Темы статей
Выбрать темы

Заполнение декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за 2014 год должностными лицами бюджетных учреждений (ч. 1)

Козина Вера, юрист, директор Департамента изданий для публично-правовой сферы Издательского дома «Фактор»
Антикоррупционная декларационная кампания в самом разгаре, и возникает все больше вопросов, касающихся правильного заполнения деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера (далее — Декларация). Вопросов добавляет еще и тот факт, что на данный момент мы находимся в так называемом «переходном периоде», когда один антикоррупционный закон сменяет другой, а это порождает дополнительные сомнения у субъектов декларирования. Попробуем разобраться и ответить на наиболее актуальные вопросы, которые вы, уважаемые читатели, задавали нам в течение последних месяцев.

14.10.2014 г. был принят Закон Украины «О предотвращении коррупции» № 1700-VІ. Однако этот Закон вводится в действие только 26.04.2015 г., т. е. уже после окончания декларационной кампании.

Это означает, что в период декларационной кампании 2015 года мы в последний раз пользуемся старыми правилами, определенными Законом Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 07.04.2011 г. № 3206-VI.

Таким образом, процедура подачи Деклараций за прошлый год, которые нужно сдать в период с 01.01.2015 г. по 01.04.2015 г., регламентируется ст. 12 Закона № 3206.

 

Кто подает Декларацию?

 

Декларации за прошлый год заполняются и подаются лицами, указанными в п. 1 и п.п. «а» п. 2 ч. 1 ст. 4, и лицами, указанными в абз. 1 ч. 1 ст. 11 Закона № 3206 (далее — субъект декларирования, декларант).

Уже второй год подряд к субъектам декларирования согласно п.п. «а» п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 3206 отнесены все должностные лица юридических лиц публичного права. Проще говоря — все должностные лица коммунальных и государственных предприятий, учреждений или организаций теперь обязаны декларировать свое имущество, доходы и расходы для целей антикоррупционного контроля.

Что такое юридическое лицо публичного права?

Такое лицо создается распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти АР Крым или органа местного самоуправления (ст. 81 ГКУ).

Следовательно, если вы работаете в учреждении, созданном по решению государства (государственного органа) или по решению органа местного самоуправления, — вполне вероятно, что вы относитесь к категории лиц, которые должны подавать Декларацию.

В прошлом году отдельные должностные лица ошибочно определили для себя, что если их предприятие, учреждение, организация (далее — учреждение) не финансируется за счет бюджета, т. е. самоокупается или финансируется из бюджета только частично — им подавать Декларации не нужно. Ценой этой ошибки стало большое количество протоколов о коррупционных правонарушениях. Поэтому обратите внимание — обязанность подачи Деклараций определяется статусом вашего учреждения (т. е. зависит от того, кто его учредил) и не зависит от того, осуществляет учреждение коммерческую или некоммерческую хозяйственную деятельность, имеет оно прибыль или содержится за счет бюджетных средств.

Кто такие должностные лица?

Вопрос для отдельных категорий бюджетников, особенно в разрезе коррупционной ответственности, очень непростой.

На госслужбе или в органах местного самоуправления четко определено, кто в них считается должностным лицом.

Так, в соответствии со ст. 2 Закона № 3723 должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.

В ст. 2 Закона № 2493 указано, что должностным лицом местного самоуправления является лицо, которое работает в органах местного самоуправления, имеет соответствующие должностные полномочия по осуществлению организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций и получает заработную плату за счет местного бюджета.

К сожалению, в большинстве бюджетных учреждений установить, является ли лицо должностным, не так просто. В профильных законах, регламентирующих различные виды профессиональной деятельности в бюджетной сфере, отсутствуют четкие определения этого понятия.

В соответствии с абз. 6 п.п. 5 п. 3 раздела «Общие положения» Методрекомендаций Минюста для применения требований антикоррупционного законодательства под «должностными лицами» понимают работников, которые постоянно, временно или по специальным полномочиям осуществляют функции представителей власти или местного самоуправления, а также постоянно или временно занимают в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или выполняют такие функции по специальным полномочиям, которым лицо наделяется полномочным органом государственной власти, органом местного самоуправления, центральным органом государственного управления со специальным статусом, полномочным органом или полномочным служебным лицом предприятия, учреждения, организации, судом или законом.

Для определения «организационно-распорядительных» и «административно-хозяйственных обязанностей» Минюст предлагает использовать постановление Пленума ВСУ № 5.

Вот как определены в этом постановлении интересующие нас понятия.

Организационно-распорядительные обязанности — это обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, руководящие участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т. п.).

Административно-хозяйственные обязанности — это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля за этими операциями и т. п.). Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т. п.

Лицо является служебным не только тогда, когда оно осуществляет соответствующие функции или исполняет обязанности постоянно, но и тогда, когда оно делает это временно или по специальным полномочиям, при условии, что указанные функции или обязанности возложены на него правомочным органом или правомочным служебным лицом.

Работники предприятий, учреждений, организаций, которые выполняют профессиональные (адвокат, врач, учитель и т. п.), производственные (например, водитель) или технические (машинистка, охранник и т. п.) функции, могут признаваться служебными лицами только при условии, что наряду с этими функциями они выполняют организационно-­распорядительные или административно-­хозяйственные обязанности.

Итак, делаем вывод. Если должности работника юридического лица публичного права присущи вышеупомянутые признаки (т. е. у лица, занимающего должность, имеются подчиненные, которые под его руководством выполняют обусловленный круг задач), то лицо, занимающее такую должность, должно составлять антикоррупционную Декларацию. Это касается и тех лиц, которые периодически в течение прошлого года выполняли соответствующие функции по отдельным поручениям (дежурство, замещение руководителя во время отпуска или болезни и т. п.).

Служебными (должностными) лицами могут признаваться как граждане Украины, так и иностранцы и лица без гражданства (постановление Пленума ВСУ № 5).

Также в вашем учреждении могут работать лица, которые не являются должностными лицами, однако все же обязаны подать Декларацию. Это депутаты местных советов. Они в большинстве случаев подают Декларации не в совет, а по месту работы (службы). Поэтому их Декларации нужно принимать и хранить в их личных делах.

 

Куда подавать?

 

Антикоррупционные декларации за 2014 год в период с 01.01.2015 г. по 01.04.2015 г. мы однозначно подаем по старым правилам — по месту работы (службы).

Декларации за 2014 год, составленные и поданные в период до 26.04.2015 г., хранятся в личных делах субъектов декларирования в кадровых подразделениях соответствующих учреждений. Поэтому работу по сбору Деклараций целесообразно возложить на кадровую службу учреждения. Руководитель учреждения должен определить порядок приема Деклараций, подаваемых лично, и порядок, по которому Декларации, поступившие по почте, попадают в кадровые подразделения.

 

По какой форме?

 

Бланки Декларации изготовляются лицами, которые в соответствии с антикоррупционным Законом № 3206 заполняют и подают Декларации. Изготовление бланков осуществляется путем распечатки или копирования Деклараций на бумаге формата А4 по форме, приведенной в приложении к указанному Закону (распечатывать следует вместе с примечанием).

Бланк Декларации состоит из 10 страниц. Уменьшать количество страниц нельзя, поскольку это будет считаться нарушением и такая Декларация может быть не принята (см., например, постановление Киевского апелляционного административного суда от 22.08.2012 г. по делу № 9103/101/2012).

Указанные бланки не являются бланками документов строгой отчетности (постановление № 64), т. е. бланк Декларации можно распечатать с обеих сторон листа.

 

В какой срок?

 

В соответствии с требованиями ст. 12 Закона № 3206 антикоррупционная Декларация за прошлый год подается до 1 апреля года, следующего за отчетным.

То есть Декларация за 2014 год должна быть подана в период по 31.03.2015 г. включительно. В 2015 году этот день приходится на вторник. Следовательно, никаких переносов даты подача Декларации в связи с выходными или праздниками не ожидается.

Согласно предписаниям абз. 2 ч. 1 ст. 12 Закона № 3206 субъекты декларирования, которые не имели возможности подать до 1 апреля по месту работы (службы) Декларацию за прошлый год из-за пребывания в отпуске в связи с беременностью и родами или для ухода за ребенком, из-за временной нетрудоспособности, пребывания за пределами Украины, под стражей, подают такую Декларацию за отчетный год до 31 декабря.

Это предписание старого Закона останется актуальным в 2015 году, даже после введения в действие нового антикоррупционного Закона № 1700. Во-первых, эта норма смягчает (отменяет) ответственность субъектов декларирования, а следовательно имеет обратное действие во времени. Во-вторых, согласно п. 3 разд. XIII «Заключительные положения» Закона № 1700 до приведения в соответствие с этим Законом законодательные и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей этому Закону. Никаких предписаний о запрете права на отсрочку срока подачи Декларации за 2014 год по основаниям, приведенным в абз. 2 ч. 1 ст. 12 Закона № 3206, новый Закон не содержит. Следовательно, если субъект декларирования, работающий в вашем учреждении, по состоянию на 31.03.2015 г. (включительно) находился в отпуске в связи с беременностью и родами или для ухода за ребенком, был на больничном (что подтверждается листком нетрудоспособности), находился за пределами Украины или под стражей — он должен подать годовую Декларацию после выхода на работу и это не будет нарушением.

 

Обнародование Деклараций

 

Подавляющее большинство субъектов декларирования предписание об обнародовании информации из Декларации не касается.

Однако отдельным категориям высокопоставленных должностных лиц — бюджетников все же придется в этом году позаботиться об обнародовании своих данных.

К таким должностным лицам согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 3206, в частности, относятся:

1) руководители государственных органов, органов власти АР Крым и их заместители;

2) члены коллегиальных государственных органов (комиссий, советов*).

* Имеются в виду советы, созданные государственными органами, а не местные советы. То есть депутатам местных советов обнародовать сведения из деклараций не нужно, если они по должностям не подпадают под категорию лиц, которые обязаны «обнародоваться» по другим признакам.

Сведения из Деклараций подлежат обнародованию в течение 30 дней со дня их подачи на официальном веб-сайте государственного органа, в котором работает субъект декларирования, на срок не меньше одного года. При отсутствии официального веб-сайта такие сведения обнародоуются путем опубликования в официальных печатных изданиях соответствующих государственных органов в течение 30 дней со дня подачи Декларации.

Обнародованию подлежат все сведения, указанные в Декларации, кроме сведений, отнесенных Законом № 3206 к информации с ограниченным доступом.

Сведения о регистрационном номере учетной карточки плательщика налогов или серии и номере паспорта гражданина Украины, а также о месте проживания и регистрации декларанта, местонахождении объектов, указанных в Декларации, являются информацией с ограниченным доступом и обнародованию не подлежат.

Внимание! Согласие родственников на обнародование сведений из Деклараций (кроме информации с ограниченным доступом) не требуется!

 

Как заполнять?

 

Декларант заполняет Декларацию собственноручно чернильной или шариковой ручкой синего или черного цвета таким образом, чтобы было обеспечено свободное чтение внесенных сведений.

Важно! Заполнять Декларацию на компьютере нельзя. Декларация, заполненная другим лицом по вашему поручению, не отвечает требованиям Закона № 3206.

Сведения о регистрационном номере учетной карточки плательщика налогов или серии и номере паспорта гражданина Украины (позиции 1, 4), а также регистрации места проживания (позиция 2), дате рождения членов семьи декларанта (позиция 4), местонахождении объектов, указанных в Декларации (позиции 23 — 34), являются информацией с ограниченным доступом и обнародованию не подлежат (ч. 2 ст. 12 Закона № 3206).

В поле «пересчитанного в гривни» в позициях 21 — 22 и в поле «в том числе за рубежом» в позициях 45 — 64 указываются сведения по официальному курсу гривни к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Украины на день проведения финансовой операции (п. 10 Примечания к Декларации).

В Декларации указываются сведения об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за определенный год (отчетный период), поэтому сведения о членах семьи, имуществе, транспортных средствах, сведения о вкладах в банках, ценных бумагах и других активах должны указываться согласно тому состоянию, которое имело место у декларанта в отчетном периоде, если иное не предусмотрено Декларацией.

Например, если у декларанта новый член семьи появился только в 2015 году, сведения о нем в общей Декларации за 2014 год вписывать не нужно.

В то же время декларант должен указать сведения о лице, которое в 2014 году имело статус члена семьи, а затем его утратило.

Важно! При отсутствии отдельных сведений в соответствующем поле на каждой странице Декларации в обязательном порядке проставляется прочерк.

Сведения о финансовых суммах во всех позициях Декларации округляются до гривни. То есть значение, равное или превышающее 50 копеек, округляется до гривни, значение меньше 50 копеек отбрасывается.

Поле «сумма расходов (грн) на приобретение в собственность/аренду или на другое право пользования» в позициях 23 — 28, 35 — 39 и поле «всего» в позициях 46, 48, 50, 56, 59 и 62 заполняется, если разовый расход (вклад/взнос) по каждой из указанных позиций в 2014 году был равен или превышал 80 тыс. грн.

Внимание! В 2013 году Примечание к Декларации было дополнено п. 111. В соответствии с ним субъекту декларирования теперь нужно указать не только сумму вклада, кредита, страхового полиса и т. п. Нужно дополнительно указать, с каким учреждением он заключил такие договоренности. Такие требования выдвинуты не только к данным, касающимся декларанта, но и к данным, касающимся членов его семьи. Следовательно, в полях «Всего» и «в том числе за рубежом» в позициях 45 — 64 указывается полное наименование банков, других финансовых учреждений, обществ, предприятий, организаций и т. п., с которыми у декларанта или членов его семьи имеются соответствующие отношения.

 

А теперь по разделам!

 

В Разделе I «Общие сведения» Декларации декларант отражает общие сведения о себе и членах семьи.

В позиции 1 указывается фамилия, имя, отчество, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта декларанта.

Серия и номер паспорта указываются, лишь если декларант по своим религиозным убеждениям отказался от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и уведомил об этом соответствующий орган доходов и сборов и имеет об этом отметку в паспорте гражданина Украины (абз. 2 п. 3 Примечания к Декларации). И номер учетной карточки, и реквизиты паспорта одновременно указывать не нужно.

Если декларант в отчетном году поменял фамилию, имя, отчество, сначала указываются новая фамилия, имя, отчество, а в скобках — предыдущая фамилия, имя, отчество (п. 3 Примечания к Декларации).

Сведения, указываемые в позиции 1 (регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов / серия и номер паспорта гражданина Украины), являются информацией с ограниченным доступом и не подлежат обнародованию (абз. 2 ч. 2 ст. 12 Закона № 3206).

В позиции 2 указываются сведения о месте проживания декларанта с указанием адреса на конец отчетного периода.

Эту позицию следует заполнять на основании паспортных данных о регистрации или временной регистрации.

В случае, если адрес места проживания (регистрации) декларанта изменился (или претерпели изменение название населенного пункта, улицы и другие реквизиты этой позиции) и эти данные не отражены в паспорте декларанта, необходимо привести сведения о месте проживания декларанта по состоянию на дату заполнения Декларации (п. 4 Примечания к Декларации).

Как указано в ст. 3 Закона № 1382:

место проживания — это административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком свыше шести месяцев в год;

регистрация — внесение информации в Единый государственный демографический реестр о месте проживания или месте пребывания лица с указанием адреса, по которому с лицом может вестись официальная переписка или вручение официальной корреспонденции.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 ГКУ местом проживания физического лица является жилой дом, квартира, другое помещение, пригодное для проживания в нем (общежитие, гостиница и т. п.), в соответствующем населенном пункте, где физическое лицо проживает постоянно, преимущественно или временно.

Сведения, указываемые в позиции 2 (место проживания декларанта), являются информацией с ограниченным доступом и не подлежат обнародованию (абз. 2 ч. 2 ст. 12 Закона № 3206).

В позиции указывается занимаемая декларантом должность. Если на момент заполнения Декларации должность была изменена, то, по нашему мнению, в этой позиции уместно указать занимаемую должность на момент заполнения Декларации. В скобках можно указать должность, которую субъект декларирования занимал в отчетном периоде.

В позиции указываются сведения о членах семьи декларанта.

В соответствии со ст. 1 Закона № 3206 к членам семьи относятся лица, состоящие в браке, а также их дети, в том числе совершеннолетние, родители, лица, находящиеся под опекой и на попечительстве, другие лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности, в том числе лица, совместно проживающие, но не состоящие в браке.

Следует подчеркнуть, что понятие «член семьи» для целей антикоррупционного контроля может быть применено только при условии наличия в совокупности трех обязательных признаков:

1) совместное проживание;

2) связанность общим бытом;

3) наличие взаимных прав и обязанностей с декларантом. Однако это не касается лиц, состоящих в браке, поскольку они признаются членами семьи независимо от наличия вышеупомянутых признаков.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 СКУ супруги считаются семьей и тогда, когда жена и муж в связи с учебой, работой, лечением, необходимостью ухода за родителями, детьми и по другим уважительным причинам не проживают вместе.

Согласно ст. 21 СКУ браком является семейный союз женщины и мужчины, зарегистрированный в органе государственной регистрации актов гражданского состояния. Проживание одной семьей женщины и мужчины без брака не является основанием для возникновения у них прав и обязанностей супругов.

В соответствии со ст. 3 СКУ ребенок относится к семье своих родителей и тогда, когда совместно с ними не проживает. При этом в соответствии со ст. 6 СКУ правовой статус «ребенка» в контексте применения предписания ст. 3 СКУ имеет лицо до достижения им совершеннолетие, т. е. до достижения 18 лет.

В Декларации за 2014 год субъект декларирования также должен указать информацию и о несовершеннолетних детях, которые согласно ст. 34 и 35 ГКУ получили полную гражданскую дееспособность до достижения 18-летнего возраста, и о совершеннолетних детях, при условии, что эти дети совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности с декларантом.

Регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта гражданина Украины, даты рождения членов семьи являются информацией с ограниченным доступом и не подлежат обнародованию (абз. 2 ч. 2 ст. 12 Закона № 3206).

Если у декларанта есть несовершеннолетние дети, которым не присвоен регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика, нет необходимости указывать серию и номер свидетельства о рождении такого ребенка.

Если по каким-либо причинам у несовершеннолетнего ребенка отсутствует идентификационный номер, декларант в соответствующем поле позиции 4 Раздела I Декларации ставит прочерк.

Приведем несколько вопросов и ответов на эту тему.

 

Вопрос

Ответ

1

2

Декларант является опекуном недееспособного лица. Какой адрес указывать в качестве места проживания недееспособного лица?

Местом проживания недееспособного лица является место проживания его опекуна или место нахождения соответствующей организации, выполняющей в отношении него функции опекуна (ч. 5 ст. 29 ГКУ)

Нужно ли декларировать сведения о лицах, зарегистрированных с декларантом в одном доме, но фактически в нем не проживающих?

Нет, не нужно. В соответствии с антикоррупционным Законом № 3206 сведения о любых лицах, кроме мужа, жены и несовершеннолетнего ребенка, а также лицах, находящихся на попечении субъекта декларирования, вносят в Декларацию лишь при условии, что они совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности с декларантом

Нужно ли указывать в Декларации сведения о лицах, не состоящих в браке с декларантом, но проживающих вместе с ним?

В соответствии со ст. 1 Закона № 3206 членами семьи являются лица, состоящие в браке, а также их дети, в том числе совершеннолетние, родители, лица, находящиеся на попечении и под опекой, другие лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности, в том числе лица, совместно проживающие, но не состоящие в браке.

Кроме лиц, состоящих в браке, к членам семьи для целей заполнения Декларации лицо может быть отнесено при наличии совокупности таких признаков: совместное проживание; связанность общим бытом; наличие взаимных прав и обязанностей с декларантом.

Учитывая вышеприведенное, лицо, которое только вместе проживает с декларантом, но не связано с ним общим бытом и не имеет взаимных прав и обязанностей, по формальному признаку не может быть отнесено к членам семьи субъекта декларирования

Нужно ли указывать в Декларации сведения об имуществе, доходах и расходах несовершеннолетних детей субъекта декларирования, которые временно не проживают вместе с ним (на период учебы в вузе)?

Да, нужно, поскольку несовершеннолетний ребенок относится к семье своих родителей и тогда, когда не проживает совместно с ними.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 СКУ лицо имеет правовой статус «ребенка» только до достижения им совершеннолетие, т. е. в общем случае ребенком является лицо в возрасте до 18 лет

Что делать, если член семьи отказывается подавать информацию о своих доходах?

Если один из членов семьи декларанта отказывается подавать сведения о своих доходах в отчетном году (например, один из супругов после развода), декларант должен в письменном виде обратиться к своему руководителю и объяснить ситуацию.

Также запрос о полученных членом семьи доходах можно направить в соответствующий орган Государственной фискальной службы Украины. Скорее всего, вам откажут в предоставлении информации. Однако это будет служить доказательством того, что вы делали все зависящее от вас лично для полного и достоверного заполнения своей Декларации.

В случае непредоставления членами семьи сведений, предусмотренных Декларацией, декларант в соответствующем поле может поставить прочерк или указать «сведения не предоставлены». Такая формулировка Законом № 3206 не предусмотрена, однако, снимет определенные вопросы во время проверки

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше