Темы статей
Выбрать темы

Субвенции: игра по новым правилам

Иванова Татьяна, заместитель начальника Главного управления Государственной казначейской службы Украины в Харьковской области
Новый год принес нам много нормативных новостей. Не стал при этом исключением и Бюджетный кодекс, в котором появились новые виды субвенций из государственного местным бюджетам. Каков порядок предоставления таких субвенций? На какие цели их можно использовать? Кто является их получателями? Давайте вместе разберемся с этими и другими вопросами, касающимися предоставления субвенций.

Межбюджетные трансферты с 2015 года

 

Средства, которые безвозмездно и безвозвратно передаются из одного бюджета в другой, являются межбюджетными трансфертами.

Напомним, что ст. 93 БКУ предусмотрена возможность передачи средств между разными уровнями местных бюджетов.

При этом межбюджетные трансферты делятся на такие виды:

— базовую дотацию;

— субвенции;

— реверсную дотацию;

— дополнительные дотации.

Итак, структура межбюджетных трансфертов несколько изменилась по сравнению с прошлыми годами. Для понимания того, какой эта структура была раньше и какой стала теперь, приведем таблицу.

 

По 31 декабря 2014 года (предыдущая редакция БКУ)

После 1 января 2015 года (действующая редакция БКУ)

Дотация выравнивания

Базовая дотация

Средства, которые передаются в Госбюджет и местные бюджеты из других бюджетов

Реверсная дотация

Субвенция

Субвенция

Дополнительные дотации

Дополнительные дотации

 

Как видим, новыми видами межбюджетных трансфертов с 01.01.2015 г. являются базовая и реверсная дотации. Хотя по своей сути эти межбюджетные трансферты не очень то и изменились.

Так, базовая дотация — это трансферт, который предоставляется из государственного бюджета местным бюджетам для горизонтального выравнивания налогоспособности территорий.

Реверсная дотация — это средства, которые передаются в государственный бюджет из местных бюджетов для горизонтального выравнивания налогоспособности территорий.

Интересным моментом является то, что базовая дотация бюджетам городов районного значения, поселковым, сельским бюджетам будет предоставляться только в случае их объединения и создания объединенных территориальных громад.

Из госбюджета могут предоставляться местным бюджетам следующие виды трансфертов:

1) базовая дотация;

2) субвенции на осуществление государственных программ социальной защиты;

3) дополнительная дотация на компенсацию потерь доходов местных бюджетов в результате предоставления льгот, установленных государством;

4) субвенция на выполнение инвестиционных программ (проектов);

5) образовательная субвенция;

6) субвенция на подготовку рабочих кадров;

7) медицинская субвенция;

8) субвенция на обеспечение медицинских мероприятий отдельных государственных программ и комплексных мероприятий программного характера;

9) субвенция на финансирование мероприятий социально-экономической компенсации риска населения, проживающего на территории зоны наб­людения;

10) субвенция на проекты ликвидации предприятий угольной и торфодобывающей промышленности и содержание водосливных комплексов в безопасном режиме на условиях софинансирования (50 %);

11) другие дополнительные дотации и другие субвенции.

Хотя понятие субвенции и не стало новым, но, как видим, появились новые ее виды.

В этой статье мы остановимся на вопросах предоставления именно новых видов субвенций.

Субвенция — это межбюджетные трансферты для использования с определенной целью в порядке, определенном органом, который принял решение о предоставлении субвенции.

В обновленной редакции БКУ определено, что расходы на содержание медицинских учреждений, общеобразовательных заведений и заведений, проводящих подготовку рабочих кадров, осуществляются за счет средств местных бюджетов и субвенций из государственного бюджета.

В соответствии с Законом № 80 Министерству образования и науки Украины по бюджетной программе 2211190 «Образовательная субвенция из государственного бюджета местным бюджетам» учтены расходы в сумме 43719443,0 тыс. грн., по бюджетной программе 2211180 «Субвенция на подготовку рабочих кадров из государственного бюджета местным бюджетам» — 5839080,1 тыс. грн., по бюджетной программе 2311410 «Медицинская субвенция из государственного бюджета местным бюджетам» — 46466042,7 тыс. грн.

Изменение системы финансирования больниц и школ вызвано необходимостью обеспечения равного финансирования всех медицинских и учебных заведений независимо от региона.

То есть учебные и медицинские заведения независимо от региона будут в равных условиях.

 

Порядок предоставления субвенций

 

Как мы уже отметили, субвенции должны поступать из Госбюджета в местные бюджеты и направляться на содержание определенных бюджетных учреждений. При этом БКУ содержит только общие требования относительно предоставления субвенций. Сами формулы для расчета субвенций на 2015 год содержатся в ст. 25 — 27 Закона № 80.

Общие требования к предоставлению указанных субвенций приведены в ст. 1032 — 1035 БКУ.

Для урегулирования этого вопроса Правительство недавно утвердило три порядка, а именно:

— относительно медицинской субвенции — Порядок № 11;

— относительно образовательной субвенции — Порядок № 6;

— относительно субвенции на подготовку рабочих кадров — Порядок № 7.

Кроме того, были внесены соответствующие изменения в Порядок № 1132 относительно перечисления средств субвенций. Итак, рассмотрим все по порядку.

В первую очередь обратим внимание на то, что теперь относительно бюджетных учреждений, получающих субвенцию, разрешено осуществлять в течение бюджетного периода расходы на финансирование одновременно из государственного и местного бюджетов и/или одновременно из разных бюджетов.

Конечно, это логично, ведь теперь медицинские заведения и определенные заведения образования одновременно финансируются из местных бюджетов и получают субвенцию из государственного бюджета.

Как мы уже отмечали, учреждения, получающие субвенции, финансируются также и из местных бюджетов.

При этом в составе субвенции обязательно предусматривается резерв средств, объем которых не может превышать 1 % общего объема субвенции, для осуществления расходов, которые не могли быть учтены при применении формулы, по которой определяется порядок распределения субвенции между местными бюджетами.

Местные государственные администрации должны:

1) разработать и утвердить планы мероприятий по наполнению местных бюджетов, изысканию дополнительных источников поступлений в бюджеты, в том числе за счет детенизации экономики (не менее 2 % доходов общего фонда), соблюдения жесткого режима экономии бюджетных средств (не менее 1 % объема расходов на бюджетную сферу) и усиления финансово-бюджетной дисциплины;

2) обеспечить соответствие полномочий по осуществлению расходов бюджета объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;

3) обеспечить соблюдение требования п. 4 ст. 77 БКУ по учету при утверждении соответствующего бюджета в первоочередном порядке потребности в средствах для оплаты труда работников бюджетных учреждений согласно установленным законодательством условиям оплаты труда и размеру минимальной заработной платы, а также для проведения расчетов за энергоносители и коммунальные услуги, потребляемые бюджетными учреждениями сферы здравоохранения;

4) обеспечить в ходе выполнения бюджета проведение своевременной и в полном объеме оплаты труда работников бюджетных учреждений и расчетов за энергоносители и коммунальные услуги, не допуская просрочки задолженности по таким выплатам;

5) обеспечить заключение договоров по каждому виду потребляемых энергоносителей в пределах установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств обоснованных лимитов потребления с учетом необходимости соблюдения жесткого режима экономии бюджетных средств;

6) осуществить в случае возникновения задолженности по заработной плате и другим социальным выплатам и оплате энергоносителей и коммунальных услуг конкретные меры по погашению такой задолженности, обеспечив использование не менее 90 % имеющихся средств, в первую очередь общего фонда местных бюджетов;

7) упорядочить структуру штатной численности работников в пределах утвержденных ассигнований на оплату труда, не допускать увеличения такой численности, кроме случаев, связанных с открытием (расширением) учреждений и увеличением количества получателей соответствующих услуг для удовлетворения общественных нужд.

Органы Госказначейской службы тоже имеют определенные обязанности в процессе предоставления субвенций. Так, Госказначейство должно:

1) ежедекадно перечислять субвенцию на счета областных, городских (г. Киева и городов областного значения), районных бюджетов и других бюджетов местного самоуправления, для которых в государственном бюджете предусмотрены межбюджетные трансферты, открытые в органах Госказначейства, согласно росписи государственного бюджета в соответствии с порядками № 1132 и № 1407;

2) подавать ежедекадно в Минфин, Минздрав или Минобразования (в зависимости от вида субвенции) информацию о перечисленных суммах средств в разрезе вышеприведенных бюджетов и сводную в разрезе бюджетов.

Рассмотрим некоторые правила перечисления средств субвенции, определенные Порядком № 1132.

Так, согласно п. 2 этого Порядка субвенции из государственного бюджета, определенные пп. 6 — 8 п. 1 ст. 97 БКУ, перечисляются Госказначейством областным, городским (г. Киева и городов областного значения), районным бюджетам и другим бюджетам местного самоуправления, для которых в государственном бюджете предусмотрены межбюджетные трансферты, ежедекадно равными частями в последний день декады в соответствии с росписью государственного бюджета*.

* Согласно изменениям, внесенным Законом № 212 в ст. 108 БКУ, в соответствии с росписью Государственного бюджета Украины органами Казначейства Украины осуществляется перечисление базовой дотации и реверсной дотации ежедекадно, а образовательной субвенции, субвенции на подготовку рабочих кадров и медицинской субвенции — дважды в месяц. В связи с этим в п. 2 Порядка № 1132, вероятно, скоро будут внесены соответствующие изменения.

Облгосадминистрации распределяют субвенции из государственного бюджета областным бюджетам между городскими городов областного значения и районными бюджетами пропорционально объемам субвенций, предусмотренным таким бюджетам в решениях областных советов о бюджете.

Органы Госказначейства перечисляют в течение двух операционных дней после подачи платежных документов соответствующих финансовых органов субвенции из государственного бюджета на счета общего и специального фондов городских городов областного значения и районных бюджетов, открытые в органах Госказначейства, для осуществления предусмотренных ими расходов.

Суммы субвенций из государственного бюджета местным бюджетам перечисляются в течение двух операционных дней после подачи платежных документов на счета главных распорядителей бюджетных средств, открытые в органах Госказначейства.

Участники расчетов дополнительно указывают в графе «назначение платежа» платежного поручения норму закона о Госбюджете или решения совета о бюджете на соответствующий год, которыми предусмотрено предоставление субвенций.

Внимание! Субвенция может направляться только на оплату текущих расходов учреждений.

Но образовательную субвенцию и субвенцию на подготовку рабочих кадров можно использовать на капитальные расходы при условии:

— обеспечения в полном объеме потребности в текущих расходах на бюджетный период за счет указанных субвенций;

— отсутствия просроченной бюджетной задолженности по защищенным расходам.

Такая возможность предусмотрена Законом № 212, которым внесены соответствующие изменения в ст. 1032 и 1033 БКУ.

Не допускается направление субвенции на:

— закупку товаров, работ и услуг, которые непосредственно не связаны с оплатой текущих расходов и мероприятий;

— осуществление мероприятий, расходы на которые предусмотрены по другим бюджетным программам;

— осуществление мероприятий, целью которых является получение прибыли;

— оплату посреднических услуг.

Также отметим, что использование средств субвенции осуществляется с обязательным соблюдением требований Закона № 1197, постановления № 65 и постановления № 117.

Остатки субвенции на конец бюджетного периода хранятся на счетах соответствующих местных бюджетов и используются в следующем бюджетном периоде для текущего содержания (кроме заработной платы) и обновления материально-технической базы учебных заведений, заведений, осуществляющих подготовку рабочих кадров, и заведений здравоохранения и выполнения программ в сфере здраво­охранения согласно виду субвенции.

Соответствующие местные советы, объединенные территориальные громады имеют право распределять остатки субвенции на конец бюджетного периода соответствующими решениями, а также дополнительно сверх объемов субвенции планировать и осуществлять из местных бюджетов оплату текущих и капитальных расходов, включая погашение бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет в органах Госказначейства.

Отражение в первичном и бухгалтерском учете информации о полученных (созданных) оборотных и необоротных активах, а также открытие счетов, регистрация, учет бюджетных обязательств в органах Госказначейства и операции, связанные с использованием субвенции, осуществляются в установленном законодательством порядке.

То есть бухгалтерский учет операций, проведенных за счет средств субвенции, ничем не отличается от учета операций, осуществленных за счет других бюджетных средств.

Это же касается и подачи финансовой отчетности, и осуществления контроля за использованием средств субвенций.

Так, составление и подача финансовой и бюджетной отчетности об использовании субвенции, а также контроль за ее целевым расходованием осуществляются в установленном законодательством порядке.

Теперь рассмотрим нюансы поступления и расходования каждого вида субвенций.

 

Медицинская субвенция

 

Главным распорядителем этой субвенции является Минздрав.

Согласно Порядку № 11 распорядители медицинской субвенции по местным бюджетам определяются решениями о таких бюджетах.

Местные госадминистрации, кроме указанных выше мероприятий, должны осуществлять в случае необходимости распределение целевых расходов на лечение больных сахарным и несахарным диабетом, которые предусмотрены в областных бюджетах, между местными бюджетами административно-­территориальных единиц соответствующей области.

Также обратим внимание на то, что относительно медицинской субвенции п. 5 Порядка № 11 (ср. ) предусмотрено дополнительное распределение и перераспределение общих объемов субвенции между местными бюджетами. Дополнительное распределение и перераспределение осуществляются Кабмином.

Местные советы имеют право передавать средства субвенции в виде межбюджетного трансферта другим бюджетам для предоставления медицинских услуг по месту обслуживания населения.

Как определено в ст. 1034 БКУ, расходы местных бюджетов, предусмотренные в п.п. 3 п. 1 ст. 89 и п.п. 3 п. 1 ст. 90 этого Кодекса, проводятся за счет медицинской субвенции.

К таким расходам относятся расходы на:

— первичную медико-санитарную, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь (больницы широкого профиля, специализированные медико-санитарные части, родильные дома, поликлиники и амбулатории, общие стоматологические поликлиники, а также участковые больницы, медицинские амбулатории, фельдшерско-акушерские и фельдшерские пункты, центры первичной медицинской (медико-санитарной) помощи);

— программы медико-санитарного образования (городские и районные центры здоровья и мероприятия по санитарному образованию);

— консультативную амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь (больницы республиканского АР Крым и областного значения, центры экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, станции экстренной (скорой) медицинской помощи);

— специализированную амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь (специализированные больницы, поликлиники, включая стоматологические, центры, диспансеры, госпитали для ветеранов войны, дома ребенка, станции переливания крови);

— санаторно-курортную помощь (санатории для больных туберкулезом, санатории для детей и подростков, санатории медицинской реабилитации);

— другие государственные программы медицинской и санитарной помощи (медико-социальные экспертные комиссии, бюро судмедэкспертизы, центры медицинской статистики, базы спецмедснабжения, центры здоровья и мероприятия санитарного образования, региональные мероприятия по реализации государственных программ, другие программы и мероприятия).

 

Образовательная субвенция

 

Главным распорядителем этой субвенции является Минобразования.

Согласно Порядку № 6 распорядителями образовательной субвенции по местным бюджетам являются структурные подразделения по вопросам образования и науки, которые определяются решением соответствующего местного совета о таком бюджете, согласно законодательству.

Распределение и перераспределение общих объемов субвенции между местными бюджетами осуществляет Кабмин.

Субвенция направляется на оплату текущих расходов следующих типов учебных заведений:

1) общеобразовательные учебные заведения всех ступеней;

2) школьные отделения учебно-воспитательных комплексов «дошкольное учебное заведение — общеобразовательное учебное заведение», «общеобразовательное учебное заведение — дошкольное учебное заведение»;

3) специализированные школы (школы-интернаты), включая школы-интернаты с углубленным изучением отдельных предметов и курсов для углубленной подготовки детей в области науки и искусств, физической культуры и спорта, других отраслях, лицеи с усиленной военно-физической подготовкой; лицеи (лицеи-интернаты); гимназии (гимназии-интернаты); коллегиумы (коллегиумы-интернаты);

4) вечерние (сменные) школы;

5) общеобразовательные учебные заведения для граждан, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации: общеобразовательные школы-­интернаты, общеобразовательные санаторные школы-­интернаты; специальные общеобразовательные школы-интернаты; общеобразовательные учебные заведения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, детские дома (кроме детских домов семейного типа и приемных семей);

6) специальные общеобразовательные учебные заведения для детей, нуждающихся в коррекции физического и/или умственного развития, учебно-реабилитационные центры.

В случае обеспечения в полном объеме потребности в текущих расходах на бюджетный период за счет указанной субвенции и при условии отсутствия просроченной бюджетной задолженности по защищенным расходам указанных учебных заведений эта субвенция может направляться на их капитальные расходы.

Субвенция может направляться на осуществление мероприятий по оптимизации сети указанных учебных заведений.

В редакцию «Бюджетной бухгалтерии» поступило много вопросов, касающихся возможности обеспечения питанием учащихся 1 — 4 классов за счет образовательной субвенции.

Ответы на эти вопросы содержатся на официальном сайте Профсоюза работников образования и науки Украины.

Так, в соответствии со ст. 25 Закона № 1060, с учетом изменений, внесенных Законом № 76, организация и ответственность за питание в учебных заведениях государственной и коммунальной формы собственности возлагается на местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, центральные органы исполнительной власти, которым подчинены учебные заведения, руководителей учебных заведений.

До внесения этих изменений было предусмотрено, что организация питания в учебных заведениях осуществляется за счет бюджетных ассигнований.

Согласно п. 4 ст. 77 БКУ областные, городские, районные, поселковые, сельские советы при утверждении соответствующих бюджетов учитывают в первоочередном порядке потребность в средствах на оплату труда работников бюджетных учреждений в соответствии с установленными законодательством Украины условиями оплаты труда и размером минимальной заработной платы; на проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, потребляемые бюджетными учреждениями.

Согласно п. 5 ст. 77 БКУ местные советы при утверждении соответствующих местных бюджетов учитывают в полном объеме целевые средства, предусмотренные в составе расходов при определении межбюджетных трансфертов между государственным бюджетом и местными бюджетами. Объемы таких средств уменьшению не подлежат.

Аналогичные задачи предусмотрены также для госадминистраций в пп. 3 и 4 п. 3 Порядка № 6.

За счет образовательной субвенции должна быть обязательно обеспечена организация питания учащихся из числа детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, лиц из их числа, детей-инвалидов / инвалидов I — III групп и детей из семей, получающих помощь в соответствии с Законом № 1768.

Что касается направления части образовательной субвенции на выполнение таких полномочий органов местного самоуправления, как обеспечение питанием учащихся 1 — 4 классов и других за счет расходов из местных бюджетов, то это возможно, если после учета в полном объеме потребности в средствах на оплату труда работников общеобразовательного учебного заведения и на проведение расчетов за коммунальные услуги остался резерв средств для осуществления расходов, которые не могли быть учтены при применении формулы.

 

Субвенция на подготовку рабочих кадров

 

Главным распорядителем этой субвенции является Минобразования.

Согласно Порядку № 7 распорядителями субвенции на подготовку рабочих кадров по местным бюджетам являются структурные подразделения по вопросам образования и науки областных, Киевской городской госадминистраций, которые определяются решением соответствующего местного совета о таком бюджете согласно законодательству.

Распределение и перераспределение общих объемов субвенции между местными бюджетами осуществляются Кабмином.

Эта субвенция из общего фонда государственного бюджета направляется на оплату текущих расходов профессионально-технических и других учебных заведений государственной и коммунальной собственности, которые предоставляют услуги по подготовке квалифицированных рабочих на условиях государственного заказа.

В случае обеспечения в полном объеме потребности в текущих расходах на бюджетный период за счет указанной субвенции и при условии отсутствия просроченной бюджетной задолженности по защищенным расходам указанных учебных заведений эта субвенция может направляться на их капитальные расходы.

Указанная субвенция может направляться на реализацию мероприятий по оптимизации сети указанных учебных заведений.

 

Нормативные документы

 

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон № 212 — Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» от 02.03.2015 г. № 212-VIII.

Закон № 80 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» от 28.12.2014 г. № 80-VIII.

Закон № 1060 — Закон Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII.

Закон № 1197 — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII.

Закон № 76 — Закон Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 г. № 76-VIII.

Закон № 1768 — Закон Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» от 01.06.2000 г. № 1768-III.

Постановление № 65 — постановление КМУ «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета» от 01.03.2014 г. № 65.

Постановление № 117 — постановление КМУ «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 23.04.2014 г. № 117.

Порядок № 11 — Порядок и Условия предоставления медицинской субвенции из государственного бюджета местным бюджетам, утвержденные постановлением КМУ от 23.01.2015 г. № 11.

Порядок № 6 — Порядок и Условия предоставления образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам, утвержденные постановлением КМУ от 14.01.2015 г. № 6.

Порядок № 7 — Порядок и Условия предоставления субвенции на подготовку рабочих кадров из государственного бюджета местным бюджетам, утвержденные постановлением КМУ от 14.01.2015 г. № 7.

Порядок № 1132 — Порядок перечисления межбюджетных трансфертов, утвержденный постановлением КМУ от 15.12.2010 г. № 1132.

Порядок № 1407 — Порядок казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденный приказом Минфина от 24.12.2012 г. № 1407.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше