Темы статей
Выбрать темы

О компенсации средней заработной платы предприятиям, которая выплачивается работникам, призванным на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период

Министерство социальной политики Украины
Письмо от 07.05.2015 г. № 525/13/84-15

<…>

Приложением 3 к Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» предусмотрены расходы на компенсацию средней заработной платы предприятиям, которая выплачивается работникам, призванным на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, по коду программной классификации расходов и кредитования государственного бюджета «Компенсация предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период».

Главным распорядителем по указанной программе определено Минсоцполитики.

Компенсация средней заработной платы предприятиям, которая выплачивается работникам, призванным на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, осуществляется с учетом норм Порядка выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, утвержденного постановлением КМУ от 04.03.2015 г. № 105 (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 3 Порядка бюджетные средства направляются предприятиям, учреждениям, организациям на компенсацию расходов на выплату среднего заработка работникам, работавшим на таких предприятиях, в учреждениях, организациях на момент призыва на военную службу, не более одного года (далее — компенсация).

При этом пунктом 4 Порядка установлено, что для получения компенсации предприятие подает ежемесячно до 15-го числа в орган социальной защиты населения отчет о фактических расходах на выплату среднего заработка работникам.

Фактические расходы — это реальные расходы предприятия, учреждения или организации, оформленные соответствующими документами.

Учитывая изложенное, предприятие, учреждение, организация, на/в которых работники работали на момент призыва, должны осуществить начисление и выплату в сроки, установленные статьей 115 Кодекса законов о труде Украины, средней заработной платы (осуществить «фактические расходы») и ежемесячно до 15-го числа предоставлять информацию о своих расходах органу социальной защиты населения для их компенсации из Государственного бюджета Украины.

Директор Департамента А. Товстенко

Комментарий редакции

Средний заработок мобилизованных: Минсоцполитики разъясняет порядок выплаты

В комментируемом письме Минсоцполитики дало разъяснения относительно порядка выплаты среднего заработка работникам, призванным на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, и получения его компенсации из бюджета.

Однако прежде чем перейти непосредственно к изучению письма, давайте вспомним историю этого вопроса.

Законодатели обязали работодателей сохранять место работы, должность и средний заработок за мобилизованными работниками еще в начале прошлого года (см. ч. 3 ст. 119 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г., далее — КЗоТ). Причем такой сохраненный средний заработок должен был компенсироваться работодателям за счет средств Госбюджета в порядке, определяемом Кабмином.

КМУ подошел к вопросу разработки порядка компенсации с чувством, с толком, с расстановкой. И вот через 9 месяцев мы с вами увидели «рожденный в муках» Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, утвержденный постановлением КМУ от 04.03.2015 г. № 105, который заработал с 17.03.2015 г. В этом документе наконец-то был прописан механизм компенсации работодателям расходов на выплату среднего заработка, сохраненного за мобилизованными работниками. Но, к сожалению, не очень четко. После его прочтения напрашивались два варианта:

первый учреждение начисляет и выплачивает мобилизованному работнику средний заработок, а затем получает его компенсацию из бюджета;

второй учреждение начисляет средний заработок, но выплачивает только после получения компенсации из бюджета.

Мы в своих разъяснениях склонялись к первому варианту (наши аргументы, а также порядок отражения таких выплат в бухучете изложены в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 13). И вот наконец-то Минсоцполитики подтвердило нашу правоту.

В комментируемом письме это ведомство указало, что учреждения, в которых трудились работники на момент призыва, обязаны начислить и выплатить в сроки, установленные в ст. 115 КЗоТ, среднюю зарплату, т. е. фактически понести расходы на выплату среднего заработка. После этого до 15-го числа они должны подать в орган соцзащиты населения информацию о своих расходах на указанные цели для получения компенсации из бюджета.

Теперь осталось дождаться соответствующей реакции фискалов на это разъяснение. Почему? Дело в том, что пока Минсоцполитики молчало, специалисты из ГФСУ, курирующие вопросы обложения доходов физлиц НДФЛ и военным сбором (ВС), стали «продвигать» второй, на их взгляд, более правильный вариант применения Порядка. По их мнению, работодатели должны рассчитать средний заработок мобилизованных, затем проинформировать о его сумме органы соцзащиты населения. И только получив компенсацию среднего заработка из бюджета, они могут выплатить его «солдату учреждения», не облагая НДФЛ и ВС.

Те же учреждения, которые решат начислять и выплачивать средний заработок мобилизованным не дожидаясь компенсации, по версии фискалов, обязаны удержать с такого заработка НДФЛ и ВС как с обычной зарплаты. Потом, когда компенсация «зайдет» на счет учреждения, можно сделать перерасчет и отсторнировать ранее удержанные суммы НДФЛ и ВС. Тех, кто так не делает, фискалы пугают штрафами.

Еще большей абсурдности этой ситуации придает тот факт, что специалисты ГФСУ, администрирующие ЕСВ, не поддерживают позицию своих коллег по НДФЛ и ВС. В устных консультациях они соглашаются с тем, что работодатели, которые решили получать компенсацию среднего заработка мобилизованных из бюджета (подали соответствующее заявление в органы соцзащиты населения), вправе не взимать с суммы среднего заработка ЕСВ на основании ч. 7 ст. 7 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI, даже если они производят его выплату до получения компенсации (т. е. согласно разъяснениям Минсоцполитики).

Ситуация кажется смешной, если бы на самом деле не было так грустно. Ведь речь идет не о «золотых» богатеньких Буратино, а о заработке вояк, которые потом и кровью защищают нас на передовой. Может быть, ГФСУ стоит задуматься над этим? Надеемся и ждем положительных разъяснений.

Лилия УШАКОВА, эксперт по вопросам оплаты труда

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше