Темы статей
Выбрать темы

О проблемных вопросах, связанных с заключением бюджетными учреждениями и организациями договоров на поставку природного газа по регулируемому тарифу

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг
Письмо от 09.07.2015 г. № 6697/16/61-15 (извлечение)

В связи с письмом Министерства экономического развития и торговли Украины (далее — Минэкономразвития) от 03.07.2015 г. № 3301-05/21646-03 и по результатам совещания, прошедшего 08.07.2015 г. при участии представителей Минэкономразвития и Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (далее — НКРЭКУ), которое было посвящено проблемным вопросам, связанным с заключением бюджетными учреждениями и организациями договоров на поставку природного газа по регулируемому тарифу, НКРЭКУ сообщает следующее.

На сегодняшний день правовые, экономические и организационные основы функционирования рынка природного газа определены Законом Украины «Об основах функционирования рынка природного газа» (далее — Закон Украины).

Заключительными и переходными положениями Закона Украины установлено, что с целью обеспечения постепенного и последовательного перехода к полномасштабному рынку природного газа, предусмотренного этим Законом, устанавливается переходный период, который включает следующие этапы:

первый этап, в ходе которого осуществляется отделение функций по распределению и поставке природного газа, определению потребителей, приобретающих статус квалифицированных, и определение Кабинетом Министров Украины гарантированных поставщиков, начинает действовать с 1 января 2012 года;

второй этап, в ходе которого все категории потребителей приобретают статус квалифицированных потребителей, начинает действовать с 1 января 2015 года.

Следовательно, во исполнение требований Закона Украины произошло юридическое отделение субъектов хозяйствования рынка природного газа, входящих в состав вертикально интегрированной хозяйственной организации, которое заключается в создании отдельных юридических лиц — субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по поставке природного газа по регулируемому тарифу.

Согласно положениям части первой статьи 6 Закона Украины деятельность, связанная, в частности, с поставкой природного газа по регулируемому тарифу, осуществляется при условии получения соответствующей лицензии.

В соответствии с положениями пункта 3.1 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по поставке природного газа, газа (метана) угольных месторождений по регулируемому тарифу, утвержденных постановлением НКРЭКУ от 12.01.2015 г. № 9, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 16.03.2015 г. под № 289/26734, лицензиат должен, в частности, осуществлять лицензированную деятельность только на территории лицензированной деятельности, утвержденной НКРЭКУ.

Территория лицензированной деятельности определяется как территория административно-территориальной единицы, где находятся потребители, включенные в абонентскую базу потребителей природного газа.

При этом территория осуществления хозяйственной деятельности по поставке природного газа по регулируемому тарифу с указанием перечня административно-территориальных единиц утверждается постановлением НКРЭКУ о выдаче соответствующей лицензии по каждому поставщику (перечень лицензиатов по поставке природного газа, газа (метана) угольных месторождений по регулируемому тарифу с указанием территории лицензированной деятельности по каждому поставщику природного газа по регулируемому тарифу прилагается*).

Учитывая вышеупомянутое, на каждой отдельной территории действует только один поставщик природного газа по регулируемому тарифу, с которым потребители (в том числе бюджетные учреждения и организации) могут заключить договор на поставку природного газа по регулируемому тарифу.

Следует отметить, что с 01.07.2015 г. газоснабжающие предприятия, созданные в результате отделения деятельности по распределению и поставке природного газа, получили в НКРЭКУ соответствующие лицензии на право осуществления хозяйственной деятельности по поставке природного газа, газа (метана) угольных месторождений по регулируемому тарифу.

В соответствии с частью третьей статьи 9 Закона Украины субъекты рынка природного газа осуществляют свою деятельность на основании договоров (контрактов), которые заключаются в соответствии с законодательством.

Положениями части первой статьи 12 Закона Украины установлено, что поставка природного газа осуществляется в соответствии с договором, по которому поставщик обязуется поставить потребителю природный газ, качественные характеристики которого определены стандартами, в объеме и порядке, предусмотренных договором, а потребитель обязуется оплатить стоимость принятого природного газа в размере, сроки и порядке, предусмотренных договором.

Договор на поставку природного газа должен соответствовать типовому договору, форма которого утверждается органом, осуществляющим государственное регулирование на рынке природного газа (при наличии такого типового договора).

Согласно положениям подпункта 5 пункта 4 Положения о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, утвержденного Указом Президента Украины от 10.09.2014 г. № 715/2014, и пунктом 15 части третьей статьи 4 Закона Украины НКРЭКУ предоставлены полномочия на разработку и утверждение, в частности, типового договора на поставку природного газа по регулируемому тарифу.

Таким образом, с целью урегулирования взаимоотношений между юридически обособленными субъектами рынка природного газа, осуществляющими деятельность по распределению и поставке природного газа по регулируемому тарифу, и потребителями природного газа, НКРЭКУ было принято постановление от 22.01.2015 г. № 35 «Об утверждении Типового договора на поставку природного газа по регулируемому тарифу», зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 14.02.2015 г. под № 172/26617 (далее — Типовой договор).

Кроме этого, постановлением НКРЭКУ от 22.01.2015 г. № 36 было признано утратившим силу постановление Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 22.09.2011 г. № 1580 «Об утверждении Типового договора на поставку природного газа по регулируемому тарифу».

Указанные постановления вступили в силу с 17.03.2015 г.

Следует отметить, что согласно положениям подпункта 2 пункта 2 постановления Кабинета Министров Украины от 27.12.2001 г. № 1729 «Об обеспечении потребителей природным газом» реализация природного газа для удовлетворения нужд учреждений и организаций, финансируемых из государственного и местных бюджетов, осуществляется субъектами хозяйствования, имеющими лицензию на поставку природного газа по регулируемому тарифу.

Таким образом, поставка природного газа бюджетным организациям должна осуществляться исключительно поставщиком природного газа по регулируемому тарифу, который осуществляет деятельность по поставке природного газа по регулируемому тарифу на соответствующей территории на основании договора на поставку природного газа, заключенного в соответствии с Типовым договором.

Обращаем внимание, что в соответствии с преамбулой Типового договора договор заключается между тремя субъектами рынка природного газа — поставщиком природного газа по регулируемому тарифу, газораспределительным/газотранспортным предприятием и потребителем природного газа (юридическое лицо / физическое лицо — предприниматель).

Пунктами 1.1, 1.3 Типового договора предусмотрено, что поставщик поставляет природный газ (далее — газ) потребителю в объемах и порядке, предусмотренных договором для обеспечения нужд потребителя, а потребитель оплачивает поставщику стоимость газа и предоставленных услуг в размерах, сроках, порядке и на условиях, предусмотренных Договором.

При этом согласно терминам и определениям Типового договора природный газ (природный газ, нефтяной (попутный) газ, газ (метан) угольных месторождений и газ сланцевых толщ) — полезное ископаемое, которое является смесью углеводородов и неуглеводородных компонентов, находится в газообразном состоянии при стандартных условиях (давление — 760 мм ртутного столба и температура — 20 градусов по Цельсию) и является товарной продукцией.

Согласно пункту 1.3 Типового договора газораспределительное/газотранспортное предприятие, через газовые сети которого поставщик поставляет газ потребителю, обеспечивает распределение/транспортировку газа в пункты назначения с гарантированным уровнем надежности, безопасности, качества и величины его давления.

Взаимоотношения между поставщиком и газораспределительным/газотранспортным предприятием в части распределения/транспортировки газа в пункты назначения регулируются отдельным договором на распределение/транспортировку природного газа, заключенным между поставщиком и газораспределительным/газотранспортным предприятием.

Согласно пункту 4.7 Типового договора оплата стоимости услуг по поставке газа по договору осуществляется потребителем исключительно денежными средствами, перечисляемыми на текущий счет со специальным режимом использования поставщика, с которого в установленном законодательством порядке осуществляется распределение денежных средств между субъектами рынка природного газа, в том числе на текущий счет газораспределительного/газотранспортного предприятия по договору на распределение/транспортировку природного газа.

Таким образом, в рамках Типового договора потребитель оплачивает поставщику стоимость газа как товара и предоставленных услуг по поставке, транспортировке и распределению природного газа на текущий счет со специальным режимом использования поставщика, что предусмотрено пунктами 4.2, 4.7 Типового договора.

Оплата за оказанные потребителю услуги по распределению и транспортировке природного газа перечисляется на текущий счет предоставителей услуг (газотранспортному/газораспределительному предприятию) в рамках договора на распределение/транспортировку природного газа, заключенного между поставщиком природного газа и газораспределительным/газотранспортным предприятием.

Следовательно, взаимоотношения в части оплаты по Типовому договору возникают между двумя сторонами договора — потребителем и поставщиком по регулируемому тарифу.

При этом по Типовому договору возникновение у потребителя и газотранспортного/газораспределительного предприятия взаимных прав и обязанностей предусмотрено, в частности, в части учета газа; проведения контрольного снятия показаний средств измерительной техники, входящих в состав узла учета; доступа к газопотребительскому оборудованию и узлам учета газа потребителя; соблюдения требований относительно качества и давления газа, ограничения/прекращения газоснабжения и т. п.

Учитывая вышеупомянутое, процедура по закупке природного газа как товара, предусмотренная Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок», по мнению НКРЭКУ, должна происходить при участии двух сторон Типового договора — потребителя (бюджетного учреждения) и поставщика природного газа по регулируемому тарифу.

Вместе с тем отмечаем, что согласно положениям Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» Уполномоченным органом в сфере государственных закупок является Министерство экономического развития и торговли Украины, к основным функциям которого этим Законом отнесено предоставление разъяснений по применению законодательства в сфере закупок.

Обращаем внимание, что неурегулированность вопросов в части заключения бюджетными учреждениями и организациями договоров на поставку природного газа и проведения соответствующих процедур по закупке природного газа согласно требованиям действующего законодательства может привести к прекращению газоснабжения указанной категории потребителей и росту социальной напряженности.

Приложение: Перечень лицензиатов по поставке природного газа, газа (метана) угольных месторождений по регулируемому тарифу, которые являются единственными на указанных территориях на 5 л. 1 экз.*

* Не публикуется. — Примеч. ред.

Член Комиссии Ю. Голляк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше