объектов строительства, утвержденным приказом Минстроительства, архитектуры и ЖКХ от 21.10.2005 г. № 2.

Таким образом, считать мобилизацию транспортных средств разновидностью консервации вообще не целесообразно, поскольку такие транспортные средства продолжают функционировать (эксплуатироваться) за пределами учреждения. Подобные ситуации мы анализировали в статье «Начисляем амортизацию: разрешаем рабочие ситуации» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 21).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше