Темы статей
Выбрать темы

Начисляем амортизацию: решаем рабочие задачи

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
НП(С)БУ 121 «Основные средства» предусмотрен новый подход к начислению амортизации. Об основных методах и правилах начисления амортизации на основные средства и прочие необоротные материальные активы мы рассказывали в статье «Амортизация-2015: начисляем по новым правилам» в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 11. После выхода этого материала мы получили от вас множество вопросов, в которых вы просили рассмотреть различные ситуации, связанные с начислением амортизации. Что это за ситуации и как в каждой из них найти правильное решение? Обо всем этом и поговорим в данной статье.

По общему правилу бюджетные учреждения начисляют амортизацию в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта основных средств при условии признания этого объекта активом (при зачислении на баланс). Основные правила и методы начисления амортизации на основные средства и прочие необоротные материальные активы изложены в НП(С)БУ 121 «Основные средства» и в Методрекомендациях. Они заключаются в следующем:

1) стоимость объекта основных средств распределяют в течение срока его полезного использования (эксплуатации) путем начисления амортизации;

2) амортизацию начисляют на дату баланса ежеквартально путем деления годовой суммы амортизации на 4;

3) месячную сумму амортизации определяют делением годовой суммы амортизации на 12;

4) амортизацию начинают начислять с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования;

5) сумму амортизации определяют за полное количество календарных месяцев их пребывания в эксплуатации в отчетном периоде. При этом под полным количеством календарных месяцев эксплуатации понимают период с 1-го по 1-е число месяца;

6) приостанавливают начисление амортизации на период реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, консервации. После того как объект основных средств возвращен с реконструкции, модернизации в эксплуатацию, учреждение начисляет амортизацию с месяца, следующего за месяцем, в котором такой объект стал пригодным для полезного использования;

7) начисление амортизации прекращают начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта основных средств.

Казалось бы, эти правила понятны и доступны каждому бухгалтеру. Тем более что подробно обо всех этих аспектах мы рассказывали в статье «Амортизация-2015: начисляем по новым правилам» в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 11.

Однако время не стоит на месте, и уже во ІІ квартале наши читатели столкнулись с новыми вопросами, касающимися начисления амортизации. Именно такие ситуации мы и рассмотрим.

Если объект временно не эксплуатируется: надо ли начислять амортизацию

При начислении амортизации на тот или иной объект основных средств учреждение ориентируется на главные условия:

такой объект основных средств должен учитываться на балансе учреждения;

— объект основных средств должен быть введен в эксплуатацию.

Поэтому, если не выполняется хотя бы одно из этих условий, у бухгалтера могут появиться сомнения: надо ли продолжать начислять амортизацию на эти объекты?

В принципе, объяснить причину такого вопроса несложно. Ведь в п. 4 разд. V НП(С)БУ 121 «Основные средства» четко определено: амортизацию начинают начислять с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования. В результате всем стало понятно, что момент ввода в эксплуатацию объекта основных средств является основанием для начисления амортизации.

И соответственно, если учреждение прекращает эксплуатировать объект основных средств (пусть даже и временно в силу разных обстоятельств), появляются определенные сомнения в правомерности начисления амортизации на такие основные средства. Есть ли для этого действительные основания? Всегда ли это правило будет работать? Давайте разберемся вместе.

Во-первых, для того чтобы прекратить начислять амортизацию, надо чтобы такой объект основных средств перестал признаваться активом и был выведен из эксплуатации.

Теперь посмотрим, в каких случаях учреждение может принять решение о выбытии (выведении из эксплуатации). Исчерпывающий перечень этих причин приведен в п. 1 разд. VIII НП(С)БУ 121 «Основные средства», а именно:

— ликвидация;

— продажа;

— безвозмездная передача (в том числе и внутриведомственная передача);

— несоответствие критериям признания активом;

— недостача (в том числе и выявленная в ходе инвентаризации).

В каждом из этих случаев выбытия (списания) с баланса бюджетные учреждения руководствуются соответствующими нормативно-правовыми актами.

Что же происходит, когда объект временно не используется в учреждении? Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Ситуация 1. В общеобразовательном учебном заведении на период летних каникул большая часть объектов основных средств, находящихся в учебных корпусах, а также в пищевом блоке, не эксплуатируется. Нужно ли за этот период (т. е. за 3 месяца) начислять амортизацию на такие неиспользуемые основные средства?

Действительно, на период летних каникул основные средства, находящиеся в учебном заведении, не эксплуатируются. Однако на этот период учебные заведения не выводят из эксплуатации основные средства — это очевидный факт, который не требует специальных доказательств. Кстати, и причина понятна — эта ситуация не подпадает ни под одно из оснований, перечисленных в вышеуказанном п. 1 разд. VIII НП(С)БУ 121 «Основные средства».

Поэтому при временном неиспользовании основных средств на период летних каникул стоимость таких объектов продолжает амортизироваться.

Ситуация 2. В оздоровительном лагере объекты основных средств эксплуатируются только в течение летнего периода (лагерных смен), т. е. фактически 3 месяца. Есть ли необходимость начислять амортизацию на такие основные средства за остальные 9 месяцев?

Как видим, эта ситуация схожа с предыдущей. Однако в этом случае основные средства не эксплуатируются учреждением более продолжительное время. Причина такого временного неиспользования — сезонный характер деятельности таких учреждений.

В подобных ситуациях некоторые бухгалтеры предлагают считать временное неиспользование основных средств разновидностью консервации. В результате рассматривают такую операцию как временный вывод из эксплуатации и, соответственно, прекращают начислять амортизацию. Однако обратите внимание: не любое временное прекращение использования основных средств можно считать консервацией.

Определение такого понятия, как «консервация», и порядок ее проведения приведены в Положении № 1183. Так, консервация основных средств это комплекс мероприятий, направленных на долгосрочное (но не более трех лет) хранение основных средств в случае прекращения производственной и другой хозяйственной деятельности с возможностью дальнейшего восстановления их функционирования.

Однако для того чтобы законсервировать основные средства, решения руководителя и соответствующего приказа недостаточно. Процесс консервации и расконсервации основных средств — это достаточно сложная процедура. Примерный алгоритм проведения консервации основных средств может быть следующим:

1) руководитель принимает решение о консервации основных средств и оформляет соответствующий распорядительный документ;

2) издают приказ о создании комиссии по вопросам проведения консервации во главе с руководителем;

3) составляют технико-экономическое обоснование дальнейшей нецелесообразности использования основных средств и проект их консервации;

4) составляют акт о временном выведении основных средств из эксплуатации и их консервации.

Кстати, для того чтобы законсервированный объект ввести в эксплуатацию, надо пройти всю процедуру расконсервации.

Поэтому для ситуации, когда в учреждении объекты основных средств временно не используются, пусть даже не один-два месяца, а более продолжительный период, консервировать такие основные средства нецелесообразно.

Пожалуй, наиболее реальный вариант консервации в бюджетных учреждениях — это прекращение строительства. Однако в этом случае нужно руководствоваться не только Положением № 1183, но и Положением о порядке консервации и расконсервации объектов строительства, утвержденным приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от 21.10.2005 г. № 2. В последнем документе определен порядок проведения консервации и расконсервации объектов строительства, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, капитального ремонта зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения. Этот документ обязателен к применению при проведении консервации и расконсервации объектов (строений), строительство которых осуществляется с привлечением государственных и смешанных инвестиций, и носит рекомендательный характер для объектов (строений), строительство которых осуществляется за счет других источников финансирования.

В результате, когда некоторые объекты основных средств временно не используются в учреждении, надо детально изучить, по какой причине и в течение какого времени такой объект не будет эксплуатироваться.

И только в некоторых ситуациях учреждения имеют право приостановить начисление амортизации на основные средства. Перечень таких исключений приведен в п. 3 разд. IV НП(С)БУ 121 «Основные средства» и п. 2 разд. V Методрекомендаций. Это:

1) реконструкция;

2) модернизация;

3) достройка,

4) дооборудование;

5) консервация.

Однако учтите, что в каждом из указанных случаев руководителем должно быть принято решение о выводе объектов основных средств из эксплуатации и надлежащим образом оформлена соответствующая документация.

Другими словами, для того чтобы принять решение о прекращении начисления амортизации, надо проанализировать суть такой временной неэксплуатации основных средств, так сказать — зри в корень.

Поэтому запомните: за период, когда объект основных средств хотя и продолжает находиться (учитываться) на балансе учреждения, но фактически не используется (не эксплуатируется), амортизацию продолжают начислять. Исключение из этого правила может касаться только пяти вышеуказанных случаев.

Кстати, Минфин придерживается именно такого подхода в этом вопросе. Например, если объект основных средств находился в ремонте, то учреждение не должно прекращать начислять амортизацию. Подробнее об этом см. консультацию специалиста Минфина «Минфин отвечает на актуальные вопросы по бухучету» (см. с. 11 этого номера).

Основные средства пришли в негодность, а средства на ремонт сметой не предусмотрены: начислять ли амортизацию

Ситуация 3. В учреждении здравоохранения пришли в негодность несколько единиц медицинского оборудования. В сервисной организации сказали, что для их ремонта нужно 120 тыс. грн. (стоимость запчастей и работ по их установке). Однако в этом году в смете не предусмотрены средства на осуществление таких расходов. Надо ли на такое оборудование начислять амортизацию?

Данная ситуация достаточно распространенная для многих бюджетных учреждений. Ведь в связи с существенным подорожанием за последние годы запчастей для ремонта машин и оборудования расходы на выполнение таких ремонтов обходятся совсем не дешево.

В подобных ситуациях предлагаем такие варианты выхода из сложившейся ситуации.

Вариант 1. Продолжать учитывать такое медицинское оборудование. Несмотря на то, что эти объекты основных средств будут числиться на балансе, но фактически не будут использоваться (эксплуатироваться), учреждению следует продолжать начислять амортизацию.

Вариант 2. Принять решение о продаже такого имущества с соблюдением требований и процедур, предусмотренных Порядком отчуждения объектов государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 06.06.2007 г. № 803.

Какие плюсы и преимущества у второго варианта? В этом случае на основные средства, предназначенные для продажи, не распространяются требования НП(С)БУ 121 «Основные средства». Но самое главноеосновные средства, предназначенные для продажи, перестают соответствовать критериям признания их единицей учета основных средств.

А это значит, что учреждение может принять решение о выводе из эксплуатации таких основных средств и переводе их на субсчет 261 «Запасы для распределения, передачи, продажи». В этом случае учреждение может прекратить начислять амортизацию на такие объекты основных средств.

Если основные средства не приведены в Типовых сроках полезного использования

В этом году учреждения столкнулись с ситуацией, когда не все объекты основных средств, числящиеся в учете, указаны в Типовых сроках полезного использования основных средств ( приложение 1 к Методрекомендациям по учетной политике). Ведь именно информацией из этого документа бюджетные учреждения руководствуются для определения срока полезной эксплуатации основных средств. Давайте рассмотрим такие ситуации.

Ситуация 4. На балансе учебного заведения на субсчете 109 «Прочие основные средства» учитывается документация по типовому проектированию. До 01.01.2015 г. такие объекты учитывались в составе подгруппы 2 субсчета 109.

С 2015 года в Плане счетов такой подгруппы нет. Подскажите, как нам быть? Надо ли начислять амортизацию на такую документацию и как правильно ее рассчитать?

Действительно, до 2015 года в соответствии с Планом счетов на субсчете 109 «Прочие основные средства» учреждения учитывали объекты основных средств с выделением в такие подгруппы:

1) сценические постановочные средства стоимостью свыше 5000 гривень за единицу (декорации, мебель и реквизиты, бутафория, театральные и национальные костюмы, головные уборы, белье, обувь, парики и т. п.);

2) документация по типовому проектированию независимо от стоимости;

3) учебные кинофильмы, магнитные диски и ленты, кассеты.

С 01.01.2015 г. в составе субсчета 109 «Прочие основные средства» вместо 3 подгрупп остались только 2, а именно: исключена подгруппа 2, в которой учитывали документацию по типовому проектированию независимо от стоимости.

Естественно возник вопрос: как быть с документацией по типовому проектированию, которая была зачислена на баланс до 01.01.2015 г.? Нужно ли такую документацию списывать с баланса? И если все-таки ее оставить на субсчете 109, то как начислить на нее амортизацию?

Во-первых, в связи с изменением подгрупп объектов основных средств, учитываемых на субсчете 109 «Прочие основные средства», в бухучете никаких корректировок выполнять не нужно. Это значит, что документация по типовому проектированию, которая была введена в эксплуатацию до 01.01.2015 г., продолжает учитываться по тем правилам, которые были установлены действовавшими в период ее оприходования нормативно-правовыми актами. Другими словами, такие объекты учреждения учитывают до тех пор, пока не будет принято решение о списании их с баланса. Отметим, что на данный момент какие-либо официальные разъяснения Минфина об учете документации по типовому проектированию отсутствуют.

Во-вторых, что касается начисления амортизации на документацию по типовому проектированию. Давайте вспомним, как обстояли дела с этими объектами учета до 01.01.2015 г.

При начислении износа бюджетные учреждения руководствовались Нормами износа на необоротные активы бюджетных учреждений, приведенными в приложении к Положению по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденному приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611. Так, в п. 7 («Прочие основные средства») указанного приложения были установлены нормы износа для подгрупп 1 и 3 субсчета 109 — 10 % от первоначальной стоимости. Это значит, что до 2015 года учреждения не имели оснований для начисления амортизации на объекты, учитываемые в составе подгруппы 2 субсчета 109. Вследствие этого нет оснований для начисления амортизации на документацию по типовому проектированию и в 2015 году для тех учреждений, которые продолжают учитывать такую документацию на субсчете 109.

Вывод: если такая документация до сих пор «висит» у вас на балансе, то продолжайте учитывать ее без начисления амортизации.

Ситуация 5. На балансе бюджетного учреждения числится компьютерная техника, стиральные машины, оборудование для пищеблоков и прочее оборудование. С 2015 года в связи с введением в действие НП(С)БУ 121 «Основные средства» изменились подгруппы основных средств, которые учитываются на субсчете 104 «Машины и оборудования», а именно:

— компьютерную технику и ее комплектующие сейчас относят к подгруппе 6, а до 2015 года — они были в подгруппе 8;

— прочие машины и оборудование (например, стиральные машины, оборудование для пищеблоков и т. п.) учитывают в составе подгруппы 8, а до 2015 года — в подгруппе 9.

В Типовых сроках полезного использования основных средств сроки полезного использования предусмотрены только для объектов, учитываемых в составе подгрупп 1 — 8.

Обязательно ли переносить такие объекты основных средств из старых подгрупп в новые? Как начислять амортизацию на эти основные средства?

Давайте рассмотрим эти вопросы по порядку.

Действительно, с 01.01.2015 г. изменилось количество подгрупп основных средств, которые учитываются в составе субсчета 104 «Машины и оборудования». Сейчас в составе этой группы только 8 подгрупп основных средств, а до 01.01.2015 г. их было 9.

Детальная классификация групп основных средств с выделением в отдельные подгруппы приведена в разд. II Методрекомендаций. Этой классификацией основных средств нужно руководствоваться при приобретении (получении) основных средств после 01.01.2015 г.

Не удивительно, что возник резонный вопрос: как быть с теми основными средствами, которые были оприходованы на баланс до 01.01.2015 г.? Нужно ли такие объекты переносить из старых подгрупп основных средств в новые, включенные в группу «Машины и оборудование»?

Сразу скажем: в данной ситуации никаких корректировок делать не нужно. Связано это с тем, что для такого случая действует правило «закон обратной силы не имеет». Согласно этому правилу действие закона или другого нормативно-правового акта распространяется только на те отношения, которые возникли после вступления их в силу.

Также напомним положения ст. 58 Конституции Украины, в которой записано: «Законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица».

Поэтому в связи с изменением подгрупп объектов основных средств, учитываемых на субсчете 104 «Машины и оборудование», никаких корректировок выполнять не нужно. Это значит, что те основные средства, которые были введены в эксплуатацию до 01.01.2015 г., учреждения продолжают учитывать по тем правилам, которые были установлены действовавшими в тот период нормативно-правовыми актами.

Теперь перейдем к начислению амортизации.

Методрекомендации по учетной политике разрешают учреждениям самостоятельно устанавливать сроки полезного использования объектов основных средств. В частности, об этом сказано в п. 7 разд. II. этого документа.

Поэтому учреждение может самостоятельно установить сроки полезного использования основных средств. В таком случае целесообразно составить отдельную Ведомость типовых сроков использования групп основных средств. Эту Ведомость нужно приложить к приказу об учетной политике и указать основания для установления таких сроков.

Кстати, в данной ситуации имеет смысл продолжать начислять амортизацию на вышеуказанные объекты основных средств исходя из срока полезного использования 10 лет.

Списание МНМА, приобретенных до 2015 года: применять ли субсчет 841

В этом году бюджетные учреждения при списании прочих необоротных материальных активов, которые были приобретены до 2015 года, столкнулись с небольшой проблемой. Рассмотрим эту ситуацию подробно.

Ситуация 6. Комиссией по списанию принято решение о списании счетчика холодной воды, установленного в учреждении в 2010 году (согласно техническому заключению о непригодности к дальнейшей эксплуатации). Счетчик стоимостью 600 грн. (без учета НДС) был оприходован на субсчет 113. При его установке был начислен износ в размере 50 % первоначальной стоимости этого счетчика — 300 грн. Расходы на техническое обслуживание счетчика (поверку) составили 120 грн.

До 2015 года при списании МНМА мы начисляли остальные 50 % первоначальной стоимости, т. е. в нашей ситуации — 300 грн. Нужно ли в 2015 году при списании таких активов с баланса применять субсчет 841 во время начисления второй половины износа или можно все-таки списать по-старому?

В данной ситуации нужно понять главное — на дату осуществления хозяйственной операции бухгалтер должен руководствоваться теми правилами, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами, действующими на дату осуществления такой хозяйственной операции. Как раз в подобных ситуациях действует правило «закон обратной силы не имеет», о котором мы уже упоминали выше.

Поэтому с 2015 года для отражения амортизации в бухучете учреждения применяют не только субсчета 131, 132, 133 и 401, но и новый субсчет 841 при начислении амортизации.

Это значит, что в 2015 году при начислении второй половины износа на МНМА, введенные в эксплуатацию в прошлых годах, в бухучете нужно делать такие записи:

Дт 841 — Кт 132;

Дт 401 — Кт 841.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

Приобретение счетчика (январь 2010 года)

1

Оприходован счетчик (без НДС)

113

675

600

2

Одновременно выполнена запись на создание фонда в необоротных активах (стоимость без НДС)

802

401

600

3

Отнесена на расходы учреждения сумма НДС

802

675

120

4

Перечислена поставщику оплата за счетчик

675

321

720

Передача счетчика в эксплуатацию (февраль 2010 года)

5

Начислен износ в размере 50 % первоначальной стоимости

401

132

300

Техническое обслуживание счетчика

6

На основании акта выполненных работ отражены фактические расходы учреждения на проведение поверки счетчика

802

675

120

7

Перечислены исполнителю средства за выполненные работы

675

321

120

Списание счетчика (июнь 2015 года)

8

Начислена амортизация (остальные 50 % первоначальной стоимости)

841

132

300

Одновременно

401

841

300

9

Списан счетчик в связи с непригодностью к дальнейшей эксплуатации:

— первоначальная стоимость

401

113

600

— общая сумма амортизации (износа)

132

401

600

Как начислять в 2015 году амортизацию на библиотечные фонды

В соответствии с Планом счетов бюджетные учреждения учитывают библиотечные фонды на субсчете 112 «Библиотечные фонды». Это значит, что такие активы относятся к прочим необоротным материальным активам. Для таких объектов НП(С)БУ 121 «Основные средства» оставил старые правила начисления амортизации, т. е. такие же, какие действовали и до 2015 года.

Поэтому амортизацию на библиотечные фонды учреждения начисляют по методу 50 на 50 таким образом:

— в первом месяце передачи в использование (эксплуатацию) библиотечных фондов — 50 % первоначальной стоимости;

— в месяце ликвидации (списания с баланса) библиотечных фондов — остальные 50 % первоначальной стоимости.

Также обратите внимание: амортизацию в размере 50 % нужно рассчитывать по каждому объекту МНМА (т. е. по каждой единице библиотечных фондов), а не начислять на общее количество библиотечных фондов, переданных в эксплуатацию.

Ситуация 7. Областная научная библиотека получает разные библиотечные фонды (книги, брошюры, учебники, периодические издания и пр.). Некоторые книги и периодические издания библиотека приобретает самостоятельно, а часть — получает как благотворительную помощь. Подскажите, как правильно в 2015 году начислять амортизацию на библиотечные фонды? Какие будут проводки? Рассмотрите, пожалуйста, такой пример.

Библиотека за счет средств общего фонда в апреле 2015 года приобрела:

— практическое пособие «Діловодство. Яким воно має бути» стоимостью 110 грн.;

— учебное пособие «Договірне право України» — 55 грн.;

— учебное пособие «Менеджмент организации» — 80 грн.

При поступлении библиотечных фондов комиссия оформила Акты приемки-передачи основных средств типовой формы № ОЗ-1 (бюджет). При передаче библиотечных фондов в эксплуатацию оформлены Акты ввода в эксплуатацию необоротных активов, разработанные библиотекой самостоятельно.

В месяце передачи в эксплуатацию (май) на библиотечные фонды начислена амортизация в размере 50 % их первоначальной стоимости на общую сумму 123 грн., в том числе:

— на практическое пособие «Діловодство. Яким воно має бути»: 110 грн. х 50 % = 55 грн.;

— на учебное пособие «Договірне право України»: 55 грн. х 50 % = 27,50 грн. 28 грн. Учитывая, что стоимость объектов основных средств, в том числе и МНМА, учреждения ведут в гривнях без копеек, применяем правило математического округления;

— на учебное пособие «Менеджмент организации»: 80 грн. х 50 % = 40 грн.

На библиотечные фонды открыты Инвентарные карточки учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет).

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

Приобретены библиотечные фонды (апрель 2015 года)

1

Приобретены библиотечные фонды*

142

675

245

Одновременно

802

402

245

2

Перечислена оплата за библиотечные фонды

675

321

245

* Согласно п.п. 197.1.25 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI освобождаются от обложения НДС операции по поставке (подписке) и доставке периодических изданий печатных средств массовой информации (кроме изданий эротического характера) отечественного производства, подготовке (литературное, научное и техническое редактирование, корректура, дизайн и верстка), изготовлению (печать на бумаге или запись на электронном носителе), распространению книг, в том числе электронного контента (кроме изданий эротичного характера) отечественного производства, ученических тетрадей, учебников и учебных пособий, словарей украинско-иностранного или иностранно-украинского языка отечественного производства на таможенной территории Украины.

Переданы библиотечные фонды в эксплуатацию (май 2015 года)

3

Зачислен объект капитальных инвестиций в состав МНМА в момент ввода в эксплуатацию

112

142

245

Одновременно отражены изменения в капитале

402

401

245

4

Начислена амортизация в размере 50 % первоначальной стоимости (в момент ввода в эксплуатацию)

841

132

123

Одновременно

401

841

123

Ситуация 8. Библиотека в апреле 2015 получила бесплатно библиотечные фонды в виде благотворительной помощи. Благотворители не предоставили никаких документов, которые подтверждали бы стоимость таких библиотечных фондов. Поэтому комиссия приняла благотворительную помощь и провела ее оценку (оформлен Акт оценки). Согласно оценке комиссии справедливая стоимость библиотечных фондов составила:

— учебное пособие «Місцеві фінанси» — 75 грн.;

— учебное пособие «Бухгалтерський облік» — 150 грн.;

— практическое пособие «Українська лексика: семантичні зміни в запозичених словах» — 35 грн.

При передаче библиотечных фондов в эксплуатацию оформлены Акты ввода в эксплуатацию необоротных активов, разработанные библиотекой самостоятельно.

В месяце передачи в эксплуатацию (июнь) на библиотечные фонды начислена амортизация в размере 50 % их первоначальной стоимости на общую сумму 131 грн. в том числе :

— на учебное пособие «Місцеві фінанси»: 75 грн. х х 50 % = 37,50 грн. 38 грн. Учитывая, что стоимость объектов основных средств, в том числе и МНМА, учреждения ведут в гривнях без копеек, применяем правило математического округления;

— на учебное пособие «Бухгалтерський облік»: 150 грн. х 50 % = 75 грн.;

— на практическое пособие «Українська лексика: семантичні зміни в запозичених словах»: 35 грн. х х 50 % = 17,50 грн. 18 грн.

На библиотечные фонды открыты Инвентарные карточки учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет).

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

Получены библиотечные фонды в виде благотворительной помощи (май 2015 года)

1

Оприходованы библиотечные фонды по справедливой стоимости (на основании Акта приемки-передачи)

112

675

260

Одновременно отражены фактические расходы

812

401

260

2

Отражено получение благотворительной помощи (составлена и подана в Казначейство справка о поступлениях в натуральной форме)

324

712

260

364

324

260

Переданы библиотечные фонды в эксплуатацию (июнь 2015 года)

3

Начислена амортизация в размере 50 % первоначальной стоимости (в момент ввода в эксплуатацию)

841

132

131

Одновременно

401

841

131

Основные средства получены в пределах одного распорядителя: надо ли использовать субсчет 841

Определенная часть бюджетных учреждений получают материальные ценности в пределах одного главного распорядителя бюджетных средств как операции по внутреннему перемещению материальных ценностей (внутриведомственной бесплатной передаче). Такие операции отражают в бухгалтерском учете по-особому. Именно поэтому у наших читателей возникли вопросы, касающиеся начисления амортизации на основные средства, полученные в пределах операций по внутреннему перемещению.

Ситуация 9. Бюджетное учреждение безвозмездно получило основные средства в рамках операций по внутреннему перемещению в пределах главного распорядителя бюджетных средств. В документации на такие основные средства указана первоначальная стоимость объектов основных средств и сумма начисленного износа. Нужно ли в этом случае применять субсчет 841?

Для того чтобы разобраться в этой ситуации, давайте заглянем в п. 1.7 Типовой корреспонденции. Так, операции, связанные с получением основных средств по внутреннему перемещению в пределах главного распорядителя бюджетных средств, отражают следующими записями:

— на сумму первоначальной стоимости — Дт 101 — 122 — Кт 401;

— на сумму износа (амортизации) полученных основных средств, которые были в эксплуатации, — Дт 401 — Кт 131 — 133.

Такие операции учреждение-получатель отражает на основании первичных документов, подтверждающих факт передачи основных средств в пределах одного главного распорядителя бюджетных средств.

Как видим, при получении основных средств в рамках внутриведомственной передачи учреждение-получатель приходует основные средства сразу на субсчета 101 — 122 и показывает увеличение фонда в необоротных активах (субсчет 401).

Встречаются ситуации, когда учреждение-получатель должно самостоятельно забрать основные средства у учреждения-заказчика. Поэтому для доставки таких объектов основных средств на свой склад учреждение осуществляет расходы на их транспортировку. Также учреждение может дополнительно понести расходы на установку, монтаж, наладку основных средств. Все эти расходы учреждению нужно включить в первоначальную стоимость основных средств, полученных безвозмездно.

Напомним, что первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно от субъектов госсектора, является их первоначальная (переоцененная) стоимость с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 121 «Основные средства».

Что касается износа, начисленного на безвозмездно полученные основные средства, которые были в эксплуатации, то Типовая корреспонденция предлагает отражать такую операцию по старым правилам: показываем уменьшение фонда в необоротных активах и увеличение суммы начисленной амортизации. Причем такие суммы показываем одной бухгалтерской записью, т. е. без применения субсчета 841 «Расходы на амортизацию необоротных активов».

Однако при начислении амортизации за отчетный период (квартал) Типовая корреспонденция не предусматривает никаких исключений для безвозмездно полученных основных средств.

То есть при начислении амортизации на основные средства, полученные в пределах одного распорядителя, учреждение-получатель в бухучете показывает сумму амортизации двумя записями:

Дт 841 — Кт 131 — 133;

Дт 401 — Кт 841.

Как видим, при начислении амортизации за отчетный квартал учреждения в таких ситуациях применяют субсчет 841 на общих основаниях.

Какую стоимость нужно использовать для расчета амортизации

Ситуация 10. На балансе учреждения числится объект основных средств — мясорубка, первоначальная стоимость которой 5130 грн. По состоянию на 01.01.2015 г. на данный объект начислена амортизация — 4618 грн., т. е. ее остаточная стоимость на 01.01.2015 г. — 512 грн.

Как правильно в 2015 году начислять амортизацию на такой объект? Исходя из какой суммы: 5130 или 512 грн.? Что нам делать после того, как начислим амортизацию в размере 100 %?

В НП(С)БУ 121 «Основные средства» и в Методрекомендациях четко определено: объектом начисления амортизации является стоимость, которая амортизируется. При этом амортизируемая стоимость представляет собой первоначальную или переоцененную стоимость необоротных активов, за вычетом ликвидационной стоимости.

Запомните: базой для начисления амортизации является первоначальная или переоцененная стоимость, а не остаточная (балансовая) стоимость основных средств. Поэтому начислять амортизацию нужно исходя из стоимости основного средства, по которой такой объект был оприходован на баланс учреждения и зачислен на счет 10.

А значит, в данной ситуации для расчета амортизации в 2015 году берем первоначальную стоимость такого основного средства — 5130 грн., а не балансовую по состоянию на 01.01.2015 г.

В результате, в 2015 году амортизацию считаем так:

1) годовая сумма амортизации:

5130 грн. : 5 лет = 1026 грн.;

2) амортизация за І квартал 2015 года:

1026 грн. : 4 = 256,5 грн.

Поскольку сумма амортизации рассчитывается в гривнях без копеек, то полученную сумму надо округлить, т. е. амортизация за І квартал 2015 года составит 257 грн.;

3) амортизация за ІІ квартал 2015 года:

512 грн. - 257 грн. = 255 грн.

В итоге, по состоянию на 01.07.2015 г. на этот объект основных средств будет начислена амортизация в размере 100 %.

В дальнейшем учреждение может действовать, руководствуясь разъяснениями Минфина, представленными в письме от 07.04.2015 г. № 31-11420-07-5/12145 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 15, с. 4).

Так, алгоритм действий может быть следующим:

Шаг 1. Комиссия учреждения устанавливает ликвидационную стоимость на объекты основных средств, на которые начислена амортизация в размере 100 %.

Шаг 2. По результатам работы комиссия составляет Акт, в котором отражает:

— наименование каждого актива со 100 % начисленной амортизацией, его инвентарный и заводской номера, год выпуска и дату ввода в эксплуатацию;

— перечень материальных средств, которые могут быть получены при ликвидации актива, их количество, цену и стоимость;

— общую ликвидационную стоимость по каждому активу.

Шаг 3. Руководитель издает приказ о внесении изменений в регистры бухгалтерского учета бюджетной организации.

Шаг 4. В бухгалтерском учете отражают увеличение первоначальной стоимости следующей записью: Дт 101 — 119 — Кт 441. При этом сумму износа не корректируют.

В итоге после проведения данной процедуры в бухгалтерском учете не будут учитываться эксплуатируемые активы с нулевой остаточной стоимостью.

Уверены, что наши материалы помогут вам найти правильный ответ при начислении амортизации на основные средства. Ну а если у вас возникла своя нестандартная ситуация — обращайтесь к нам в редакцию, и мы вместе найдем правильное решение.

Нормативные документы

НП(С)БУ 121 «Основные средства» — НП(С)БУ 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Методрекомендации — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

План счетовПлан счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Методрекомендации по учетной политикеМетодические рекомендации по учетной политике субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Положение № 1183 — Положение о порядке консервации основных производственных фондов предприятий, утвержденное постановлением КМУ от 28.10.97 г. № 1183.

Типовая корреспонденция — Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше