Темы статей
Выбрать темы

О кассовых расходах распорядителей бюджетных средств

Государственная казначейская служба Украины
Письмо от 14.01.2015 г. № 17-04/27-715

Государственная казначейская служба Украины (далее — Казначейство Украины) <…> в рамках компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Государственной казначейской службе Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 13.04.2011 г. № 460/2011, Казначейство Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, приказами Министерства финансов Украины, другими актами законодательства Украины, а также поручениями Президента Украины и Министра.

Статьей 2 Бюджетного кодекса Украины (далее — Кодекс) определено, что бюджетное назначение — это полномочие главного распорядителя бюджетных средств, предоставленное этим Кодексом, законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), которое имеет количественные, временные и целевые ограничения и позволяет предоставлять бюджетные ассигнования.

Распорядители бюджетных средств принимают бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств предыдущих лет, взятых на учет органами, которые осуществляют казначейское обслуживание бюджетных средств (статья 48 Кодекса).

Согласно пункту 1.11 Порядка составления финансовой, бюджетной и другой отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.01.2012 г. № 44, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 09.02.2012 г. под № 196/20509, средства, которые в течение отчетного периода поступают на имя распорядителей и получателей бюджетных средств на возобновление кассовых расходов согласно законодательству Украины (за телефонные переговоры, ошибочно перечисленные и т. п.), отображаются в соответствующих формах бюджетной отчетности как уменьшение кассовых расходов по тому коду экономической классификации расходов, по которому они были проведены в предыдущих отчетных периодах в пределах одного бюджетного периода.

В соответствии с разъяснениями Министерства финансов Украины, предоставленными письмом от 06.03.2003 г. № 021-03/60, если в новом бюджетном периоде на регистрационные счета бюджетного учреждения поступили средства по общему фонду за предыдущий бюджетный период, такие средства возвращаются в общий фонд соответствующего бюджета (код доходов 24060300 «Другие поступления»).

Таким образом, сумма, которая удержана из заработной платы за предыдущий бюджетный период и которая поступила в текущем бюджетном периоде, перечисляется в бюджет.

Что касается доначислений заработной платы работникам, предлагаем обратиться в Министерство социальной политики Украины, которое является главным центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики по вопросам трудовых отношений.

Заместитель Председателя Т. Грицун

Комментарий редакции

Куда девать прошлогоднюю зарплату, возвращенную в текущем году: разъясняет Казначейство

К сожалению, не всегда все идет гладко и в бюджетных учреждениях могут быть нарушения, как по переплате, так и по недоплате заработной платы.

Исходя из комментируемого письма, Госказначейской службе были заданы следующие вопросы:

— на какие цели можно израсходовать средства, которые были возвращены учреждению в текущем году в связи с переплатой заработной платы в прошлые годы;

— за счет каких средств в текущем году доначислить работникам заработную платную, которую они недополучили в предыдущие годы?

На эти вопросы уже отвечал на страницах нашего издания специалист Госфининспекции в консультации «Вопросы удержания и доначисления заработной платы» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 33, с. 22).

В этой консультации отмечалось, что согласно ст. 3 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI бюджетный период для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины, составляет один календарный год, который начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года.

В соответствии с п. 43 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, распорядители бюджетных средств имеют право осуществлять деятельность исключительно в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных сметами.

При этом бюджетное ассигнование — это полномочия распорядителя бюджетных средств, предоставленные в соответствии с бюджетным назначением, на взятие бюджетного обязательства и осуществление платежей, которые имеют количественные, временные и целевые ограничения.

В этой связи при утверждении сметы на текущий год средства, которые учреждение удерживает в текущем году из заработной платы работников из-за излишнего начисления им заработной платы за предыдущий период, не учитываются. Поэтому полномочия по их использованию в текущем году учреждению не предоставляются.

Учитывая указанное, средства, полученные учреждением путем удержания из заработной платы работников за предыдущий бюджетный период, не могут быть отражены как возобновление кассовых расходов и должны быть перечислены в бюджет (код доходов 24060300 «Прочие поступления»).

Об этом же свидетельствует и комментируемое письмо Госказначейской службы, в котором указанно: «сумма, удержанная из заработной платы за предыдущий бюджетный период и поступившая в текущем бюджетном периоде, перечисляется в бюджет».

Обратим внимание: это не первое письмо Госказначейской службы, в котором идет речь о возврате средств в бюджет.

Такая же позиция была изложена Госказначейской службой и в письмах от 09.03.2006 г. № 3.4-22/498-2143 и от 12.02.2008 г. № 7.1-10/744, в которых указывалось, что если с началом нового бюджетного периода на регистрационный счет бюджетного учреждения поступили средства, расходы по которым были проведены в прошлые бюджетные периоды, то указанные средства не могут быть отображены как возобновление кассовых расходов, а должны быть перечислены в общий фонд бюджета.

Со своей стороны также заметим, что перечислению в бюджет подлежит как сумма незаконно начисленной заработной платы, так и сумма начисленного на нее ЕСВ.

К сожалению, на вопрос о том, где взять средства, чтобы в текущем году доначислить работникам заработную плату, которую они недополучили в предыдущие годы, Госказначейская служба ответа не дала.

Но на самом деле вариантов здесь немного. В связи с тем что в текущем году необходимые средства в смете учреждения не были запланированы, его руководству нужно в письменном виде обратиться к главному распорядителю бюджетных средств с обоснованной просьбой выделить дополнительную сумму на доначисление заработной платы.

Если же у главного распорядителя нет возможности выделить необходимую дополнительную сумму, то учреждению придется воспользоваться экономией фонда оплаты труда или же сократить необязательные доплаты, надбавки и премии работникам.

Такое мнение выразил и специалист Госфининспекции в вышеупомянутой консультации.

Татьяна СТАНКУС, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше