Темы статей
Выбрать темы

О применении некоторых норм Закона Украины от 28.12.2014 г. № 76-VIII

Министерство социальной политики Украины
Письмо от 31.01.2015 г. № 1143/0/14-15/13

Министерство социальной политики Украины рассмотрело письмо о выполнении пункта 10 раздела III «Заключительные положения» Закона Украины от 28.12.2014 г. № 76-VIII «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» (далее — Закон) и сообщает.

В соответствии с пунктом 10 раздела III «Заключительные положения» Закона в 2015 году максимальный месячный размер заработной платы (денежного обеспечения) народных депутатов Украины, членов Кабинета Министров Украины, прокуроров, работников государственных органов (кроме Национального антикоррупционного бюро и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции) и других бюджетных учреждений, работников Национального банка Украины, судейского вознаграждения ограничивается 7 размерами минимальной заработной платы (с 01 января — 8526 грн.), а при сокращении численности работников — 10 размерами минимальной заработной платы (12180 грн.) (выплата пособия по временной нетрудоспособности, помощи на оздоровление, материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов и оплата времени ежегодного отпуска не учитываются в указанном максимальном размере).

Ограничение максимального месячного размера заработной платы (денежного обеспечения) работников государственных органов и других бюджетных учреждений осуществляется путем корректировки размеров дополнительной заработной платы (доплат, надбавок, премий).

Если работником не отработан месяц полностью в связи с болезнью или отпуском, заработная плата выплачивается пропорционально отработанному времени с учетом ограничения, а за время временной нетрудоспособности или отпуска начисляется средняя заработная плата, размер которой рассчитывается с учетом соответствующих постановлений Кабинета Министров Украины.

Ограничение заработной платы осуществляется отдельно по каждому из трудовых договоров (как по основному месту работы, так и по совместительству пропорционально отработанному времени). При этом такие работы, не являющиеся совместительством в соответствии с действующим законодательством (педагогическая работа с почасовой оплатой труда в объеме не более 240 часов в год, заведование кафедрой с оплатой из расчета 100 часов за учебный год), которые имеют право выполнять все работники, кроме основной работы и работы по совместительству, по нашему мнению, не включаются в месячную заработную плату при определении ограничения.

Специальный фонд бюджета — это составляющая бюджета, включающая поступления в бюджет, предназначенные для направления на конкретные мероприятия, и расходы из бюджета на реализацию этих мероприятий, которые осуществляются за счет соответствующих поступлений. Поэтому, по мнению Минсоцполитики, ограничение заработной платы применяется как для общего, так и для специального фонда.

 

Заместитель Министра В. Ярошенко

Комментарий редакции

Не более 7 минзарплат: Минсоцполитики рассказало о нюансах применения зарплатного ограничения

Вы уже знаете, что с начала 2015 года действует ограничение по максимальному размеру месячной зарплаты (денежного обеспечения, судейского вознаграждения), установленное Законом Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 г. № 76-VIII (далее — Закон № 76)*.

* См. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 4, с. 35.

Так, согласно абз. 1 п. 10 разд. III «Заключительные положения» этого Закона для следующих лиц предел начисленного дохода составляет 7 минзарплат (с января по ноябрь 2015 года — 8526,00 грн.):

а) народные депутаты и члены Правительства;

б) прокуроры и судьи;

в) работники госорганов (кроме Национального антикоррупционного бюро и Национального агентства по предупреждению коррупции);

г) работники других бюджетных учреждений.

Исключение составляет денежное обеспечение (зарплата) военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и работников, участвующих в АТО.

При сокращении численности работников максимальный размер зарплаты может быть повышен с 7 до 10 минзарплат.

В комментируемом письме Минсоцполитики предоставило разъяснения относительно применения указанного ограничения. Далее рассмотрим его подробнее, но подчеркнем следующее.

Внимание! 17.02.2015 г. вступило в силу постановление КМУ «Вопросы оплаты труда членов Кабинета Министров Украины, руководителей центральных органов исполнительной власти и других государственных органов в 2015 году» от 14.02.2015 г. № 43 (далее — постановление № 43). Этим документом месячную зарплату следующих работников ограничили только должностным окладом:

— члены КМУ;

— руководители центральных органов исполнительной власти;

— руководители других госорганов (кроме органов, подразделения которых принимают участие в проведении АТО).

Поэтому для таких категорий работников действует свое «особое» ограничение, которое мы учтем при рассмотрении особенностей применения ограничения по п. 10 разд. III Закона № 76.

 

С какой даты действует ограничение

Пункт 10 разд. III Закона № 76 «заработал» с 01.01.2015 г. и является нормой прямого действия. Это значит, что:

— вносить соответствующие изменения в нормативные документы, регулирующие вопросы оплаты труда вышеуказанных работников, не будут;

— уведомлять работников не позднее чем за 2 месяца о введении новых или изменении действующих условий оплаты труда в сторону ухудшения (ст. 103 КЗоТ и ст. 29 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР) не нужно.

Целесообразно, чтобы вышестоящей организацией был издан приказ (распоряжение) о том, что размер зарплаты руководителей подведомственных учреждений и их заместителей не должен превышать ограничение, установленное п. 10 разд. III Закона № 76. В отношении других работников учреждения решение об ограничении размера зарплаты принимает непосредственно сам руководитель.

 

Ограничение по зарплате распространяется на все бюджетные учреждения

Мы не будем акцентировать внимание на народных депутатах, членах Правительства, прокурорах и судьях, а разберемся, о каких госорганах и бюджетных учреждениях идет речь в п. 10 разд. III Закона № 76.

Госорганы. В свое время Минсоцполитики в разъяснении от 09.09.2014 г. № 3761/0/10-14/13 обращало внимание на то, что в действующем законодательстве нет определения понятию «государственный орган». При этом рекомендовало в этом вопросе исходить из конституционного деления госвласти в Украине, а именно:

а) законодательная власть — Верховная Рада Украины;

б) исполнительная власть:

— Кабинет Министров Украины;

— министерства, другие центральные органы исполнительной власти;

— местные государственные администрации, которые являются местными органами исполнительной власти и входят в систему органов исполнительной власти (ст. 1 Закона Украины «О местных государственных администрациях» от 09.04.99 г. № 586-XIV).

Значит, ограничение, установленное абз. 1 п. 10 разд. III Закона № 76, распространяется на работников местных государственных администраций: областных (городских), а также районных гос­администраций (включая районы в г. Киеве);

в) судебная власть — Конституционный Суд Украины и суды общей юрисдикции.

Также Минсоцполитики подчеркивало, что Конституция Украины определяет другие госорганы, правовые основы деятельности которых устанавливаются отдельными законами, а присвоение статуса государственного органа предусмотрено их уставными документами (например, НБУ).

Важно! Для руководителей выше­указанных органов размер зарплаты с 17.02.2015 г. не должен превышать должностной оклад согласно постановлению № 43.

Следовательно, для таких руководителей:

— с 01.01.2015 г. по 16.02.2015 г. — максимальный размер месячной зарплаты составляет 8526,00 грн. (согласно Закону № 76);

— с 17.02.2015 г. и до конца 2015 года — зарплату начисляют в размере должностного оклада (согласно постановлению № 43). То есть им не начисляют доплаты и надбавки к должностному окладу, премии и не индексируют их зарплату. В постановлении № 43 ничего не сказано о том, как поступать, если месяц такими работниками отработан неполностью по причине их болезни (отпуска). Но согласно устным консультациям Минсоцполитики можно провести аналогию с применением норм п. 10 разд. III Закона № 76 (см. далее раздел «Как применять зарплатное ограничение: разбираем на примерах»).

Для других работников госорганов (в том числе заместителей руководителя, руководителей структурных подразделений, руководителей территориальных органов центральных органов исполнительной власти) действует ограничение, установленное п. 10 разд. III Закона № 76, т. е. размер их зарплаты не должен превышать 8526,00 грн.

Бюджетные учреждения. Здесь ориентируемся на п. 12 ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI, где сказано, что бюджетные учреждения — это:

а) органы государственной власти;

б) органы местного самоуправления. К ним относят городские, сельские, поселковые советы и их исполнительные органы;

в) учреждения (заведения, организации), созданные органами госвласти или органами местного самоуправления в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет госбюджета или местного бюджета соответственно. Таковыми являются государственные и коммунальные бюджетные учреждения (учебные заведения, заведения здравоохранения, научные учреждения, заведения культуры и пр.).

Внимание! Действие абз. 1 п. 10 разд. III Закона № 76 распространяется также на органы местного самоуправления, заведения здравоохранения, учебные заведения, заведения культуры и пр.

Поэтому зарплата работников таких учреждений не должна превышать 8526,00 грн.

Также остановимся на работниках, которые трудятся на основании заключенного с ними контракта. Как известно, условия оплаты труда — одна из составляющих такого вида трудового договора. Поскольку исключений относительно работников, с которыми заключен контракт, п. 10 разд. III Закона № 76 не содержит, то им также ограничивают размер зарплаты, если она превышает 8526,00 грн.

Но для этого, скорее всего, придется дополнить контракт дополнительным соглашением, в котором установить такое ограничение. Напомним, что Минобразования в письме от 18.04.2014 г. № 1/9-208 разъяснило, как внести изменения в контракт в условиях действия ограничений, установленных постановлением КМУ «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета» от 01.03.2014 г. № 65, и привело образец допсоглашения к контракту. Этим образцом можно воспользоваться и в данной ситуации.

 

Как применять зарплатное ограничение: разбираем на примерах

Если зарплата работника превышает 7 минзарплат (8526,00 грн.), то начислить такому работнику нужно только 8526,00 грн. При этом, как подчеркивает Минсоцполитики, ограничение осуществляется путем корректировки размеров дополнительной зарплаты (доплат, надбавок, премий). Также к дополнительной зарплате относят и индексацию зарплаты.

 

Пример 1. В феврале 2015 года работник полностью отработал месяц. Его зарплата за отработанные дни составила 9500,00 грн.

Поскольку зарплата работника превысила 8526,00 грн., то в феврале 2015 года ему нужно начислить только 8526,00 грн.

 

Внимание! При определении максимального размера зарплаты не учитывают (п. 10 разд. III Закона № 76):

— пособие по временной нетрудоспособности и отпускные за период пребывания в ежегодном отпуске;

— помощь на оздоровление и материальную помощь для решения социально-­бытовых вопросов.

Сделаем несколько важных замечаний относительно примирения этой нормы.

Во-первых, несмотря на то что в п. 10 разд. III Закона № 76 названо пособие по временной нетрудоспособности, имеется в виду оплата всего листка нетрудоспособности (как первые пять дней болезни, оплаченные за счет работодателя, так и пособие по временной нетрудоспособности, выплаченное за счет соцстраха).

Во-вторых, при сравнении зарплаты с максимальной величиной не учитывают отпускные за период пребывания исключительно в ежегодном отпуске. Напомним, что виды ежегодных отпусков содержит ч. 1 ст. 4 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР. Если же речь идет о других видах отпусков (к примеру, социальный отпуск лицам, имеющим детей, учебный отпуск), то оплату пребывания в таком отпуске нужно учесть при определении максимального размера зарплаты с целью соблюдения п. 10 разд. III Закона № 76.

В-третьих, размеры средней зарплаты для оплаты больничных и отпускных не ограничили. Как подчеркнуло Минсоцполитики в комментируемом письме, их, как и прежде, рассчитывают в общем порядке согласно соответствующим постановлениям КМУ. При этом, поскольку в таких расчетах участвует начисленная зарплата, то после введения рассматриваемого ограничения в расчет средней зарплаты за каждый месяц 2015 года попадет не более 8526,00 грн.

В-четвертых, в п. 10 разд. III Закона № 76 ничего не сказано о компенсации за неиспользованный отпуск и выходном пособии при увольнении, но по устным разъяснениям специалистов Минсоцполитики, такие выплаты не учитывают при сравнении зарплаты с максимальной величиной. Надеемся, что в скором времени увидим и официальное подтверждение такой позиции.

В-пятых, ограничение, установленное п. 10 разд. III Закона № 76, распространяется исключительно на доход работника в виде зарплаты. Поэтому если в отдельном месяце такому работнику выплачено вознаграждение по гражданско-правовому договору за выполненные работы или предоставленные услуги, то такие суммы не учитывают для сравнения с максимальным размером зарплаты.

Таким образом, если месяц отработан не полностью в связи с болезнью (ежегодным отпуском), то зарплату выплачивают пропорционально отработанному времени с учетом ограничения.

 

Пример 2. Зарплата работника составляет 8600,00 грн. В феврале 2015 года по графику работы — 20 р. дн., но работник отработал только 10 р. дн. из-за болезни. В марте 2015 года он предоставил больничный лист, оплата по которому составила 4000,00 грн. Март был отработан им полностью.

Февраль 2015 года. Рассчитаем размер ограничения за фактически отработанный период: 8526,00 грн. : 20 р. дн. х 10 р. дн. = 4263,00 грн. Таким образом, зарплата работника за отработанные дни февраля не должна превысить 4263,00 грн.

Март 2015 года. Поскольку зарплата работника превышает 8526,00 грн., то в этом месяце зарплату ему следует начислить только в сумме 8526,00 грн. Кроме этого, ему надо начислить больничные в сумме 4000,00 грн.

 

Также поступают и в случае пребывания работника в ежегодном отпуске.

 

Основная работа + совместительство: ограничение применяем по каждому месту работы

При работе по совместительству с работником заключают трудовой договор, который юридически не связан с трудовым договором по основному месту работы (см. письмо Минсоцполитики от 28.09.2011 г. № 697/18/155-11).

Поэтому ограничение размера зарплаты осуществляется отдельно по каждому из трудовых договоров (как по основному месту работы, так и по совместительству) пропорционально отработанному времени. На это обратило внимание и Минсоцполитики в комментируемом письме.

 

Пример 3. Врач работает в больнице на ставку по основному месту работы (зарплата — 6500,00 грн.) и на 0,5 ставки по совместительству (зарплата — 3000,00 грн.). Всего работнику начисляют зарплату в размере 9500,00 грн.

1. Поскольку зарплата по основному месту работы не превышает 8526,00 грн., то под «ограничительный» абз. 1 п. 10 разд. III Закона № 76 она не подпадает.

2. На работе по совместительству максимальный размер зарплаты работника определяют с учетом его занятости. Так, зарплату работника сравнивают с 4263,00 грн. (8526,00 грн. х 0,5 ставки). Поскольку в нашем случае зарплата работника не превышает этой суммы, то и по совместительству зарплату выплачивают полностью.

 

Доплаты за дополнительный объем работы

Рассмотрим также ситуации, когда работник выполняет дополнительную работу на условиях:

а) совмещения должностей;

б) выполнения обязанностей временно отсутствующего работника;

в) расширения зоны обслуживания и увеличения объема выполняемых работ.

При таком выполнении дополнительных обязанностей работнику устанавливают доплату к основному должностному окладу, которую нужно учитывать при определении максимального размера зарплаты с целью соблюдения абз. 1 п. 10 разд. III Закона № 76.

Поэтому если зарплата работника с учетом таких выплат превышает 7 минзарплат, то начислить нужно только 8526,00 грн.

 

Если работа не является совместительством

Все работники, кроме основной работы и работы по совместительству, имеют право выполнять работы, которые не являются совместительством. Перечень работ, которые не являются совместительством, утвержден совместным приказом Минтруда, Минфина и Минюста от 28.06.93 г. № 43 (далее — Перечень № 43).

Заметим, что отдельный трудовой договор на выполнение указанной работы с работником не заключают, а выполняет он ее преимущественно в основное рабочее время. Поэтому и возник вопрос о включении такого заработка в максимальный размер зарплаты.

Как видим из комментируемого письма, специалисты Минсоцполитики считают: оплату труда за работу, которая не является совместительством, не учитывают при определении максимального размера зарплаты с целью соблюдения абз. 1 п. 10 разд. III Закона № 76.

 

Пример 4. Научно-педагогический работник университета руководит аспирантами на условиях почасовой оплаты труда. Согласно Нормам времени для планирования и учета учебной работы и перечней основных видов методической, научной и организационной работы педагогических и научно-педагогических работников высших учебных заведений, утвержденным приказом Минобразования от 07.08.2002 г. № 450, на каждого аспиранта планируется 50 часов учебной работы в год.

Как предусмотрено пп. 5 и 12 Перечня № 43, руководство аспирантами не является совместительством и допускается в рабочее время с разрешения руководителя учреждения без удержания зарплаты. Почасовую оплату труда за такую работу не учитывают для целей абз. 1 п. 10 разд. III Закона № 76.

 

Доначислена/удержана зарплата за прошлый период

Это самый неоднозначный вопрос на данный момент, поскольку ответа на него нет ни в п. 10 разд. III Закона № 76 (в числе «исключительных» выплат суммы доначисленной или удержанной зарплаты не указаны), ни в комментируемом письме. Более того, специалисты Минсоцполитики также пока отмалчиваются. Поэтому давайте найдем выход сами.

Отталкиваться будем все от того же тезиса, что зарплатное ограничение применяют пропорционально отработанному времени.

 

Пример 5. Зарплата работника составляет 7000,00 грн. В феврале ему доначислена зарплата за 2014 год в размере 2000,00 грн. Применять ли ограничение, если суммарно доход в этом месяце превысил 8526,00 грн.?

Нет, не применять. Так, зарплата работника за каждый отработанный месяц 2015 года не должна превышать 8526,00 грн. Поскольку доначисленная зарплата — это выплата за прошлый период, то включать ее в суммарный доход не нужно.

 

Такой же подход применяем и при удержании зарплаты. Но помним: если зарплата работника превышает 8526,00 грн., исходим из того, что на большее он не имеет права.

 

Пример 6. Зарплата работника превышает 7 минзарплат. В январе и феврале 2015 года ему выплачивали зарплату без учета ограничения, установленного п. 10 разд. III Закона № 76. В марте 2015 года решили исправить ошибку. С работника в этом месяце надо удержать 4000,00 грн. Март 2015 года отработан полностью.

Исходим из того, что зарплата работника в марте 2015 года за полностью отработанный месяц должна составить не более 8526,00 грн. Ее и начисляем работнику. Затем сторнируем излишне выплаченную зарплату в размере 4000,00 грн. Всего в этом месяце работнику причитается 4526,00 грн. (8526,00 - 4000,00).

 

Зарплата выплачивается за счет общего и специального фондов: как применять ограничение

Постановлением КМУ «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений» от 28.02.2002 г. № 228 определено, что специальный фонд, как и общий, является составной частью сметы. Использование средств специального фонда сметы должно осуществляться в соответствии с теми же нормативно-правовыми актами, что и средств общего фонда.

Другими словами, независимо от того, из какого фонда сметы (общего или специального) осуществляется выплата зарплаты, к ней применяются требования одних и те же нормативных документов.

Поэтому, если работник получает зарплату из общего и специального фондов и при этом не оформлен как совместитель, руководитель учреждения должен принять решение, по какому фонду «урезать» зарплату. В отношении руководителей и их заместителей такое решение принимает вышестоящая организация.

Но подчеркнем: на данный момент в Верховной Раде Украины зарегистрированы два законопроекта, которые предусматривают дополнить п. 10 разд. III Закона № 76 такими нормами:

«Указанное ограничение применяется к максимальному месячному размеру заработной платы (денежного обеспечения) государственных высших учебных заведений, если заработная плата (денежное обеспечение) финансируется исключительно за счет общего фонда бюджета»;

«В случае превышения уровня заработной платы научных и научно-педагогических работников более установленного максимального размера, разрешить руководителям высших учебных заведений и научных учреждений выплачивать разницу между установленным максимальным размером и фактическим уровнем заработной платы за счет специального фонда бюджета учреждения».

Если такая инициатива обретет силу нормативного документа, мы обязательно вас проинформируем.

 

При сокращении работников максимальный размер зарплаты можно увеличить

За счет экономии бюджетных средств, образованной в результате сокращения численности работников вышеуказанных органов, максимальный размер зарплаты может быть поднят до 10 минзарплат (абз. 1 п. 10 разд. III Закона № 76).

Но каким должно быть такое сокращение, чтобы повысить зарплату работников? Ответа на этот вопрос комментируемое письмо не содержит. Но согласно устным разъяснениям специалистов Минсоцполитики, поскольку абз. 1 п. 10 разд. III Закона № 76 не установлено конкретных нормативов или критериев по сокращению численности работников, при соблюдении которых размер ограничения заработной платы работников не должен превышать 10 минзарплат, любое сокращение работников принимается во внимание. Главное, чтобы такое сокращение произошло непосредственно в 2015 году. При этом речь идет в том числе о сокращении вакантных должностей.

 

Ольга ВИТКОВСКАЯ,
экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше