Темы статей
Выбрать темы

Применение мер воздействия и административных взысканий за нарушение бюджетного законодательства

Левичев Александр, заведующий сектором контроля учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции
Кто не работает, тот и не ошибается. Таких ревизий, в ходе которых не были бы установлены нарушения, практически не существует. Среди установленных нарушений, как правило, встречаются и нарушения бюджетного законодательства. По результатам проведенных работниками Государственной финансовой инспекции ревизий, которыми установлены нарушения бюджетного законодательства, к участникам бюджетного процесса применяются меры воздействия, предусмотренные требованиями Бюджетного кодекса Украины. Руководители и другие ответственные должностные лица, по вине которых допущены такие нарушения, несут гражданскую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность согласно законодательству.
В этой статье мы подробно рассмотрим, какие именно меры воздействия применяют за те или иные нарушения бюджетного законодательства, а также административную ответственность должностных лиц за допущение таких нарушений.

Нарушение бюджетного законодательства и виды мер воздействия

Нарушением бюджетного законодательства БКУ признает нарушение участником бюджетного процесса установленных этим Кодексом или другим бюджетным законодательством норм по составлению, рассмотрению, утверждению, внесению изменений, выполнению бюджета и отчетности о его выполнении.

В частности, ст. 116 БКУ определен перечень нарушений бюджетного законодательства, который насчитывает 40 их видов и включает в себя возможность установления других случаев нарушения бюджетного законодательства, кроме перечисленных.

За нарушение бюджетного законодательства ст. 117 БКУ предусмотрены следующие меры воздействия:

— предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

— остановка операций с бюджетными средствами;

— приостановление бюджетных ассигнований;

— уменьшение бюджетных ассигнований;

— возврат бюджетных средств в соответствующий бюджет;

— остановка действия решения о местном бюджете;

— бесспорное изъятие средств из местных бюджетов;

— другие меры воздействия, которые могут быть определены законом о Госбюджете.

Рассмотрим, за какие именно нарушения к участникам бюджетного процесса применяются вышеприведенные меры воздействия.

Предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства

В соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 117 БКУ предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства применяется во всех без исключения случаях выявления нарушений бюджетного законодательства. При этом выявленные нарушения должны быть устранены в срок до 30 календарных дней.

Такая мера воздействия может применяться участниками бюджетного процесса, уполномоченными БКУ на осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства, которыми, в частности, являются Минфин, органы Госказначейской службы, Госфининспекции, местные финорганы, главные распорядители бюджетных средств (далее — уполномоченные органы).

При этом механизм применения данной меры воздействия прописан только в Методических рекомендациях № 394 (ср. ), которые регламентируют порядок организации работы органов Госказначейской службы в процессе выявления и фиксирования нарушений бюджетного законодательства.

Госфининспекцией отдельный порядок применения этой меры воздействия не утвержден.

В соответствии с требованиями п.п. 2.2 п. 2 Методических рекомендаций № 394 в случае выявления фактов нарушения бюджетного законодательства должностное лицо органа Госказначейства составляет в произвольной письменной форме предупреждение, в котором обязательно указываются:

— суть нарушения бюджетного законодательства;

— ссылка на нормы нормативно-правовых актов, которые нарушены и являются основанием для составления предупреждения;

— срок устранения нарушения бюджетного законодательства.

Следует обратить внимание на то, что на практике механизм применения работниками Госфининспекции указанной меры воздействия аналогичен механизму, который применяет Госказначейская служба.

Остановка операций с бюджетными средствами

Остановка операций с бюджетными средствами заключается в остановке любых операций по осуществлению платежей со счета нарушителя бюджетного законодательства.

Применение такой меры воздействия осуществляется уполномоченными органами в пределах предоставленных им полномочий к распорядителям и/или получателям бюджетных средств в соответствии с требованиями Порядка № 21.

Остановка операций с бюджетными средствами применяется в случае выявления факта нарушения требований бюджетного законодательства, в частности:

— включения недостоверных данных в бюджетные запросы, нарушения установленных сроков подачи бюджетных запросов или их неподачи;

— зачисления доходов бюджета на любые счета, кроме единого казначейского счета (за исключением средств, которые получают учреждения Украины, функционирующие за рубежом, собственных поступлений государственных и коммунальных высших учебных заведений, научных учреждений и заведений культуры, полученных как плата за услуги, которые предоставляются ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты, и в случаях, предусмотренных абз. 3 и 4 ч. 2 ст. 78 БКУ), а также аккумулирования их на счетах органов, контролирующих взимание поступлений бюджета;

— размещения временно свободных средств бюджета с нарушением требований БКУ;

— создания внебюджетных фондов, нарушения требований БКУ относительно открытия внебюджетных счетов для размещения бюджетных средств;

— осуществления расходов, кредитования местного бюджета, которые в соответствии с БКУ должны проводиться из другого бюджета;

— определения недостоверных объемов бюджетных средств при планировании бюджетных показателей;

— взятия обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований либо с превышением полномочий, установленных БКУ или законом о Госбюджете;

— нарушения требований БКУ при осуществлении предварительной оплаты за товары, работы и услуги за счет бюджетных средств, а также нарушения порядка и сроков осуществления такой оплаты;

— нецелевого использования бюджетных средств;

— включения недостоверных данных в отчеты о выполнении государственного бюджета (местного бюджета), годовой отчет о выполнении закона о Госбюджете (решение о местном бюджете), а также нарушения порядка и сроков подачи таких отчетов;

— нарушения установленных требований по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности о выполнении бюджетов;

— нарушения установленных порядка или сроков подачи финансовой и бюджетной отчетности бюджетных учреждений, а также подачи такой отчетности в неполном объеме;

— несоответствия данных, приведенных в финансовой и бюджетной отчетности бюджетных учреждений, данным бухгалтерского учета;

— осуществления расходов на содержание бюджетного учреждения одновременно из разных бюджетов вопреки БКУ или закону о Госбюджете.

Факты нарушений бюджетного законодательства фиксируются в акте ревизии контролирующего органа и/или в протоколе о нарушении требований бюджетного законодательства.

Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня поступления акта ревизии или протокола выдает распоряжение об остановке операций с бюджетными средствами.

В случае выдачи уполномоченным органом распоряжения об остановке операций остановке подлежат операции с бюджетным средствами на счетах распорядителей и/или получатели по бюджетной программе (коду временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов), по которой выявлено бюджетное правонарушение.

Так, например, в ходе ревизии управления образования установлено нарушение, которое заключается в зачислении одним из детских садов родительской платы на расчетный счет, открытый в одном из частных банковских учреждений.

В этом случае остановке подлежат операции на счете, открытом для обслуживания по расходам всех садов, которые обслуживаются централизованной бухгалтерией этого управления образования и финансируются по коду временной классификации расходов 070101 «Дошкольные заведения образования».

Остановке подлежат любые операции, за исключением:

— уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) и ЕСВ;

— выполнения решений органов, которым в соответствии с законом предоставлено право взыскания средств;

— осуществления защищенных расходов.

Орган Госказначейской службы после поступления распоряжения об остановке операций останавливает операции на соответствующих счетах.

Основанием для возобновления операций на счетах распорядителей и/или получателей являются:

— выдача уполномоченным органом распоряжения о возобновлении операций с бюджетными средствами;

— окончание срока, указанного в распоряжении об остановке операций или 30-дневного срока со дня остановки операций.

Помните: распоряжение об остановке операций может быть обжаловано в порядке, определенном ст. 124 БКУ.

Приостановление бюджетных ассигнований

Приостановление бюджетных ассигнований предусматривает прекращение полномочий на взятие бюджетного обязательства на соответствующую сумму на срок от 1 до 3 месяцев в пределах текущего бюджетного периода путем внесения изменений в роспись бюджета (смету) в соответствии с Порядком № 319.

Приостановление бюджетных ассигнований может применяться в случае выявления факта нарушения требований бюджетного законодательства, в частности:

— взятия обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований либо с превышением полномочий, установленных БКУ или законом о Госбюджете;

— нарушения требований БКУ при осуществлении предварительной оплаты за товары, работы и услуги за счет бюджетных средств, а также нарушения порядка и сроков осуществления такой оплаты;

— нецелевого использования бюджетных средств;

— предоставления кредитов из бюджета или возврата кредитов в бюджет с нарушением требований БКУ и/или установленных условий кредитования бюджета;

— осуществления бюджетными учреждениями заимствований в любой форме либо предоставления бюджетными учреждениями юридическим или физическим лицам кредитов из бюджета вопреки БКУ.

Решение о приостановлении бюджетных ассигнований принимают Министр финансов Украины, Министр финансов АР Крым, руководитель местного финансового органа на основании протокола о нарушении бюджетного законодательства или акта ревизии и приложенных к нему документов.

Решение оформляется приказом Министерства финансов Украины или распоряжением о приостановлении бюджетных ассигнований Министерства финансов АР Крым, местного финансового органа.

Бюджетные ассигнования приостанавливаются на срок от 1 до 3 месяцев в пределах текущего бюджетного периода в объеме, который равняется 50 % ассигнований, утвержденных в плане ассигнований распорядителя бюджетных средств по сокращенной экономической классификации расходов бюджета и классификации кредитования бюджета на этот период, за исключением ассигнований, предусмотренных по защищенным расходам, определенным БКУ.

Так, например, больницей допущено нецелевое использование бюджетных средств в результате проведения оплаты работ по капитальному ремонту кровли за счет средств, выделенных на проведение текущего ремонта.

В случае установления соответствующего нарушения в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности больницы органом Госфининспекции в местный финансовый орган направляется копия акта ревизии вместе с требованием о приостановлении бюджетных ассигнований по тому коду временной классификации расходов, по которому было произведено нецелевое использование бюджетных средств.

Следует отметить, что в случае установления такого нарушения органом Госфининспекции одновременно с приостановлением применяются другие меры воздействия, а именно приостановление операций на соответствующем счете и уменьшение бюджетных ассигнований на сумму, равную сумме средств, израсходованных не по целевому назначению.

Решение о приостановлении бюджетных ассигнований является основанием для внесения изменений в помесячную роспись ассигнований общего фонда бюджета (план ассигнований из общего фонда бюджета соответствующего распорядителя бюджетных средств) путем переноса бюджетных ассигнований на следующие периоды.

Распорядитель или получатель бюджетных средств, которому приостановлены бюджетные ассигнования, в установленные в решении сроки предоставляет информацию соответствующему органу об устранении нарушения бюджетного законодательства и копии документов, которые ее подтверждают.

Помните: в случае непринятия мер по устранению нарушения бюджетного законодательства распорядителем или получателем бюджетных средств в сроки, установленные в решении, руководитель органа, который принял такое решение, имеет право на повторное применение приостановления бюджетных ассигнований к тому же распорядителю или получателю бюджетных средств.

Уменьшение бюджетных ассигнований

Уменьшение бюджетных ассигнований предусматривает лишение нарушителей бюджетного законодательства полномочий на взятие бюджетного обязательства на соответствующую сумму сроком до завершения текущего бюджетного периода путем внесения изменений в роспись бюджета (смету) и в случае необходимости с последующим внесением изменений в закон о Госбюджете (решение о местном бюджете).

Механизм уменьшения бюджетных ассигнований распорядителям бюджетных средств предусмотрен Порядком № 255.

Уменьшение бюджетных ассигнований распорядителям бюджетных средств применяется в случае совершения ими нарушений бюджетного законодательства, а именно:

— нецелевого использования бюджетных средств;

— осуществления расходов бюджета либо предоставления кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений либо с их превышением вопреки БКУ или закону о Госбюджете;

— осуществления расходов на содержание бюджетного учреждения одновременно из разных бюджетов вопреки БКУ или закону о Госбюджете.

Основанием для уменьшения бюджетных ассигнований является протокол о нарушении бюджетного законодательства или акт ревизии, составленный уполномоченным органом, в котором зафиксирован факт совершения распорядителем бюджетных средств в текущем или прошлых годах одного из вышеприведенных нарушений бюджетного законодательства.

Решение об уменьшении бюджетных ассигнований главному распорядителю средств государственного бюджета принимает Министр финансов, главному распорядителю средств местного бюджета — руководитель местного финансового органа, распорядителю бюджетных средств более низкого уровня — главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Несмотря на тот факт, будет принято решение об уменьшении бюджетных ассигнований или нет, руководитель контролирующего органа, которым были установлены нарушения бюджетного законодательства, принимает решение о приостановлении операций с бюджетными средствами распорядителя бюджетных средств, совершившего нарушение бюджетного законодательства.

Решение об уменьшении бюджетных ассигнований принимается по кодам экономической классификации расходов бюджета и классификации кредитования бюджета и соответствующей бюджетной программы (кодам временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов), по которым установлено нарушение бюджетного законодательства, кроме бюджетных ассигнований по защищенным расходам соответствующего бюджета.

В случае установления фактов совершения нарушений бюджетного законодательства по защищенным расходам бюджета, а также, если на момент принятия решения об уменьшении бюджетных ассигнований объем неиспользованных бюджетных ассигнований по соответствующим кодам экономической классификации расходов бюджета и классификации кредитования бюджета и бюджетной программы (кодам временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов) недостаточен для уменьшения бюджетных ассигнований, решение об уменьшении бюджетных ассигнований принимается по другим кодам экономической классификации расходов бюджета и классификации кредитования бюджета по такой или иной бюджетной программе (кодам временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов).

Так, в предыдущем примере больницей допущено нецелевое использование бюджетных средств в результате проведения оплаты работ по капитальному ремонту кровли за счет средств, выделенных на проведение текущего ремонта.

В случае установления соответствующего нарушения в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности больницы орган Госфининспекции направляет главному распорядителю средств соответствующего бюджета требование об уменьшении бюджетных ассигнований на сумму, равную сумме средств, израсходованных не по целевому назначению.

В случае установления факта нарушения бюджетного законодательства по специальному фонду соответствующего бюджета решение об уменьшении бюджетных ассигнований принимается по общему фонду этого бюджета.

При этом, если распорядитель бюджетных средств содержится исключительно за счет средств специального фонда соответствующего бюджета, то решение об уменьшении бюджетных ассигнований в таком случае принимается по бюджетным ассигнованиям специального фонда соответствующего бюджета.

Помните: недостаточность неиспользованных бюджетных ассигнований в текущем году по бюджетным программам (кодам временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов) в целом для уменьшения бюджетных ассигнований является основанием для пересмотра Министром финансов (руководителем местного финансового органа, главным распорядителем средств соответствующего бюджета) объемов бюджетных ассигнований соответствующему распорядителю бюджетных средств на следующие бюджетные периоды в сторону уменьшения плановых предельных объемов расходов и предоставления кредитов.

Возврат бюджетных средств в соответствующий бюджет

Возврат в соответствующий бюджет средств, полученных как субвенция, распорядителем бюджетных средств и возврат средств получателем бюджетных средств в случае нецелевого использования ими в текущем или прошлых годах бюджетных средств осуществляется в соответствии с требованиями Порядка № 1163.

То есть такая мера воздействия применяется к нарушителям бюджетного законодательства за нецелевое использование бюджетных средств.

Основанием для возврата средств в соответствующий бюджет является акт ревизии, составленный контролирующим органом, в котором зафиксирован факт нецелевого использования субвенции распорядителем бюджетных средств или нецелевого использования бюджетных средств их получателем.

На основании фактов, изложенных в акте ревизии, контролирующий орган составляет требование к распорядителю бюджетных средств о возврате в соответствующий бюджет использованной им не по целевому назначению суммы субвенции или требование к получателю бюджетных средств о возврате бюджетных средств в соответствующий бюджет в сумме, использованной им не по целевому назначению.

Распорядитель бюджетных средств, допустивший нецелевое использование субвенции, самостоятельно выполняет требование в течение 10 рабочих дней после его поступления. В случае когда такое нарушение было установлено в течение бюджетного периода, в котором предоставлялась субвенция, распорядитель бюджетных средств выполняет требование за счет средств, полученных как субвенция.

При этом, если субвенция по бюджетным назначениям текущего бюджетного периода на момент составления акта ревизии полностью использована и если указанное нарушение было установлено по окончании бюджетного периода, в котором предоставлялась субвенция, и в текущем бюджетном периоде субвенция не предусматривается, распорядитель бюджетных средств согласовывает с главным распорядителем бюджетных средств вопрос об определении средств, за счет которых будет выполняться требование.

Контроль за возвратом указанных сумм в соответствующий бюджет осуществляет контролирующий орган.

Помните: в случае невыполнения распорядителем бюджетных средств требования в 10-дневный срок, контролирующий орган в пределах своей компетенции принимает или инициирует принятие в установленном порядке решения об остановке операций с бюджетными средствами или приостановлении бюджетных ассигнований такому распорядителю бюджетных средств на сумму субвенции, использованной не по целевому назначению, на период до выполнения требования или до его отмены.

Что же касается получателя бюджетных средств, допустившего нецелевое использование, то он в течение 10 рабочих дней после поступления требования должен:

— перечислить указанную в требовании сумму за счет собственных (небюджетных) средств в доход общего фонда соответствующего бюджета по коду бюджетной классификации доходов «Прочие поступления»;

— проинформировать в течение одного рабочего дня о выполнении требования контролирующий орган, направивший ему требование, и распорядителя бюджетных средств, в сеть которого включен, а также предоставить копии документов, подтверждающих перечисление средств.

Помните: в случае невыполнения получателем бюджетных средств требования контролирующий орган обращается в установленном порядке в суд относительно взыскания с него в доход соответствующего бюджета средств в сумме, использованной им не по целевому назначению.

Остановка действия решения о местном бюджете

Остановка действия решения о местном бюджете применяется за принятие решения о местном бюджете с нарушением требований БКУ или закона о Госбюджете (в том числе относительно составления бюджета в части межбюджетных трансфертов) в порядке, установленном ст. 122 этого Кодекса.

В частности, в случае нарушения требований БКУ и закона о Госбюджете относительно составления соответствующего бюджета в части межбюджетных трансфертов предоставляется право обратиться в суд с одновременным ходатайством о безотлагательной остановке действия решения о соответствующем местном бюджете до окончания судебного разбирательства дела:

— КМУ в течение месяца со дня вступления в силу решения о бюджете АР Крым, областном бюджете, бюджетах городов Киева и Севастополя;

— Председателю Совета министров АР Крым, председателю областной, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций в течение месяца со дня вступления в силу решения о районном, городском (города республиканского АР Крым и областного значения), районном в городах Киеве и Севастополе бюджетах;

— председателю районной государственной администрации, председателю исполнительного органа городского (города республиканского АР Крым и областного значения) совета в течение месяца со дня вступления в силу решения о городском (городов районного значения), сельском, поселковом и районном в городе бюджетах.

В случае остановки решения о местном бюджете расходы местного бюджета осуществляются только на цели, определенные в решении о местном бюджете на предыдущий бюджетный период и одновременно предусмотренные в проекте решения о местном бюджете на следующий бюджетный период, одобренном Советом министров АР Крым, местной государственной администрацией или исполнительным органом местного совета и поданном на рассмотрение Верховной Рады АР Крым или соответствующего местного совета.

При этом ежемесячные бюджетные ассигнования местного бюджета суммарно не могут превышать 1/12 объема бюджетных назначений, установленных решением о местном бюджете на предыдущий бюджетный период (кроме случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 16 и ч. 4 ст. 23 БКУ, а также с учетом необходимости проведения защищенных расходов местного бюджета).

Бесспорное изъятие средств из местных бюджетов

Бесспорное изъятие средств из местных бюджетов применяется за осуществление расходов, кредитования местного бюджета, которые в соответствии с БКУ должны производиться из другого бюджета в соответствии с Порядком № 386.

В случае выявления должностными лицами уполномоченного органа факта осуществления таких расходов составляется акт ревизии или протокол о нарушении бюджетного законодательства.

Решение о применении бесспорного изъятия средств из местных бюджетов принимает Минфин путем:

— взыскания средств из местных бюджетов в государственный бюджет;

— уменьшения объема трансфертов (дотации выравнивания) местным бюджетам на соответствующую сумму.

Принятое решение доводится до сведения органа Госказначейской службы, соответствующего местного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления и соответствующего финансового органа, а также уполномоченного органа.

Бесспорное изъятие средств из местных бюджетов осуществляется непосредственно органами Госказначейской службы в течение 10 дней со дня получения решения об их бесспорном изъятии независимо от того, в каком отчетном периоде допущено и/или выявлено это нарушение.

Также отметим, что БКУ предусмотрена еще и такая категория, как прочие меры воздействия, которые могут быть определены законом о Госбюджете. То есть в случае необходимости законодатель может определить дополнительные меры воздействия к нарушителям бюджетного законодательства, не предусмотренные БКУ, которые будут определены в законе о Госбюджете на соответствующий период.

Как указывалось в начале этой статьи, руководители или другие ответственные должностные лица, по вине которых допущены нарушения бюджетного законодательства, несут административную ответственность согласно закону.

Исчерпывающий перечень нарушений бюджетного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность, определен в ст. 16412 КУоАП.

Заметим: административные правонарушения, предусмотренные ст. 16412 этого Кодекса, рассматриваются исключительно судом.

Для удобства сгруппируем в таблице информацию по видам бюджетных правонарушений, мерам воздействия и административной ответственности.

№ п/п

Вид нарушения

Меры воздействия

Административная ответственность

1

2

3

4

1

Включение недостоверных данных в бюджетные запросы

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами

Административный штраф по ст. 16412 КУоАП от 30 до 50 ннмдг (от 510 до 850 грн.);

те же действия, совершенные повторно, — от 50 до 70 ннмдг (от 850 до 1190 грн.)

2

Нарушение установленных сроков подачи бюджетных запросов или их неподача

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами

 

3

Определение недостоверных объемов бюджетных средств при планировании бюджетных показателей

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами

 

4

Планирование поступлений или расходов государственного бюджета (местного бюджета), не отнесенных к таковым БКУ либо законом о Госбюджете

Предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства

 

5

Нарушение установленного порядка или сроков подачи проекта закона о Госбюджете (проекта решения о местном бюджете) на рассмотрение Верховной Рады Украины (Верховной Рады АР Крым, местного совета)

Предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства

 

6

Нарушение установленного порядка или сроков рассмотрения проекта и принятия закона о Госбюджете (решения о местном бюджете)

Предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства

 

7

Принятие решения о местном бюджете с нарушением требований БКУ или закона о Госбюджете (в том числе относительно составления бюджета в части межбюджетных трансфертов)

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка действия решения о местном бюджете

 

8

Нарушение требований БКУ по утверждению государственного бюджета (местного бюджета) с дефицитом или профицитом

Предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства

 

9

Включение в состав специального фонда бюджета поступлений из источников, не отнесенных к таковым БКУ или законом о Госбюджете

Предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства

Административный штраф по ст. 16412 КУоАП от 50 до 70 ннмдг

(от 850 до 1190 грн.);

те же действия, совершенные повторно, — от 70 до 85 ннмдг

(от 1190 до 1445 грн.)

10

Зачисление доходов бюджета на любые счета, кроме единого казначейского счета (за исключением средств, которые получают учреждения Украины, функционирующие за рубежом, собственных поступлений государственных и коммунальных высших учебных заведений, научных учреждений и заведений культуры, полученных как плата за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты, и в случаях, предусмотренных абз. 3 и 4 ч. 2 ст. 78 БКУ), а также аккумулирование их на счетах органов, контролирующих взимание поступлений бюджета

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами

Административный штраф по ст. 16412 КУоАП от 50 до 70 ннмдг

(от 850 до 1190 грн.);

за те же действия, совершенные повторно, — от 70 до 85 ннмдг

(от 1190 до 1445 грн.)

11

Зачисление доходов бюджета в иной, нежели определенный БКУ или законом о Госбюджете, бюджет, в том числе в результате осуществления распределения налогов и сборов (обязательных платежей) и других доходов между бюджетами с нарушением определенных размеров

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами

Административный штраф по ст. 16412 КУоАП от 50 до 70 ннмдг

(от 850 до 1190 грн.);

за те же действия, совершенные повторно, — от 70 до 85 ннмдг

(от 1190 до 1445 грн.)

12

Осуществление государственных (местных) заимствований, предоставление государственных (местных) гарантий с нарушением требований БКУ

Предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства

Административный штраф по ст. 16412 КУоАП от 50 до 70 ннмдг

(от 850 до 1190 грн.);

за те же действия, совершенные повторно, — от 70 до 85 ннмдг

(от 1190 до 1445 грн.)

13

Принятие решений, которые привели к превышению предельных объемов государственного (местного) долга или предельных объемов предоставления государственных (местных) гарантий

Предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства

Административный штраф по ст. 16412 КУоАП от 50 до 70 ннмдг

(от 850 до 1190 грн.);

за те же действия, совершенные повторно, — от 70 до 85 ннмдг

(от 1190 до 1445 грн.)

14

Размещение временно свободных средств бюджета с нарушением требований БКУ

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами

Административный штраф по ст. 16412 КУоАП от 50 до 70 ннмдг

(от 850 до 1190 грн.);

за те же действия, совершенные повторно, — от 70 до 85 ннмдг

(от 1190 до 1445 грн.)

15

Создание внебюджетных фондов, нарушение требований БКУ относительно открытия внебюджетных счетов для размещения бюджетных средств

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами

Административный штраф по ст. 16412 КУоАП от 50 до 70 ннмдг

(от 850 до 1190 грн.);

за те же действия, совершенные повторно, — от 70 до 85 ннмдг

(от 1190 до 1445 грн.)

16

Нарушение порядка или сроков подачи, рассмотрения и утверждения смет и других документов, применяемых в процессе выполнения бюджета, утверждение в сметах показателей, не подтвержденных расчетами и экономическими обоснованиями

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами

 

17

Нарушение требований БКУ по утверждению главными распорядителями бюджетных средств порядков использования бюджетных средств

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами

 

18

Нарушение порядка или сроков подачи и утверждения паспортов бюджетных программ (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе)

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами

 

19

Нарушение установленных сроков доведения документов об объемах бюджетных ассигнований до сведения распорядителей бюджетных средств низшего уровня или получателей бюджетных средств

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами

 

20

Нарушение порядка и сроков открытия (закрытия) счетов в органах Госказначейства

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами

 

21

Взятие обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований либо с превышением полномочий, установленных БКУ или законом о Госбюджете

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами;

3) приостановление бюджетных ассигнований

Административный штраф по ст. 16412 КУоАП от 50 до 70 ннмдг

(от 850 до 1190 грн.);

за те же действия, совершенные повторно, — от 70 до 85 ннмдг

(от 1190 до 1445 грн.)

22

Нарушение порядка регистрации и учета бюджетных обязательств, включая необоснованный отказ в регистрации или несвоевременную регистрацию бюджетных обязательств

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами

 

23

Нарушение требований БКУ при осуществлении предварительной оплаты за товары, работы и услуги за счет бюджетных средств, а также нарушение порядка и сроков осуществления такой оплаты

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами;

3) приостановление бюджетных ассигнований

Административный штраф по ст. 16412 КУоАП от 30 до 50 ннмдг

(от 510 до 850 грн.);

за те же действия, совершенные повторно, — от 50 до 70 ннмдг

(от 850 до 1190 грн.)

24

Осуществление платежей за счет бюджетных средств без регистрации бюджетных обязательств, при отсутствии подтверждающих документов или при включении в платежные документы недостоверной информации, а также безосновательный отказ в проведении платежа органами Госказначейства

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами;

3) приостановление бюджетных ассигнований

Административный штраф по ст. 16412 КУоАП от 30 до 50 ннмдг

(от 510 до 850 грн.);

за те же действия, совершенные повторно, — от 50 до 70 ннмдг

(от 850 до 1190 грн.)

25

Нецелевое использование бюджетных средств

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами;

3) приостановление бюджетных ассигнований;

4) уменьшение бюджетных ассигнований;

5) возврат бюджетных средств в соответствующий бюджет

Административный штраф по ст. 16412 КУоАП от 70 до 85 ннмдг

(от 1190 до 1445 грн.);

за те же действия, совершенные повторно, — от 85 до 100 ннмдг

(от 1445 до 1700 грн.)

26

Нарушение требований БКУ при осуществлении расходов государственного бюджета (местного бюджета) в случае несвоевременного вступления в силу закона о Госбюджете (несвоевременного принятия решения о местном бюджете)

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами;

3) приостановление бюджетных ассигнований

Административный штраф по ст. 16412 КУоАП от 30 до 50 ннмдг

(от 510 до 850 грн.);

за те же действия, совершенные повторно, — от 50 до 70 ннмдг

(от 850 до 1190 грн.)

27

Предоставление кредитов из бюджета или возврат кредитов в бюджет с нарушением требований БКУ и/или установленных условий кредитования бюджета

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами;

3) приостановление бюджетных ассигнований

Административный штраф по ст. 16412 КУоАП от 50 до 70 ннмдг

(от 850 до 1190 грн.);

за те же действия, совершенные повторно, — от 70 до 85 ннмдг

(от 1190 до 1445 грн.)

28

Осуществление бюджетными учреждениями заимствований в любой форме либо предоставление бюджетными учреждениями юридическим или физическим лицам кредитов из бюджета вопреки БКУ

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами;

3) приостановление бюджетных ассигнований

Административный штраф по ст. 16412 КУоАП от 50 до 70 ннмдг

(от 850 до 1190 грн.);

за те же действия, совершенные повторно, — от 70 до 85 ннмдг

(от 1190 до 1445 грн.)

29

Осуществление расходов, кредитования местного бюджета, которые в соответствии с БКУ должны производиться из другого бюджета

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами;

3) приостановление бюджетных ассигнований;

4) бесспорное изъятие средств из местных бюджетов

Административный штраф по ст. 16412 КУоАП от 70 до 85 ннмдг

(от 1190 до 1445 грн.);

за те же действия, совершенные повторно, — от 85 до 100 ннмдг

(от 1445 до 1700 грн.)

30

Осуществление расходов бюджета или предоставления кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений либо с их превышением вопреки БКУ или закону о Госбюджете

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами;

3) приостановление бюджетных ассигнований;

4) уменьшение бюджетных ассигнований

Административный штраф по ст. 16412 КУоАП от 70 до 85 ннмдг

(от 1190 до 1445 грн.);

за те же действия, совершенные повторно, — от 85 до 100 ннмдг

(от 1445 до 1700 грн.)

31

Нарушение требований БКУ по выделению средств из резервного фонда бюджета

Предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства

Административный штраф по ст. 16412 КУоАП от 50 до 70 ннмдг

(от 850 до 1190 грн.);

за те же действия, совершенные повторно, — от 70 до 85 ннмдг

(от 1190 до 1445 грн.)

32

Нарушение установленных требований по применению бюджетной классификации

Предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства

 

33

Включение недостоверных данных в отчеты о выполнении государственного бюджета (местного бюджета), годовой отчет о выполнении закона о Госбюджете (решение о местном бюджете), а также нарушение порядка и сроков подачи таких отчетов

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами

 

34

Нарушение установленных требований по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности о выполнении бюджетов

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами

 

35

Нарушение установленных порядка или сроков подачи финансовой и бюджетной отчетности бюджетных учреждений, а также подача такой отчетности в неполном объеме

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами

 

36

Несоответствие данных, приведенных в финансовой и бюджетной отчетности бюджетных учреждений, данным бухгалтерского учета

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами

 

37

Включение недостоверных данных в отчеты о выполнении паспортов бюджетных программ (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе), а также нарушение порядка и сроков подачи таких отчетов

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами

 

38

Издание нормативно-правовых актов, которые уменьшают поступления бюджета или увеличивают расходы бюджета вопреки закону

Предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства

Административный штраф по ст. 16412 КУоАП от 70 до 85 ннмдг

(от 1190 до 1445 грн.);

те же действия, совершенные повторно, — от 85 до 100 ннмдг

(от 1445 до 1700 грн.)

39

Осуществление расходов на содержание бюджетного учреждения одновременно из разных бюджетов вопреки БКУ или закону о Госбюджете

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами;

3) приостановление бюджетных ассигнований;

4) уменьшение бюджетных ассигнований

Административный штраф по ст. 16412 КУоАП от 70 до 85 ннмдг

(от 1190 до 1445 грн.);

за те же действия, совершенные повторно, — от 85 до 100 ннмдг

(от 1445 до 1700 грн.)

40

Нарушение требований ст. 28 БКУ относительно обнародования и доступности информации о бюджете

Предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства

 

41

Другие случаи нарушения бюджетного законодательства участником бюджетного процесса

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

2) остановка операций с бюджетными средствами;

3) приостановление бюджетных ассигнований

 

Также отметим, что за некоторые бюджетные правонарушения предусмотрена и уголовная ответственность.

Так, в соответствии со ст. 210 УКУ нецелевое использование бюджетных средств служебным лицом, а также осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений либо с их превышением вопреки БКУ или закону о Госбюджете на соответствующий год, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах, наказываются штрафом от 100 до 300 ннмдг (от 700 до 5100 грн.), или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Те же деяния, предметом которых были бюджетные средства в особо крупных размерах, или совершенные повторно, или по предварительному сговору группой лиц наказываются ограничениям свободы на срок от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок от двух до шести лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Также согласно ст. 211 УКУ издание служебным лицом нормативно-правовых актов, которые уменьшают поступления бюджета или увеличивают расходы бюджета вопреки закону, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах, карается штрафом от 100 до 400 ннмдг (от 1700 до 6800 грн.), или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до четырех лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Те же действия, предметом которых были бюджетные средства в особо крупных размерах или совершенные повторно, наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

При этом крупным размером бюджетных средств соответственно считается сумма, которая в тысячу и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан (609000 грн. и более).

Особо крупным размером бюджетных средств соответственно считается сумма, которая в три тысячи и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан (1827000 грн. и более).

Нормативные документы

БКУБюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

Методические рекомендации № 394 — Методические рекомендации относительно порядка применения органами Государственной казначейской службы Украины мер воздействия за нарушения бюджетного законодательства, утвержденные приказом Госказначейства от 29.12.2012 г. № 394.

Порядок № 21 — Порядок приостановления операций с бюджетными средствами, утвержденный постановлением КМУ от 19.01.2011 г. № 21.

Порядок № 319 — Порядок приостановления бюджетных ассигнований, утвержденный приказом Минфина от 15.05.2002 г. № 319.

Порядок № 255 — Порядок уменьшения бюджетных ассигнований распорядителям бюджетных средств, утвержденный постановлением КМУ от 17.03.2011 г. № 255.

Порядок № 1163 — Порядок возврата бюджетных средств в соответствующий бюджет в случае их нецелевого использования, утвержденный постановлением КМУ от 22.12.2010 г. № 1163.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше